СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Цель: систематизация знаний педагогов об организации двигательной активности детей дошкольного возраста в туристических походах; анализ эффективности используемых форм и
Аналитическая справка
«Повышение качества образовательного процесса в ДОУ посредством внедрения детского краеведческого туризма».
Цель: систематизация знаний педагогов об организации двигательной активности детей дошкольного возраста в туристических походах; анализ эффективности используемых форм и методов организации двигательной активности детей в ДОУ и использования в них ЗСТ (здоровьесберегающих технологий).
Предмет контроля:
Выявление уровня развития детей
Оценка профессионального мастерства воспитателя.
Оценка планирования воспитательно – образовательной работы с детьми.
Оценка взаимодействия с родителями по вопросу художественно – эстетического развития детей.
Основание для контроля: выполнение задач годового плана на 2024 – 2025 учебный год.
В период с 23 сентября2024 года по 18 октября 2024 года проводилась работа по подготовке к педагогическому совету по созданию оптимальных условий для двигательной и познавательной активности воспитанников посредством организации туристических прогулок и экскурсий.
Дошкольный туризм решает не только воспитательно-образовательные, но и оздоровительные задачи, совершенствует двигательные способности детей, способствует освоению ими простейших туристских умений и навыков. Туризм как особый вид деятельности человека предусматривает разные организационные формы: прогулки, экскурсии, экспедиции, походы. Некоторые из них вполне доступны детям дошкольного возраста.
При проведении тематической проверки было выявлено что: педагоги проводили с ребятами беседы, рассказали, что такое туризм и кто такие туристы и, конечно же, в очередной раз поговорили о правилах поведения в лесу, чтобы обеспечить свою безопасность и не причинить вреда природе.
Воспитатели читали детям рассказы о путешествиях, предлагали отгадать загадки о туризме и туристах, проводили дидактические и сюжетно – ролевые игры "Мы туристы", "В поход", "Первая помощь", В течение недели ребята играли в дидактические игры «Можно-нельзя», «Что растет в лесу», «Животные и их детеныши», в сюжетно-ролевые игры «Первая помощь», «Пикник», «Собери рюкзак в поход». И конечно же занимались творчеством, которое было оформлено воспитателями в виде выставки «Туризм глазами детей».
Ну а как же туризм без похода? Ребята с удовольствием располагались в палатке, играли в подвижные игры. Для детей был организован туристический маршрут с этапами: переправа, лесные правила, зеленая аптека, палаточный, спасательный. Все этапы ребята проходили с азартом.
Неделя прошла позитивно, увлекательно. Дети получили заряд бодрости, новые знания и навыки настоящих туристов.
В средней группе «В» "Подсолнушки" было проведено мини – путешествие "Мы туристы", где Татьяна Александровна дала детям с помощью презентации, представление о туризме, как виде спорта и активного отдыха. Дети с удовольствием играли в словесную игру «Собери рюкзак», отгадывали загадки. С большим удовольствием участвовали в эстафетах: «Соберись в поход», «Принеси воды», «Рыбалка», «Собери шишки для поделок», «Природная аптечка» (находили лекарственные растения) и т.д.
В средней группе «А» Квасова О.О. совместно с инструктором по физической культуре Грибовой В.Ю – провели развлечение "Путешествие в страну здоровья", при проведении путешествия педагог дала детям представление о культуре здоровья и путях её развития через активный отдых на природе. Воспитывала ответственное, активное, бережное отношение к природе города. Инструктор по физической культуре Грибова В.Ю, развивала у детей крупную и мелкую мускулатуру, физические качества как: ловкость, быстрота реакции, ориентировка в пространстве, координация движения.
Прогулка - поход "Мы юные туристы" провела воспитатель Сергеева Л.М. Детям предложено было отправиться в путешествие в поисках клада. Побывав на импровизированных островах "Зоркий глаз", остров "Бармалея", "Пиратская игровая" и др. ребятам пришлось преодолевать препятствия, выполнять сложные задания и в результате - удалось отыскать сундук с сокровищами.
Таскаева О.М., провели путешествие в сказочный лес. Где встретили лесных обитателей : Лесовичка, Ежика, Зайца, Птичку, Пчелку, Бабочку. В ходе путешествия по лесу ребята решали проблемные ситуации, в результате которых они усвоили основные правила поведения в лесу. Это способствовало осознанию ими необходимости сохранения, охраны и спасения природы. Дало им знания об окружающей природе, познакомило их с экологическими проблемами «Малой Родины»
С ребятами подготовительной группы «Б» "Весёлые ребята" был организован и проведён настоящий туристический поход "Этот удивительный мир природы". Мальчишки и девчонки, как настоящие туристы с рюкзаками за плечами, с игровыми атрибутами, с продовольственным пайком отправились в импровизированный парк. Там они, облюбовав полянку, установили палатку, играли, собирали листья, любовались красками осени и на практике применили знания о соблюдении правил поведения в природе. С прекрасным настроением они вернулись в детский сад, рассказывали о своём походе, обменивались впечатлениями.
С детьми подготовительной к школе группы «А» Арабей Татьяна Александровна, провела беседу о том, что такое туризм, какими качествами должны обладать туристы и для чего люди ходят в походы, что такое компас, что такое карта и как ими пользоваться. С огромным интересом воспитанники рассматривали иллюстрации разных видов туризма (пеший, водный, лыжный, горный, конный, велосипедный, автомобильный мотоциклетный) и обсуждали, каким видом туризма они хотели бы заниматься. Ребята сами сформулировали правила поведения туристов на природе и уяснили, что эти правила базируются на трех принципах: не причинить вред себе, не причинить вред окружающим и не причинить вред природе.
