Аналитический отчет
по результатам социально-психологической адаптации учащихся 1 класса и уровня сформированности УУД с октября по декабрь 2019 г.
Работа проводилась с целью:
Изучить процесс протекания адаптации в 1 классе
Изучить уровень развития познавательной сферы школьников: уровень развития универсальных логических действий
Исследовать состояние эмоциональной и поведенческой сфер учеников.
Изучить приёмы и методы формирования УУД у обучающихся на уроках, решение воспитательных задач уроков.
Выявить отношение обучающихся к жизни в школе.
Методы: Диагностика, эксперимент, наблюдения на уроках, беседы, консультации, развивающие занятия, консилиум, собрание.
В 1 классе усложняются требования к познавательной деятельности, особенно в плане умственных действий и развития мышления, способность к смене стратегии, гипотезы в процессе решения учебной проблемы.
Значительно расширяется сфера предполагаемых поведенческих реакций, способность к продолжительным эмоциональным привязанностям, к сознательному регулирования поведения и общения, проявление эмпатии к взрослым.
Качественно новые блоки появляются в мотивационном блоке, умение ставить конкретные цели самообразования, проявлять интерес к самостоятельным формам учебной деятельности (самообразование) и использовать результаты учебной деятельности в общественно полезной деятельности.
На эмоциональное развитие оказывает влияние референтная группа сверстников (её нормы, правила).
Чрезвычайную роль начинает играть система отношений (субъективная включённость в систему отношений в социуме), отношение к учёбе.
В ходе сопровождения было выявлено следующее:
(заполняется на основе данных, полученных при диагностике по методике Александровской Э.М. в модификации Еськиной Е.С. и Больбот Т.Л.)
Общее количество учащихся в параллели 1 классов __5___ Обследовано на УУД _______5________
УУД | Показатель | Высокий уровень кол-во и % от числа прошедших обследование | Средний уровень кол-во и % от числа прошедших обследование | Низкий уровень кол-во и % от числа прошедших обследование |
Личностные | Усвоение нравственно-этических норм и школьных норм поведения (критерий 2) | 0-0% | 4-80% | 1-20% |
Эмоциональное благополучие (критерий 4) | 3-60% | 2-40% | 0-0% |
Регулятивные | Целеполагание (критерий 1, шкала 2) | 0-0% | 4-80% | 1-20% |
Самоконтроль (критерий 1, шкала 3) | 2-40% | 1-20% | 2-40% |
Познавательные | Учебная активность (критерий 1, шкала 1) | 2-40% | 2-40% | 2-40% |
Усвоение знаний, успеваемость (критерий 1, шкала 4) | 2-40% | 1-20% | 2-40% |
Коммуникативные | Взаимоотношения с одноклассниками (критерий 3, шкала 1) | 4-80% | 1-20% | 0-0% |
Взаимоотношения с учителями (критерий 3, шкала 2) | 2-40% | 2-40% | 1-20% |
Общий показатель адаптации к школьному обучению
УУД | Высокий уровень (%) | Средний уровень (%) | Низкий уровень (%) |
Личностные | 60% | 60% | 20% |
Регулятивные | 20% | 50% | 30% |
Познавательные | 40% | 30% | 40% |
Коммуникативные | 60% | 30% | 10% |
ОБОБЩЕННЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ | 45% | 42% | 20% |
Заключение: в основе формирования метапредметных результатов лежит «умение учиться», которое предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности (познавательные и учебные мотивы; учебная цель; учебная задача; учебные действия и операции) и выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.
Система оценки метапредметных результатов в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих развитие психологических способностей личности, осуществлялась в рамках нормативно - возрастного развития личностной и познавательной сфер ребёнка. Оценка метапредметных результатов проводилась в ходе различных процедур. В результате мониторинга были решены следующие задачи:
1.Определен уровень сформированности метапредметных УУД каждого ученика на первоначальном этапе обучения в средней школе;
2.Определены проблемные зоны в решении задач образования учащихся и определение возможных путей их ликвидации;
3. Разработана стратегия помощи учащимся, испытывающим трудности в формировании тех или иных метапредметных УУД;
4. Определена успешность работы педагога по формированию метапредметных УУД учащихся: педагог грамотно осуществляет системно – деятельностный подход в обучении, что способствует формированию метапредметных результатов, заложенных в программах первого года обучения.
