СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Аналитический отчет в межаттестационный период

Нажмите, чтобы узнать подробности

Приеемственность дошкольного и начального общего образования в образовательном процессе в соответствии с ФГОС в области патриотического воспитания

Просмотр содержимого документа
«Аналитический отчет в межаттестационный период»

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области






МКУ ПГО «Управление образования»

МБОО ПГО «Тимохинская начальная общеобразовательная школа»






Аналитический отчет

за межаттестационный период

с 2013 по 2018 годы

«Преемственность дошкольного и начального общего образования в образовательном процессе в соответствии с ФГОС в области патриотического воспитания»






Составитель:

Сибаева

Светлана Мичеславовна

Должность:

Воспитатель,

соответствие занимаемой должности



с. Тимохинское, 2018

Содержание


Введение 3

1. Теоретические подходы к организации деятельности по созданию условий для преемственности дошкольного и начального школьного образования в соответствии с ФГОС в области патриотического воспитания 6

2. Аналитическая часть 10

2.1. Анализ условия получения результатов деятельности в межаттестационный период 10

2.2. Анализ результатов деятельности в межаттестационный период 15

3. Проблемы и противоречия 19

4. Проектная часть 20

Заключение 21

Список использованной литературы 22

Приложения 23














Введение




Актуальность. В настоящее время дошкольная педагогика переживает интереснейший период своего развития. Такого обилия взглядов на процесс обучения и воспитания детей дошкольного возраста в России еще не было. Работникам дошкольных учреждений дана полная свобода выбора программ обучения и воспитания, методов и форм работы с детьми.

Изменение в нормативно-правовой базе дошкольного образования, внедрение профессионального стандарта педагога вносит свои коррективы в деятельность педагогов дошкольного образования.

Федеральный закон «Об образовании» определяет дошкольное образование первым уровнем общего образования. Это значит, что дошкольники – не просто часть школы. Это ее основа.

Преемственность между дошкольным и начальным звеньями рассматривается на современном этапе как одно из условий непрерывного образования ребенка. При этом основной целью дошкольного образования не является подготовка детей к обучению в начальной школе.

Преемственность — двухсторонний процесс, с одной стороны которого располагается ступень дошкольного образования, предназначенная для сохранения уникальности, своеобразия дошкольника, формирования фундаментальных личностных качеств ребенка. С другой — школа как преемник должна, опираясь на эти достижения, развить накопленный им потенциал.

Актуальность опыта состоит в том, что его реализация позволяет решать назревшие социальные, нравственные проблемы в отношении подрастающего поколения, устранять следующие противоречия:

между необходимостью формирования гражданина-патриота и отсутствием этого представления у детей;

между стремлением школы к формированию гражданина, патриота и недостаточностью  этого стремления в семье;

между ситуативным характером и стихийностью проявления у дошкольников и младших школьников патриотических качеств и целенаправленной работы по гражданско-патриотическому воспитанию.

Это противоречие позволило сформулировать тему: Преемственность дошкольного и начального общего образования в образовательном процессе в соответствии с ФГОС в области патриотического воспитания.

Исходя из выявленных противоречий в современной теории и практике гражданско-патриотического воспитания, определена следующая проблема:

 создание непрерывного педагогического процесса по гражданско-патриотическому воспитанию в рамках преемственности детского сада и школы.

Объект: создание условий для преемственности дошкольного и начального общего образования с учетом требований ФГОС.

Предмет: преемственность в области патриотического воспитания.

Гипотеза: Система деятельности по созданию условий для преемственности дошкольного и начального школьного образования в соответствии с ФГОС в области патриотического воспитания будет успешна, если:

- работа будет спланирована на всех этапах образования в начальной школе и детском саду;

- создана предметно-пространственная образовательная среда;

- привлечены социальные партнеры.

Цель деятельности в межаттестационный период: создать условия для преемственности дошкольного и начального школьного образования в соответствии с ФГОС в области патриотического воспитания.

