Министерство общего и профессионального образования Свердловской области
МКУ ПГО «Управление образования»
МБОО ПГО «Тимохинская начальная общеобразовательная школа»
Аналитический отчет
за межаттестационный период
с 2013 по 2018 годы
«Преемственность дошкольного и начального общего образования в образовательном процессе в соответствии с ФГОС в области патриотического воспитания»
Составитель:
Сибаева
Светлана Мичеславовна
Должность:
Воспитатель,
соответствие занимаемой должности
с. Тимохинское, 2018
Содержание
Введение 3
1. Теоретические подходы к организации деятельности по созданию условий для преемственности дошкольного и начального школьного образования в соответствии с ФГОС в области патриотического воспитания 6
2. Аналитическая часть 10
2.1. Анализ условия получения результатов деятельности в межаттестационный период 10
2.2. Анализ результатов деятельности в межаттестационный период 15
3. Проблемы и противоречия 19
4. Проектная часть 20
Заключение 21
Список использованной литературы 22
Приложения 23
Введение
Актуальность. В настоящее время дошкольная педагогика переживает интереснейший период своего развития. Такого обилия взглядов на процесс обучения и воспитания детей дошкольного возраста в России еще не было. Работникам дошкольных учреждений дана полная свобода выбора программ обучения и воспитания, методов и форм работы с детьми.
Изменение в нормативно-правовой базе дошкольного образования, внедрение профессионального стандарта педагога вносит свои коррективы в деятельность педагогов дошкольного образования.
Федеральный закон «Об образовании» определяет дошкольное образование первым уровнем общего образования. Это значит, что дошкольники – не просто часть школы. Это ее основа.
Преемственность между дошкольным и начальным звеньями рассматривается на современном этапе как одно из условий непрерывного образования ребенка. При этом основной целью дошкольного образования не является подготовка детей к обучению в начальной школе.
Преемственность — двухсторонний процесс, с одной стороны которого располагается ступень дошкольного образования, предназначенная для сохранения уникальности, своеобразия дошкольника, формирования фундаментальных личностных качеств ребенка. С другой — школа как преемник должна, опираясь на эти достижения, развить накопленный им потенциал.
Актуальность опыта состоит в том, что его реализация позволяет решать назревшие социальные, нравственные проблемы в отношении подрастающего поколения, устранять следующие противоречия:
между необходимостью формирования гражданина-патриота и отсутствием этого представления у детей;
между стремлением школы к формированию гражданина, патриота и недостаточностью этого стремления в семье;
между ситуативным характером и стихийностью проявления у дошкольников и младших школьников патриотических качеств и целенаправленной работы по гражданско-патриотическому воспитанию.
Это противоречие позволило сформулировать тему: Преемственность дошкольного и начального общего образования в образовательном процессе в соответствии с ФГОС в области патриотического воспитания.
Исходя из выявленных противоречий в современной теории и практике гражданско-патриотического воспитания, определена следующая проблема:
создание непрерывного педагогического процесса по гражданско-патриотическому воспитанию в рамках преемственности детского сада и школы.
Объект: создание условий для преемственности дошкольного и начального общего образования с учетом требований ФГОС.
Предмет: преемственность в области патриотического воспитания.
Гипотеза: Система деятельности по созданию условий для преемственности дошкольного и начального школьного образования в соответствии с ФГОС в области патриотического воспитания будет успешна, если:
- работа будет спланирована на всех этапах образования в начальной школе и детском саду;
- создана предметно-пространственная образовательная среда;
- привлечены социальные партнеры.
Цель деятельности в межаттестационный период: создать условия для преемственности дошкольного и начального школьного образования в соответствии с ФГОС в области патриотического воспитания.
Задачи:
Повысить педагогическую компетентность в изучении, овладении, использовании педагогическими технологиями в дошкольном образовании в рамках патриотического воспитания;
Организовать деятельность по патриотическому воспитанию на различных уровнях образования;
Систематизировать опыт работы в рамках темы на различных уровнях.
