МКОУ «КШ» г. Черкесска
Аналитический отчёт
учителя-дефектолога
Ковтун Надежды Владимировны
За 2018-2019 учебный год.
ОТЧЁТ
В 2018-2019 учебном году основная деятельность учителя-дефектолога была направлена на коррекционную работу с детьми с интеллектуальными нарушениями при освоении программного минимума содержания образования в условиях ОУ; коррекция развития познавательной сферы ребенка в динамике образовательного процесса.
Занятия проводились с детьми, имеющими заключение ПМПК, в котором указано о необходимости занятий с учителем-дефектологом. Исходя из особых потребностей в обучении детей, были составлены индивидуальные программы, которые реализовывалась как на индивидуальных коррекционных занятиях, так и на групповых занятиях.
Для учащихся ОУ, зачисленным на занятия к учителю-дефектологу, была составлена индивидуальная коррекционноразвивающая программа и проведены занятия.
Общее количество учащихся, зачисленных на занятия с учителем-дефектологом в 2018- 2019 учебном году по итогам диагностики составило 23.
Основные результаты коррекционной работы за учебный год соcтавили:17% - положительной, 31% - средней и 35% - низкой динамики, без динамики – 17%, подробно с данными можно ознакомиться в статистическом отчете, представленном ниже.
В аналитическом направлении в данном учебном году учитель дефектолог составил основную документацию учителя-дефектолога: нормативную документацию, циклограмму, график работы, список групп, дефектологическое представление и индивидуальные карты развития учащихся с интеллектуальными нарушениями, принимал участие в составлении характеристик на учащихся в ПМПк.
Для реализации образовательного маршрута детей с интеллектуальными нарушениями были составлены индивидуальные рабочие программы. При работе с учащимися по развитию познавательной сферы была так же составлена рабочая программа.
В 2018-2019 учебном году учитель-дефектолог выступил на методическом объединении на тему «Изучение методов педагогической диагностики в соответствии с ФГОС». Провел открытое занятие на тему «Да здравствует вежливость и доброта» в рамках методической недели, посвященной коррекционным занятиям. Посещал вебинары в целях повышения квалификации (получен сертификат): «Формирование навыков общения у детей и подростков с тяжёлой интеллектуальной недостаточностью»; «Развитие социальных навыков у детей и подростков с расстройствами аутистического спектра (РАС)». Систематически знакомился с интересной информацией для самообразования с помощью методической литературы на темы «Особенности детей с РАС», «Использование ИКТ с детьми ОВЗ». Разработал новые методические пособия: «Геометрический трафарет» - на развитие памяти, внимания, мышления, тонкой моторики, усвоение сенсорных эталонов; «Интерактивная папка по развитию высших психический функций детей с РАС» - преодоление негативного отношения при обучении. ребенка с РАС;- обучение его простейшими навыкам; -обучение ребенка более сложным формам поведения; -развитие самосознания и личности аутичного ребенка; -развитие внимания; -развитие памяти, мышления и речи.
Консультативно-просветительская деятельность учителем-дефектологом велась в течение всего учебного года с педагогами и родителями.
Консультации педагогов начальных классов по проблемам учащихся проводились ежедневно.
В течение учебного года было проведено более 24 консультаций родителей учащихся школы.
Аналитический отчёт о работе учителя-дефектолога
В 2018-2019 учебном году работа учителя-дефектолога осуществлялась по следующим основным направлениям:
- выявление неблагоприятных вариантов развития и квалификация трудностей ребенка;
- коррекция недостатков познавательной деятельности детей;
- проведение индивидуальных, групповых коррекционных занятий с детьми, испытывающими трудности в овладении программным материалом; развитие психофизических функций, обеспечивающих усвоение программного материала;
- консультирование педагогов и родителей по проблемам развития, обучения и воспитания в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка;
- динамическое изучение уровня психического развития ребенка;
- составление индивидуальных комплексных программ развития учащегося в условиях взаимодействия специалистов;
- своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении детьми программы коррекционного учреждения;
-воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру; формирование учебной мотивации, преодоление негативных особенностей эмоционально-волевой сферы.
Осуществлялось ведение следующих видов документации:
- перспективно- календарный план работы;
- индивидуальная карта развития;
- журнал учета обследуемых детей;
- журнал движения ребенка;
- журнал посещаемости занятий;
- методическая тетрадь, отражающая посещения занятий, семинаров, педсоветов;
- тетрадь для консультаций с родителями, педагогами.
Статистический отчет о работе учителя-дефектолога
2018- 2019 учебный год
№ | Направления деятельности | Категория | Количество |
1. | Консультативно-просветительское и профилактическое направление | Специалистов | Более 30 |
Родителей | Более 24 |
2. | Проведено групповых мероприятий: (в т.ч. занятий, тренингов) | С детьми | Более 34 |
3. | Количество диагностических обследований: | Детей | Со всеми учащимися вновь поступившими и зачисленными на занятия первичное, динамическое, обследование |
4. | Количество детей, охваченных сопровождением учителя-дефектолога. | Коррекционно-развивающее сопровождение | 23 человека |
5. | Количество проведенных индивидуальных занятий: | Коррекционно-развивающие | Более 313 занятий |
6. | Участие в проведении открытых мероприятий школы | | -Участие во всех школьных мероприятиях -Проведены Дни психологии и дефектологии на тему: «Вежливость и доброта» |
Анализ диагностической работы
В течение 2018 - 2019 года была проведена диагностика 25 учащихся школы. Среди них на занятия зачислены 23.
