Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад
№11 «Аревик»
Аналитическая справка воспитателя
средней разновозрастной
группе для детей от 3 до 5 лет,
общеразвивающей направленности «Капельки»
Нерсесян А. Л.
за I полугодие
2023 - 2024 учебный год.
х. Шаумяновский
1. В средней разновозрастной группе для детей от 3 до 5 лет, общеразвивающей направленности «Капельки»
работают два воспитателя: основной- Нерсесян А. Л. – стаж работы 7 лет, подменный Тарханян С. А.. – стаж работы 1 год.
2. Общая численность детей:
| Начало года | Конец 1 полугодия |
КОЛ-ВО ДЕТЕЙ | 12 | 11 |
В группе на начало года было 12 детей: 5 мальчиков , 7 девочек. В течении полугодия был отчислен ребенок (Рашоян Галина).
В течение полугодия свою работу планировала в соответствии с ФОП ДО, в соответствии с ФГОС ДО и Основной Образовательной программой ДОУ, разработанной в соответствии с ФОП ДО.
Программа определяет содержание и организацию в средней разновозрастной группы: разностороннее развитие ребенка с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций.
В начале года была составлена рабочая программа, направленная на реализацию основной общеобразовательной программы МБДОУ № 11 «Аревик».
На начало учебного года (сентябрь) с целью определения степени освоения ребенком основной образовательной программы был проведен мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения основной образовательной программы.
По результатам мониторинга на начало года были сделаны выводы, позволяющие разработать и находить индивидуальный подход для повышения уровня развития каждого ребенка. Особое внимание было уделено детям с низкими показателями.
За отчетный период дети развивались согласно возрасту, изучали программный материал и показали позитивную динамику по всем направлениям развития.
В течение первого полугодия работа с детьми и родителями строилась на основании первой годовой задачи: «Развитие математических способностей дошкольников средствами инновационных технологий».
Содержание образовательной деятельности представлено в виде воспитательно-образовательной работы с детьми в соответствии с требованиями ФОП ДО, по основным видам организованной образовательной деятельности:
• социально-коммуникативное развитие; (игра, труд, коммуникация, безопасность, духовно-нравственное воспитание)
• познавательное развитие; (конструирование, ФЭМП, сенсорика, окружающий мир, патриотическое воспитание)
• речевое развитие; (развитие речи, чтение художественной литературы, грамота)
• художественно-эстетическое развитие; (музыкальное воспитание, продуктивная деятельность: лепка, рисование, ручной труд, аппликация)
• физическое развитие (физическая культура, здоровье)
Социально-коммуникативное развитие: (игра, труд, коммуникация, безопасность, духовно-нравственное воспитание):
В течение полугодия работа была направлена на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности. У ребят сформированы представления о добре и зле, приучала их уважать права и достоинства других людей, родителей, пожилых, инвалидов; Знакомила детей с поступками людей, защищающих и отстаивающих ценности жизни, семьи, отношений товарищества, любви и верности, созидания и труда; В течении года проводились беседы, ОД, просмотры презентаций с использованием ИКТ с целью расширять представления у детей о своем родном крае, столице своей Родины, ее символикой , формировала в сознании детей позицию гражданина своей страны – знакомство с работой депутатов в совместной деятельности.
Ребята с удовольствием принимали участие в сюжетно-ролевых играх, отражали замысел игры, эмоциональные и ситуативно-деловые отношения между сказочными персонажами и героями; социальные взаимоотношение между людьми в соответствии с их профессиональной деятельностью.
Все мои воспитанники соблюдают элементарные требования по безопасности. Выполнены следующие задачи:
- формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;
-приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;
-формирование знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;
-формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.
Для этого были созданы необходимые условия для предметно-развивающей среды.
Произвели адаптацию детей к новой группе, педагогам., т.к. часть детей посещали группу среднего возраста. Познакомили с детским садом как ближайшим социальным окружением ребенка (помещением и оборудованием группы: личный шкафчик, кроватка, игрушки и пр.). Познакомили с детьми, воспитателями.. Способствовали формированию положительных эмоций по отношению к детскому саду, воспитателю, детям.
