Доклад на тему «Аналитическая деятельность педагога»
Докладчик: Маслова С.Г.
Перед тем как начать разговор об аналитической деятельности педагога ,необходимо разобраться в сущности педагогического анализа, его целях и требованиях к осуществлению.
Цель аналитической деятельности- критическая оценка реальности и качества образования. Аналитическую деятельность педагога следует рассматривать как целостную систему связей, характеризующих взаимодействие конечных результатов деятельности педагога с факторами и причинами их достижения.
Каковы же требования к осуществлению педагогического анализа и его основные принципы:
-чёткая структура и логическая последовательность изложения;
-аргументированность и точность оценок, исключающая возможность субъективного толкования;
-глубина и конкретность;
- установление причинно-следственных связей и доказательность выводов;
- использование таблиц, графиков, диаграмм;
- чёткость и педагогическая обоснованность предложений и основных принципов.
Главными составляющими аналитической деятельности являются:
-целенаправленность;
- объективность;
-систематичность;
- результативность.
Каковы же виды аналитической деятельности?
1.Оперативный ( ежедневный) анализ проведенных уроков и воспитательных мероприятий.
Здесь следует отметить следующие направления: знание своего предмета, отношение к предмету, умение планировать урок, знание психолого- педагогических основ обучения, педагогический такт, индивидуальный подход к ученику, развитие мышления учащихся, умение оценить качество знаний.
После проведенного урока следует задуматься прежде всего над тем, что не так получилось, почему не успели выполнить запланированное.К этой работе необходимо привлекать самих учащихся, т. К. действия учителя и ученика на уроке взаимосвязаны.
Однако, это видимая часть анализа, а то что невозможно проанализировать с учащимися остаётся анализировать самостоятельно учителю (та ли наглядность была использована, интересен ли дополнительный материал, доступно ли было проведено объяснение, правильные ли сделаны выводы и т.д.). Для чего необходим такой анализ? Он необходим , чтобы качество преподавания следующего урока было выше , а успехи учащихся лучше.
Помните: важен не приём, а его результат!
2. Следующий вид аналитической деятельности тематический анализ.
Цель тематического анализа- диагностика наиболее значимых сторон педагогического и образовательного процесса, установление их взаимосвязей, выработка рекомендаций.
Курс любого предмета разделён на темы. По окончании изучения темы мы проводим контрольные, проверочные, зачётные работы. Каждый учитель должен осознавать, что эти работы носят не только диагностический характер, а и указывают на просчёты учителя. Не следует при низких результатах всю ответственность перекладывать на учащихся: ведь этих учащихся учили- Вы, выставляли текущие оценки- Вы, проводили ежедневный анализ- Вы.
Тематический анализ позволяет выявить пробелы в знаниях и даёт чёткое (видимое) направление в планировании дальнейшей работы.
3. Третий вид аналитической деятельности- итоговый анализ.
Он проводится по результатам семестра, года. Цель данного вида анализа- подведение итогов деятельности учителя и учащихся за истекший период, построение блока целей следующего семестра ( года),выработка рекомендаций.
Данный анализ требует тщательной и длительной подготовки в течение всего отчётного периода и невозможен без систематического накопления информации и соответствующей её обработки.
Диагностическое направление
В течение года следует проводить диагностику (с целью анализа развития познавательных способностей, анализа проблем личностного развития, дальнейшего формирования групп для коррекционно-развивающей деятельности), а так же как составляющая индивидуальных консультаций. В рамках проведения групповой диагностики можно проводить следующее тестирование:
Диагностика навыка чтения (Л.А. Ясюкова)
Диагностика эмоционального состояния учащихся (цветовой тест Люшера)
Диагностика скорости переработки информации и уровня концентрации внимания (тест Тулуз-Пьерона)
Диагностика интеллекта (тест Амтхауэра)
Диагностика уровня развития визуального мышления (прогрессивные матрицы Равена)
В процессе консультирования для определения проблемы и ее причин предлагается диагностика, в основном с использованием проективных методов, диагностической беседы и наблюдения.
Для проведения психологической диагностики существует достаточный набор диагностических методик, которые соответствуют предъявляемым запросам и позволяют дифференцировать трудности и определять их причины. Что, в свою очередь, позволяет планировать дальнейшую развивающую и консультативную работу, а также давать рекомендации по преодолению трудностей.