Задачи:

  1. Повысить педагогическую компетентность в изучении, овладении, использовании педагогическими технологиями в дошкольном образовании в рамках патриотического воспитания;

  2. Организовать деятельность по патриотическому воспитанию на различных уровнях образования;

  3. Систематизировать опыт работы в рамках темы на различных уровнях.

Цель аналитического отчета – проанализировать деятельность в межаттестационный период.

Задачи:

  1. Представить результаты деятельности за межаттестационный период;

  2. Проанализировать условия, обеспечивающие результат;

  3. Вычленить проблемное поле;

  4. Спроектировать направления деятельности в следующий межаттестационный период.





















  1. Теоретические подходы к организации деятельности по созданию условий для преемственности дошкольного и начального школьного образования в соответствии с ФГОС в области патриотического воспитания


О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков.

Таким образом, нравственно - патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Следует подчеркнуть, что в настоящее время выходит достаточно много методической литературы по данному вопросу. Зачастую в ней освящаются лишь отдельные стороны нравственно – патриотического воспитания детей в конкретных видах деятельности и нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса. Видимо это закономерно, поскольку чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранить и приумножить богатство своей страны.

Воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности.

Базой патриотического воспитания является формирования нравственное, эстетическое, трудовое, умственное воспитание. В процессе такого разностороннего воспитания зарождаются первые ростки гражданско-патриотических чувств.

Таким образом, в педагогическом аспекте под «патриотическим воспитанием» мною понимается процесс формирования сознательного человека, любящего свою Родину, землю, где он родился и вырос, гордящегося историческими свершениями своего народа и его культурой.

В своей работе с дошкольниками особое внимание уделяю нравственно-патриотическому воспитанию, так как дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления детей о человеке, обществе и культуре. Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. У детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Именно нравственно-патриотическое воспитание является одним из важнейших элементов общественного сознания, именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений.

Нравственно-патриотическое воспитание можно назвать одним из самых сложных направлений по ряду причин: особенности дошкольного возраста, многоаспектность понятия «патриотизм» в современном мире, отсутствие концепции, теоретических и методических разработок.

Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня социализации детей в дошкольном возрасте. Именно нравственно-патриотическое воспитание является одним из важнейших элементов общественного сознания, в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений. Дошкольный возраст является периодом начала становления базовой культуры личности. В дошкольном детстве начинается процесс восхождения личности к ценностям общества, и ребёнок приобретает первые жизненные ориентиры. Патриотизм – важнейшее нравственное качество, нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь и преданность Отечеству; гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины.

Следует учитывать, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства у него проявляются в чувстве восхищения. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка. Поэтому, воспитание детей осуществляется ежесекундно, в непосредственно образовательной деятельности, мероприятиях, праздниках, в игре и в быту. Работа строится таким образом, чтобы она проходила через сердце каждого воспитанника детского сада.

Чтобы достигнуть определенного результата, необходимо находить нетрадиционные методы воздействия на ребенка, на его эмоциональную и нравственную сферы. Причем такие методы, которые не казались бы ребенку скучными, чрезмерно назидательными, а естественно и гармонично наполняли его мировоззрение содержанием.

Ведущая идея опыта работы по патриотическому воспитанию состоит в выявлении, теоретическом и экспериментальном обосновании педагогических условий качественного гражданско-патриотического воспитания школьников; в целенаправленности и системности работы учителя и воспитателя, повышающего уровень патриотического и духовно-нравственного развития личности, обеспечивающего целостность всего воспитательного процесса и знакомству воспитанников с интересами и общественной жизнью школы.

Новизна опыта  заключается в создании содружества и взаимодействия дошкольного отделения и школы с учетом содержания воспитательной системы школы и согласованной деятельности партнеров в ходе совместных мероприятий, способствующих повышению уровня сфорсированности патриотизма и гражданственности.