Систематически велась работа по закреплению знаний правил дорожного движения : через все виды деятельности: чтение художественных произведении Кривицкая А. «Тайны дорожных знаков»; Маршак С. «Светофор»; Мигунова Н.А. «Светофор»; Михалков С. «Дядя Стёпа – милиционер»; Пляцковский И. «Светофор»; прогулки, экскурсии, проводились мероприятия «Путешествия в страну дорожных знаков», «Путешествие Незнайки по правилам дорожного движения в страну знаний». Для родителей изготовлены стенды, буклеты по ПДД, консультация «Правила дорожного движения».
Для ознакомления с Пожарной безопасностью играли дидактические игры: «Что нужно пожарным?», «Хорошо – плохо», «Назови причины пожара» закрепляли знания через игры, книжки-раскладушки, чтение художественных произведений.
Через художественные произведения, беседы, создание проблемных ситуаций, прогулки закрепляли представления детей о безопасности на дорогах, дома, на улице.
Через трудовое воспитание: активно велось развитие трудовой деятельности - воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам; формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.
Не получилось: Манукян Сабина, Каспарян Ашот, Галоян Моника – только при повторном напоминании убирали после себя игрушки - продолжать вести работу в данном направлении.
Познавательное развитие: (РЭМП , сенсорика, окружающий мир, патриотическое воспитание):
У детей средней группы сформированы понятия об образовании, составе, цифрах от 1-5, соотношение их с количеством предметов. Ребята имеют понятия о временных отношениях раньше – позже, представления о сравнении, сложении, вычитании групп предметов, количественном и порядковом счете предметов.
У детей средней группы сформированы умения находить в окружающей обстановке предметы формы шара, квадрата, имеют представления о составе чисел в пределах 5.
Имеют элементарные представления об устройстве природы, природных сезонных явлениях. Умеют классифицировать мир живой природы (растительный и животный мир); рассказать об особом положении человека в системе животного мира. У ребят сформированы основы ответственного отношения к окружающему миру, посредством представлений об отрицательных последствиях деятельности человека.
В течение полугодия работа была направлена на реализации первой годовой задачи «Развитие математических способностей дошкольников средствами инновационных технологий» был показ открытого занятия по ФЭМП «В гостях у сказки» (Воспитатель: Нерсесян А.Л.).
Велась активная и успешная работа по приобщению к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);
-формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу». Планирую продолжать и совершенствовать работу в данном направлении через беседы, чтение художественной литературы, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, утренники.
Речевое развитие; (развитие речи, чтение художественной литературы, грамота)
На конец декабря дети в группе с удовольствием слушают доступные по содержанию стихи, сказки, рассказы. У детей сформированы представления о смысле образных выражений, о пословицах и поговорках. Умеют выразительно читать наизусть стихотворение. Однако, слабо сформированы умения составлять сюжетный рассказ по картине, самостоятельно придумывать события, предшествовавшие изображенным - не получилось у Галоян Моники, Акопян Арама, Галоян Ани.
Планирую продолжать коррекционную работу с этими детьми.
Художественно-эстетическое развитие (музыкальное воспитание, продуктивная деятельность: лепка, рисование, ручной труд, аппликация, конструирование):
Художественно - эстетическое развитие имеет большое значение для всестороннего развития дошкольника.
Все дети могут самостоятельно изображать предметы путем отчетливых форм, подбора цвета (также знают многие оттенки цветов, аккуратного закрашивания, приклеивания, использования разных материалов. В течение года использовали и нетрадиционную технику рисования (ладошкой, пальчиком, ватной палочкой и др. материалами, что очень важно для развития мелкой моторики рук. Научились создавать выразительные цветовые и фантазийные образы. Продолжили знакомство с нетрадиционной техникой рисования (ладошкой, пальчик, рисование ватной палочкой и др.), что очень важно для развития мелкой моторики, ведь «Ум детей на кончиках пальцев»…, что особенно важно для детей с проблемами в здоровье. Испытывает затруднения в рисовании - Манукян Сабина, Галоян Ани, - не умеют создавать простые графические сюжеты.