Дети составили список вещей, которые пригодятся туристу в походе. Но когда увидели походный рюкзак со всем необходимым, то поразились его внушительному объему. Дети примеряли рюкзак, пробовали пройти с ним по группе. Рюкзак покорился только самым сильным и выносливым. Вот здесь то ребята и задумались о том, что нужно обязательно делать зарядку и тренироваться, чтобы стать настоящим туристом. Дети с большим интересом рассматривали все содержимое рюкзака.
С целью формирование продуктивного взаимодействия детей, родителей и педагогов в образовательном пространстве, воспитания уважения, любви к своей малой Родине, воспитателями были оформлены консультации на данную тему: «Роль туризма в развитии ребенка», «Мы идем в поход».
В ходе проверки была проанализирована документация воспитателей, отражающая организацию детей; прошел контроль соблюдения режима дня, организация подготовки к прогулке с элементами туризма и возвращение в группу, посещались прогулки, а также мероприятия по оздоровлению детей.
В ходе контроля выявлено:
Все воспитатели добросовестно относятся к планированию прогулок - походов. В календарных планах отмечены разные виды детской деятельности на прогулке с элементами туризма, это: эстафеты, полоса препятствий, ориентирование на местности по карте, игры на сплочение, конкурсы и т.д.
Дети не только укрепляли здоровье, но и получали новые впечатления, о природе родного края, овладевали новыми видами движений, туристскими навыками, учились проявлять дружеские взаимоотношения.
Эмоциональный фон прогулки, походов положительный, педагоги владеют знаниями возрастной психологии детей, применяют личностно – ориентированный подход к воспитанникам, чаще всего используют просьбу, одобрение, похвалу, подбадривают воспитанников.
Режим прогулки соблюдается и реализуется педагогами в соответствии с режимом дня каждой возрастной группы, санитарными правилами и погодными условиями.
Туризм является прекрасным средством активного отдыха. Дети не только укрепляют здоровье, но и получают новые впечатления, обогащают представления о природе родного края, овладевают новыми видами движений, туристскими навыками, учатся проявлять дружеские взаимоотношения.
Решения:
1. Признать работу педагогов средних, старших, подготовительных к школе групп по созданию оптимальных условий для двигательной и познавательной активности воспитанников посредством организации туристических прогулок и экскурсий, удовлетворительной.
2. Продолжать работу по организации туристической деятельности с целью повышения физической подготовленности и развития познавательных способностей воспитанников через разные организационные формы: прогулки, экскурсии, походы.
3. Воспитателям запланировать работу по проведению разных видов прогулок -походов по сезонам: спортивные (с участием инструктора по физической культуре), познавательные (знакомство с окружающим миром, достопримечательностями и т.п. ), оздоровительные (прогулки на природе с использованием здоровьесберегающих технологий), экологические и т.д. не реже 2 раз в год.
4. Педагогам привлекать родителей воспитанников к участию в организованных прогулках - походах, с целью организации совместной деятельности дошкольного учреждения и семьи.
С методикой проведения туристических прогулок познакомила педагогов в консультации воспитатель Резник И.Е. Каждая туристская прогулка (поход) ставит перед собой определенные цели. Это может быть ознакомление с окружающим миром, его достопримечательностями, с памятниками искусства, архитектуры. Туристская прогулка может преследовать экологические цели – ознакомление с природой, воспитание бережного и заботливого отношения к ней, оказание помощи в ее охране и защите. Но не менее важной целью и задачей является оздоровление детей. Проведению туристской прогулки предшествует определенная работа: взрослыми разрабатывается маршрут похода, определяются места остановок, обсуждается необходимое снаряжение.
Педагог рассказала о видах туристических прогулок, их структуре, содержании каждого этапа, а во второй, практической части, педагоги, разбившись на команды, составляли разные виды туристических походов, расписывая виды деятельности на каждом его этапе
С одной из современных технологий дошкольного образования познакомили педагогов инструктор по физической культуре Егоркина Е.П., воспитатель Афиногенова А.Н. в семинаре-практикуме «Геокешинг- туристическая игра, как средство развития дошкольников ». В теоретической части педагоги раскрыли суть технологии, привели примеры организации игры, познакомили с некоторыми видами заданий. Во второй, практической части, воспитатели и специалисты сами стали участниками увлекательного геокешинга, в поисках клада, они разгадывали ребусы, отгадывали загадки, составляли слово по первым и последним буквам, читали подсказки, написанные «невидимыми чернилами», собирали слово из букв, спрятанных в воздушном шаре, и, наконец, получив карту, нашли «клад». В результате рефлексии, участники семинара пришли к выводу, что такая образовательная технология, как геокешинг будет интересна и эффективна в работе с детьми, ее можно использовать не только на прогулке, но и при проведении занятий, а так же в любых режимных моментах.
Для педагогов был организован конкурс мини-проектов «Вместе весело шагать». Цель Конкурса: повышение физической подготовленности и развитие познавательных способностей воспитанников через организацию туристической деятельности. Необходимо было организовать с детьми туристический поход , либо с целью ознакомления с окружающим миром, его достопримечательностями, с памятниками искусства, архитектуры, либо с целью ознакомления с природой. Все педагоги проявили творчество, как в организации похода, так и в оформлении проекта.
