Аналитическая справка по результатам экспресс диагностики выявления тревожности у учащихся 2-х классов 2023-2024 уч. год
Цель: определить уровень тревожности учащихся в младшем звене школы.
Детям предлагается оценить изменения в своем самочувствии, произошедшие в последнее время. Положительное утверждение принимается только в том случае, если произошло изменение. Например, ребенок быстро уставал и так же быстро или меньше устает сейчас, в этом случае ответ будет отрицательным.
Каждое из предложенных утверждений следует начинать с фразы «В последнее время…»
Подсчет баллов
Начисляется по 1 баллу за каждый ответ «да» на вопросы — 1, 4, 5, 6, 8, 9, 10, 12, 13, 14, 15 и «нет» на вопросы — 2, 3, 7, 11.
Оценка уровня тревожности:
1–4 балла — низкий уровень.
5–7 баллов — средний уровень.
8–10 баллов — повышенный уровень.
11–15 баллов — высокий уровень.
В диагностике приняли участие 304 ученика.
Тревожность. Классы: | низкая: | средняя | повышенная | высокая |
2а-29 чел. | 11 | 16 | 2 | - |
2б-25 чел. | 3 | 17 | 3 | 2 |
2в-28 чел. | 10 | 13 | 4 | 1 |
2г-32 чел. | 6 | 20 | 4 | 2 |
2д-30 чел. | 8 | 16 | 5 | 1 |
2е-30 чел. | 8 | 17 | 3 | 2 |
2ж-31 чел. | 9 | 12 | 8 | 2 |
2з-24 чел. | 10 | 13 | 1 | - |
Итого: 229 чел. | 65 | 124 | 30 | 10 |
Таким образом, учащихся с повышенной тревожностью 30 человек, с высокой тревожностью 10 учеников.
Рекомендации:
Особого внимания требуют, прежде всего, учащиеся с высокой тревожностью. Как известно, подобная тревожность может порождаться либо реальным неблагополучием школьника в наиболее значимых областях деятельности и общения, либо существовать как бы вопреки объективно благополучному положению, являясь следствием определенных личностных конфликтов, нарушений в развитии самооценки и т. п.
Последние случаи представляются очень существенными, поскольку они нередко проходят мимо внимания учителей родителей. Подобную тревожность частот испытывают ученики, которые хорошо и даже отлично учатся, ответственно относятся к учебе, общественной жизни, школьной дисциплине, однако это видимое благополучие достается им неоправданно большой ценой и чревато срывами, особенно при резком усложнении деятельности. У таких учащихся отмечаются выраженные вегетативные реакции, неврозоподобные и психосоматические нарушения.
Тревожность в этих случаях часто порождается конфликтностью самооценки, наличием в ней противоречия между высокими притязаниями и достаточно сильной неуверенностью в себе. Подобный конфликт, заставляя этих учащихся постоянно добиваться успеха, одновременно мешает им правильно оценивать его, порождая чувство постоянной неудовлетворенности, неустойчивости, напряженности. Это ведет к гипертрофии потребности в достижении, к тому, что она приобретает ненасыщаемый характер, следствием чего являются отмечаемые учителями и родителями перегрузка, перенапряжение, выражающиеся в нарушениях внимания, снижении работоспособности, повышенной утомляемости.
Методика не полностью обеспечивает выявление тревожности учащихся прежде всего вследствие большого числа всевозможных «защитных» тенденций, начиная от элементарных (нежелания раскрываться перед посторонним человеком) до самых сложных защитных механизмов.
Обратить внимание на учащихся с повышенным уровнем тревожности.
Классному руководителю совместно с педагогом-психологом наблюдать за детьми с высокими показателями тревожности, провести коррекционные занятия на снижение уровня тревожности с учащимися с высоким показателем тревожности.
Педагог-психолог: Бадмаева С.В.
23.12.2023 г.