Аналитический отчет о проделанной работе педагога – психолога
Полевой Крестины Анатольевны за 2017 – 2018 учебный год.
В конце 2016-2017 учебного года были определены перспективы работы психологической службы школы на 2017-2018 учебный год:
обеспечение полноценного психического и личностного развития детей в соответствии с их индивидуальными возможностями и особенностями;
содействие в приобретении учащимися психологических знаний, умений и навыков, необходимых для получения профессии, развития карьеры, достижения успеха в жизни;
оказание помощи учащимся в определении своих возможностей, исходя из способностей, склонностей, интересов, состояния здоровья;
содействие педагогическим работникам, родителям в воспитании обучающихся, а также формирование у них принципов взаимопомощи, ответственности и уверенности в себе, способности к активному социальному взаимодействию без ущемления прав и свобод другой личности.
На основании определенных перспектив были сформулированы основные цели в работе психологической службы на 2017-2018 учебный год:
психологическое сопровождение участников образовательного процесса, обеспечение психологических условий, необходимых для полноценного психического развития учащихся и формирования их личности
процесса, формирование потребности в здоровом образе жизни.
Основными задачами в работе психологической службы на 2017-2018 учебный год были:
содействие личностному и интеллектуальному развитию учащихся на каждом возрастном этапе развития личности;
психологическое сопровождение учащихся;
создание социально-психологических условий с целью успешного взаимодействия с детьми "группы риска";
определение путей и форм оказания помощи детям, испытывающим трудности в обучении, общении и психическом самочувствии;
формирование у учащихся способности к самоопределению и саморазвитию;
консультативно-диагностическая, коррекционная, профилактическая помощь в условиях образовательного учреждения;
психологическое просвещение старшеклассников, родителей и работников школы;
профилактика и преодоление отклонений в социальном и психологическом здоровье, а также развитии обучающихся.
Для решения профессиональных задач и достижения основных целей психологической деятельности в этом учебном году работа велась по основным направлениям: консультативное, диагностическое, коррекционно-развивающее, просветительское и методическое, в соответствии с перспективным планом работы.
Консультативное направление
За прошедший период было проведено 154 консультации (индивидуальных и групповых): 91 для учащихся, 30 для педагогов школы, 33 для родителей учащихся.
Процесс консультирования обычно проходил в три этапа:
сбор анамнеза, проявление запроса, диагностика;
обработка результата, составление плана работы;
вторичная консультация (обсуждение результатов диагностики, поиск ответа на вопрос: «Что я могу сам хорошего сделать, чтобы ситуация стала лучше?»).
В связи с тем, что основной контингент – это дети и родители учащихся, большинство запросов связаны с проблемами межличностного общения.
Все запросы можно разделить на:
1. трудности в общении со сверстниками;
2. эмоционально-поведенческие трудности (агрессивность, тревожность, трусость, пассивность и т.п.);
3. проблемы в детско-родительских отношениях;
4. трудности в профессиональном самоопределении;
5. трудности обучения;
6. трудности в отношениях между учащимися, родителями и педагогами;
Распределение запросов в процентном отношении:
5% - методическая помощь;
9% - консультации по проблемам взаимоотношений;
6 % - готовность к школьному обучению;
29% - консультирование по результатам диагностики;
4% - негативное эмоциональное состояние;
12 % - трудности обучения;
9% - конфликтная ситуация;
9% - уровень развития ребенка;
17% - внутрисемейные отношения
Можно считать, что проведенная за истекший период консультативная работа была достаточно эффективной и позволила решать все необходимые задачи психолого-педагогической деятельности. После 18% вторичных встреч с клиентами коррекционная работа проводилась с помощью песочной терапии.
Диагностическое направление
В течение года диагностическая деятельность была представлена как отдельный вид работы (с целью анализа развития познавательных способностей, анализа проблем личностного развития, дальнейшего формирования групп для коррекционно-развивающей деятельности), а так же как составляющая индивидуальных консультаций.
Для проведения психологической диагностики имелся достаточный набор диагностических методик, которые соответствовали предъявляемым запросам и позволяли дифференцировать трудности и определять их причины. Что, в свою очередь, позволяло планировать дальнейшую развивающую и консультативную работу, а также давать рекомендации по преодолению трудностей.