Приложение № 1
Сводная ведомость результатов изучения мотивации обучения школьников при переходе из начальных классов в средние по методике М.Р. Гинсбург
Ф.И. | Количество баллов | Уровень мотивации | Преобладающий мотив |
| 42 б. | очень высокий уровень мотивации учения | позиционный мотив |
| 28 б. | нормальный (средний) уровень мотивации учения | позиционный мотив |
| 39 б. | высокий уровень мотивации учения | позиционный мотив |
| 13 б. | низкий уровень мотивации учения | игровой мотив |
| 39 б. | высокий уровень мотивации учения | позиционный мотив |
Целью психодиагностического обследования этих учащихся являлось изучение степени и особенностей приспособления учащихся к новым социально-педагогическим условиям обучения, выявление актуальных трудностей детей.
Задачи исследования:
-Изучение школьной мотивации и познавательной активности детей;
-Изучение развития познавательных процессов (внимания, памяти, мышления);
-Выявление наиболее актуальных для детей трудностей для дальнейшего оказания им педагогической и психологической помощи;
-Подготовка рекомендаций для учителей и родителей по созданию оптимальных социально-педагогических условий для успешного обучения и адаптации пятиклассников.
Выводы:
В выборах 80% учащихся преобладает позиционный мотив, связанный со стремлением занять новое положение в отношениях с окружающими. 20 % учащихся преобладает игровой мотив, что свидетельствует о неготовности ребенка к обучению в школе. Результаты обследования говорят об успехе и эффективности образовательного процесса.
Результаты изучения школьной мотивации показали, что 20 % обучающихся показали очень высокой уровень мотивации учения, у 40% первоклассников преобладает высокий уровень мотивации, что свидетельствует о положительном отношении к школе, о формировании познавательных интересов к учебной деятельности и принятии нового социального статуса ученика 1 класса. Обучающихся с нормальным уровнем мотивации 1 человек (20%). Этих ребят необходимо включать в активную деятельность на основе изучения их интересов и склонностей, привлекать к участию во внеурочной деятельности. 1 человек (20%), который обучается в 1 классе повторно, показывает низкий уровень мотивации.
Приложение № 2
Методика « Беседа о школе» (модифицированный вариант)
(Т.А.Нежнова, Д.Б.Эльконин, А.Л.Венгер)
1 класс
Учитель: Агафонова О.В.
Психолог: Агафонова М.Н.
№ | Инициалы Формы | А.Д | Д.А | Ж.С | ЛМ | СЮ |
1.1а | | А | А | Б | Б | А |
1.1б | | А | Б | Б | Б | А |
1.2 | | А | А | Б | Б | А |
1.3 | | Б | Б | Б | Б | А |
1.4 | | А | А | Б | Б | А |
1.5 | | А | А | А | Б | А |
1.6 | | Б | Б | Б | Б | А |
1.7 | | А | А | А | Б | А |
1.8 | | А | А | Б | А | А |
2.1 | Положительное отношение | | | + | + | |
2.2 | Проявление особого интереса | + | + | | | |
2.3 | Предпочтение классных занятий | | | | | + |
3.1 | Отрицательное отношение-0 | | | | | |
3.2 | Положительное -2 | | | + | + | |
3.3 | Возникновение ориентации-2 | + | + | | | |
3.4 | Сочетание ориентации-1 | | | | | + |
4.1 | Низкий-2 (Н) | | | + | + | |
4.2 | Средний-2 (С) | + | + | | | |
4.3 | Высокий-3 (В) | | | + | + | + |
Выводы:
Критерии (показатели) сформированности внутренней позиции школьника:
2 чел - Положительное отношение к школе, чувство необходимости учения, то есть в ситуации необязательного посещения школы продолжает стремиться к занятиям специфически школьного содержания.
2 чел - Проявление особого интереса к новому, собственно школьному содержанию занятий, что проявляется в предпочтении уроков «школьного» типа урокам «дошкольного» типа.
1 чел - Предпочтение классных коллективных занятий индивидуальным занятиям дома, предпочтение социального способа оценки своих знаний – отметки – дошкольным способам поощрения (сладости, подарки) (Д.Б.Эльконин, А.Л.Венгер, 1988).
