МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ БЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«РЕМЗАВОДСКАЯ СРЕДНЯЯОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ
УЧИТЕЛЯ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА
СТУПКО СВЕТЛАНЫ ВЛАДИМИРОВНЫ
Павловск 2018
Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель. Он — олицетворенный метод обучения, само воплощение принципа воспитания.
Адольф Дистервег
Представление о роли иностранного языка и его месте в современном обществе кардинальным образом поменялось.
Основное назначение иностранного языка состоит в формировании коммуникативной компетентности, т.е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка.
Стандарты второго поколения определяют следующие цели обучения немецкому языку:
1. Развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих: речевая, языковая, социокультурная/ межкультурная, компенсаторная, учебно-познавательная компетенции.
2. Развитие личности учащихся.
3. Формирование и развитие универсальных учебных действий (УУД).
Особое внимание уделяется развитию речевой компетенции — развитие коммуникативных умений в четырех основных видах деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме).
По мнению Е.И. Пассова, коммуникативность предполагает речевую направленность учебного процесса, которая заключается не столько в том, что преследуется речевая практическая цель, сколько в том, что путь к этой цели есть само практическое пользование языком.
И потому, следуя тенденции развития образования, определена тема самообразования: «Развитие коммуникативной компетенции учащихся через применение интерактивных технологий».
Часто применяемые технологии на практике: метод проектов, ролевые игры, деловые игры, технология развития критического мышления - кластер, дерево предсказаний, незаконченное предложение, синквейн.
Метод проектов. Выполнение проектных заданий позволяет ученикам видеть практическую пользу изучения иностранного языка, а также совершенствует познавательные учебные действия. Учащиеся включаются в активный познавательный творческий процесс. Кроме того происходит формирование метапредметных результатов: исследовательские (поисковые) рефлексивные, умения и навыки работы в команде. Метод проектов помогает развивать все виды речевой деятельности. В младших классах ежегодно выполняются проекты «Моя семья», «Мое любимое животное», «Рождество прекрасный праздник».
В старших классах учащиеся более осознанно подходят к созданию проекта. С учетом их интересов и проблем, которые их волнуют, ежегодно создаются и представляются такие проекты, как «Города Золотого кольца России», «Распорядок дня», «Хобби», «Молодежные субкультуры», «Школа моей мечты», «Страница из школьной газеты», «Музыкальные предпочтения».
Ролевая игра: учащимся 9,10 классов предлагаю диалог – образец, который является основой для составления их собственного диалога, далее выполняют ряд заданий для совершенствования навыков диалогической речи: чтение диалога по ролям; чтение диалога с целью восстановить пропущенные реплики; инсценирование диалога; составление аналогичного диалога, но в другой ситуации общения.
Деловая игра. В 9, 11 классах провожу деловые игры по темам: «Компьютер. За и против», «Карманные деньги. За и против».
Кластер - применение этого метода используется для развития навыков диалогической речи, а также для развития навыков монологической речи. Для учащихся начальных классов данный прием подходит к теме «Семья», для 9 классов - «Книги».
С помощью метода тестирования на уроках немецкого языка определяется уровень усвоения лексико-грамматического и страноведческого материала по различным темам, понимания прочитанного или прослушанного текста. Данный метод использую во всех классах. Практикую совместную взаимопроверку тестовых работ вместе с учениками, которые получают для проверки работы одноклассников и объясняют выбранный вариант ответа, что способствует осознанному пониманию материала и исправлению возможных ошибок.
Дерево предсказаний. Учащиеся строят предположения по поводу развития сюжетной линии рассказа или повествования, возможные предположения учащихся моделируют дальнейший финал данного рассказа или повествования. Применяю на этапе закрепления лексики во всех классах с целью анализа, какой-либо проблемы, обсуждения текста, прогнозирования событий.
Незаконченное предложение. Учащиеся читают незаконченное предложение и быстро продолжают его любыми словами, первой пришедшей в голову мыслью. Предложения начинаются неопределенно и касаются различных жизненных сфер и могут охватывать любые темы. Данный прием применяю в 5-11 классах.
При выполнении письменных заданий использую прием «Синквейн». Во всех классах учащимся предлагаю в парах составить синквейн по различной тематике. Ученики с удовольствием выполняют такие задания. Посредством составления синквейна учащимися усваиваются основные моменты изученной темы, а также они учатся синтезировать информацию в нескольких словах.