Диагностическая работа проводилась по плану работы психолога, запросам администрации, классных руководителей, родителей.
Были проведены следующие групповые психолого-педагогические исследования:
1 четверть
Прогностический скрининг-исследование готовности к школьному обучению (все 1 классы);
Диагностика УУД (2-3 классы);
Диагностика личностной креативности (4 классы);
Диагностика адаптации в среднем звене (5 классы);
Социометрический тест (6 классы);
Социально-психологическое тестирование «Предрасположенность к вредным привычкам», мониторинг Ресурс (5-10 классы);
Компьютерный опрос (мониторинг) – 5-10 классы;
Письменный опрос родителей первоклассников (1 классы);
Письменный опрос родителей (мониторинг) – (5 классы);
Мониторинг 5 классов;
Диагностика нравственного воспитания (7-8 классы).
2 четверть
Только индивидуальное диагностирование и групповые коррекционные занятия.
3 четверть
Психологический настрой учеников к сдаче ОГЭ и ЕГЭ (9, 11 классы);
Опрос «Мотивация достижения успеха в сдаче экзаменов» (9, 11 классы);
Социально-нравственный опрос (10 классы).
4 четверть.
Проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций “Домики” (1 классы);
Диагностика коммуникативных навыков (методика «Рукавички») (1 классы);
Мониторинг «Психологическая безопасность в образовательном учреждение» (5-8 классы);
Диагностика УУД (1 классы);
Диагностика готовности перехода в среднее звено (4 классы).
После каждого группового исследования, обработки результатов и выявления ребят из «группы риска» проводилась коррекционно-развивающая работа с каждой группой. К примеру:
После проведенного скрининга (1 классы) и среза УУД (2-3 классов) были созданы 8 мини-групп (10-14 человек в каждой). С ними были проведены 5 занятий, целью которых было – потренировать память, внимание, мышление, воображение и саморегуляцию ребят.
После полученных результатов адаптации учеников в среднем звене, была организована и проведена квест-игра «Успеть вспомнить», благодаря, которой ребята смогли вспомнить пройденный материал и психологически подготовиться к новой познавательной деятельности.
Для сплочения 5 классов и принятие новых прибывших ребят в коллектив был проведен квест «Благоразумный класс».
В 4-х классах было проведено творческое занятие (развитие воображения) со снятием напряжения «Газета», так же творческий конкурс рисунка «По сказкам Шарля Пьеро»
В 6-х классах так же были проведены спортивные соревновательные состязания (футбол -2 игры) и 2 квеста «Успеть вспомнить» и «Благоразумный класс», которые были направлены на работу учеников в команде, под лозунгом «Один за всех и все за одного»
Для 5 и 6 классов в целях профилактики аддиктивного и деструктивного поведения учащихся, был разработан и проведен Мозговой штурм «Безопасное общение в социальных сетях»
Профилактические психологические настольные игры (совместно с ребятами из ШСП) были проведены 6 раз в 7-8 классах.
Для 7 классов был разработан и проведен квест «Международный дружный класс», целью которого было – научить взаимодействовать с друг другом, не забывая об уважении и терпимости к друг другу.
Были разработаны 2 семинара-тренинга для учеников 9 и 11 классов, которые помогли ребятам снять психологическое напряжение при подготовке к экзаменам, а так же пересмотреть свое личное время и составить его по новому, для более эффективной работы с информацией.
К концу учебного года, после среза УУД 1 и 4 классов, были составлены характеристики на каждого ученика, по каждому расписаны рекомендации для родителей и педагогов, какие навыки потренировать в летний период для успешной учебной деятельности в следующем учебном году.
Часто проводимые индивидуальные психолого-педагогические исследования:
Диагностика САН
Познавательное УУД
Тест на тревожность Спилберга
Опросник предрасположенности к уходу (Разуваева)
Опросник «Анализ семейных взаимоотношений»
Опросник «Детско-родительские взаимоотношения глазами подростка»
Диагностика нравственного воспитания
Оценка агрессивности
Опросник Шмишека
Диагностика враждебности
«Одиночество» опросник Корчагина
«Самооценка психических состояний личности» Айзенка
Определение типа личности. Обозов
«Несуществующее животное»
«Дом. Дерево. Человек»
Определение типа темперамента (Айзенк).
