СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Аналитический отчёт работы кафедры

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Поделюсь опытом руководства школьной предметной кафедрой, представив аналитический отчёт. Надеюсь, что данная публикация поможет начинающим педагогам грамотно организовать работу методического объединения учителей в школе.

Просмотр содержимого документа
«Аналитический отчёт работы кафедры»












Анализ

работы кафедры естественнонаучных дисциплин,

технологии, ИЗО, ОБЖ и ФК

за 2015 – 2016 учебный год


Подготовила: Гринькова О.В..,

руководитель кафедры









I. Цели и задачи кафедры, поставленные на текущий год

Научно-методическая тема школы: Системно-деятельностный подход организации жизнедеятельности школы как условие достижения качественно нового образовательного результата, вектор моделирования воспитательной системы школы развитие ее эмоциональной привлекательности ее образовательной среды

Методическая тема кафедры:Профессиональная компетентность учителя как средство повышения качества образования на этапе введения ФГОС основного общего образования второго поколения (2014-2019гг.).

Основные направления работы:

  1. Участие педагогов кафедры в реализации программы развития школы «Школа- наш МИР» (на 2011-2016 гг.), задач мегапроекта «Единое воспитательное пространство Иркутской области как фактор развития личности школьника», обеспечивающий инновационное развитие школы и педагогического коллектива.

  2. Подготовка педагогов кафедры к работе в соответствии с новыми требованиями к результатам обучения школьников.

  3. Методическое сопровождение профессиональной деятельности педагогов как основы повышения их профессиональной компетенции.

Цель: Создание условий для развития учительского потенциала и повышения уровня профессионализма педагогов для успешной реализации ФГОС второго поколения и воспитания  личности, подготовленной  к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире через применение системно-деятельностного подхода к преподаванию предметов, интеграцию предметного обучения, внедрение в практику современных педагогических технологий.



Задачи:

  1. Создание условий (организационно-управленческих, методических, педагогических) для поэтапного введения ФГОС основного общего образования и обеспечения преемственности в организации образовательного процесса (для разработки рабочих программ, научно-методических и учебно-дидактических материалов, системы мониторинга УУД обучающихся и т.д.);

  2. Включение учителей в инновационную деятельность школы;

  3. Совершенствование  методического уровня педагогов в овладении новыми педагогическими технологиями, их применение в образовательном процессе;

  4. Продолжение работы по обобщению и распространению передового педагогического опыта педагогов (ППО);

  5. Создание условий для самореализации учащихся в учебно-воспитательном процессе и  развития их  ключевых компетенций;

  6. Развитие системы работы с детьми, имеющими повышенные интеллектуальные способности, по подготовке к ЕГЭ и ГИА

Анализируя образовательную деятельность, можно отметить следующие аспекты:

- все учителя работали по рабочим программам, за основу которых взята программа Министерства образования для общеобразовательной школы.
- реализация целей и задач кафедры осуществлялась согласно требованиям государственных программ, велась на основе нормативно - правовых и распорядительных документов федерального, регионального и муниципального уровней и была направлена на защиту прав и интересов обучаемых.
- с учетом федерального перечня учебников и методических комплексов допущенных и рекомендованных Министерством образования РФ к использованию в образовательном процессе.


II Анализ результативности.


Статистический контроль на кафедре осуществляется через мониторинги, по итогам выпускных экзаменов.

На заседаниях кафедры намечаются сроки и формы контроля по предметам, обсуждаются и анализируются итоги контрольных срезов, проводится анализ результатов, разрабатывается система мер по предупреждению типичных ошибок, пути их устранения.


1. Результаты мониторинга по географии в сравнении с результатами 1 четверти:


класс

Результаты 1 четверти

Результаты 2 четверть

% успеваемости

% качества

% успеваемости

% качества

100

64

95

62

100

80

92

68

100

100

100

87

100

88

88

68


Выводы:

Результаты мониторингового обследования уровня учебных достижений по географии в 5 - х классах: из 98 обучающихся, выполняющих работу, 18% показали оптимальный уровень, 52% - высокий, 22 % - достаточный и 6% низкий, что составило 94% успеваемости и 71% качества обученности: средний балл – 3,8.

Результаты анализируемого мониторинга в сравнении с результатами первой четверти показывают, что стабильный процент успеваемости в 5В классе (100%), снижение успеваемости произошло в 5А класса на 5%, в 5Б – 8%, в 5Г – на 12%. Во всех классах произошло снижение качества обученности. Результаты анализируемого мониторинга по показателям успеваемости и качества обученности в 5-х классах ниже, чем результаты 1 четверти.

Результаты мониторинга по биологии в сравнении с результатами 1 четверти:


класс

Результаты 1 четверти

Результаты 2 четверти

% успеваемости

% качества

% успеваемости

% качества

100

80

87

52

100

96

82

48

100

100

100

79

100

100

95

65


Выводы:

Результаты мониторингового обследования уровня учебных достижений по биологии в 5 - х классах: из 92 обучающихся, выполняющих работу, 22% показали оптимальный уровень, 39% - высокий, 30% - достаточный и 9% низкий, что составило 91% успеваемости и 61% качества обученности: средний балл – 3,7.