Уровни сформированности внутренней позиции школьника на 7 – м году жизни:
0 чел – отрицательное отношение к школе и поступлению в школу;
2 чел – положительное отношение к школе при отсутствии ориентации на содержание школьно – учебной действительности (сохранение дошкольной ориентации). Ребенок хочет пойти в школу, но при сохранении дошкольного образа жизни;
2 чел – возникновение ориентации на содержательные моменты школьной действительности и образец «хорошего ученика», но при сохранении приоритета социальных аспектов школьного образа жизни, по сравнению с учебными аспектами;
1 чел – сочетание ориентации на социальные и собственно учебные аспекты школьной жизни.
Уровни в целом по классу:
Н (низкий уровень) – 1 балл – если у ребенка 0 – й или 1 – й уровень- 2 чел;
С (средний уровень) – 2 балла – 2 – й уровень -2 чел;
В (высокий уровень) – 3 балла – если 3 – й уровень – 3 чел;
Приложение № 3
Изучение общего развития глазомера, уровня развития тонкой моторики,
уровня развития изобразительных навыков
(Керн Иразек)
1 класс
Учитель: Агафонова О.В.
Психолог: Агафонова М.Н.
№ | Инициалы | Критерии | Оценка | Уровень |
1 | | У нарисованной фигурки есть голова, шея, прорисованы глаза – точки, рот, нос, волосы. Фигурка пропорциональна: есть руки и ноги (без кистей и стоп), нет признаков одежды. | 4 | С |
2 | | У нарисованной фигурки есть голова, прорисованы глаза – точки, есть рот, нет носа, волос. Фигурка пропорциональна: есть руки и ноги (без кистей и стоп), нет признаков одежды. | 5 | Н |
3 | | У нарисованной фигурки есть голова, шея, прорисованы глаза – кружочки, рот, нос, шея, волосы. Фигурка пропорциональна: есть руки и ноги, есть ступни и пальцы на руках, есть признаки одежды. | 3 | С |
4 | | У нарисованной фигуры есть голова, прорисованы детали лица: глаза –звездочки, рот, нос-треугольник, отсутствуют волосы, уши. Руки и ноги прорисованы в виде одной линии. | 6 | Н |
5 | | У нарисованной фигуры есть голова с прорисованными пустыми глазницами, ртом носом, шеей, туловищем до пояса. На голове- головной убор. Нет одежды. | 6 | Н |
6 | | У нарисованной фигуры есть голова, прорисованы детали лица: глаз, рот, нос, волосы. Отсутствуют уши. Руки и ноги прорисованы в виде одной линии. | 6 | Н |
7 | | У нарисованной фигуры есть отдельные детали лица: глаза - точки, рот, волосы, нет ушей,признаков одежды. Фигура не пропорциональна. Руки прорисованы без кистей, ноги отсутсвуют. | 4 | С |
8 | | У нарисованной фигуры есть голова с прорисованными деталями лица: глаза – точки. Нет рта, есть шея. Руки и ноги не пропорциональны (что-то из области фантастики, похожи на антенны). | 5 | Н |
9 | | У нарисованной фигуры есть отдельные детали лица: глаза, ресницы, рот, нос, шея, уши, отсутствуют волосы. Фигура пропорциональна: руки и ноги нарисованы. Наблюдаются признаки одежды и обуви. | 3 | С |
Сводная ведомость кругозор, осведомленность
Вопросы | ФИ |
А.В. | Ж.С. | Д.А. | Л.М. | С.Ю. |
Какое животное больше — лошадь или собака? Лошадь = 0 баллов, неправильный ответ = — 5 баллов. | 5 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Утром вы завтракаете, а днем ...Обедаем. Мы едим суп, мясо = 0 баллов. Ужинаем, спим и другие ошибочные ответы = — 3 балла. | 0 | 0 | 3 | 3 | 0 |
Днем светло, а ночью ... Темно = 0 баллов, неправильный ответ = — 4 балла | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Небо голубое, а трава ...Зеленая = 0 баллов, неправильный ответ = — 4 балла. | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Черешни, груши, сливы, яблоки — это ...? Фрукты = 1 балл, неправильный ответ = — 1 балл. | 0 | 1 | 1 | 0 | 1 |
Почему раньше, чем пройдет поезд вдоль пути, опускается шлагбаум? Чтобы поезд не столкнулся с автомобилем. Чтобы никто не попал под поезд (и т.д.) = 0 баллов, неправильный ответ = — 1 балл. | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 |
Что такое Москва, Ростов, Киев? Города = 1 балл. Станции = 0 баллов. Неправильный ответ = — 1 балл. | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 |