Диагностическая работа в течение 2018-2019 учебного года велась в направлении:
1. Диагностика уровня развития познавательной сферы (память, внимание, восприятие, мышление) учащихся.
Коррекционное направление
Основная коррекционная работа в 2018-2019 году была направлена на индивидуальные занятия с детьми с интеллектуальными нарушениями. Так же была проведена работа с учащимися по развитию познавательной сферы на групповых занятиях. Групповые занятия проводились еженедельно, индивидуальные 1-2 раза в неделю.
Общее количество учащихся, зачисленных на занятия с учителем – дефектологом за 2018-2019 учебный год составило 23 человека.
Индивидуальные коррекционные занятия проводились со следующими учащимися:
1 (1доп) класс
Баисова Айдана Курмановна
Байчорова Амалия Рашидовна
Батчаев Имран Алиевич
Гедыев Азамат Борисович
Биджиев Назир Асланович
Урусов Борис Михайлович
Шебзухов Радион Тауланович
1 класс
Бостанова Амина Алимовна
Дзыба Игорь Витальевич
2 «А» класс
Хутов Малик Османович
2 «Б» класс
Боташев Ахмад Сеит-Алиевич
3 класс
Папшуов Ибрахим Анзорович
Семенова Малика Руслановна
4 класс
Халкечев Альберт Артурович
Групповые коррекционные занятия проводились со следующими учащимися:
5 класс
Гочияева Аида Артуровна
Хусанова Ангелина Серверовна
Цыганков Даниил Тимурович
8 класс
Балатчиев Эльдар Эдикович
Бытдаева Амина Руслановна
Кечерукова Зульфия Рафильевна
9 класс
Гонза Виктор Анатольевич
Сараталикова Айсе Тимуровна
Хатуова Милана Беслановна
Для проведения индивидуальных занятий составлена программа, в которой определены направления, содержание и методики коррекционной работы с учетом результатов диагностического обследования этих учащихся. Большое внимание уделялось методическому обеспечению групповых и индивидуальных занятий, ко всем занятиям готовился комплект учебно-наглядных пособий:
-демонстрационные таблицы, схемы, картинки
-раздаточный материал (к каждому занятию)
-индивидуальные коррекционные задания в тетради каждого ученика.
Результаты коррекционно-развивающей работы (кол-во детей)
Направление коррекционной работы | Общее количество учащихся | Положительная динамика | Средняя динамика | Низкая динамика | Без динамики |
Занятия по развитию познавательных способностей | 23 | 4 | 7 | 8 | 4 |
Общий результат коррекционной работы при положительной и средней динамике составил 65 %.
Аналитическое направление
В 2018-2019 учебном году учитель дефектолог составил основную документацию учителя-дефектолога: нормативную документацию, циклограмму, график работы, список групп.
Для реализации образовательного маршрута детей с ОВЗ была составлена индивидуальная рабочая программа, коррекционно-развивающая программа для детей младшего школьного возраста с УО и РАС. На каждого ребенка было оформлено дефектологическое представление и индивидуальная карта развития.
При работе с учащимися по развитию познавательной сферы была так же составлена рабочая программа.
По результатам диагностики познавательной сферы на учащихся были составлены протоколы обследования.
Так же учитель-дефектолог участвовал в составлении характеристик на учащихся на ПМПК.
В 2018-2019 учебном году учитель-дефектолог посещал вебинары в целях повышения квалификации (получен сертификат): «Формирование навыков общения у детей и подростков с тяжёлой интеллектуальной недостаточностью»; «Развитие социальных навыков у детей и подростков с расстройствами аутистического спектра (РАС)». Систематически знакомился с интересной информацией для самообразования с помощью методической литературы на темы «Особенности детей с РАС», «Использование ИКТ с детьми ОВЗ». Разработал новые методические пособия: «Геометрический трафарет» - на развитие памяти, внимания, мышления, тонкой моторики, усвоение сенсорных эталонов; «Интерактивная папка по развитию высших психический функций детей с РАС» - преодоление негативного отношения при обучении. ребенка с РАС;- обучение его простейшими навыкам; -обучение ребенка более сложным формам поведения; -развитие самосознания и личности аутичного ребенка; -развитие внимания; -развитие памяти, мышления и речи.
Консультативно-просветительское направление
В 2016-2017 учебном году консультативно-просветительская деятельность учителем-дефектологом велась в течение всего учебного года с педагогами и родителями.
Консультации педагогов начальных классов по проблемам учащихся проводились ежедневно. Также в течение года поддерживалась взаимосвязь с педагогом-психологом, учителем-логопедом, социальным педагогом по вопросам неуспеваемости, нарушения поведения учащихся.
В течение учебного года было проведено более 24 консультаций родителей учащихся школы на темы: преодоление трудностей в обучении, особенностей формирования познавательной сферы, выбора дальнейшего образовательного маршрута, особенностей поведения и другие.
Учитель-дефектолог: Ковтун Н.В.
27.05.19.