Цель аналитического отчета – проанализировать деятельность в межаттестационный период.
Задачи:
Представить результаты деятельности за межаттестационный период;
Проанализировать условия, обеспечивающие результат;
Вычленить проблемное поле;
Спроектировать направления деятельности в следующий межаттестационный период.
- Теоретические подходы к организации деятельности по созданию условий для преемственности дошкольного и начального школьного образования в соответствии с ФГОС в области патриотического воспитания
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков.
Таким образом, нравственно - патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Следует подчеркнуть, что в настоящее время выходит достаточно много методической литературы по данному вопросу. Зачастую в ней освящаются лишь отдельные стороны нравственно – патриотического воспитания детей в конкретных видах деятельности и нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса. Видимо это закономерно, поскольку чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранить и приумножить богатство своей страны.
Воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности.
Базой патриотического воспитания является формирования нравственное, эстетическое, трудовое, умственное воспитание. В процессе такого разностороннего воспитания зарождаются первые ростки гражданско-патриотических чувств.
Таким образом, в педагогическом аспекте под «патриотическим воспитанием» мною понимается процесс формирования сознательного человека, любящего свою Родину, землю, где он родился и вырос, гордящегося историческими свершениями своего народа и его культурой.
В своей работе с дошкольниками особое внимание уделяю нравственно-патриотическому воспитанию, так как дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления детей о человеке, обществе и культуре. Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. У детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Именно нравственно-патриотическое воспитание является одним из важнейших элементов общественного сознания, именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений.
Нравственно-патриотическое воспитание можно назвать одним из самых сложных направлений по ряду причин: особенности дошкольного возраста, многоаспектность понятия «патриотизм» в современном мире, отсутствие концепции, теоретических и методических разработок.
Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня социализации детей в дошкольном возрасте. Именно нравственно-патриотическое воспитание является одним из важнейших элементов общественного сознания, в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений. Дошкольный возраст является периодом начала становления базовой культуры личности. В дошкольном детстве начинается процесс восхождения личности к ценностям общества, и ребёнок приобретает первые жизненные ориентиры. Патриотизм – важнейшее нравственное качество, нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь и преданность Отечеству; гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины.
Следует учитывать, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства у него проявляются в чувстве восхищения. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка. Поэтому, воспитание детей осуществляется ежесекундно, в непосредственно образовательной деятельности, мероприятиях, праздниках, в игре и в быту. Работа строится таким образом, чтобы она проходила через сердце каждого воспитанника детского сада.
Чтобы достигнуть определенного результата, необходимо находить нетрадиционные методы воздействия на ребенка, на его эмоциональную и нравственную сферы. Причем такие методы, которые не казались бы ребенку скучными, чрезмерно назидательными, а естественно и гармонично наполняли его мировоззрение содержанием.
Ведущая идея опыта работы по патриотическому воспитанию состоит в выявлении, теоретическом и экспериментальном обосновании педагогических условий качественного гражданско-патриотического воспитания школьников; в целенаправленности и системности работы учителя и воспитателя, повышающего уровень патриотического и духовно-нравственного развития личности, обеспечивающего целостность всего воспитательного процесса и знакомству воспитанников с интересами и общественной жизнью школы.
Новизна опыта заключается в создании содружества и взаимодействия дошкольного отделения и школы с учетом содержания воспитательной системы школы и согласованной деятельности партнеров в ходе совместных мероприятий, способствующих повышению уровня сфорсированности патриотизма и гражданственности.
При организации воспитательно-образовательной работы с детьми опираюсь на:
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2018 года;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования
ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
2. Аналитическая часть
2.1. Анализ условий получения результатов деятельности в межаттестационный период
Для оптимизации деятельности совместно со школой, работа спланирована по четвертям. Вся работа по патриотическому воспитанию разбита по блокам.