Который час показывают часы (показать на часах)? Хорошо показано = 4 балла. Показаны только четверть, целый час, четверть и час правильно = 3 балла. Не знает часов = 0 баллов. | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Маленькая корова — это теленок, маленькая собака — это ..., маленькая овечка — это ...? Щенок, ягненок = 4 балла, только один ответ из двух = О баллов. Неправильный ответ = — 1 балл. | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Собака больше похожа на курицу или на кошку? Чем похожа, что у них одинакового? На кошку, потому что у них 4 ноги, шерсть, хвост, когти (достаточно одного подобия) = 0 баллов. На кошку (без приведения знаков подобия) = — 1 балл. На курицу = — 3 балла. | 0 | 0 | 0 | 3 | 0 |
Почему во всех автомобилях тормоза?Две причины (тормозить с горы, затормозить на повороте, остановить в случае опасности столкновения, вообще остановиться после окончания езды) = 1 балл. 1 причина = 0 баллов. Неправильный ответ (например, он не ехал бы без тормозов) = — 1 балл. | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 |
Чем похожи друг на друга молоток и топор? Два общих признака = 3 балла (они из дерева и железа, у них рукоятки, это инструменты, можно ими забивать гвозди, с задней стороны они плоские). 1 подобие = 2 балла. Неправильный ответ = 0 баллов. | 2 | 2 | 3 | 2 | 3 |
Чем похожи друг на друга белка и кошка?Определение, что это животные или приведение двух общих признаков (у них по 4 лапы, хвосты, шерсть, они умеют лазить по деревьям) = 3 балла. Одно подобие 2 балла. Неправильный ответ = 0 баллов. | 6 | 6 | 3 | 2 | 3 |
Чем отличаются гвоздь и винт? Как бы ты узнал их, если бы они лежали здесь перед тобой? У них есть разные признаки: у винта нарезка (резьба, такая закрученная линия, вокруг зарубки) т 3 балла. Винт завинчивается, а гвоздь забивается, или у винта — гайка = 2 балла. Неправильный ответ = 0 баллов. | 3 | 2 | 3 | 0 | 2 |
Футбол, прыжки в высоту, теннис, плавание — это ...? Спорт, физкультура = 3 балла. Игры (упражнения), гимнастика, состязания = 2 балла. Неправильный ответ = 0 баллов. | 2 | 3 | 3 | 0 | 3 |
Какие ты знаешь транспортные средства? Три наземных транспортных средства, самолет или корабль = 4 балла. Только три наземных транспортных средства или полный перечень, с самолетом или с кораблем, но только после объяснения, что транспортные средства — это то, на чем можно куда-нибудь передвигаться = 2 балла. Неправильный ответ = 0 баллов. | 2 | 2 | 4 | 2 | 4 |
Чем отличается старый человек от молодого? Какая между ними разница? Три признака (седые волосы, отсутствие волос, морщины, уже не может так работать, плохо видит, плохо слышит, чаще бывает болен, скорее умрет, чем молодой) = 4 балла. 1 или 2 различия = 2 балла. Неправильный ответ (у него палка, он курит и т.д.) = 0 баллов. | 2 | 2 | 4 | 0 | 0 |
Почему люди занимаются спортом? Две причины (чтобы быть здоровыми, закаленными, сильными, чтобы они были подвижнее, чтобы держались прямо, чтобы не были толстыми, они хотят добиться рекорда и т.д.) = 4 балла. Одна причина = 2 балла. Неправильный ответ (чтобы что-нибудь уметь) = 0 баллов. | 4 | 4 | 4 | 2 | 4 |
Почему это плохо, когда кто-нибудь уклоняется от работы? Остальные должны на него работать (или другое выражение того, что вследствие этого несет ущерб кто-нибудь другой). Он ленивый. Мало зарабатывает и не может ничего купить = 2 балла. Неправильный ответ = 0 баллов. | 2 | 0 | 2 | 0 | 1 |
Почему на конверт нужно приклеивать марку? Так платят за пересылку, перевозку письма = 5 баллов. Тот, другой, должен был бы уплатить штраф = 2 балла. Неправильный ответ = 0 баллов. | 0 | 0 | 5 | 0 | 0 |
| 23 | 21 | 37 | 14 | 23 |
После проведения опроса подсчитываются результаты по количеству баллов, достигнутых по отдельным вопросам. Количественные результаты данного задания распределяются по пяти группам:
1 группа — плюс 24 и более;
2 группа — плюс 14 до 23;
3 группа — от 0 до 13;
4 группа — от минус 1 до минус 10;
5 группа — менее минус 11.
