Аналитический отчёт
о педагогической деятельности учителя начальных классов
МБОУ « Троицкая СОШ № 2» Троицкого района Алтайского края
Титовой Елены Геннадьевны
Каждый ребёнок от рождения наделён одному ему свойственным потенциалом развития, и этот потенциал может развиться только в процессе собственной деятельности.
Цель моей педагогической деятельности заключается в максимальном использовании всех возможностей периода начального обучения для того, чтобы сложились мотивы обучения для интеллектуального развития детей.
Для достижения этой цели я решаю следующие задачи:
обеспечение физического и духовного развития ребёнка в таких условиях, когда обучение становится для него благом, радостью, основной формой выражения детской жизни;
создание проблемных, поисковых, исследовательских ситуаций на уроках, моделирование ситуации успеха с учётом индивидуальных особенностей учащихся с целью включения их в творческий поиск решения учебных задач;
использование учебного материала, как средства воспитания у учащихся чувства любви к Родине и родному краю, формирование активной жизненной позиции.
Каждому человеку, вступающему в этот сложный и противоречивый мир, необходимы определённые навыки мышления и качества личности. Умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, умение давать адекватную самооценку, быть ответственным, уметь творить и сотрудничать – вот с чем ребёнку необходимо войти в этот мир. Поэтому важным в своей педагогической деятельности считаю создание ситуации успеха – обстановки, располагающей ученика к деятельности, вызывающей положительные эмоции и направленной на то, чтобы ученик обязательно справился с работой.
Исходя из этого, организацию учебной деятельности учащихся я строю на основе системно - деятельностного подхода и делаю опору на современные образовательные технологии. В ФГОС второго поколения стоит вопрос об оптимизации обучения, о более полном, системном переходе от былого «знаниевого» подхода к деятельностному.
Поэтому особую роль в процессе обучения отвожу развитию системного мышления, умению пополнять свои знания, ориентируясь в потоке информации различной степени сложности, языковой и социально-культурной направленности. Я убеждена в том, что каждый ребенок индивидуален, не похож на другого, и именно за его особенность он мною и любим. Вектор моей педагогической деятельность направлен на сохранение в процессе воспитания в ребенке его индивидуальности, непохожести на других. Для решения этой проблемы необходимо сделать уроки интересными для ребят, построить занятия так, чтобы дать возможность ученикам развивать свои индивидуальные возможности.
Построение и эффективность урока, как основной организационной формы обучения и воспитания младших школьников зависит от конкретных целей, от содержания учебного материала и в значительной мере от методов обучения, которые должны обеспечивать максимально комфортное для детей общение с учителем. Поэтому одним из способов повышения эффективности урока считаю использование нестандартных форм обучения: уроки-сказки, уроки-путешествия, уроки-исследования и т.д. В своей работе я использую различные методы обучения: рассказ, объяснение, беседы, наблюдения, практические и творческие работы, метод проектов. Стараюсь работать над развитием творческого потенциала у детей. Развиваю такие качества как активность, любознательность, фантазию, зоркость, оптимизм, быстроту и гибкость мышления.
Каждый ребёнок от природы талантлив, и первая моя задача – помочь таланту раскрыться. Для этого использую разные пути: игры, занятия творчеством, конкурсы, классные часы, коллективные творческие дела, викторины. Дети с удовольствием принимают участие в конкурсах чтецов, муниципальных конкурсах, научно – исследовательских проектах.
Изучаю и активно внедряю в практику своей работы здоровьесберегающие технологии. С целью предотвращения перегрузки учащихся и сохранения их здоровья использую различные приемы и методы: динамические дидактические материалы, смену видов деятельности, свободное обсуждение и дискуссию на уроке, разноуровневые домашние задания и т.п. В зависимости от ситуации и степени напряженности работы на уроке, провожу на выбор: гимнастику для глаз, физкультразминку, музыкальную паузу и др.
Использование ИКТ на уроках позволяет мне разнообразить формы работы, деятельность учащихся, повышает творческий потенциал личности. Урок – презентация обеспечивает получение большего объёма информации и заданий за короткий период. Всегда можно вернуться к предыдущему слайду. С помощью мультимедийных презентаций легко акцентировать внимание обучающихся на значимых моментах излагаемой информации. Построение схем, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Задания с последующей проверкой активизируют внимание учащихся, формируют орфографическую зоркость. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов делают урок интересным.
Современный урок литературного чтения невозможен без сопоставления литературных произведений с другими видами искусства. Организую на уроках развития речи сопоставление иллюстраций, работ разных художников к одному и тому же произведению. Ученики за урок могут не только познакомиться с портретами, фотографиями, иллюстрациями, но и просмотреть отрывки из фильмов, прослушать аудиозаписи, музыкальные отрывки .
Выполняя домашнее задание к урокам, учащиеся используют разнообразный иллюстративно-информационный материал, который самостоятельно находят в Интернете, составляют презентации. Таким образом, ИКТ развивает самостоятельность учащихся, умение работать с различными источниками информации.