При организации воспитательно-образовательной работы с детьми опираюсь на:

  • Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2018 года;

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования
  • ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.





































2. Аналитическая часть


2.1. Анализ условий получения результатов деятельности в межаттестационный период



Для оптимизации деятельности совместно со школой, работа спланирована по четвертям. Вся работа по патриотическому воспитанию разбита по блокам.

Первый блок проводится в период 1 четверти (сентябрь-октябрь), под девизом: «Нет в мире краше Родины нашей».

Цель: воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству.
Виды деятельности:

в процессе бесед, чтения книг, рассмотрение картинок происходит получение первоначальных представлений о Конституции Российской Федерации, ознакомление с государственной символикой;

в процессе бесед, экскурсий, просмотра кинофильмов, сюжетно-ролевых игр гражданского и патриотического содержания проходит ознакомление с героическими страницами истории России, жизнью замечательных людей;

ознакомление с историей и культурой родного края, народным творчеством проводится в процессе бесед, сюжетно-ролевых игр, просмотра кинофильмов, творческих конкурсов, праздников, экскурсий;

проведение бесед о подвигах Российской армии, защитниках Отечества, подготовке и проведении игр военно-патриотического содержания, конкурсов и спортивных соревнований.

Результаты:

ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению.

Пути реализации направления «Нет в мире краше Родины нашей»:

Экскурсия в школу, проведение классных часов по теме «Моя Родина-Россия», «Праздник Урожая», «День Воспитателя», «День Учителя», экскурсия к обелиску. 

Второй блок — это вторая четверть (ноябрь — декабрь), она проходит под девизом: «Без добрых дел нет доброго имени».

Цель: воспитание нравственных чувств и этического сознания обучающихся.

Ценности: справедливость, милосердие, честь, достоинство, уважение к родителям, равноправие, ответственность и чувство долга, толерантность.

Виды деятельности:

в процессе бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, художественные выставки проходят получение первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры;

посильное участие в делах благотворительности, милосердия, заботе о животных, природе.

Результаты:

начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения;

уважительное отношение к родителям, знание традиций своей семьи, к старшим, заботливое отношение к младшим.

Пути реализации данного направления «Без добрых дел нет доброго имени»:

совместное участие в социально-значимой акции «Покормите птиц зимой», «Новогодний утренник», «День Матери», «День Конституции», «Дети герои России».

Третий блок - это третья четверть (январь-март), она проходит под девизом: «В труде рождаются герои»

Цель: воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду.

Ценности: уважение к труду; целеустремлённость и настойчивость; бережливость; трудолюбие.

Виды деятельности:

узнают о профессиях своих родителей (законных представителей) и прародителей, участвуют в организации и проведении презентаций «Труд наших родных»;

в ходе сюжетно-ролевых игр, посредством создания игровых ситуаций по мотивам различных профессий, проведения внеурочных мероприятий, получают первоначальные навыки сотрудничества.

Результаты:

ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие, элементарные представления о различных профессиях;

первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества дошкольников и обучающихся.

Пути реализации данного направления «В труде рождаются герои»

 Проводятся классные часы: «Труд кормит, а лень портит», «Все профессии важны, все профессии нужны», сюжетно-ролевые игры: «Спасатели», «Моряки», «Пограничники», ежегодный месячник патриотического воспитания, где проходит конкурс патриотической песни, стихов.

Четвертый блок это - четвертая четверть (апрель- май), проходит она под девизом: «Мы будем помнить…»

Цель: развитие интереса к истории своей родины, преданности памяти своих предков – защитников и созидателей Отечества.

Ценности: уважение к памяти о прошлом, чувства ответственности и долга, милосердия, честь и достоинство.

Планируемые результаты:

ценностное отношение к истории своей страны, к старшему поколению,

первоначальные представления о памятных датах в истории России.