Современный детский сад должен стать детско-родительским центром, в котором каждая семья найдет помощь и поддержку в воспитании детей. Совместная деятельность родителей, педагогов и детей положительно влияет на воспитанников. Походы и экскурсии – это одна из активных форм взаимодействия с родителями. Поход для ребенка вместе с семьей – это встреча с неведомой для них информацией в непривычной форме, а для родителей – это необычное мероприятие вне стен детского сада, возможность понаблюдать за своим ребенком со стороны и разделить с ним приятные минуты отдыха. А для того, чтобы поход или экскурсия стали не просто развлечением, а проходили познавательно, интересно, разнообразно, а , главное, полезно, для родителей был организован ряд мероприятий, повышающих их уровень компетентности.
В консультации: « Роль туризма в развитии ребенка» воспитатель Горбачевская Т.А. рассказала о роли походов, об их структуре, познакомила с некоторыми приемами стимулирования двигательной и познавательной активности детей: эстафеты, полоса препятствий, ориентирование на местности по карте, игры на сплочение, конкурсы и т.д. Туризм является прекрасным средством активного отдыха. Дети не только укрепляют здоровье, но и получают новые впечатления, обогащают представления о природе родного края, овладевают новыми видами движений, туристскими навыками, учатся проявлять дружеские взаимоотношения.
С целью формирование продуктивного взаимодействия детей, родителей и педагогов в образовательном пространстве, воспитания уважения, любви к своей малой Родине, воспитателями Меметовой Л.С., Мартыновой Т.О., Галус Н.В., Лятукайте Л.И. в детском саду был организован увлекательный геокешинг «По страницам истории земли Калининградской». Участников мероприятия ждали незабываемые приключения, встреча с настоящими пиратами и поиск клада. Взрослые и ребята отвечали на вопросы викторины о достопримечательностях Калининградской области, символике города, разгадывали ребусы, чтобы найти части карты. Встретились с настоящими пиратами, которые подготовили для них нешуточные испытания. Но, конечно, настоящая командная работа была вознаграждена, и клад найден.
Для родителей и воспитанников был организован конкурс видеороликов «Мы идем в поход ». Цель конкурса: повышение физической подготовленности и развитие познавательных способностей воспитанников через организацию туристической деятельности.
В работах ребятам предлагалось представить себя главным проводником похода, в который они должны были сходить вместе с друзьями, родителями, бабушками и дедушками, братьями и сестрами. В видеоролике нужно было описать правила сбора, экипировки, местность и маршрут похода, меры безопасности и оказания первой помощи, питание, быт и многое другое по желанию авторов. Родители и воспитанники представили содержательные и интересные видеоролики, проявили творчество, фантазию и мастерство при создании своих работ. Для участников конкурса была организована Церемония награждения. Все конкурсанты награждены почетными грамотами и ценными призами.
Во второй, практической части, педагоги презентовали мини-проекты «Вместе весело шагать».
Решения:
1. Признать работу педагогов по созданию оптимальных условий для двигательной и познавательной активности воспитанников посредством организации туристических прогулок и экскурсий, удовлетворительной.
2. Принять к сведению итоги работы и выполнять рекомендации тематической проверки по теме: «Итоги работы по созданию оптимальных условий для двигательной и познавательной активности воспитанников посредством организации туристических прогулок и экскурсий».
3. Продолжать работу по организации туристической деятельности с целью повышения физической подготовленности и развития познавательных способностей воспитанников через разные организационные формы: прогулки, экскурсии, экспедиции, походы.
4. Воспитателям запланировать работу по проведению разных видов прогулок -походов по сезонам: спортивные (с участием инструктора по физической культуре), познавательные (знакомство с окружающим миром, достопримечательностями и т.п. ), оздоровительные (прогулки на природе с использованием здоровьесберегающих технологий), экологические и т.д. не реже 2 раз в год.
5. Педагогам привлекать родителей воспитанников к участию в организованных прогулках - походах, с целью организации совместной деятельности дошкольного учреждения и семьи.
6. Утвердить результаты конкурса мини-проектов «Вместе весело шагать…».
Аналитическая справка контроль прогулок.docx
Аналитическая справка
по итогам тематического контроля
«Эффективность работы педагогов по организации прогулки, обеспечение
оздоровительной направленности и физического развития детей путем активного
проведения прогулок»
Согласно плану работы МАДОУ на 2022-2023 учебный год был проведен тематический
контроль по эффективность работы педагогов по организации прогулки, обеспечение
оздоровительной направленности и физического развития детей путем активного
проведения прогулок.
Цель контроля:
выявить эффективность работы педагогов по организации
прогулки, обеспечение
оздоровительной направленности и физического развития детей путем активного
проведения прогулок и определение перспективы развития в данном направлении.
Сроки проведения: с 15 мая по 22 мая 2023 года.
Тематический контроль осуществлялся заместитель заведующего по ВМР
Методы проверки:
Анализ календарных планов работы воспитателей.
Беседы с педагогами.
Наблюдения за детьми.
Анализ деятельности детей во время проведения прогулок во всех возрастных группах.
Анализ развивающей предметно-пространственной среды на свежем воздухе доступной
воспитанникам группы, соответствие возрастным потребностям воспитанников.
Самоанализ работы педагогов по обеспечению двигательной активности детей на
прогулке.
