Аналитическая справка-отчет
по результатам изучения школьной мотивации учащихся 5, 6 классов по МБОУ Белавская ООШ
Учитель: Куликова Елена Александровна
Цель исследования: выявить наличие мотива и составить представление о реализации деятельности педагога ОУ по формированию мотивационной сферы учащегося.
Задачи: Изучение отношения к школе, выявление детей «группы риска»
Предмет исследования: уровень школьной мотивации
Субъект: учащиеся 5,6 классов
Срок: сентябрь 2023-март 2025
Объект исследования: отношение ребенка к школе.
Метод исследования:
Опросник «Учебная мотивация школьников» (для обучающихся от 11 лет и старше)
Источники
Методика для диагностики учебной мотивации школьников (методика М.В.Матюхиной в модификации Н.Ц.Бадмаевой) / Бадмаева Н.Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей: Монография. - Улан-Удэ, 2004. - С.149-150.
Инструкция: Внимательно прочитайте каждое из приведенных суждений. Если Вы считаете, что оно верно и соответствует Вашим отношениям с учителем, то отметьте V или + в графе «верно», если верно в некоторых случаях вашего взаимодействия, то в графе «верно в некоторой степени», если оно неверно, то - «совсем не верно».
№ | | верно | верно в некоторой степени | совсем не верно |
1. | Понимаю, что ученик должен хорошо учиться | | | |
2. | Стремлюсь быстро и точно выполнять требования педагога | | | |
3. | Хочу окончить школу и учиться дальше | | | |
4. | Хочу быть культурным и развитым человеком | | | |
5. | Хочу получать хорошие отметки | | | |
6. | Хочу получать одобрение учителей и родителей | | | |
7. | Хочу, чтобы товарищи были всегда хорошего мнения обо мне | | | |
8. | Хочу быть лучшим учеником в классе | | | |
9. | Хочу, чтобы в классе у меня было много друзей | | | |
10. | Хочу, чтобы мои ответы на уроках были всегда лучше всех | | | |
11. | Хочу, чтобы не ругали родители и учителя | | | |
12. | Не хочу получать плохие отметки | | | |
13. | Люблю узнавать новое | | | |
14. | Нравится, когда учитель рассказывает что-то интересное | | | |
15. | Люблю думать, рассуждать на уроке | | | |
16. | Люблю брать сложные задания, преодолевать трудности | | | |
17. | Мне интересно беседовать с учителем на разные темы | | | |
18. | Мне больше нравится выполнять учебное задание в группе, чем одному | | | |
19. | Люблю решать задачи разными способами | | | |
20. | Люблю все новое и необычное | | | |
21. | Хочу учиться только на «4» и «5» | | | |
22. | Хочу добиться в будущем больших успехов | | | |
Ключ:
Интерпретация результатов по данному тесту проводится на основе количественного и качественного анализа результатов.
Количественный анализ результатов основывается на определении уровня мотивации учащихся к обучению в целом:
«верно» - 1 балл, «верно в некоторой степени» - 0,5 балла; «совсем не верно» - 0 баллов.
наивысшее количество баллов 22; уровень сформированности мотивации к обучению определяется по градации:
0–7 баллов – низкий уровень;
8–15 – средний уровень;
16–22 – высокий уровень.
В процентном соотношении определяем, сколько процентов в классном и детском коллективе детей с высоким уровнем школьной мотивации к обучению, средним и низким.
Качественный анализ позволяет выделить преобладание конкретных мотивов в учебной деятельности учащегося. Определяется на основе выделенных учащимся ответов
«верно» на соответствующие мотивы:
долга и ответственности: 1–2 суждения;
самоопределения и самосовершенствования: 3-4;
благополучия: 5-6;
аффилиации: 7-8;
престижа: 9-10;
избегания неудачи: 11-12;
учебно-познавательные (содержание учения): 13-14;
учебно-познавательные (процесс учения): 15-16;
коммуникативные: 17-18;
творческой самореализации: 19-20;
достижения успеха: 21-22.
Качественный анализ позволяет выявить, на какие мотивы учебной деятельности в наибольшей степени обращает внимание педагог.
Результаты мониторинга за три года обучения у учащихся одного класса
Учебный год | Класс | Количество обучающихся | Диагностический материал. Показатели, по которым отслеживалась эффективность деятельности | Результаты диагностики школьной мотивации (входной и итоговый контроль) |
2023-2024 | 5 | 7 | Определение уровня школьной мотивации по М.В. Матюхиной. | Входной | Итоговый |
Высокий – 14% Повышенный – | Высокий – 29% Повышенный – |
| | | | 43% | 29% |
| | | | Базовый – 43% | Базовый – 42% |
| | | | Пониженный-0 | Пониженный-0 |
2024-2025 | 6 | 7 | | Входной | Итоговый |
| | | Показатели: сформированность личностного смысла учения; сформированность познавательных и социальных мотивов. | Высокий – 29% Повышенный – 42% Базовый – 29% Пониженный-0 | Высокий – 29% Повышенный – 57% Базовый – 14% Пониженный-0 |
Вывод:
Диагностика осуществляется с применением различных методов: анкетирования, заданий для определения уровня учебной мотивации учащихся. По результатам наблюдается положительная динамика.
Зам.директора по УВР: Бондаренко Л.Ю.