Пути реализации данного направления «Мы будем помнить…»

Экскурсия к обелиску, совместное изготовление поздравительных открыток для тружеников тыла, уроки Мужеств и чести, совместные спортивные игры «Спасатели», «Веселые старты», акция «Солдаты Победы», георгиевская лента. Митинг, Шествие бессмертного полка.

Результаты работы:

создание организационно-педагогических условий гражданско-патриотического воспитания младших школьников является непосредственное участие в реализации совместной деятельности школы и детского сада;

разработка сценариев мероприятий, уроков мужества;

создания банка данных об участниках ВОВ и тружениках тыла;

активизация  совместной поисковой работы школы и детского сада по гражданско-патриотическому воспитанию, воспитание уважения к подвигу дедов и отцов;

сохранение позитивной преемственности поколений, духовно-нравственное воспитание, главная цель, которой — воспитание патриота своего Отечества, духовно-нравственного, физически здорового, культурно развитого, умеющего сделать правильный профессиональный выбор для последующей реализации себя на военном или гражданском поприще.

Методическое сопровождение.

  1. Создание  предметно – развивающей  среды патриотической направленности:

-   оборудовали стенды: «Моя страна», «Мой город»;

- в группах:  дидактические игры: «Защитники России», «Военная техника», «Найди флаг России», «Космос», «Улицами родного села» и др.;

- изготовили дидактические папки: «Мое село», «Моя семья», «Государственная символика России», «Они сражались за Родину», «Все о космосе», «Служу России», оформили сюжетно-ролевые игры «Моя семья», «Армия», «Космос», «На флоте» и др.;

- подобрали методическую, художественную литературу, через которую дети совершенствуют знания о подвигах в годы ВОВ, о России, о Российской армии и др.;

Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут. Причем темы повторяются в каждой группе. Изменяются только содержание, объем познавательного материала и сложность, следовательно, и длительность изучения в зависимости от возрастной группы.














2.2. Анализ результатов деятельности в межаттестационный период



Реализацией программы патриотического воспитания занимается воспитатель, а также учитель и инструктор по физической культуре. Для определения качества реализации целей нравственно-патриотического воспитания дошкольников применяется специальная диагностика, которая проводится воспитателем группы. Диагностика основана на наблюдении за каждым ребёнком (а именно так и проявляется индивидуализация образования) в течение учебного года. По каждому из выделенных критериев осуществляется тематический контроль в виде таких оценок: высокий уровень, средний уровень или низкий.

В конце учебного года воспитатель намечает, если необходимо, изменения в стратегии индивидуального образовательного маршрута ребёнка, а также делает перспективный план по нравственно-патриотическому воспитанию на будущий год. Как правило, диагностика представлена в виде индивидуальной карты, в которую включаются такие позиции: название раздела; критерии оценивания; тематический контроль в начале учебного года; контрольная оценка в конце учебного года (Приложение 1).

Карта  мониторинга  по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников предложена М. Ю. Новицкой, С. Ю. Афанасьевой, Н. А. Виноградовой, Н. В. Микляевой.

Результаты диагностики зафиксированы в таблицах и диаграммах.

Результаты диагностики за 2012-2013 учебный год

Количество воспитанников: 12 человек

Уровни

Начало года

Конец года

Высокий

33%

50%

Средний

42%

42%

Низкий

25%

8%





Результаты диагностики за 2013-2014 учебный год

Количество воспитанников: 12 человек


Уровни

Начало года

Конец года

Высокий

25%

50%

Средний

50%

42%

Низкий

25%

8%




Результаты диагностики за 2014-2015 учебный год

Количество воспитанников: 12 человек

Уровни

Начало года

Конец года

Высокий

33%

50%

Средний

42%

42%

Низкий

25%

8%


Результаты диагностики за 2015-2016 учебный год

Количество воспитанников: 12 человек

Уровни

Начало года

Конец года

Высокий

25%

50%

Средний

50%

42%

Низкий

25%

8%



Результаты диагностики за 2016-2017 учебный год

Количество воспитанников: 14человек


Уровни

Начало года

Конец года

Высокий

14%

57%

Средний

72%

36%

Низкий

14%

7%


Результаты, представленные в диаграммах, свидетельствуют о повышении качества образования в каждый учебный год.

