СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Аналитический отчет о работе педагога-психолога МОУ СОШ № 143 за год

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа школьного психолога в текущем учебном году осуществлялась в соответствии с целью: обеспечение основных психологических условий, способствующих успешному обучению учащихся, развитию их личности.

Просмотр содержимого документа
«Аналитический отчет о работе педагога-психолога МОУ СОШ № 143 за год»

Аналитический отчет

о работе педагога-психолога МОУ СОШ № 143

в 2010 – 2011 учебном году


Работа школьного психолога в текущем учебном году осуществлялась в соответствии с целью, поставленной в октябре 2007 года.


Цель: обеспечение основных психологических условий, способствующих успешному обучению учащихся, развитию их личности.


Задачи, способствующие реализации поставленной цели:

  1. Диагностика и отслеживание динамики развития психических процессов учащихся, успешности обучения и факторов, влияющих на их обучение.

  2. Предупреждение возможных неблагополучий в психическом и личностном развитии учащихся, осведомленность педагогического коллектива и родителей учащихся.


Содержание работы:

  1. Работа с учащимися.

  2. Работа с родителями.

  3. Работа с педагогическим коллективом.

  4. Работа в городской Ассоциации педагогов-психологов.


Основные направления работы психолога в 2010 – 2011 учебном году:


    • Диагностика;

    • Консультирование;

    • Просвещение.

Деятельность психолога строится на системной основе и при адекватном отражении реальных условий и требований практики педагогического процесса.


Акценты сопровождения расставлены на следующих этапах развития детей:

- этап перехода от дошкольного детства к систематическому обучению в школе;

- этап адаптации первоклассников к школьной среде;

- этап окончания начальной школы и переход в среднее звено;

- этап адаптации пятиклассников в среднем звене;

- этап профессионального самоопределения старшеклассников.


Психологическое сопровождение первоклассников осуществляется в несколько этапов:

  1. Диагностируется, анализируется уровень адаптации учащихся 1 классов на конец 1 четверти.

Анализируя результаты исследования можно отметить неравномерность уровня готовности учащихся к системному обучению в школе. Состав детей неоднороден: есть дети, имеющие сниженные показатели внимания, памяти, проявляющие негативное отношение к школьному обучению, это является неблагоприятным фактором, т. к. говорит об отсутствии школьной мотивации, даже на социальном уровне и не зависит от уровня интеллектуальной зрелости ребенка.

  1. За учащимися проводится наблюдение.

  2. Диагностируется и анализируется уровень адаптации учащихся в конце 1 полугодия.

Анализируя результаты исследования можно отметить неравномерность уровня адаптации. Наряду с «сильной» группой, которая составляет около 70%, обозначились учащиеся «группы риска»: дети, с признаками педагогической запущенности, проявляющимися в незрелости психических процессов (память, внимание), дети. Таких учащихся в целом около 30 %. Все это приводит к усложнению периода адаптации учащихся.

Причины данных трудностей, как правило, носят комплексный характер: это и незрелость эмоционально-волевой сферы, и дефекты воспитания, и отсутствие коммуникативного опыта, что неизбежно отражается на всей системе отношений ребенка при поступлении в школу. Следует отметить неоднократные обращения учителей по поводу индивидуальных особенностей данной категории учащихся. По результатам исследования проведены консультации для классного руководителя и родителей учащихся.

В целом, к концу учебного года эти дети приспособились к ситуации обучения, однако, по-прежнему требуют повышенного педагогического внимания.


Психологическое сопровождение учащихся начальных классов

Работа в начальной школе обусловлена психологическими и педагогическими задачами развития детей данного возраста. Поскольку ведущей в данном возрасте является учебная деятельность, в процессе которой происходит формирование и развитие всех психических процессов и личностных новообразований ребенка, очень важно полноценное формирование данного вида деятельности. В противном случае, несформированные своевременно качества, остаются незрелыми и впоследствии воспрепятствуют успешному обучению.

Следовательно, в процессе наблюдения, диагностики, консультирование педагогов и родителей решается основная задача: развитие познавательных процессов, формирование осознанной позиции школьника, учебной мотивации и ответственного отношения к своей деятельности. Выявляются неблагоприятные тенденции развития.

Общее направление работы: подготовка учащихся к обучению в среднем звене, развитие познавательных процессов, логического мышления.