Первый блок проводится в период 1 четверти (сентябрь-октябрь), под девизом: «Нет в мире краше Родины нашей».
Цель: воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству.
Виды деятельности:
в процессе бесед, чтения книг, рассмотрение картинок происходит получение первоначальных представлений о Конституции Российской Федерации, ознакомление с государственной символикой;
в процессе бесед, экскурсий, просмотра кинофильмов, сюжетно-ролевых игр гражданского и патриотического содержания проходит ознакомление с героическими страницами истории России, жизнью замечательных людей;
ознакомление с историей и культурой родного края, народным творчеством проводится в процессе бесед, сюжетно-ролевых игр, просмотра кинофильмов, творческих конкурсов, праздников, экскурсий;
проведение бесед о подвигах Российской армии, защитниках Отечества, подготовке и проведении игр военно-патриотического содержания, конкурсов и спортивных соревнований.
Результаты:
ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению.
Пути реализации направления «Нет в мире краше Родины нашей»:
Экскурсия в школу, проведение классных часов по теме «Моя Родина-Россия», «Праздник Урожая», «День Воспитателя», «День Учителя», экскурсия к обелиску.
Второй блок — это вторая четверть (ноябрь — декабрь), она проходит под девизом: «Без добрых дел нет доброго имени».
Цель: воспитание нравственных чувств и этического сознания обучающихся.
Ценности: справедливость, милосердие, честь, достоинство, уважение к родителям, равноправие, ответственность и чувство долга, толерантность.
Виды деятельности:
в процессе бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, художественные выставки проходят получение первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры;
посильное участие в делах благотворительности, милосердия, заботе о животных, природе.
Результаты:
начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения;
уважительное отношение к родителям, знание традиций своей семьи, к старшим, заботливое отношение к младшим.
Пути реализации данного направления «Без добрых дел нет доброго имени»:
совместное участие в социально-значимой акции «Покормите птиц зимой», «Новогодний утренник», «День Матери», «День Конституции», «Дети герои России».
Третий блок - это третья четверть (январь-март), она проходит под девизом: «В труде рождаются герои»
Цель: воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду.
Ценности: уважение к труду; целеустремлённость и настойчивость; бережливость; трудолюбие.
Виды деятельности:
узнают о профессиях своих родителей (законных представителей) и прародителей, участвуют в организации и проведении презентаций «Труд наших родных»;
в ходе сюжетно-ролевых игр, посредством создания игровых ситуаций по мотивам различных профессий, проведения внеурочных мероприятий, получают первоначальные навыки сотрудничества.
Результаты:
ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие, элементарные представления о различных профессиях;
первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества дошкольников и обучающихся.
Пути реализации данного направления «В труде рождаются герои»
Проводятся классные часы: «Труд кормит, а лень портит», «Все профессии важны, все профессии нужны», сюжетно-ролевые игры: «Спасатели», «Моряки», «Пограничники», ежегодный месячник патриотического воспитания, где проходит конкурс патриотической песни, стихов.
Четвертый блок это - четвертая четверть (апрель- май), проходит она под девизом: «Мы будем помнить…»
Цель: развитие интереса к истории своей родины, преданности памяти своих предков – защитников и созидателей Отечества.
Ценности: уважение к памяти о прошлом, чувства ответственности и долга, милосердия, честь и достоинство.
Планируемые результаты:
ценностное отношение к истории своей страны, к старшему поколению,
первоначальные представления о памятных датах в истории России.
Пути реализации данного направления «Мы будем помнить…»
Экскурсия к обелиску, совместное изготовление поздравительных открыток для тружеников тыла, уроки Мужеств и чести, совместные спортивные игры «Спасатели», «Веселые старты», акция «Солдаты Победы», георгиевская лента. Митинг, Шествие бессмертного полка.