Дети знают, что карандашами, фломастерами, красками и кистью можно рисовать. Они различают и используют не только основные цвета, но и многие их оттенки.
Лепка. Дети умеют раскатывать пластилин прямыми и круговыми движениями кистей рук, научились отламывать от большого куска пластилина маленькие комочки, сплющивают их ладонями и пальчиками, плотно прикрепляют их к основе, знают прием прищипывания, оттягивания и примазыания, соединяют концы раскатанной палочки. Научились составлять предмет из нескольких деталей. Также научились создавать несложные изображения с помощью размазывания пластилина (пластилинография).
Аппликация - у детей сформированы способности воплощать различные идеи на основе одного освоенного способа, научились составлять несложную сюжетную композицию. Правильно держат ножницы и умеют резать ими по прямой, по диагонали (квадрат и прямоугольник); умеют, но не все (Акопян Арам, Гулиев Богдан), вырезать круг из квадрата, овал - из прямоугольника, плавно срезать и закруглять углы. Способны преобразовывать постройки в соответствии с заданием взрослого, проявляют интерес к конструктивной деятельности, в том числе к поделкам из бумаги.
Физическое развитие (физическая культура, здоровье)
К вопросам о физическом развитии и воспитании детей дошкольного возраста стоит подходить со всей серьезностью: ни для кого не секрет, что здоровье детей из-за больших нагрузок и малоподвижного образа жизни ухудшается с каждым годом и нет никаких тенденций, что условия жизни малышей будут меняться к лучшему в ближайшее время. Поэтому любой педагог-дошкольник должен закладывать азы физ. подготовки и формировать у детей стимул к занятиям физкультурой и спортом, да и просто к активному образу жизни. Каждый день проводились зарядка, дыхательные упражнения, подвижные игры, прогулки в любую погоду. Физическая культура проводилась три раза в неделю ( 2- в помещении, 1 – на улице).
Основное направление моей работы - нетрадиционные формы работы с детьми по здоровьесберегающим технологиям. Для родителей были предоставлены консультации «На зарядку вместе с мамой», «Физическое воспитание детей дошкольного возраста» и др.
Большое внимание уделяю воспитанию у детей психофизических качеств(ловкости, выносливости) и волевых черт характера (Выдержки, целеустремленности), развитию координации движений, равновесия.
Дети познакомились с рядом подвижных игр, с ходьбой, бегом, ползаньем, бросанием и ловлей мяча, подпрыгиванием, на ориентировку в пространстве, с разнообразными движениями и пением. Развивали у детей желание играть вместе с воспитателем и друг с другом, выполнять несложные движения, знакомили с правилами игр. Детям очень нравится исполнять роль ведущего, передавать действия сказочных персонажей (попрыгать, как зайчики, поклевать зёрнышки, как цыплята, ходить, как лисичка, медведь и т. д.). В ходе подвижных игр совершенствовали основные движения (ходьба, бег, бросание, катание, ползание).
Анализ состояния здоровья
Основным направлением в деятельности группы является охрана жизни и укрепление здоровья детей. С целью своевременного выявления отклонений в физическом развитии и здоровье детей ежегодно проводится мониторинг состояния здоровья детей группы, оценивается физическое развитие детей. На основании полученных данных проводится коррекция выявленных отклонений в развитии.
В группе организован уголок физической культуры, где располагаются различные физические пособия, в том числе и для профилактики плоскостопия.