Таким образом, представленная работа системна и результативна.

3.Проблемы и противоречия


Возвращаясь к обозначенным во введении противоречиям, выделяем следующие пути решения.

Противоречие между необходимостью формирования гражданина-патриота и отсутствием этого представления у детей.

Противоречие решалось путем составления программы деятельности по патриотическому воспитанию с участием детей дошкольного и школьного возраста. При организации деятельности с разновозрастным коллективом у дошкольников возникает возможность позитивной социализации на примере старших ребят, они заражаются примером школьников и активно участвуют в совместной деятельности.

Противоречие между стремлением школы к формированию гражданина, патриота и недостаточностью  этого стремления в семье.

Решение – привлечение родителей к совместной деятельности, ознакомление с программой патриотического воспитания, обсуждение содержания деятельности, представление результатов работы на родительских собраниях, а также награждение активных родителей грамотами, возможность публичного признания их вклада в совместную со школой деятельность по патриотическому воспитанию.

Противоречие между ситуативным характером и стихийностью проявления у дошкольников и младших школьников патриотических качеств и целенаправленной работы по гражданско-патриотическому воспитанию.

Противоречие решалось путем мотивации и привлечения детей к коллективным творческим делам, дошкольники с удовольствием учатся у школьников, а старшие ребята получают навык взаимодействия с детьми младшего возраста, умение представлять результаты работы, организовывать коллектив малышей и многое другое.


4. Проектная часть


В следующий межаттестационный период планирую продолжать работу по патриотическому воспитанию, используя проектную деятельность совместно с родителями .

Содержание деятельности

Сроки выполнения

Планируемый результат

1

Курсовая переподготовка по заявленной теме

2018-2019 г

Удостоверение о повышении квалификации

2

Изучение методической литературы по теме

2019-2020 гг

Конспекты, подбор материалов

3

Формирование предметно-пространственной образовательной среды для совершенствования условий патриотического воспитания

2020-2022 гг

Наличие материалов проектной деятельности

4

Коррекция программы патриотического воспитания

ежегодно

Наличие актуальной программы

5

Привлечение родителей к организации деятельности в рамках патриотического воспитания

постоянно

Протоколы родительских собраний, конспекты мероприятий

6

Обобщение и распространение педагогического опыта в рамках темы

2021-2022 гг

Сборники, сертификаты





Заключение




В ходе аналитического отчета представлены теоретические аспекты организации преемственности в дошкольном и начальном школьном образовании.

В аналитической части отчета показано, какие задачи решены в межаттестационный период, охарактеризованы условия получения результата в межаттестационный период и результаты работы по заявленной проблеме.

Таким образом, считаю, что в ходе аналитического отчета доказано,

что работа по преемственности является системной, целенаправленной и результативной.

Выделены проблемы и противоречия, поставленные в ходе реализации деятельности в межаттестационный период.

Проектная часть позволяет определить проблемное поле и спланировать работу на следующий межаттестационный период.

Результатом работы считаю:

  1. Составление программы патриотического воспитания в рамках преемственности образования для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

  2. Реализация проектов с дошкольниками в рамках темы.

  3. Обобщение педагогического опыта на педагогических чтениях Пышминского городского округа в 2018 году.











Список использованной литературы



  1. Зеленова, Н.Г. Мы живем в России. Гражданско - патриотическое воспитание дошкольников (Старшая группа) [Текст]: Пособие для воспитателей ДОУ / Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова. – М. Издательство Скрипторий 2003 , 2008. – 104 с.

  2. Иванова, Н.Г. Система работы по воспитанию чувства патриотизма. Старшая группа. [Текст]: Пособие для воспитателей ДОУ / Сост. Т.В. Иванова. – Волгоград: ИТД Корифей . – 96с.