Одним из важнейших средств обучения в условиях ФГОС являются электронные образовательные ресурсы. На уроках применяю мультимедийные презентации разработанные в ПО SmartNotebook, PowerPoint, возможности дистанционного обучения.
Моя цель, как учителя немецкого языка - формирование речевых умений и навыков применительно к определенной теме и на основе конкретного языкового и речевого материала, эффективное содействие развитию и проявлению детьми своих личностных качеств, формирование индивидуальности, способности к реализации нравственных, творческих и познавательных возможностей. В связи с этим, характерными чертами урока иностранного языка являются: речевая направленность, функциональность, систематичность, индивидуализация процесса обучения.
Применяю современные технологии в совокупности, дозируя, не злоупотребляя ими, добиваюсь стабильных результатов обучения по предмету.
Результаты освоения учащимися образовательных программ
Учебный год | Количество учащихся | Мониторинг Учреждения |
Качество знаний % | Успеваемость % |
2013/2014 | 107 | 63 | 100 |
2014/2015 | 110 | 64 | 100 |
2015/2016 | 107 | 65 | 97 |
2016/2017 | 83 | 65 | 92 |
2017/2018 | 105 | 68 | 99 |
Использование вышеперечисленных методов и технологий позволяет добиться повышения качества знаний. Снижение успеваемости обусловлено тем, что в классах обучались дети, которые не могли усваивать немецкий язык в связи с индивидуальными особенностями и в дальнейшем были переведены на обучение по адаптированной программе.
В 2017/2018 учебном году учащиеся 11 класса выполняли ВПР по немецкому языку.
Класс | Предметные образовательные результаты независимой внешней оценки (ВПР) |
Успеваемость % | Качество знаний % |
11 | 100 | 100 |
Учащиеся школы показывают высокие результаты по итогам ВПР.
Особого внимания уделяю внимание детям с высоким уровнем развития способностей и учебной мотивацией – одарённым учащимся. Организую системную работу с ними.
Результативность участия учащихся в мероприятиях различных уровней (олимпиады, конкурсы, конференции и др.) по преподаваемому предмету
Учебный год | Уровень | Наименование мероприятия | Форма участия (очная, очно-заочная некоммерческая) | Результат участия |
2013/ 2014 | школьный | Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по немецкому языку | очная | 3 победителя 2 призера 12 участников |
2014/ 2015 | школьный | Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по немецкому языку | очная | 3 победителя 2 призера 12 участников |
всероссийский | Открытая Всероссийская интернет - олимпиада по немецкому языку для школьников | заочная | 1 победитель |
муниципальный | Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников по немецкому языку | очная | 1 победитель 1 участник |
всероссийский | Конкурс по немецкому языку «Бременские музыканты» | заочная | 2 победителя |
всероссийский | Открытая Всероссийская интернет - олимпиада по немецкому языку для школьников | заочная | 2 победителя |
школьный | Конкурс «Meine Laterne» | очная | 10 победителей 57 участников |
окружной | «Евровидение 2015» | очная | 2 победителя |
окружной | Окружная дистанционная олимпиада по иностранному языку | дистанционная | 7 победителей 106 участников |
| всероссийский | Всероссийская дистанционная олимпиада по немецкому языку «Олимпус» | заочная | 1 лауреат 6 участников |
2015/ 2016 | школьный | Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по немецкому языку | очная | 1 победитель 1 призер 33 участников |
муниципальный | Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников по немецкому языку | очная | 1 участник |
всероссийский | Зимняя интернет-олимпиада по немецкому языку 1 уровень | заочная | 2 победителя |
всероссийский | Зимняя интернет-олимпиада по немецкому языку 2 уровень | заочная | 2 победителя |
всероссийский | Всероссийская дистанционная олимпиада по немецкому языку «Олимпус» Зимняя сессия | заочная | 3 участника |
окружной | «Евровидение 2016» | очная | 2 победителя |
2016/ 2017 | школьный | Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по немецкому языку | очная | 2 победителя 35 участников |
муниципальный | Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников по немецкому языку | очная | 2 участника |
всероссийский | Открытая российская интернет-олимпиада по немецкому языку «Зима, декабрь 2016, немецкий язык , 1 уровень» | заочная | 3 победителя |
всероссийский | Открытая российская интернет-олимпиада по немецкому языку «Зима, декабрь 2016, немецкий язык , 2 уровень» | заочная | 3 победителя |
окружной | «Евровидение 2017» | очная | 2 победителя |
| окружной | Окружная дистанционная олимпиада по иностранному языку | дистанционная | 7 победителей 106 участников |
2017/ 2018 | школьный | Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по немецкому языку | очная | 1 победитель 4 призера 26 участников |
муниципальный | Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников по немецкому языку | очная | 2 участника |
окружной | Окружная дистанционная олимпиада по иностранному языку | дистанционная | 3 победителя 67 участников |
2018/ 2019 | Школьный | Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по немецкому языку | очная | 1 победитель 9 участников |
Ежегодно учащиеся школы с 2 по 11 класс являются участниками и призерами школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по немецкому языку, конкурса «Евровидение», дистанционной олимпиады по иностранному языку.