В целях оздоровительной и лечебно-профилактической работы с детьми систематически проводится комплекс оздоровительных мероприятий, особое значение в воспитании здорового ребенка придается развитию движений и физической культуре детей на физкультурных занятиях:
Для достижения наиболее качественных результатов я использую разнообразные варианты проведения физкультурных занятий:
Занятия по традиционной схеме
Занятия, состоящие из набора подвижных игр большой, средней и малой интенсивности
Занятия – тренировки в основных видах движений
Ритмическая гимнастика
Занятия-соревнования, где дети в ходе различных эстафет, из двух (трёх) команд выявляют победителей
Занятия-зачеты, во время которых дети сдают физкультурные нормы
Сюжетно-игровые занятия.
В течение полугодия, ежедневно с раннего утра и до ухода детей домой, проводилась работа содержащая в себе сочетание самостоятельной двигательной активности и статистическое напряжение во время занятий, с обязательным сохранением осанки, качественный дневной сон, минутки шалости, УГГ, гимнастику пробуждения, физминутки во время занятий, обязательные прогулки днем и во второй половине дня. На занятиях осуществляется дифференцированный подход к каждому мальчику и девочке как неповторимой индивидуальности: любая нагрузка содержит тренирующий характер и способствует повышению работоспособности детского организма.
В целях предупреждения заболеваемости детей в группе использую система защитных мер для предупреждения ОРВИ, кори, ангин (полоскание рта водой комнатной температуры, раскладывается лук и чеснок, обязательные влажные уборки и кварцевание помещений).
Подводя итоги самоанализа своей деятельности по первой годовой задаче: «Развитие математических способностей дошкольников средствами инновационных технологий», хочу отметить, что строила воспитательно - образовательный процесс в соответствии с государственным образовательным стандартом образования. Интегрировала данный компонент через разные направления воспитательно-образовательного процесса: познавательное, эстетическое, трудовое, физкультурно-оздоровительное и др. Использовала при этом разные формы работы с детьми: тематические занятия, праздники, беседы, экскурсии, выставки поделок, аппликацию, наблюдения, чтение стихов, сказок, просмотра презентаций с использованием ИКТ.
Воспитывала у детей любовь к своим корням, традициям, культуре через: чтение художественных произведений, слушание музыкальных произведений, проигрывание различных ситуаций, сюжетно-игровую деятельность.
В группах имеются центры по театрализации, уголок народного творчества, мини-музей. Хочется отметить, что в сотрудничестве с родителями дети создавали осенние поделки, принимали участие в конкурсе поделок «Символ года» - Мушкамбарян Нонна заняла 3 место, что благотворно сказывается на семейных отношениях. Яркими и запоминающимися были праздники посвященные сени «Золотая осень», Дню мам «Мамочка моя», Новому году «Проделки Бабы - Яги».
В течении полугодия проводилась работа с родителями в виде индивидуальных бесед, знакомства с различными консультациями, папками- передвижками «Что должен знать и уметь ребенок в 4-5 лет», буклетами: «Как дружить с ребенком», проведены родительские собрания по темам : «Задачи образовательной деятельности на учебный год. Возрастные особенности детей 3-4, 4-5 лет», «Роль дидактической игры в ФЭМП детей дошкольного возраста».
Проблемы:
• Не все родители прислушиваются к советам воспитателей и продолжают нарушать режим дня, поздно приводят детей в детский сад. Воспитанники пропускают утреннюю зарядку, а иногда и завтрак.
Планирую продолжать совершенствовать предметно-развивающую среду в группе в соответствии с ФОП – дополнить нетрадиционными материалами уголок «Здоровячки» для повышения у детей уровня физической подготовленности . Также мои воспитанники приняли участие в Международной олимпиаде «Глобус» по ПДД, в Международном конкурсе по экологии «Экология России» - Каспарян Ашот – 1 место, Каракосова Каролина – 2 место, Мушкамбарян Нонна – 3 место
Выводы:
Анализ выполнения требований к содержанию и методам воспитания и обучения, а также анализ усвоения детьми программного материала показывают стабильность и позитивную динамику по всем направлениям развития;
Положительное влияние на этот позитивный процесс оказывает: тесное сотрудничество в работе воспитателей, руководителей, родителей, использование приемов развивающего обучения, индивидуального подхода к детям.