В ходе проверки была проанализирована документация воспитателей, отражающая
организацию прогулки детей; прошел контроль соблюдения режима дня, организация
подготовки к прогулке и возвращение в группу, воспитание культурно - гигиенических
навыков детей во время прогулки; посещались прогулки, а также мероприятия по
оздоровлению детей.
В ходе контроля выявлено:
Все воспитатели добросовестно относятся к планированию прогулок. В
календарных планах отмечены разные виды детской деятельности на прогулке. Во всех
группах имеются картотеки прогулок и наблюдений в природе.
Эмоциональный фон прогулки положительный, педагоги владеют знаниями
возрастной психологии детей, применяют личностно – ориентированный подход к
воспитанникам, чаще всего используют просьбу, одобрение, похвалу, подбадривают
воспитанников. Замечания и порицания справедливы и эмоционально положительно
окрашены.
Режим прогулки соблюдается и реализуется педагогами в соответствии с режимом
дня каждой возрастной группы, санитарными правилами и погодными условиями.
Исходя из погодных условий, педагоги организуют подвижные и малоподвижные
игры. Двигательный режим во время прогулки в основном соблюдается. При этом,
отмечено, что группе раннего возраста (1,2) организация двигательного режима требует
более тщательной подготовки воспитателя.
Во всех группах имеется достаточное количество выносного материала по сезону.
Удалось увидеть организованные дидактические игры и индивидуальную работу с
детьми.
Мало внимания уделяется формированию у детей представлений о полезности и
целесообразности физической активности, привлечение к этому вопросу внимания
родителей.
У детей всех групп сформированы навыки самообслуживания соответственно
возрасту, дети одеваются и раздеваются с небольшой помощью взрослых.
Для создания целостной системы физкультурно-оздоровительной работы на
прогулке очень важным является организация двигательной развивающей среды.
Анализ созданных условий показал, что для организации двигательной активности
детей на прогулке имеются горки, карусели, лесенки, малые архитектурные формы,
брёвна гимнастические, ориентиры для метания в цель, предметы-заменители, бросовый и
дидактический материал. Для прогулок в любую погоду используются веранды.
На верандах имеется выносной материал, как необходимый атрибут для
повышения двигательной активности детей: (зимой) - лопаточки, совочки, мячи,
метелочки, (в другие времена года) - флажки, султанчики, ленточки, обручи, скакалки,
мешочки с песком, кольцебросы, кегли, а также пособия, изготовленные руками
педагогов, которые также повышают интерес к двигательной активности, способствуют
оздоровлению детей, учитывают возрастные особенности детей, их интересы, но в
недостаточном количестве.
Детьми и воспитателями групп ежедневно планируются на прогулках подвижные
игры, индивидуальная работа и др. Часто инициатива поступает от детей. Прогулкипоходы планируются и проводятся в старших группах.
Рекомендации и предложения:
1. Воспитателям всех групп освоить и внедрить технологию «Антихрупкая прогулка»
Сроки: 1 раз в неделю
Ответственные: воспитатели групп
2. Воспитателям всех возрастных групп организовывать дидактические игры и пособия
совместно с детьми.
Сроки: постоянно
Ответственные: воспитатели групп
3. Воспитателям всех возрастных групп, при руководстве самостоятельной
деятельностью детей на прогулке, использовать необходимые атрибуты и выносной
материал для повышения двигательной активности детей, разнообразить игровой
материал, привлечь родителей.
Сроки: постоянно
Ответственные: воспитатели групп
Ответственный за проведение контроля:
заместитель заведующего по ВМР
22.05.2023 г.
С 15 по 19 августа в нашем детском саду прошла тематическая «Неделя Туризма». Ребята из группы «Лесная полянка» беседовали о том, что такое туризм, какими качествами должны обладать туристы и для чего люди ходят в походы, что такое компас, что такое карта и как ими пользоваться. С огромным интересом воспитанники рассматривали иллюстрации разных видов туризма (пеший, водный, лыжный, горный, конный, велосипедный, автомобильный мотоциклетный) и обсуждали, каким видом туризма они хотели бы заниматься. Ребята сами сформулировали правила поведения туристов на природе и уяснили, что эти правила базируются на трех принципах: не причинить вред себе, не причинить вред окружающим и не причинить вред природе.
Дети составили список вещей, которые пригодятся туристу в походе. Но когда увидели походный рюкзак со всем необходимым, то поразились его внушительному объему. Наши воспитанники примеряли этот рюкзак, пробовали пройти с ним по группе. Рюкзак покорился только самым сильным и выносливым. Вот здесь то ребята и задумались о том, что нужно обязательно делать зарядку и тренироваться, чтобы стать настоящим туристом. Дети с большим интересом рассматривали все содержимое рюкзака, но больше всего им понравилось упаковываться в спальный мешок.
В течение недели ребята играли в дидактические игры «Можно-нельзя», «Что растет в лесу», «Животные и их детеныши», в сюжетно-ролевые игры «Первая помощь», «Пикник», «Собери рюкзак в поход». И конечно же занимались творчеством, которое было оформлено воспитателями в виде выставки «Туризм глазами детей».
Ну а как же туризм без похода? Наши воспитанники отправились в настоящий поход в красивый березовый лес возле детского сада. Ребята с удовольствием расположились в палатке, играли в подвижные игры. Для детей был организован туристический маршрут с этапами: переправа, лесные правила, костровой, зеленая аптека, палаточный, спасательный, облачный. Все этапы ребята проходили с азартом.
Неделя прошла позитивно, увлекательно. Дети получили заряд бодрости, новые знания и навыки настоящих туристов.
