Аналитический отчет
о работе педагога-психолога МОУ СОШ № 143
в 2010 – 2011 учебном году
Работа школьного психолога в текущем учебном году осуществлялась в соответствии с целью, поставленной в октябре 2007 года.
Цель: обеспечение основных психологических условий, способствующих успешному обучению учащихся, развитию их личности.
Задачи, способствующие реализации поставленной цели:
Диагностика и отслеживание динамики развития психических процессов учащихся, успешности обучения и факторов, влияющих на их обучение.
Предупреждение возможных неблагополучий в психическом и личностном развитии учащихся, осведомленность педагогического коллектива и родителей учащихся.
Содержание работы:
Работа с учащимися.
Работа с родителями.
Работа с педагогическим коллективом.
Работа в городской Ассоциации педагогов-психологов.
Основные направления работы психолога в 2010 – 2011 учебном году:
Диагностика;
Консультирование;
Просвещение.
Деятельность психолога строится на системной основе и при адекватном отражении реальных условий и требований практики педагогического процесса.
Акценты сопровождения расставлены на следующих этапах развития детей:
- этап перехода от дошкольного детства к систематическому обучению в школе;
- этап адаптации первоклассников к школьной среде;
- этап окончания начальной школы и переход в среднее звено;
- этап адаптации пятиклассников в среднем звене;
- этап профессионального самоопределения старшеклассников.
Психологическое сопровождение первоклассников осуществляется в несколько этапов:
Диагностируется, анализируется уровень адаптации учащихся 1 классов на конец 1 четверти.
Анализируя результаты исследования можно отметить неравномерность уровня готовности учащихся к системному обучению в школе. Состав детей неоднороден: есть дети, имеющие сниженные показатели внимания, памяти, проявляющие негативное отношение к школьному обучению, это является неблагоприятным фактором, т. к. говорит об отсутствии школьной мотивации, даже на социальном уровне и не зависит от уровня интеллектуальной зрелости ребенка.
За учащимися проводится наблюдение.
Диагностируется и анализируется уровень адаптации учащихся в конце 1 полугодия.
Анализируя результаты исследования можно отметить неравномерность уровня адаптации. Наряду с «сильной» группой, которая составляет около 70%, обозначились учащиеся «группы риска»: дети, с признаками педагогической запущенности, проявляющимися в незрелости психических процессов (память, внимание), дети. Таких учащихся в целом около 30 %. Все это приводит к усложнению периода адаптации учащихся.
Причины данных трудностей, как правило, носят комплексный характер: это и незрелость эмоционально-волевой сферы, и дефекты воспитания, и отсутствие коммуникативного опыта, что неизбежно отражается на всей системе отношений ребенка при поступлении в школу. Следует отметить неоднократные обращения учителей по поводу индивидуальных особенностей данной категории учащихся. По результатам исследования проведены консультации для классного руководителя и родителей учащихся.
В целом, к концу учебного года эти дети приспособились к ситуации обучения, однако, по-прежнему требуют повышенного педагогического внимания.
Психологическое сопровождение учащихся начальных классов
Работа в начальной школе обусловлена психологическими и педагогическими задачами развития детей данного возраста. Поскольку ведущей в данном возрасте является учебная деятельность, в процессе которой происходит формирование и развитие всех психических процессов и личностных новообразований ребенка, очень важно полноценное формирование данного вида деятельности. В противном случае, несформированные своевременно качества, остаются незрелыми и впоследствии воспрепятствуют успешному обучению.
Следовательно, в процессе наблюдения, диагностики, консультирование педагогов и родителей решается основная задача: развитие познавательных процессов, формирование осознанной позиции школьника, учебной мотивации и ответственного отношения к своей деятельности. Выявляются неблагоприятные тенденции развития.
Общее направление работы: подготовка учащихся к обучению в среднем звене, развитие познавательных процессов, логического мышления.
Психологическое сопровождение учащихся при подготовке к переходу в среднее звено
Работа в данном направлении начинается еще в 3 классе, когда родители учащихся были ознакомлены с особенностью обучения в новых условиях, с возможными причинами возникающих проблем и имели возможность психологически подготовиться к трудностям.