Участие педагога в конкурсах, мероприятиях
Являюсь организатором окружного конкурса «Евровидение», традиционно проходящего на базе МБОУ «Ремзаводская СОШ» с 2015 года. С 2014 года участник регионального конкурса «Информацинно-коммуникационные технологии в образовании». Распространяет свой педагогический опыт через выступления на окружном, муниципальном, международном уровнях. Принимала участие в форуме «Электронная неделя на Алтае» и в «Международной Ярмарке социально-педагогических инноваций».
Владею методикой создания дистанционных курсов на платформе MOODLE и интерактивных презентаций в ПО SmartNotebook, PowerPoint. Разработала дистанционные курсы: «Немецкий язык 9 класс», «Олимпиада по немецкому языку».
В 2017 год в рамках IX международной научно-практическая конференции опубликовала материал на тему: «Реализация преемственности в обучении учащихся начального и основного уровней образования в условиях реализации ФГОС».
Представила мастер-класс по теме: «Дистанционное обучение в виртуальной образовательной среде «MOODLE»» на базе МБОУ «Прутская СОШ» в рамках заседания Ассоциации молодых педагогов Алтайского края Барнаульского округа «Успешность молодого педагога – залог успеха учеников».
Участник всероссийского форума «Педагоги России».
В 2015/2016 учебном году обучала немецкому языку учащихся МБОУ «Рогозихинская ООШ» по межшкольной модели с помощью системы сетевой телефонии Skype.
В 2018/2019 году веду внеурочную деятельность по немецкому языку в 3 классе «Весёлый немецкий».
Транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов профессиональной деятельности
Учебный год | Уровень мероприятия | Транслирование педагогического опыта |
Мероприятие | Тема | Результат |
2015/ 2016 | Международный | Выступление на форуме «Электронная неделя на Алтае. Площадка «Информатизация образования: новые технологии обучения и управления» | Олимпиада по иностранному языку на платформе MOODLE | Участие |
2016/ 2017 | Международный | Региональный этап ярмарки социально-педагогических инноваций – 2017 | Организация методической работы в округе в рамках сетевого взаимодействия | Участие |
2017/ 2018 | Международный | Региональный этап ярмарки социально-педагогических инноваций – 2018 | Дистанционные Интернет-проекты по иностранным языкам | Победитель |
Для повышения уровня методического мастерства даю открытые уроки:
Учебный год | Тема урока | Класс |
2016/2017 | «Современная музыка в Германии» | 10 класс |
2017/2018 | «Как выяснить, кто это?» | 2 класс |
2017/2018 | «За окнами листопад» | 6 класс |
2018/2019 | «Итак, как спросить, кто это?» | 2 класс |
Обеспечение непрерывности собственного профессионального образования
Постоянно повышаю свой профессиональный уровень на курсах повышения квалификации, обучающих семинарах, вебинарах. Принимаю участие в работе ММО, ОМО, ШМО.