Результаты работы:
создание организационно-педагогических условий гражданско-патриотического воспитания младших школьников является непосредственное участие в реализации совместной деятельности школы и детского сада;
разработка сценариев мероприятий, уроков мужества;
создания банка данных об участниках ВОВ и тружениках тыла;
активизация совместной поисковой работы школы и детского сада по гражданско-патриотическому воспитанию, воспитание уважения к подвигу дедов и отцов;
сохранение позитивной преемственности поколений, духовно-нравственное воспитание, главная цель, которой — воспитание патриота своего Отечества, духовно-нравственного, физически здорового, культурно развитого, умеющего сделать правильный профессиональный выбор для последующей реализации себя на военном или гражданском поприще.
Методическое сопровождение.
Создание предметно – развивающей среды патриотической направленности:
- оборудовали стенды: «Моя страна», «Мой город»;
- в группах: дидактические игры: «Защитники России», «Военная техника», «Найди флаг России», «Космос», «Улицами родного села» и др.;
- изготовили дидактические папки: «Мое село», «Моя семья», «Государственная символика России», «Они сражались за Родину», «Все о космосе», «Служу России», оформили сюжетно-ролевые игры «Моя семья», «Армия», «Космос», «На флоте» и др.;
- подобрали методическую, художественную литературу, через которую дети совершенствуют знания о подвигах в годы ВОВ, о России, о Российской армии и др.;
Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут. Причем темы повторяются в каждой группе. Изменяются только содержание, объем познавательного материала и сложность, следовательно, и длительность изучения в зависимости от возрастной группы.
2.2. Анализ результатов деятельности в межаттестационный период
Реализацией программы патриотического воспитания занимается воспитатель, а также учитель и инструктор по физической культуре. Для определения качества реализации целей нравственно-патриотического воспитания дошкольников применяется специальная диагностика, которая проводится воспитателем группы. Диагностика основана на наблюдении за каждым ребёнком (а именно так и проявляется индивидуализация образования) в течение учебного года. По каждому из выделенных критериев осуществляется тематический контроль в виде таких оценок: высокий уровень, средний уровень или низкий.
В конце учебного года воспитатель намечает, если необходимо, изменения в стратегии индивидуального образовательного маршрута ребёнка, а также делает перспективный план по нравственно-патриотическому воспитанию на будущий год. Как правило, диагностика представлена в виде индивидуальной карты, в которую включаются такие позиции: название раздела; критерии оценивания; тематический контроль в начале учебного года; контрольная оценка в конце учебного года (Приложение 1).
Карта мониторинга по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников предложена М. Ю. Новицкой, С. Ю. Афанасьевой, Н. А. Виноградовой, Н. В. Микляевой.
Результаты диагностики зафиксированы в таблицах и диаграммах.
Результаты диагностики за 2012-2013 учебный год
Количество воспитанников: 12 человек
Уровни | Начало года | Конец года |
Высокий | 33% | 50% |
Средний | 42% | 42% |
Низкий | 25% | 8% |

Результаты диагностики за 2013-2014 учебный год
Количество воспитанников: 12 человек
Уровни | Начало года | Конец года |
Высокий | 25% | 50% |
Средний | 50% | 42% |
Низкий | 25% | 8% |

Результаты диагностики за 2014-2015 учебный год
Количество воспитанников: 12 человек
Уровни | Начало года | Конец года |
Высокий | 33% | 50% |
Средний | 42% | 42% |
Низкий | 25% | 8% |

Результаты диагностики за 2015-2016 учебный год
Количество воспитанников: 12 человек
Уровни | Начало года | Конец года |
Высокий | 25% | 50% |
Средний | 50% | 42% |
Низкий | 25% | 8% |

Результаты диагностики за 2016-2017 учебный год
Количество воспитанников: 14человек
Уровни | Начало года | Конец года |
Высокий | 14% | 57% |
Средний | 72% | 36% |
Низкий | 14% | 7% |

Результаты, представленные в диаграммах, свидетельствуют о повышении качества образования в каждый учебный год.