  3. Кондрыкинская, Л.А. Дошкольникам о защитниках Отечества. [Текст]: Методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ/ Под ред. Л.А. Кондрыкинской. – М. ТЦ Сфера, 2006. – 192 с.

  4. Малюшова, Н. Здравствуй, музей [Текст] / Н. Малюшова // Дошкольное воспитание. -2009. - N11. - С. 24-29

  5. Маханева, М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. [Текст]: Методическое пособие. / М.Д. Маханева. – М. ТЦ Сфера, 2009. – 96 с.

  6. Патриотическое воспитание [Текст]: Нормативные правовые документы. – М. ТЦ Сфера, 2005. – 96 с.

  7. Писарева, А.Е. Живем в Ладу : Патриотическое воспитание в ДОУ. [Текст]: Методическое пособие / А.Е Писарева, В.В. Уткина. – М. ТЦ Сфера, 2007. – 128 с.




Приложения


Приложение 1.


Карта  мониторинга  по гражданско-патриотическому воспитанию старших      дошкольников

(М. Ю. Новицкая, С. Ю. Афанасьева, Н. А. Виноградова, Н. В. Микляева)


Раздел

                Критерии

Начал

уч.год

Конец

уч.год

Представление о себе и своей семье

Знает свое имя и фамилию.




Знает имена, отчества родителей, место их работы.




Знает домашний адрес, телефон.




Знаком со своей родословной.



Представления о детском саде

Ориентируется в помещении детского сада, знает их названия и функции.




Знает адрес детского сада




Имеет представление о профессиях сотрудников  детского сада.



Представление о человеке

Имеет представления о первобытных людях.




Знает об основных потребностях человека (здоровый образ жизни).




Имеет представление о жизни людей других стран.




Имеет представления о народах, населяющих Свердловскую область.



Представления о родной стране

Знает название города, улиц, площади.




Знает символы родного города (флаг, герб)




Знает достопримечательности города (музей, дворец молодежи, дома культуры…)




Знает название страны, её столицы и символы России (флаг, герб, гимн)



Представление о культуре

Знаком с прикладным искусством («Дымка», «Хохлома», «Городец», «Гжель»…)




Имеет представление о народных праздниках и традициях



Представление о географических компонентах

Имеет представление о планете Земля




«Ориентируется» по карте и глобусу (вода-суша; море; океан-материк; полюс; экватор…)




Знает природно-климатические зоны и их обитателей (пустыня, тундра, тропики)




Знает о природных особенностях нашего региона (растения, животные, климат)



Высокий уровень - знает свое имя, фамилию, название села, страны, свой адрес; называет и узнает (по иллюстрации) достопримечательности, зеленые зоны города, 4- 5 улиц; знает и узнает флаг, герб, гимн России; герб города; называет народные праздники, игрушки, предметы быта; называет природные богатства России, знает природно-климатические зоны, ландшафты; заботится об окружающей природе, близких, оказывает помощь, проявляет дружелюбие, считается с интересами товарищей, умеет договориться со сверстниками, анализирует поступки. Имеет представление о членах семьи и ближайших родственниках.

Средний уровень - знает свое имя, фамилию, название страны, села, свой адрес; флаг, герб, гимн России, герб города; затрудняется назвать достопримечательности, зеленые зоны, улицы, площади села (делает это после пояснений взрослого); затрудняется назвать народные праздники, игрушки; с помощью взрослого называет природные богатства России, природно-климатические зоны; заботится о близких, проявляет дружелюбие, но не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощь; анализирует поступки с помощью взрослого. 

Низкий уровень - не знает названия страны, села, своего адреса, но узнает флаг, герб, гимн; отсутствуют знания о достопримечательностях родного села; плохо знает названия улиц; не может назвать народные праздники, игрушки; природные богатства России, природно-климатические зоны; не заботится об окружающих, не проявляет дружелюбия, не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощи, не может анализировать поступки.




22