Воспитатели: Богатенкова А.С., Смирнова Н.В.
дошкольный туризм, средства туризма, дети старшего дошкольного возраста, процесс физического воспитания Ключевые слова: .
Современные условия жизни и образования предъявляют высокие требования к уровню психофизического состояния дошкольников, к их общекультурной готовности при переходе из детского сада в общеобразовательную школу. В связи с этим активизируется поиск таких подходов к оздоровлению, воспитанию и развитию детей средствами физической культуры, которые могли бы не толко повышать физическую подготовленность, но и одновременно развивать умственные, познавательные способности и готовить их к жизни [3, 7].
Анализ специальной литературы, изучение практического опыта показали, что одним из таких подходов является применение элементов туризма в работе с дошкольниками [1, 2, 4, 5]. При этом выявлено, что доступные формы туризма используются в детских садах в основном в познавательных и воспитательных целях. Вопросы активизации двигательного режима с использованием средств туризма, позволяющих не только совершенствовать двигательную сферу ребенка, но и формировать его личностные качества, а также расширять информацию об окружающей жизни, не заняли еще должного места в физическом воспитании дошкольников. Мы полагаем, что это связано с тем, что не разработана методика использования средств туризма, отсутствуют организационно-методические подходы, позволяющие педагогам применять их в работе с детьми в условиях дошкольного образовательного учреждения (ДОУ).
С целью проверки этого предположения были обследованы дошкольники 6-7 лет из трех детских садов г. Тюмени по следующим направлениям:
а) с помощью различных контрольных упражнений выявлялся уровень физической подготовленности;
б) социометрические методики, экспериментальная игра и педагогические наблюдения позволили определить уровень благополучия взаимоотношений и дружеских отношений в группе сверстников;
в) с помощью специально разработанной методики изучался уровень знаний в области физической культуры и правил поведения на природе.
Анализ полученных результатов показал, что у обследуемых детей преобладает средний уровень развития физических качеств и координационных способностей. У дошкольников изучаемой возрастной группы определен низкий уровень благополучия взаимоотношений и недостаточно высокие показатели дружеских отношений. Результаты предварительного обследования обнаружили 82,5% детей, имеющих средний уровень знаний в области физической культуры и правил поведения на природе. Выявленный в результате комплексного диагностирования средний уровень развития изучаемых показателей у детей на пороге перехода в школу не отвечает требованиям современной жизни и обосновывает необходимость применения новых подходов к использованию средств физической культуры, в частности средств
ПРОТОКОЛ
Итоги работы по
«Повышение качества образовательного процесса в ДОУ посредством внедрения детского краеведческого туризма».
Цель: систематизация знаний педагогов об организации двигательной активности детей дошкольного возраста в туристических походах; анализ эффективности используемых форм и методов организации двигательной активности детей в ДОУ и использования в них ЗСТ (здоровьесберегающих технологий).
Предмет контроля:
Выявление уровня развития детей
Оценка профессионального мастерства воспитателя.
Оценка планирования воспитательно – образовательной работы с детьми.
Оценка взаимодействия с родителями по вопросу художественно – эстетического развития детей.
Основание для контроля: выполнение задач годового плана на 2024 – 2025 учебный год.
В период с 23 сентября2024 года по 18 октября 2024 года проводилась работа по подготовке к педагогическому совету по созданию оптимальных условий для двигательной и познавательной активности воспитанников посредством организации туристических прогулок и экскурсий.
Дошкольный туризм решает не только воспитательно-образовательные, но и оздоровительные задачи, совершенствует двигательные способности детей, способствует освоению ими простейших туристских умений и навыков. Туризм как особый вид деятельности человека предусматривает разные организационные формы: прогулки, экскурсии, экспедиции, походы. Некоторые из них вполне доступны детям дошкольного возраста.
С методикой проведения туристических прогулок познакомила педагогов в консультации воспитатель Резник И.Е. Каждая туристская прогулка (поход) ставит перед собой определенные цели. Это может быть ознакомление с окружающим миром, его достопримечательностями, с памятниками искусства, архитектуры. Туристская прогулка может преследовать экологические цели – ознакомление с природой, воспитание бережного и заботливого отношения к ней, оказание помощи в ее охране и защите. Но не менее важной целью и задачей является оздоровление детей. Проведению туристской прогулки предшествует определенная работа: взрослыми разрабатывается маршрут похода, определяются места остановок, обсуждается необходимое снаряжение.
Педагог рассказала о видах туристических прогулок, их структуре, содержании каждого этапа, а во второй, практической части, педагоги, разбившись на команды, составляли разные виды туристических походов, расписывая виды деятельности на каждом его этапе
С одной из современных технологий дошкольного образования познакомили педагогов инструктор по физической культуре Егоркина Е.П., воспитатель Афиногенова А.Н. в семинаре-практикуме «Геокешинг- туристическая игра, как средство развития дошкольников ». В теоретической части педагоги раскрыли суть технологии, привели примеры организации игры, познакомили с некоторыми видами заданий. Во второй, практической части, воспитатели и специалисты сами стали участниками увлекательного геокешинга, в поисках клада, они разгадывали ребусы, отгадывали загадки, составляли слово по первым и последним буквам, читали подсказки, написанные «невидимыми чернилами», собирали слово из букв, спрятанных в воздушном шаре, и, наконец, получив карту, нашли «клад». В результате рефлексии, участники семинара пришли к выводу, что такая образовательная технология, как геокешинг будет интересна и эффективна в работе с детьми, ее можно использовать не только на прогулке, но и при проведении занятий, а так же в любых режимных моментах.