По классификации положительными считаются первые три группы. Дети, набравшие число баллов от плюс 24 до плюс 13, считаются готовыми к школьному обучению
Выводы:
Результаты теста дают полное представление об уровне общего развития ребенка, его глазомере, пространственной ориентации, способности к рисованию, а также о степени развития сложнокоординированных движений руки, развитии мелкой моторики, о состоянии изобразительных навыков.
Слабо подготовлена рука к письму и рисованию – 3 чел (2 чел – С, 1 чел – Н).
Развитие детей, получивших в сумме по трем заданиям от 3-6 баллов(40%),рассматривается как высокий уровень готовности к школе; от 7-12 баллов 940%) – средний уровень; от 13-15 баллов (20%) – низкий уровень готовности, ребенок нуждается в углубленном обследовании интеллекта и психического развития, т.к. среди них могут быть умственно отсталые дети.
Большинство учащихся (80%), показавших по тесту уровень развития выше среднего и средний, хорошо адаптирую я к школьным требованиям, и успешно овладевают всеми разделами школьной программы в 1-2 классах. Те же учащиеся, которые по тесту показали уровень развития ниже среднего, но в большинстве своем испытывают трудности в адаптации к школьным требованиям и овладении письмом, но уже к концу второго класса почти половина из них хорошо успевает по родному языку и математике. Вероятно, это дети с нормальным интеллектом, которые к моменту поступления в школу обладают слабым развитием произвольности и мелкой моторики. без дополнительного обследования трудно сделать вывод о том, что является причиной плохого выполнения теста- низкое интеллектуальное развитие, слабое развитие произвольности или неразвитость сенсомоторных связей и тонкой моторики руки.
Готовыми к школьному обучению считаются дети, получившие по первым трем субтестам от 3 до 6 баллов. Группа детей, получивших 7—9 баллов, представляет собой средний уровень развития готовности к школьному обучению. Дети, получившие 9—11 баллов, требуют дополнительного исследования для получения более надежных данных. Особое внимание следует обратить на группу детей (обычно это отдельные ребята), набравших 12—15 баллов, что составляет развитие ниже нормы. Такие дети нуждаются в тщательном индивидуальном исследовании интеллектуального развития, развития личностных, мотивационных качеств.
Вывод: по результатам двух этапов тестирования Керна- Ийерасика, можно судить что 80% общей массы класса готовы к школе, у них сформированные начальные навыки, такие как: умение выполнять задания по образцу, развита пространственное представление, умение слышать и т.д. 20%- школьники которые показали на низком уровне выполнили все задания.
РЕКОМЕНДАЦИИ: 1 учащегося рекомендуем на ПМПК.
Приложение № 4
Сводная ведомость результатов выявления уровня нравственно – этической ориентации
№ п/п | Ф.И. ученика | Критерии нравственно – этической ориентации учащихся | Итоговый показатель |
Отношение к учебе | Отношение к труду | Отношение к здоровью | Отношение к социальной активности | Отношение к другим | Отношение к искусству, творчеству, культуре | Балл | Уровень |
1 | | 2 | 4 | 3 | 2 | 2 | 2 | 15 | В |
2 | | 3 | 4 | 3 | 3 | 2 | 2 | 17 | В |
3 | | 1 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 8 | Н |
4 | | 3 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 14 | С |
5 | | 3 | 3 | 3 | 2 | 2 | 2 | 15 | В |
Примечание:
Уровни нравственно – этической ориентации определяются по общей сумме баллов по всем критериям:
В (высокий уровень) – 15-18 баллов;
С (средний уровень) – ребенок получил 11-14 баллов;
Н (низкий уровень) – ребенок получил 6-10 баллов.
Выводы:
1.Отношение к учебе.
1 человека – не учатся даже при наличии контроля;
1 человека – учатся только при наличии контроля;
3 человек – учатся для себя.
2.Отношение к труду.
1 чел – трудятся только при наличии контроля;
2 чел – трудятся только для себя;
2 чел – трудятся сам и побуждают других.
3.Отношение к здоровью.