Курсы повышения квалификации
Учебный год | Тема курсов ПК |
2014/ 2015 | «Техническое творчество как среда для позитивной социализации, духовно-нравственного и патриотического воспитания обучающихся», 8 часов, КГБУ ДО «КЦИТР». |
«Содержание и технология работы эксперта по аттестации педагогических работников на муниципальном уровне», 72 часа, АКИПКРО. |
2017/ 2018 | - 2017 год – курсы повышения квалификации «Профессиональная подготовка учителя иностранного языка в условиях реализации ФГОС основного общего и среднего общего образования», 36 часов, ФГБОУ ВО «Алтайский государственный педагогический университет». |
Участие в работе методических объединений, профессиональных сообществ педагогических работников
Учебный год | Уровень участия | Название профессионального сообщества | Форма участия | Тема выступления |
2014/ 2015 | окружной | ОМО учителей гуманитарного цикла | выступление | «Формирование УУД учащихся в процессе преподавания предметов гуманитарного цикла» |
выступление | «Внеклассная работа по иностранному языку» |
2015/ 2016 | муниципальный | ММО учителей немецкого языка | выступ ление | «Применение ДОТ во внеклассной работе в округе» |
2016/ 2017 | муниципальный | ММО учителей немецкого языка | выступление | «Разработка дистанционного курса по немецкому языку на платформе MOODLE» |
окружной | ОМО | выступление | «Освоение и адекватное применение специальных технологий и методов , позволяющих проводить коррекционную работу» |
2017/ 2018 | муниципальный | РМО | выступление | «Технологии обучения детей с ОВЗ» |
окружной | ОМО | выступление | «Подходы к формировнию и развитию ИКТ-компетентности обучающихся в свете требований ФГОС» |
«ИКТ-компетентность педагога, как необходимое условие внедрения ФГОС» |
Профессиональная активность
(участие в работе предметных комиссий, оргкомитетах и жюри)
Учебный год | Уровень участия | Название мероприятия | Вид деятельности |
2015/ 2016 | муниципальный | Всероссийская олимпиада школьников по немецкому языку | Разработка заданий школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по немецкому языку |
школьный | Конкурса педагогического мастерства «Педагогический марафон 2016» | Член жюри |
школьный | Конкурса чтецов | Член жюри |
2016/ 2017 | муниципальный | Всероссийская олимпиада школьников по немецкому языку | Разработка заданий школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по немецкому языку |
муниципальный | Всероссийская олимпиада по немецкому языку | Член жюри |
2017/ 2018 | муниципальный | Всероссийская олимпиада по немецкому языку | Член жюри |
Участие в конкурсах профессионального мастерства
в сфере образования по направлению деятельности
Учебный год | Уровень участия | Наименование конкурса профессионального мастерства, в том числе в интернет – конкурсах | Результат участия | Подтверждающий документ |
2018/ 2019 | окружной | «Лучший учитель округа 2018» | лауреат Грамота | Протокол №2 от 08.11.2018 |
Наличие размещенных разработок в сети Интернет
№ п/п | Материал | Ссылка |
1 | Личный сайт учителя | https://multiurok.ru/deutschstunde-1/ |
2 | Разработки уроков, внеклассных мероприятий, конкурсные работы | https://multiurok.ru/deutschstunde-1/files https://infourok.ru/user/s-svetlana-v |
Дипломы, награды и благодарственные письма
- 2012 год – Почетная грамота Главного управления образования и молодёжной политики Алтайского края за добросовестный плодотворный труд, успешную работу по обучению и воспитанию учащихся;
- 2014 год – диплом 2 степени во Всероссийском творческом конкурсе для учителей немецкого языка «Warum Deutsch?» в номинации «Разработка урока с мультимедийным приложением»
- 2015 год - Благодарственное письмо за подготовку учащихся к окружному конкурсу песни на иностранном языке «Евровидение 2015»,
- 2016 год - Благодарственное письмо за подготовку учащихся к окружному конкурсу песни на иностранном языке «Евровидение 2016»,
- 2017 год - Благодарственное письмо за подготовку учащихся к окружному конкурсу песни на иностранном языке «Евровидение 2017».
-2017 год – сертификат IX международной научно-практической конференции представила доклад на тему: «Реализация преемственности в обучении учащихся начального и основного уровней образования в условиях реализации ФГОС».
- 2018 год – Диплом победителя X регионального этапа Международной ярмарки социально-педагогических инноваций – 2018.
- 2018 год - Грамота лауреата окружного конкурса профессионального мастерства «Лучший учитель округа 2018».
Анализируя свою педагогическую деятельность с 2013 по 2018 годы можно сделать вывод о том, что я постоянно совершенствую свой педагогический опыт, изучаю и реализую современные технологии, повышаю результаты педагогической деятельности.
В данный момент продолжаю работать над представленной методической темой. Планирую более глубоко изучить интерактивные технологии и более широко применять их на практике.