Для педагогов был организован конкурс мини-проектов «Вместе весело шагать». Цель Конкурса: повышение физической подготовленности и развитие познавательных способностей воспитанников через организацию туристической деятельности. Необходимо было организовать с детьми туристический поход , либо с целью ознакомления с окружающим миром, его достопримечательностями, с памятниками искусства, архитектуры, либо с целью ознакомления с природой. Все педагоги проявили творчество, как в организации похода, так и в оформлении проекта.
Современный детский сад должен стать детско-родительским центром, в котором каждая семья найдет помощь и поддержку в воспитании детей. Совместная деятельность родителей, педагогов и детей положительно влияет на воспитанников. Походы и экскурсии – это одна из активных форм взаимодействия с родителями. Поход для ребенка вместе с семьей – это встреча с неведомой для них информацией в непривычной форме, а для родителей – это необычное мероприятие вне стен детского сада, возможность понаблюдать за своим ребенком со стороны и разделить с ним приятные минуты отдыха. А для того, чтобы поход или экскурсия стали не просто развлечением, а проходили познавательно, интересно, разнообразно, а , главное, полезно, для родителей был организован ряд мероприятий, повышающих их уровень компетентности.
В консультации: « Роль туризма в развитии ребенка» воспитатель Горбачевская Т.А. рассказала о роли походов, об их структуре, познакомила с некоторыми приемами стимулирования двигательной и познавательной активности детей: эстафеты, полоса препятствий, ориентирование на местности по карте, игры на сплочение, конкурсы и т.д. Туризм является прекрасным средством активного отдыха. Дети не только укрепляют здоровье, но и получают новые впечатления, обогащают представления о природе родного края, овладевают новыми видами движений, туристскими навыками, учатся проявлять дружеские взаимоотношения.
С целью формирование продуктивного взаимодействия детей, родителей и педагогов в образовательном пространстве, воспитания уважения, любви к своей малой Родине, воспитателями Меметовой Л.С., Мартыновой Т.О., Галус Н.В., Лятукайте Л.И. в детском саду был организован увлекательный геокешинг «По страницам истории земли Калининградской». Участников мероприятия ждали незабываемые приключения, встреча с настоящими пиратами и поиск клада. Взрослые и ребята отвечали на вопросы викторины о достопримечательностях Калининградской области, символике города, разгадывали ребусы, чтобы найти части карты. Встретились с настоящими пиратами, которые подготовили для них нешуточные испытания. Но, конечно, настоящая командная работа была вознаграждена, и клад найден.
Для родителей и воспитанников был организован конкурс видеороликов «Мы идем в поход ». Цель конкурса: повышение физической подготовленности и развитие познавательных способностей воспитанников через организацию туристической деятельности.
В работах ребятам предлагалось представить себя главным проводником похода, в который они должны были сходить вместе с друзьями, родителями, бабушками и дедушками, братьями и сестрами. В видеоролике нужно было описать правила сбора, экипировки, местность и маршрут похода, меры безопасности и оказания первой помощи, питание, быт и многое другое по желанию авторов. Родители и воспитанники представили содержательные и интересные видеоролики, проявили творчество, фантазию и мастерство при создании своих работ. Для участников конкурса была организована Церемония награждения. Все конкурсанты награждены почетными грамотами и ценными призами.
Во второй, практической части, педагоги презентовали мини-проекты «Вместе весело шагать».
Решения:
1. Признать работу педагогов по созданию оптимальных условий для двигательной и познавательной активности воспитанников посредством организации туристических прогулок и экскурсий, удовлетворительной.
2. Принять к сведению итоги работы и выполнять рекомендации тематической проверки по теме: «Итоги работы по созданию оптимальных условий для двигательной и познавательной активности воспитанников посредством организации туристических прогулок и экскурсий».
3. Продолжать работу по организации туристической деятельности с целью повышения физической подготовленности и развития познавательных способностей воспитанников через разные организационные формы: прогулки, экскурсии, экспедиции, походы.
4. Воспитателям запланировать работу по проведению разных видов прогулок -походов по сезонам: спортивные (с участием инструктора по физической культуре), познавательные (знакомство с окружающим миром, достопримечательностями и т.п. ), оздоровительные (прогулки на природе с использованием здоровьесберегающих технологий), экологические и т.д. не реже 2 раз в год.
5. Педагогам привлекать родителей воспитанников к участию в организованных прогулках - походах, с целью организации совместной деятельности дошкольного учреждения и семьи.
6. Утвердить результаты конкурса мини-проектов «Вместе весело шагать…».
Проверка проводилась в соответствии с годовым планом работы МБДОУ «Сказка» с. Фрунзе на 2017-2018 учебный год, приказа по ДОУ о проведении тематической проверки от 13.11.2017г. № 197. Тематическая проверка проводилась с целью выявить состояние работы по экологическому воспитанию : изучение условий, способствующих формированию начал экологических знаний, осознания места человека в природе; определение уровня сформированности экологических знаний у детей дошкольного возраста; оценка профессиональной деятельности педагогов по реализации задачи экологического воспитания дошкольников.
ПРОГРАММА ПРОВЕРКИ ВКЛЮЧАЛА: анализ условий, созданных в детском саду по организации экологического образования дошкольников; анализ воспитательно-образовательного процесса в ДОУ; вывод и рекомендации по результатам проверки.