Психологическое сопровождение учащихся при подготовке к переходу в среднее звено

Работа в данном направлении начинается еще в 3 классе, когда родители учащихся были ознакомлены с особенностью обучения в новых условиях, с возможными причинами возникающих проблем и имели возможность психологически подготовиться к трудностям.

Обращает на себя внимание такая особенность: некоторым детям по окончании 4 класса уже исполнилось 11 лет, следовательно, по возрастной периодизации их можно отнести к группе учащихся младшего подросткового возраста. Проблемы, с которыми сталкивается педагог в текущем учебном году, работая с данным классом (снижение интереса к учебе, трудности организации), в основном не свойственны начальной школе. Однако следует принять во внимание тот факт, что в новых условиях обучения (1 – 4) многие ученики 4 класса практически являются подростками, следовательно, учебную и воспитательную работу в 4 классе необходимо строить с учетом возрастных особенностей.


Психологическое сопровождение учащихся подросткового возраста

В рамках сопровождения традиционно проводится исследование самооценки, школьной тревожности, темперамента, структуры учебных мотивов.

Заслуживают внимания результаты интеллектуальной сферы учащихся.

Результаты проведенного исследования оформлены отчетом и переданы классным руководителям, индивидуальные результаты занесены в карты учащихся и переданы родителям.


Учащиеся старших классов изучают курс «Технологии» посвященный выбору жизненного пути, профориентации, проявляя при этом в большинстве случаев высокий уровень заинтересованности. На занятиях учащиеся изучают основы психологии, значительную часть времени посвящают самопознанию, исследуя разные стороны своей личности, что способствует их личностному росту.

Введение данного курса в учебный план школы позволяет снять проблемы профориентации учащихся.


Общее количество групповых исследований 37.

Всего обследовано учащихся – вся школа.

Общее количество консультаций: 4, из них консультаций для педагогов - 2, для родителей - 2, для учащихся – в ходе индивидуальных бесед в процессе изучения курса «Технология».

Проблематика консультаций:

- для педагогов: взаимодействие с детьми, индивидуальные особенности учащихся.

- для родителей: методы семейного воспитания, адаптация первоклассников, развитие познавательной сферы, переход в пятый класс, взаимодействие со сверстниками детей.

- для учащихся: межличностные проблемы, самооценка, профконсультации.


Результаты психодиагностики рассматривались на педагогических советах и в режиме индивидуальных консультаций с учащимися и их родителями. В каждом исследовании выделяется «контингент риска» - учащиеся, которые нуждаются в дополнительном педагогическом контроле и психологической поддержке. Также выделены определенные тенденции, закономерности, динамика изменений испытуемых явлений.

Проблемы учащихся 9 и 11 классов: профориентация и анализ выбора предмета сдачи экзамена.

Учащихся 10 классов, а именно:

- мораторий детства, который иногда стремятся продлить десятиклассники, приводит к снижению учебной мотивации, особенно при значительном усложнении школьного материала;

- проблема адаптации в новом классном коллективе, к решению которой зачастую не готовы как ученики, так и педагоги. Представляется целесообразным систематически знакомить родителей десятиклассников с данной проблемой. Также и классным руководителям необходимо принять во внимание при планировании воспитательной работы.

Работа в новом учебном году предполагает сохранение и совершенствование уже существующих направлений в системе психологического сопровождения образовательного процесса.



















Приложение к аналитическому отчету о работе педагога-психолога МОУ СОШ № 143

№ п/п

Вид работы

1 полугодие

2 полугодие

За год

1

Диагностика (общее количество исследований)

31

6

37

2.

Консультирование (общее количество консультаций)

3

1

4

2.1

Индивидуальные

Учащихся



Родителей

Педагогов


В профориентационной работе

1

2





1






2

2

2.2

Групповое

На родительских собраниях

На родительских собраниях

9

3

Другие виды работы




3.1

Факультативы

Профориентационные для учащихся 9 – 10 классов

Профориентационные для учащихся 9 – 10 классов

2

3.2

Семинары

1

1

2

3.3

Педсоветы, ШМО

1

1

2

3.4

Советы профилактики

1


1

3.5

Родительские собрания

8

1

9

3.6

РМО

1

1

2

3.7

Классные часы

12


12



Количество учащихся на 01.09.10:

Педагог-психолог Исмагилова Л.И.