3 чел – даже при наличии контроля не соблюдают правила личной гигиены, не следит за своим внешним видом, неряшливы, физкультурой (зарядкой) не занимается;
4 чел – делают это только при наличии контроля;
8 чел – соблюдают правила личной гигиены, следят за своим внешним видом, аккуратны, активно занимаются физкультурой (зарядкой).
Приложение № 1
Сводная ведомость сформированности УУД учащихся классов на начало учебного года
№ | ФИ | Личностные УУД | Регулятивные УУД | Коммуникативные УУД |
Александровская критерий 1.1. | Александровская критерий 1.4. | Александровская критерий 2.1. | Александровская критерий 4. | Итог | Лусканова | Александровская критерии 1.2. | Александровская критерии 1.3. | Александровская критерии 2.2. | Итог | Александровская критерии 2.3. | Александровская критерии 3.1. | Александровская критерии 3.2. | Социометрия | Итог |
1 | | 5 | 5 | 4 | 5 | 19 б. | 21 | 3 | 4 | 4 | 32 б. | 5 | 5 | 5 | 5 | 20 б. |
2 | | 5 | 5 | 4 | 5 | 19 б. | 24 | 3 | 4 | 4 | 35 б. | 5 | 5 | 5 | 4 | 19 б |
3 | | 4 | 4 | 3 | 4 | 15 б. | 28 | 3 | 3 | 3 | 37 б. | 5 | 5 | 4 | 5 | 19 б. |
5 | | 3 | 2 | 4 | 4 | 13 б. | | 2 | 2 | 1 | | 2 | 4 | 2 | 5 | 13 б. |
13 | | 4 | 2 | 4 | 5 | 15 б. | 24 | 3 | 1 | 4 | 32 б. | 5 | 5 | 4 | 5 | 19 б. |
ВЫСОКИЙ уровень | 2 | 2 | 0 | 3 | 2 | 1 | 0 | 2 | 3 | 4 | 4 | 4 | 2 | 4 | 4 |
СРЕДНИЙ уровень | 2 | 1 | 4 | 2 | 2 | 3 | 4 | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 2 | 1 | 0 |
НИЗКИЙ уровень | 1 | 2 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 |
Приложение № 2
АДАПТАЦИОННАЯ КАРТА НАБЛЮДЕНИЙ
к методике Э.М. Александровской и Ст. Громбах
(модифицированная Еськиной Е.С, Больбот Т.Л.)
учащихся __1__ класса
Классный руководитель____Лазарь Н.И.____________________________________
| Фамилия, имя | I критерий | II критерий | III критерий | IV критерий | Общий балл | Уровень |
1.1. | 1.2. | 1.3. | 1.4. | 2.1. | 2.2. | 2.3. | 3.1. | 3.2. | 4 |
1 | | 5 | 3 | 4 | 5 | 4 | 4 | 5 | 5 | 5 | 5 | 45 б. | ВУ |
2 | | 5 | 3 | 4 | 5 | 4 | 4 | 5 | 5 | 5 | 5 | 45 б. | ВУ |
3 | | 4 | 3 | 3 | 4 | 3 | 3 | 5 | 5 | 4 | 3 | 38 б. | УВС |
4 | | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 4 | 2 | 3 | 23 б. | УНС |
5 | | 4 | 3 | 4 | 4 | 4 | 4 | 5 | 5 | 5 | 4 | 42 б. | УВС |
Всего: ____5 чел.____
Адаптировались _4_чел._- 80 %___
Низкий уровень адаптации _1 чел. –20 %__
Дезадаптированны (причина) 0 чел.
Высокий уровень – 44-50 баллов-
Уровень выше среднего – 36-43 балла
Средний уровень – 26-35 баллов
Уровень ниже среднего – 21-25 баллов
Низкий уровень – менее 20 баллов
Приложение № 3
МЕТОДИКА «ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА АДАПТИРОВАННОСТИ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ»
Схема социально-психологической адаптации ребёнка к школе (экспертная оценка родителей)
Авторы: Чирков В.И., Соколова О.Л., Сорокина О.В.
