Аналитический отчет учителя-логопеда за 2019-2020 учебный год
Цель логопедической работы в течении года: восполнение пробелов в фонетической, фонематической и лексико-грамматической стороне речи.
Задачи на следующий учебный год:
1. Выявить в начале учебного года среди учащихся 1 классов детей с недоразвитием звуковой и фонематической стороны речи с помощью диагностического обследования с постановкой логопедического диагноза.
2. Укомплектовать логопункт учащимися 1, 2 классов на основе поставленного логопедического диагноза для дальнейшей коррекции с целью восполнения пробелов в звуковой стороне речи на индивидуальных и подгрупповых занятиях и фонематической стороне речи на групповых занятиях.
3. Контроль за письменной речью учащихся 2-х классов в форме проверки тетрадей.
4. Усовершенствование звуковой стороны речи у учащихся 2 «А» класса и 2 «Б» класса, оставленных на логопункте на второй год обучения в форме индивидуальных занятий по коррекции звуков.
5. Проводить беседы с родителями учащихся 1, 2 классов с целью просвещения логопедическими знаниями; с учителями начальных классов, где обучаются дети-логопаты в качестве контроля за поставленными звуками на уроках и вне школы.
Вся логопедическая работа проводилась в три этапа: диагностический, коррекционный, консультационный.
Диагностический этап работы.
В ходе диагностики среди учащихся 1-3 классов на логопункт зачислены 30 человек со следующими диагнозами: фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР); фонетическое недоразвитие речи (ФНР); фонетический дефект (ФД), нерезко выраженное общее недоразвитие речи (НВОНР).
1) с диагнозом ФНР – 10 учащихся
2) с диагнозом ФФНР – 7 учащихся
3) с диагнозом ФД – 11 учащихся (1 учащийся с диагнозом стертая дизартрия был оставлен на 2-й год обучения)
4) с диагнозом НВОНР – 2 учащихся; ( 2-й год обучения).
Диагностика среди учащихся 1-х классов проводилась в начале учебного года со 2.09 по 15.09 на основе пособий: «Учебно-методическая инструкция» авторов Ястребова А.В., Бессонова Т.П., «Альбом для логопеда» автора Иншаковой О.Б., «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников» автора Садовниковой И.Н.
С целью комплектования коррекционных групп для дальнейшего обучения были зачислены учащиеся с диагнозом: ФНР и ФФНР сроком на 1 год; учащиеся с диагнозом НВОНР сроком на 2 года; учащиеся с диагнозом ФД выпускались по мере коррекции дефекта.
В середине учебного года по плану была проведена проверка классных тетрадей по русскому языку у учащихся 2 класса с целью выявления дисграфических ошибок и контроля за коррекционным процессом.
В конце учебного года была проведена проверка знаний учащихся 1 и 2 классов, обучавшихся в течение года на логопункте, которая показала, что 75 % учащихся освоили программный материал и 25 % учащихся нуждаются в повторном обучении на логопункте.
Обследование письменной речи среди учащихся 1 классов показало, что в логопедической помощи в новом учебном году нуждаются ещё 7% учащихся.
В начале и в конце учебного года провожу диагностику по определению личностных образовательных результатов освоения обучающимися коррекционно-развивающих программ. Данную диагностику провожу в начале и в конце учебного года.
Задачи диагностики:
- создать условия для комплексного подхода к оценке результатов освоения программ коррекции речевых нарушений, динамике достижений обучающихся в речевом и психомоторном развитии;
- выявить слабые звенья в развитии обучающихся;
- сформулировать у обучающихся готовность к саморазвитию, самостоятельному определению жизненных целей.
Диагностику уровня воспитанности провожу по методике Н.П.Капустина «Уровень развития личности».
Диагностику уровня школьной мотивации провожу, используя анкету Н.Г.Лускановой.
Диагностику самооценки провожу по методике В.Г.Щур «Лесенка».
Коррекционный этап работы.
Занятия на логопункте проводились в групповой (до 10 чел.), подгрупповой (2-4 чел.) и индивидуальной форме.
На протяжении всего коррекционного процесса осуществлялось взаимодействие с классными руководителями учеников-логопатов, педагогом-психологом по уточнению психологических особенностей учащихся с речевыми нарушениями. Осуществлялось взаимодействие с семьей: по мере необходимости проводились консультации, беседы, родительские собрания.
На конец учебного года с логопункта были выпущены учащиеся в количестве 28 человек:
1) с диагнозом ФНР – 10 учащихся
2) с диагнозом ФФНР – 7 учащихся
3) с диагнозом ФД – 9 учащихся
4) с диагнозом НВОНР – 2 учащихся.
На повторный курс обучения оставлены 2 учащихся с диагнозом ФД (стертая дизартрия).
В течение учебного года двое учащихся выбыли с логопедического пункта.
Консультационный этап работы.
В течение учебного года были определены дни для консультаций с родителями учащихся, обучающихся на логопункте. Темами явились:
«Адаптация учащихся 1 класса на логопедических занятиях» (тема для родительского собрания в начале учебного года ), «Профилактика дисграфических ошибок», «Режим дня для ребенка-логопата», «Контроль и самоконтроль за звуками, введенными в речь», «Выполнение артикуляционной гимнастики», «Тренировка поставленных звуков в дни каникул», «Обучение внимательному чтению», «Выполнение дополнительного задания дома».
С целью контроля за вновь поставленными звуками проводились беседы с классными руководителями 1и 2 классов.
Всего в учебном году было проведено консультаций: для родителей – 10, для классных руководителей – 6.