Аналитическая справка контроль прогулок.docx
Аналитическая справка
по итогам тематического контроля
«Эффективность работы педагогов по организации прогулки, обеспечение
оздоровительной направленности и физического развития детей путем активного
проведения прогулок»
Согласно плану работы МАДОУ на 2022-2023 учебный год был проведен тематический
контроль по эффективность работы педагогов по организации прогулки, обеспечение
оздоровительной направленности и физического развития детей путем активного
проведения прогулок.
Цель контроля:
выявить эффективность работы педагогов по организации
прогулки, обеспечение
оздоровительной направленности и физического развития детей путем активного
проведения прогулок и определение перспективы развития в данном направлении.
Сроки проведения: с 15 мая по 22 мая 2023 года.
Тематический контроль осуществлялся заместитель заведующего по ВМР
Методы проверки:
Анализ календарных планов работы воспитателей.
Беседы с педагогами.
Наблюдения за детьми.
Анализ деятельности детей во время проведения прогулок во всех возрастных группах.
Анализ развивающей предметно-пространственной среды на свежем воздухе доступной
воспитанникам группы, соответствие возрастным потребностям воспитанников.
Самоанализ работы педагогов по обеспечению двигательной активности детей на
прогулке.
В ходе проверки была проанализирована документация воспитателей, отражающая
организацию прогулки детей; прошел контроль соблюдения режима дня, организация
подготовки к прогулке и возвращение в группу, воспитание культурно - гигиенических
навыков детей во время прогулки; посещались прогулки, а также мероприятия по
оздоровлению детей.
В ходе контроля выявлено:
Все воспитатели добросовестно относятся к планированию прогулок. В
календарных планах отмечены разные виды детской деятельности на прогулке. Во всех
группах имеются картотеки прогулок и наблюдений в природе.
Эмоциональный фон прогулки положительный, педагоги владеют знаниями
возрастной психологии детей, применяют личностно – ориентированный подход к
воспитанникам, чаще всего используют просьбу, одобрение, похвалу, подбадривают
воспитанников. Замечания и порицания справедливы и эмоционально положительно
окрашены.
Режим прогулки соблюдается и реализуется педагогами в соответствии с режимом
дня каждой возрастной группы, санитарными правилами и погодными условиями.
Исходя из погодных условий, педагоги организуют подвижные и малоподвижные
игры. Двигательный режим во время прогулки в основном соблюдается. При этом,
отмечено, что группе раннего возраста (1,2) организация двигательного режима требует
более тщательной подготовки воспитателя.
Во всех группах имеется достаточное количество выносного материала по сезону.
Удалось увидеть организованные дидактические игры и индивидуальную работу с
детьми.
Мало внимания уделяется формированию у детей представлений о полезности и
целесообразности физической активности, привлечение к этому вопросу внимания
родителей.
У детей всех групп сформированы навыки самообслуживания соответственно
возрасту, дети одеваются и раздеваются с небольшой помощью взрослых.
Для создания целостной системы физкультурно-оздоровительной работы на
прогулке очень важным является организация двигательной развивающей среды.
Анализ созданных условий показал, что для организации двигательной активности
детей на прогулке имеются горки, карусели, лесенки, малые архитектурные формы,
брёвна гимнастические, ориентиры для метания в цель, предметы-заменители, бросовый и
дидактический материал. Для прогулок в любую погоду используются веранды.
На верандах имеется выносной материал, как необходимый атрибут для
повышения двигательной активности детей: (зимой) - лопаточки, совочки, мячи,
метелочки, (в другие времена года) - флажки, султанчики, ленточки, обручи, скакалки,
мешочки с песком, кольцебросы, кегли, а также пособия, изготовленные руками
педагогов, которые также повышают интерес к двигательной активности, способствуют
оздоровлению детей, учитывают возрастные особенности детей, их интересы, но в
недостаточном количестве.
Детьми и воспитателями групп ежедневно планируются на прогулках подвижные
игры, индивидуальная работа и др. Часто инициатива поступает от детей. Прогулкипоходы планируются и проводятся в старших группах.
Рекомендации и предложения:
1. Воспитателям всех групп освоить и внедрить технологию «Антихрупкая прогулка»
Сроки: 1 раз в неделю
Ответственные: воспитатели групп
2. Воспитателям всех возрастных групп организовывать дидактические игры и пособия
совместно с детьми.
Сроки: постоянно
Ответственные: воспитатели групп
3. Воспитателям всех возрастных групп, при руководстве самостоятельной
деятельностью детей на прогулке, использовать необходимые атрибуты и выносной
материал для повышения двигательной активности детей, разнообразить игровой
материал, привлечь родителей.
Сроки: постоянно
Ответственные: воспитатели групп
Ответственный за проведение контроля:
заместитель заведующего по ВМР
22.05.2023 г.
В рамках проведения тематической недели, посвящённой Всемирному дню туризма, педагоги нашего детского сада провели с ребятами беседы, рассказали об истории праздника, пояснили, что такое туризм и кто такие туристы и, конечно же, в очередной раз поговорили о правилах поведения в лесу, чтобы обеспечить свою безопасность и не причинить вреда природе.
Воспитатели читали детям рассказы о путешествиях, предлагали отгадать загадки о туризме и туристах, проводили дидактические и сюжетно – ролевые игры "Мы туристы", "В поход", "Первая помощь".