Таким образом, представленная работа системна и результативна.
3.Проблемы и противоречия
Возвращаясь к обозначенным во введении противоречиям, выделяем следующие пути решения.
Противоречие между необходимостью формирования гражданина-патриота и отсутствием этого представления у детей.
Противоречие решалось путем составления программы деятельности по патриотическому воспитанию с участием детей дошкольного и школьного возраста. При организации деятельности с разновозрастным коллективом у дошкольников возникает возможность позитивной социализации на примере старших ребят, они заражаются примером школьников и активно участвуют в совместной деятельности.
Противоречие между стремлением школы к формированию гражданина, патриота и недостаточностью этого стремления в семье.
Решение – привлечение родителей к совместной деятельности, ознакомление с программой патриотического воспитания, обсуждение содержания деятельности, представление результатов работы на родительских собраниях, а также награждение активных родителей грамотами, возможность публичного признания их вклада в совместную со школой деятельность по патриотическому воспитанию.
Противоречие между ситуативным характером и стихийностью проявления у дошкольников и младших школьников патриотических качеств и целенаправленной работы по гражданско-патриотическому воспитанию.
Противоречие решалось путем мотивации и привлечения детей к коллективным творческим делам, дошкольники с удовольствием учатся у школьников, а старшие ребята получают навык взаимодействия с детьми младшего возраста, умение представлять результаты работы, организовывать коллектив малышей и многое другое.
4. Проектная часть
В следующий межаттестационный период планирую продолжать работу по патриотическому воспитанию, используя проектную деятельность совместно с родителями .
№ | Содержание деятельности | Сроки выполнения | Планируемый результат |
1 | Курсовая переподготовка по заявленной теме | 2018-2019 г | Удостоверение о повышении квалификации |
2 | Изучение методической литературы по теме | 2019-2020 гг | Конспекты, подбор материалов |
3 | Формирование предметно-пространственной образовательной среды для совершенствования условий патриотического воспитания | 2020-2022 гг | Наличие материалов проектной деятельности |
4 | Коррекция программы патриотического воспитания | ежегодно | Наличие актуальной программы |
5 | Привлечение родителей к организации деятельности в рамках патриотического воспитания | постоянно | Протоколы родительских собраний, конспекты мероприятий |
6 | Обобщение и распространение педагогического опыта в рамках темы | 2021-2022 гг | Сборники, сертификаты |
Заключение
В ходе аналитического отчета представлены теоретические аспекты организации преемственности в дошкольном и начальном школьном образовании.
В аналитической части отчета показано, какие задачи решены в межаттестационный период, охарактеризованы условия получения результата в межаттестационный период и результаты работы по заявленной проблеме.
Таким образом, считаю, что в ходе аналитического отчета доказано,
что работа по преемственности является системной, целенаправленной и результативной.
Выделены проблемы и противоречия, поставленные в ходе реализации деятельности в межаттестационный период.
Проектная часть позволяет определить проблемное поле и спланировать работу на следующий межаттестационный период.
Результатом работы считаю:
Составление программы патриотического воспитания в рамках преемственности образования для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
Реализация проектов с дошкольниками в рамках темы.
Обобщение педагогического опыта на педагогических чтениях Пышминского городского округа в 2018 году.
Список использованной литературы
Зеленова, Н.Г. Мы живем в России. Гражданско - патриотическое воспитание дошкольников (Старшая группа) [Текст]: Пособие для воспитателей ДОУ / Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова. – М. Издательство Скрипторий 2003 , 2008. – 104 с.
Иванова, Н.Г. Система работы по воспитанию чувства патриотизма. Старшая группа. [Текст]: Пособие для воспитателей ДОУ / Сост. Т.В. Иванова. – Волгоград: ИТД Корифей . – 96с.
Кондрыкинская, Л.А. Дошкольникам о защитниках Отечества. [Текст]: Методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ/ Под ред. Л.А. Кондрыкинской. – М. ТЦ Сфера, 2006. – 192 с.