Использование презентаций на уроках позволяет сформировать учебно-познавательную и коммуникативную образовательные компетенции, что соответствует требованиям ФГОС, современной образовательной парадигме.
Деятельностный подход к обучению предполагает:
• наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить);
• выполнение учениками определённых действий для приобретения
недостающих знаний;
• выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания;
• формирование у школьников умения контролировать свои действия – как после их завершения, так и по ходу;
• включение содержания обучения в решение значимых жизненных задач.
Таким образом, ключевыми словами в характеристике деятельностного подхода, применительно к образованию, являются слова: искать, думать, сотрудничать, приниматься за дело, адаптироваться.
Создавая на каждом уроке благоприятную эмоциональную атмосферу, повышая мотивацию к учению, я добилась неплохих результатов в работе. В 2017 году я выпустила 4 класс. В классе было 20 учеников. По общеобразовательной программе из них обучалось 14 учащихся, с ЗПР - 4 человека, ОВЗ - 2 ученика.
Таблица показателей качества обучения и знаний в сравнении 2 и 4 класс:
| 2014-2015 уч. год – 2 класс ( в конце учебного года один ребенок с ОВЗ был выведен из обучения) | 2016-2017 уч. год – 4 класс (4 учащихся с 7 видом обучения, из них 1-на ПМПК, 2 учащихся - 8 вид) |
Предмет | Обученность | Качество | Обученность | Качество |
Русский язык | 95 | 50 | 95 | 55 |
Математика | 95 | 45 | 95 | 60 |
Изо | 100 | 95 | 100 | 100 |
Технология | 95 | 95 | 100 | 100 |
Литературное чтение | 95 | 55 | 100 | 85 |
Окружающий мир | 95 | 50 | 100 | 80 |
Из таблицы видно, что качество знаний у учащихся высокое даже с таким сложным набором детей с заболеваниями. Заметен рост качества знаний по всем учебным предметам. По итогам 1 четверти 5 класса все учащиеся подтвердили свои знания.
Для сравнения привожу таблицу показателей качества обучения и знаний прошлого выпуска учащихся (24 человека), 2012-2013 учебный год.
| Лит.чтен | Рус.яз. | Матем. | Окр. мир | ИЗО | Техн. |
% качества | 79,2 | 62,5 | 62,5 | 87,5 | 100 | 100 |
4 и 5 | 19 | 15 | 15 | 21 | 24 | 24 |
% успеваемости | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
СОУ | 70,2 | 64 | 61 | 74 | 97 | 91 |
В этом наборе было 5 отличников и один ребенок с одной 4. По итогам 8 класса в классе 6 отличников и один с одной 4. У моих учеников сформировано стремление к самоопределению и самообразованию:
· они умеют самостоятельно работать с источником знаний, ведут экспериментальную практическую работу;
· понимают и принимают учебные задания, проверяют свою работу и работу напарника;
· умеют сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать и систематизировать материал;
· активно участвуют в диспутах, грамотно ведут диалог;
· а главное – у них особый стиль общения, в котором преобладает дух сотрудничества, сопереживания и взаимоуважения.
Одним из показателей познавательной активности учащихся является их участие в олимпиадах и конкурсах различного уровня.
учебный год | уровень | Название конкурса | результативность |
2016-2017 | район. | Птичья столовая | 3 место |
| район. | Вместе к успеху | 2 место |
| район | Пожарная ярмарка | участие |
| район | Пожарная ярмарка | участие |
| школ. | Мы познаем мир | победитель |
| школ. | Звонкий голосок | 2 место |
| школ. | Олимпиада по русскому языку | 1 место |
| школ. | Олимпиада по математике | 1 место |
2015-2016 | район. | Звонкий голосок | 3 место |
| район. | Олимпиада по русскому языку | 1 место |
| район. | Олимпиада по математике | 2 место |
2014-2015 | район. | Салютую победе | 2 место |
| район. | Салютую победе | 2 место |
2013-2014 | район. | Звонкий голосок | участие |
школ. | Звонкий голосок | 1 место |
Участие в научно-практических конференциях: 2016-2017 учебный год
№ | ФИ учащегося | Название работы | Уровень , место |
1 | МедведевД. Мякинин В. | «Часы» | школа – 1 место район - участие |
2 | Карманова Ж., Джваридзе А. | «Троицкая глиняная игрушка» | школа – 1 место район – участие район «Росток» - участие |
Приведу пример участия в конкурсах учащихся выпуска 2013 г.