учащихся ____1___ класса 2018-2019 учебный год
| Фамилия, имя | Шкала 1 Успешность выполнения д/з | Шкала 2 Степень усилий для выполнения д\з | Шкала 3 Самостоятельность при выполнении д\з | Шкала 4 Настроение ребенка, с которым идет в школу | Шкала 5 Отношения с одноклассниками | Шкала 6 Общая оценка адаптированности | Итоговый балл |
1 | | 3 | 4 | 3 | 5 | 5 | 4 | 24 |
2 | | 3 | 4 | 3 | 5 | 5 | 4 | 24 |
3 | | 3 | 3 | 3 | 4 | 5 | 3 | 21 |
4 | | 1 | 2 | 2 | 4 | 4 | 2 | 15 |
5 | | 4 | 4 | 4 | 4 | 5 | 4 | 25 |
Итого по классу: 19-30 баллов- зона адаптации__4__- чел. (80)%
13-18 баллов - зона неполной адаптации- 1 чел. (20)%
0-12 баллов - зона дезадаптации- 0 чел. (__0__)%
Приложение № 7
Сводная таблица результатов изучения уровня адаптации учащихся 1 класса
2028-2019 учебный год
Ф.И. | Экспертная оценка учителя | Экспертная оценка родителя | Уровень МОТИВАЦИИ | Ведущий мотив | Статус в классе | Зона адаптации |
Зона | № проблемной шкалы | Зона | № проблемной шкалы |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
| А | 1.2 | А | | очень высокий уровень мотивации учения | позиционный мотив | СЗ | А |
| А | 1.2, 1.3, 2.1 | А | | нормальный (средний) уровень мотивации учения | позиционный мотив | СЗ | А |
| НА | 1.1, 1.2, 1.3, 1.4, 2.1, 2.2 | НА | 1,2, 3, 6 | низкий уровень мотивации учения | игровой мотив | СЗ | НА |
| А | | НА | 1, 2, 3 | высокий уровень мотивации учения | позиционный мотив | | НА |
| А | 1.3,1.4 | НА | 1, 3 | высокий уровень мотивации учения | позиционный мотив | | НА |
На основании выше изложенного можно сделать вывод:
с позиции учителя картина адаптации такова: адаптация- 4 чел., неполная адаптация- 1 чел.
У 1 (20%) учащихся частично присутствуют проблемы по эффективности учебной деятельности, усвоению школьных норм поведения, успешности социальных контактов, эмоциональному благополучию.
У 3 чел. (60%)-учебная активность отсутствует или носит кратковременный характер, учащиеся не включаются в процесс, пассивны на уроках, дают отрицательные ответы или не отвечают совсем, часто отвлекаются, не слышат вопроса.
У 1 чел. (20%)- плохое усвоение программного материала по предметам, частые грубые ошибки, неаккуратное выполнение заданий, много исправлений, зачеркиваний.
с позиции родителей картина адаптации такова: адаптация- 4 чел., адаптация- 1 чел.
По мнению родителей, у 1 чел. (30%) присутствуют проблемы по успешности выполнения д\з, степени усилия. Необходимых для выполнения школьных заданий, настроению с которым идут в школу.
У 1 чел. (20%)- плохое усвоение программного материала по предметам, частые грубые ошибки, неаккуратное выполнение заданий, много исправлений, зачеркиваний.
У 2 чел. (40%)- наблюдается какую степень усилий, необходимо затратить ребенку для выполнения д\з, учащиеся отказывается работать, могут плакать, выполнение заданий требует некоторого напряжения для своего завершения.
У 1 чел. (20%)- для выполнения д\з требуется инициатива, помощь и постоянный контроль со стороны взрослого.
Если сравнивать данные мониторинга учителя и родителей, есть некоторые расхождения. По результатам анкеты для учителя можно сказать, что они, в большинстве своём, адаптировались. А по результатам анкетирования родителей можно наблюдать несколько обратную картину (в некоторых случаях).
Таким образом, проведённая работа на первом этапе адаптации первоклассников к школе показала, что у большинства детей не достаточно сформированы произвольные психические процессы, речевые компетенции, тонкая моторика и изобразительные навыки. Не все дети способны к взаимодействию со сверстниками и учителем, не все соблюдают этические нормы. Отдельные дети показали отсутствие учебной мотивации, хотя с желанием ходят в школу.
Рекомендации: Уделять большое внимание формированию психических процессов у детей, развитию речи, тонкой моторики. Регулировать индивидуальные особенности детей, включая их в активную деятельность. У учащегося находящегося в зоне неполной адаптации. Провести углубленную диагностику интеллектуальных, познавательных, регулятивных и рекомендовать прохождение ПМПК.
Педагог – психолог Агафонова М.Н.