Выводы. Оценивая проведенную диагностическую работу, можно сделать вывод о том, что имеющиеся в распоряжении методики и собственные профессиональные знания позволяют достаточно точно и полно определять различные проблемы и нарушения, имеющиеся у учащихся. Однако, в дальнейшем необходимо пополнять и обновлять банк диагностических методов для более эффективной диагностики.
Коррекционно-развивающее направление
Основная тематика коррекционно-развивающих занятий:
развитие внимания
коррекция эмоционального состояния
работа со стрессовыми состояниями
работа с агрессией
развитие коммуникативных навыков
Успешность коррекционно-развивающей работы можно считать успешной, как по отзывам самих участников, так и по динамике
Просветительская деятельность.
Данное направление деятельности можно реализовать в следующих формах.
1. Проведение тематических классных часов для учащихся. Цель данных мероприятий - познакомить учащихся с актуальными для их возраста проблемами в интерактивной форме, дать возможность учащимся путем рефлексивного анализа расширить представления о себе и сформировать активную позицию в отношении возможности преодоления имеющихся трудностей.
Основные темы классных часов:
Стратегии поведения в конфликте
Психология общения
Психология влияния и психология рекламы
Самопрезентация
Психологическая подготовка к экзаменам
Способы снятия стресса
Мир труда и профессий.
2. Выступления на родительских собраниях.
3. Просветительские беседы в процессе индивидуальных консультаций для педагогов и воспитателей ГПД по вопросам особенностей развития детей и взаимодействия с ними. Задачами данного вида просветительской деятельности является:
1) повышение психологической грамотности;
2) осознание педагогами и воспитателями ГПД своей роли в формировании и преодолении трудностей ребенка;
3) побуждение взрослых к личностному росту и изменению форм взаимодействия с ребенком;
4) мотивирование взрослых на более глубокую работу по преодолению трудностей в обучении.
4. Выступления на педагогическом совете и методическом объединении классных руководителей.
Тема выступлений «Гиперактивные дети: методы и формы помощи».
Задача данного вида просветительской деятельности – повышение психологической грамотности пед.коллектива, ознакомление с рекомендациями по работе с гиперактивными детьми
Из опыта работы
Построение аналитической деятельности учителя начальных классов
МБОУ «Марьяновская школа» Масловой С. Г.
Оперативный анализ провожу так: подвожу учащихся к пониманию того , что каждый урок несёт новую информацию необходимую для развития ценностей человека. Для этого я ,как учитель, создаю все условия для получения знаний, использую методы и приёмы побуждающие учащихся к активной мыслительной деятельности. Стараюсь давать знания обоснованные, глубокие с включением интересных фактов (накопление материала в папке «Удивляй-ка»).
Ко всем предметам (а их в начальной школе более 10) отношусь с заинтересованностью. По праву могу сказать , что для меня уроки трудового обучения и изобразительного искусства так же интересны и важны , как и уроки русского языка и математики. Постоянно пополняю папки с раздаточным и наглядным материалом.
Развиваю у учащихся интерес к изучаемым предметам . Если ребёнку не интересен предмет- значит учитель , не использовал те приёмы и методы, позволяющие достичь данной цели, а следовательно-ИЩИ, ЗАЖИГАЙ ФАКЕЛ ЗНАНИЙ!
Придерживаюсь объективности при оценивании знаний. Уверенно, чётко, аргументировано комментирую выставление отметки. По этому вопросу возникают разногласия .Учащиеся 2-3 классов завышают собственную планку своих знаний: считают, что очень хорошо выучили, написали, рассказали. В 4 классе ученик почти готов уже критически оценивать свои достижения. Согласна с позицией методистов, предлагающих оценивать ЗУН учащихся начальной школы вербально.
Текущие оценки выше оценок за проверочные работы. Почему? Этот вопрос заставляет продумывать систему опроса, разновидность и содержательность заданий.
Тематический анализ провожу с применением таблиц, графиков из которых видно наглядно какой уровень качества достигнут на данном этапе .
Считаю ,что такой анализ необходим для дальнейшей коррекционной работы, направленной на устранение пробелов в знаниях.
Анализ контрольных работ провожу так: классифицирую ошибки, заношу в таблицу, просчитываю количество ошибок на данную орфограмму по классу. Считаю такую работу необходимой для совершенствования и коррекции знаний учащихся.