Обращает на себя внимание такая особенность: некоторым детям по окончании 4 класса уже исполнилось 11 лет, следовательно, по возрастной периодизации их можно отнести к группе учащихся младшего подросткового возраста. Проблемы, с которыми сталкивается педагог в текущем учебном году, работая с данным классом (снижение интереса к учебе, трудности организации), в основном не свойственны начальной школе. Однако следует принять во внимание тот факт, что в новых условиях обучения (1 – 4) многие ученики 4 класса практически являются подростками, следовательно, учебную и воспитательную работу в 4 классе необходимо строить с учетом возрастных особенностей.
Психологическое сопровождение учащихся подросткового возраста
В рамках сопровождения традиционно проводится исследование самооценки, школьной тревожности, темперамента, структуры учебных мотивов.
Заслуживают внимания результаты интеллектуальной сферы учащихся.
Результаты проведенного исследования оформлены отчетом и переданы классным руководителям, индивидуальные результаты занесены в карты учащихся и переданы родителям.
Учащиеся старших классов изучают курс «Технологии» посвященный выбору жизненного пути, профориентации, проявляя при этом в большинстве случаев высокий уровень заинтересованности. На занятиях учащиеся изучают основы психологии, значительную часть времени посвящают самопознанию, исследуя разные стороны своей личности, что способствует их личностному росту.
Введение данного курса в учебный план школы позволяет снять проблемы профориентации учащихся.
Общее количество групповых исследований 37.
Всего обследовано учащихся – вся школа.
Общее количество консультаций: 4, из них консультаций для педагогов - 2, для родителей - 2, для учащихся – в ходе индивидуальных бесед в процессе изучения курса «Технология».
Проблематика консультаций:
- для педагогов: взаимодействие с детьми, индивидуальные особенности учащихся.
- для родителей: методы семейного воспитания, адаптация первоклассников, развитие познавательной сферы, переход в пятый класс, взаимодействие со сверстниками детей.
- для учащихся: межличностные проблемы, самооценка, профконсультации.
Результаты психодиагностики рассматривались на педагогических советах и в режиме индивидуальных консультаций с учащимися и их родителями. В каждом исследовании выделяется «контингент риска» - учащиеся, которые нуждаются в дополнительном педагогическом контроле и психологической поддержке. Также выделены определенные тенденции, закономерности, динамика изменений испытуемых явлений.
Проблемы учащихся 9 и 11 классов: профориентация и анализ выбора предмета сдачи экзамена.
Учащихся 10 классов, а именно:
- мораторий детства, который иногда стремятся продлить десятиклассники, приводит к снижению учебной мотивации, особенно при значительном усложнении школьного материала;
- проблема адаптации в новом классном коллективе, к решению которой зачастую не готовы как ученики, так и педагоги. Представляется целесообразным систематически знакомить родителей десятиклассников с данной проблемой. Также и классным руководителям необходимо принять во внимание при планировании воспитательной работы.
Работа в новом учебном году предполагает сохранение и совершенствование уже существующих направлений в системе психологического сопровождения образовательного процесса.
Приложение к аналитическому отчету о работе педагога-психолога МОУ СОШ № 143
№ п/п | Вид работы | 1 полугодие | 2 полугодие | За год |
1 | Диагностика (общее количество исследований) | 31 | 6 | 37 |
2. | Консультирование (общее количество консультаций) | 3 | 1 | 4 |
2.1 | Индивидуальные Учащихся Родителей Педагогов | В профориентационной работе 1 2 | 1 | 2 2 |
2.2 | Групповое | На родительских собраниях | На родительских собраниях | 9 |
3 | Другие виды работы | | | |
3.1 | Факультативы | Профориентационные для учащихся 9 – 10 классов | Профориентационные для учащихся 9 – 10 классов | 2 |
3.2 | Семинары | 1 | 1 | 2 |
3.3 | Педсоветы, ШМО | 1 | 1 | 2 |
3.4 | Советы профилактики | 1 | | 1 |
3.5 | Родительские собрания | 8 | 1 | 9 |
3.6 | РМО | 1 | 1 | 2 |
3.7 | Классные часы | 12 | | 12 |
Количество учащихся на 01.09.10:
Педагог-психолог Исмагилова Л.И.