Малюшова, Н. Здравствуй, музей [Текст] / Н. Малюшова // Дошкольное воспитание. -2009. - N11. - С. 24-29
Маханева, М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. [Текст]: Методическое пособие. / М.Д. Маханева. – М. ТЦ Сфера, 2009. – 96 с.
Патриотическое воспитание [Текст]: Нормативные правовые документы. – М. ТЦ Сфера, 2005. – 96 с.
Писарева, А.Е. Живем в Ладу : Патриотическое воспитание в ДОУ. [Текст]: Методическое пособие / А.Е Писарева, В.В. Уткина. – М. ТЦ Сфера, 2007. – 128 с.
Приложения
Приложение 1.
Карта мониторинга по гражданско-патриотическому воспитанию старших дошкольников
(М. Ю. Новицкая, С. Ю. Афанасьева, Н. А. Виноградова, Н. В. Микляева)
Раздел | Критерии | Начал уч.год | Конец уч.год |
Представление о себе и своей семье | Знает свое имя и фамилию. | | |
| Знает имена, отчества родителей, место их работы. | | |
| Знает домашний адрес, телефон. | | |
| Знаком со своей родословной. | | |
Представления о детском саде | Ориентируется в помещении детского сада, знает их названия и функции. | | |
| Знает адрес детского сада | | |
| Имеет представление о профессиях сотрудников детского сада. | | |
Представление о человеке | Имеет представления о первобытных людях. | | |
| Знает об основных потребностях человека (здоровый образ жизни). | | |
| Имеет представление о жизни людей других стран. | | |
| Имеет представления о народах, населяющих Свердловскую область. | | |
Представления о родной стране | Знает название города, улиц, площади. | | |
| Знает символы родного города (флаг, герб) | | |
| Знает достопримечательности города (музей, дворец молодежи, дома культуры…) | | |
| Знает название страны, её столицы и символы России (флаг, герб, гимн) | | |
Представление о культуре | Знаком с прикладным искусством («Дымка», «Хохлома», «Городец», «Гжель»…) | | |
| Имеет представление о народных праздниках и традициях | | |
Представление о географических компонентах | Имеет представление о планете Земля | | |
| «Ориентируется» по карте и глобусу (вода-суша; море; океан-материк; полюс; экватор…) | | |
| Знает природно-климатические зоны и их обитателей (пустыня, тундра, тропики) | | |
| Знает о природных особенностях нашего региона (растения, животные, климат) | | |
Высокий уровень - знает свое имя, фамилию, название села, страны, свой адрес; называет и узнает (по иллюстрации) достопримечательности, зеленые зоны города, 4- 5 улиц; знает и узнает флаг, герб, гимн России; герб города; называет народные праздники, игрушки, предметы быта; называет природные богатства России, знает природно-климатические зоны, ландшафты; заботится об окружающей природе, близких, оказывает помощь, проявляет дружелюбие, считается с интересами товарищей, умеет договориться со сверстниками, анализирует поступки. Имеет представление о членах семьи и ближайших родственниках.
Средний уровень - знает свое имя, фамилию, название страны, села, свой адрес; флаг, герб, гимн России, герб города; затрудняется назвать достопримечательности, зеленые зоны, улицы, площади села (делает это после пояснений взрослого); затрудняется назвать народные праздники, игрушки; с помощью взрослого называет природные богатства России, природно-климатические зоны; заботится о близких, проявляет дружелюбие, но не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощь; анализирует поступки с помощью взрослого.
Низкий уровень - не знает названия страны, села, своего адреса, но узнает флаг, герб, гимн; отсутствуют знания о достопримечательностях родного села; плохо знает названия улиц; не может назвать народные праздники, игрушки; природные богатства России, природно-климатические зоны; не заботится об окружающих, не проявляет дружелюбия, не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощи, не может анализировать поступки.
22