Методика «Эмоциональные сферы»
После проведения диагностики и обработки результатов с детьми «группы риска» проводилась следующая работа:
1) исследование личностных особенностей детей
2) диагностика эмоционального состояния, настроения и самочувствия (методика «Эмоциональные сферы» - индивидуально);
3) диагностика детско-родительских отношений в семье;
4) формирование положительной учебной мотивации;
5) изучение склонностей и интересов, учащихся в формировании активной жизненной позиции;
6) коррекционные занятия с детьми «группы риска»
7) консультирование родителей и педагогов.
3.Просветительская деятельность
Данное направление деятельности реализовывалось в следующих формах.
1) Проведение тематических классных часов для учащихся.
2) Выступления на родительских собраниях.
3) Просветительские беседы в процессе индивидуальных консультаций для педагогов и работников школы.
4) Групповые и индивидуальные просветительские консультации учащихся.
Наиболее успешными в рамках просветительской деятельности можно считать:
1. Семинар «Как помочь ребенку приручить дракона» для родителей 1 классов .
2. Семинар «Моя безопасность в моих руках» для учеников 1 классов
3. Семинар для родителей «Трудности и стратегии поддержки учащихся при подготовке к ГИА и ЕГЭ».
4. Классный час для девушек 8 классов «О великом женском секрете».
5. Участие в «Больших семейных играх»
Реализацию просветительской деятельности можно считать качественной и успешной. Однако в дальнейшем следует обратить внимание на следующие моменты: полнота знаний специалиста, методическая и информационная оснащенность. Больший упор сделать в следующем году на просвещение взрослой аудитории (родителей и педагогов).
Методическая работа
Методическая работа осуществлялась по следующим направлениям:
Разработка развивающих, коррекционных и просветительских программ. Результатами методической работы за этот год стали:
а) подбор, анализ и систематизация материалов для написания программ;
б) составление программ для групповой и индивидуальной коррекционно-развивающей работы;
в) разработка классных часов для учащихся;
г) разработка и написание программ выступлений на родительских собраниях;
д) создание базы диагностических методик.
2. Обработка и анализ результатов диагностики, подготовка рекомендаций для учащихся, педагогов и родителей.
3. Анализ литературы по проблемам развития и воспитания детей.
4. Оформление документации педагога-психолога.
5. Посещение конференций и семинаров в целях самообразования.
Работа в рамках РМО:
Организация обучающего семинара для педагогов-психологов района;
Выступление с докладами на региональных и городских конференциях и семинаров для педагогов-психологов;
Курирование двух социальных школьных групп проектов ШСП (Школьная служба примирения) и ДОО Содружество (детская общественная организация)
Участие и победа в олимпиаде по психологии (5-10 класс)
Участие и победы в региональных, городских и республиканских конкурсах школьниками
Личное участие и победа в региональных, городских и республиканских конкурсах.
Методическую деятельность за истекший период можно оценить как достаточно продуктивную. В дальнейшем необходимо на основании анализа деятельности доработать имеющиеся программы и разработать новые с учетом потребностей участников образовательного процесса. Кроме того, необходимо больше внимания уделить разработке программ взаимодействия с педагогическими кадрами, программам диагностики УУД.
Анализируя всю проведенную за истекший период работу можно сказать о том, что вся деятельность велась в соответствии с перспективным планом работы и по всем направлениям. Проведенная работа позволила выявить собственные профессиональные возможности, а также определить основные пути для реализации собственной деятельности и профессионального роста в дальнейшем. Как всегда приходится констатировать тот факт, что оказать равноценную психологическую помощь всем учащимся, их родителям, а практически у всех масса проблем, одному психологу нереально. Коренным образом решить проблему оказания своевременной психологической помощи и поддержки всем детям может только увеличение штата психологической службы школы и дополнительного социального работника.
Перспективы развития психологической службы на 2018-2019 учебный год:
1. Продолжить работу по оказанию содействия личностному и интеллектуальному развитию учащихся на каждом возрастном этапе развития личности.
2. Вести деятельность по формированию у учащихся способности к самоопределению и саморазвитию.
3. Оказывать содействие педагогическому коллективу в гармонизации социально-психологического климата в образовательных учреждениях.
4. Продолжить работу по профилактике и преодолению отклонений в социальном и психологическом здоровье, а также развитии учащихся.