В младшей группе "Подсолнушки" было проведено мини – путешествие "На лесной полянке". В средней группе "Малинка" - развлечение "Мы туристы". Спортивный праздник "В поисках клада" провели воспитатели в старшей группе "Ромашка". Детям предложено было отправиться в путешествие в поисках клада. Побывав на импровизированных островах "Зоркий глаз", остров "Бармалея", "Пиратская игровая" и др. ребятам пришлось преодолевать препятствия, выполнять сложные задания и в результате - удалось отыскать сундук с сокровищами.
С ребятами подготовительной группы "Звёздочки" был организован и проведён настоящий туристический поход "Этот удивительный мир природы". Мальчишки и девчонки, как настоящие туристы с рюкзаками за плечами, с игровыми атрибутами, с продовольственным пайком отправились в парк. Там они, облюбовав полянку, установили палатку, играли, собирали листья, любовались красками осени и на практике применили знания о соблюдении правил поведения в природе. С прекрасным настроением они вернулись в детский сад, рассказывали о своём походе, обменивались впечатлениями.
Ст. воспитатель
С 15 по 19 августа в нашем детском саду прошла тематическая «Неделя Туризма». Ребята из группы «Лесная полянка» беседовали о том, что такое туризм, какими качествами должны обладать туристы и для чего люди ходят в походы, что такое компас, что такое карта и как ими пользоваться. С огромным интересом воспитанники рассматривали иллюстрации разных видов туризма (пеший, водный, лыжный, горный, конный, велосипедный, автомобильный мотоциклетный) и обсуждали, каким видом туризма они хотели бы заниматься. Ребята сами сформулировали правила поведения туристов на природе и уяснили, что эти правила базируются на трех принципах: не причинить вред себе, не причинить вред окружающим и не причинить вред природе.
Дети составили список вещей, которые пригодятся туристу в походе. Но когда увидели походный рюкзак со всем необходимым, то поразились его внушительному объему. Наши воспитанники примеряли этот рюкзак, пробовали пройти с ним по группе. Рюкзак покорился только самым сильным и выносливым. Вот здесь то ребята и задумались о том, что нужно обязательно делать зарядку и тренироваться, чтобы стать настоящим туристом. Дети с большим интересом рассматривали все содержимое рюкзака, но больше всего им понравилось упаковываться в спальный мешок.
В течение недели ребята играли в дидактические игры «Можно-нельзя», «Что растет в лесу», «Животные и их детеныши», в сюжетно-ролевые игры «Первая помощь», «Пикник», «Собери рюкзак в поход». И конечно же занимались творчеством, которое было оформлено воспитателями в виде выставки «Туризм глазами детей».
Ну а как же туризм без похода? Наши воспитанники отправились в настоящий поход в красивый березовый лес возле детского сада. Ребята с удовольствием расположились в палатке, играли в подвижные игры. Для детей был организован туристический маршрут с этапами: переправа, лесные правила, костровой, зеленая аптека, палаточный, спасательный, облачный. Все этапы ребята проходили с азартом.
Неделя прошла позитивно, увлекательно. Дети получили заряд бодрости, новые знания и навыки настоящих туристов.
Воспитатели: Богатенкова А.С., Смирнова Н.В.
дошкольный туризм, средства туризма, дети старшего дошкольного возраста, процесс физического воспитания Ключевые слова: .
Современные условия жизни и образования предъявляют высокие требования к уровню психофизического состояния дошкольников, к их общекультурной готовности при переходе из детского сада в общеобразовательную школу. В связи с этим активизируется поиск таких подходов к оздоровлению, воспитанию и развитию детей средствами физической культуры, которые могли бы не толко повышать физическую подготовленность, но и одновременно развивать умственные, познавательные способности и готовить их к жизни [3, 7].
Анализ специальной литературы, изучение практического опыта показали, что одним из таких подходов является применение элементов туризма в работе с дошкольниками [1, 2, 4, 5]. При этом выявлено, что доступные формы туризма используются в детских садах в основном в познавательных и воспитательных целях. Вопросы активизации двигательного режима с использованием средств туризма, позволяющих не только совершенствовать двигательную сферу ребенка, но и формировать его личностные качества, а также расширять информацию об окружающей жизни, не заняли еще должного места в физическом воспитании дошкольников. Мы полагаем, что это связано с тем, что не разработана методика использования средств туризма, отсутствуют организационно-методические подходы, позволяющие педагогам применять их в работе с детьми в условиях дошкольного образовательного учреждения (ДОУ).
С целью проверки этого предположения были обследованы дошкольники 6-7 лет из трех детских садов г. Тюмени по следующим направлениям:
а) с помощью различных контрольных упражнений выявлялся уровень физической подготовленности;
б) социометрические методики, экспериментальная игра и педагогические наблюдения позволили определить уровень благополучия взаимоотношений и дружеских отношений в группе сверстников;
в) с помощью специально разработанной методики изучался уровень знаний в области физической культуры и правил поведения на природе.
Анализ полученных результатов показал, что у обследуемых детей преобладает средний уровень развития физических качеств и координационных способностей. У дошкольников изучаемой возрастной группы определен низкий уровень благополучия взаимоотношений и недостаточно высокие показатели дружеских отношений. Результаты предварительного обследования обнаружили 82,5% детей, имеющих средний уровень знаний в области физической культуры и правил поведения на природе. Выявленный в результате комплексного диагностирования средний уровень развития изучаемых показателей у детей на пороге перехода в школу не отвечает требованиям современной жизни и обосновывает необходимость применения новых подходов к использованию средств физической культуры, в частности средств