Участие в школьных конкурсах:
чтецов «Земля моя - Алтай» (Попова Дарья - 3 место)
исследовательских работ (Ельчин Алексей – 1 место, Овсянко Илья, Журавлёв Юрий - 2 место)
Участие в районных конкурсах:
Агапеев Матвей – участие),
сочинений «Славные Отечества сыны» (Корягин Илья – 2 место)
олимпиада по математике ( Фомина Анастасия – 1 место)
«Медвежонок» (Корягин Илья – 86%, Журавлёв Юрий – 55%, Краснов Николай – 51,6%, Попова Дарья – 50%)
«Кенгуру» (Краснов Николай – 64 б, Соколова Алёна – 53 б, Корягин Илья – 52 б, Ельчин Алексей – 50 б)
«Классики» (Корягин Илья - 34 (1 место по школе), Овсянко Илья - 29 (3 место по школе)).
Воспитательная работа неразрывно связана с процессом обучения. Как классный руководитель, основной своей задачей считаю создание условий для развития многогранной творческой личности, а так же работу над сплочением такой малой социальной группы, как класс. Моим ученикам много лет предстоит учиться вместе, а, как известно, процесс обучения протекает легче и плодотворнее в коллективе близких по духу и симпатии людей.
Опираясь на общеобразовательную подготовку учащихся и учитывая их интересы, способности и возрастные возможности я провожу воспитательные мероприятия, которые расширяют кругозор учащихся, увеличивают познавательные возможности, развивают самостоятельность и активность. Мероприятия всегда проходят на высоком эмоциональном позитивном уровне. Я считаю залогом успеха воспитательной работы активное сотрудничество с семьей – полноправным участником образовательного процесса. Так как привлечение резервов семейной педагогики помогают реализовать важнейщую цель: воспитание социально-адаптированной личности, способной жить в сложном современном реальном мире и социуме.
Сотрудничество с родителями учеников налаживаю не только в рамках урока, но и во внеклассной деятельности: школьные праздники, походы в музеи, туристические походы, родительские собрания – именно там реализуем задуманное и анализируем результаты вместе. Все совместно проведенные мероприятия получили высокую оценку родителей учащихся, учеников класса и принесли огромное удовлетворение всем участникам.
В классе дети поделены на четыре группы по желанию с распределением обязанностей. Каждая группа конкретное время выполняет конкретные обязанности: дежурство, уход за зимним садом в рекреации, подготовка и проведение классных мероприятий и др. Все это формирует у ребят ответственное отношение к поручениям, развивает организационные способности, прививает навыки самообслуживания, умение и желание прийти на помощь товарищу.
В рамках обобщения педагогического опыта было проделано следующее:
- выступления на педсовете школы, ШМО, ММО
- интернет публикации: https://multiurok.ru/nachal_ELENA/edit/ , https://znanio.ru/media/issledovatelskij_proekt_po_okruzhayuschemu_miru_3_klass-85858,
http://troschool2.edu22.info, https://znanio.ru/media/issledovatelskij_proekt_po_okruzhayuschemu_miru_4_klass-85851)
Участвую в районных конкурсах педагогического мастерства:
Открытый урок «Лес и человек», 2013 г., открытый урок с применением методик работы с учащимися ОВЗ «Распространенные и нераспространенные предложения. Однородные члены предложения», 2017 г., открытый урок «Цветковые и хвойные растения», 2017 г., открытый урок «Цветковые и хвойные растения», 2017 г., воспитательное мероприятие «Дружба», 2017 г., конкурс методических разработок «Мой урок с использованием регионального компонента» - «Растения Алтайского края», 2017 г - 3 место.
Трижды участвовала в районном конкурсе «Учитель года» (2002 г. - участие, 2011 г. – 2 место, 2017 г. – 1 место)
Непрерывно повышаю свою педагогическую квалификацию. За последние 3 года прошла следующие курсы ПК:
- «Система оценки образовательных достижений младших школьников в условиях реализации ФГОС», АКИПКРО Барнаул 08.05.2015 г;
- «Современные подходы к организации образовательного процесса детей ОВЗ в условиях реализации ФГОС», Автономная некоммерческая организация « Дом учителя» Барнаул 25.08.2016.
- «Развитие профессионального мастерства педагога», АКИПКРО г. Барнаул, 08.12.2017г.г.
В заключении хотелось бы сказать, что избранные мною педагогические приемы, методы, технологии результативны, целесообразны и нацелены на развитие личности ребенка. Результаты педагогической деятельности подтверждают правильность выбранного когда-то профессионального пути.
Главное на современном уроке – постановка ученика в позицию субъекта деятельности, добытчика знаний, в ситуацию самостоятельного поиска, реализация всех его творческих возможностей, полноценное общение с учителем и товарищами. По-моему, решение этой задачи невозможно без изменения стиля взаимоотношений учителя и учащихся. Не заставлять и контролировать, не командовать и запрещать, а направлять и увлекать, помогать и стимулировать – в этом вижу один из путей активизации обучения. Помогать каждому, кто при полном напряжении своих способностей и возможностей самостоятельно, без посторонней помощи не может преодолеть познавательную трудность, в этом, считаю, назначение учителя.
10