Результаты анализируемого мониторинга в сравнении с результатами первой четверти показывают, что стабильный % успеваемости в 5В классе (100%), снижение успеваемости произошло в 5А класса на 13%, в 5Б – 18%, в 5Г – на 5%. Во всех классах произошло снижение качества. Результаты анализируемого мониторинга по показателям успеваемости и качества обученности в 5-х классах ниже, чем результаты 1 четверти.


Результаты мониторинга по химии в сравнении с результатами 1 четверти:


класс

Результаты 1 четверти

Результаты мониторинга

% успеваемости

% качества

% успеваемости

% качества

100

64

87

39

100

85

57

30

100

42

47

0


Выводы:

Результаты мониторингового обследования уровня учебных достижений по химии в 8 - х классах: из 65 обучающихся, выполняющих работу, 21% показали оптимальный уровень, 17% - высокий, 62% - достаточный и 55% низкий, что составило 65% успеваемости и 25% качества обученности: средний балл – 2.9.

Результаты пробного мониторинга по географии в 9 классах показал, что успеваемость 77,7 %, качество – 11%.

Результаты пробного мониторинга по биологии в 9 классах показал, что успеваемость 71,4 %, качество – 42,8%.

Результаты пробного мониторинга по химии в 9 классах показал, что успеваемость 67 %, качество – 33 %.

Вывод: Педагогам кафедры продолжать работу с не успевающими учащимися, включать в проверку знаний задания различного уровня, обратить внимание на индивидуальную работу.

Необходимо продолжить подготовку учащихся к итоговой аттестации


Сравнительный анализ результативности показателей успеваемости и качества по предметам кафедры 2014 – 2016 уч.год:


ФИО учителя

предмет

классы

Успеваемость%

Качество%

2014 -2015

2015 -2016

2014 -2015

2015 -2016

Вывод: анализ показателей успеваемости и качества по предметам указывает на то, что по сравнению с 2014 – 2015 годом успеваемость ….

III. Анализ условий. Работа с кадровым составом методического объединения


1. Аттестация, ее результаты.

На конец учебного года педагоги кафедры имели категории:

ФИО учителя

Образование

стаж

категория

Сроки аттестации


Выводы 70% учителей кафедры имеют высшее образование, 30 % - средне - специальное образование. 1% - высшая квалификационная категория, 70 % - первая  квалификационная  категория, 2% - без категории .Средний показатель стажа работы – 25,9 лет. 90 %  педагогов имеют стаж работы свыше 22 лет. Педагоги кафедры – достаточно опытные, квалифицированные, хотя есть потенциал к повышению квалификационных категорий.

2. Реализация передовых педагогических технологий:

Кафедра естественно-научных дисциплин, технологии, ИЗО, ОБЖ и ФК


технология проблемно-диалогического обучения, ТРКМ,здоровьесберегающая, ИКТ

5-11

Опыт распространяется


линейно-концентрическое обучение, технология проблемно-диалогического обучения, ТРКМ, ИКТ

6-11

Внедрение


технология проектной деятельности

5-8

Внедрение


технология проектной деятельности

5-8

Применение


технология проблемно-диалогического обучения, ТРКМ

10-11

Внедрение


ИКТ, ТРКМ. тестовые технологии

8,9 кл

Внедрение


Технология проблемно-диалогового обучения

5-9 кл.

Внедрение


КСО, технология проектной деятельности, игровая,ИКТ

3-9

Внедрение


игоровая, здоровьесберегающие

1-4

Внедрение


игровая, здоровьесберегающие

5-11

Внедрение


игровая, здоровьесберегающие

5-11

Внедрение

Вывод: Реализация педагогами на уроках современных методических технологий, позволяет добиваться достаточно высоких результатов обучения.

Повышение профессионального уровня педагогов:

    Основными формами работы по повышению педагогического мастерства стали:

- работа над методической темой по самообразованию;

- участие в заседаниях городских МО учителей, городских семинарах, конференциях, экспертной работе ГМО (жюри городских предметных олимпиад, НПК и др.);

- изучение передового опыта работы учителей школы, города, области, России;

- участие в дистанционных конкурсах, олимпиадах, конференциях профессионального мастерства;

- взаимопосещение уроков;

- подготовка учащихся к олимпиадам, итоговой аттестации (ОГЭ и ЕГЭ).


3.      Работа над темами самообразования

ФИО учителя

Тема самообразования

Сроки

Уровни обобщения


Вывод: Работа над темами самообразованияносит практический характер и способствует накоплению базы методическогоматериала и реализации его в поурочной деятельности. Обобщение опыта работы педагогов на различных площадках позволяет совершенствовать  профессиональное мастерство.

4. Повышение квалификации учителей МО.

Курсы:

ФИО учителя

тема

дата

организатор

Вывод: В прошедшем году 50% педагогов кафедры прошли курсовую подготовку.


5. Вебинары:

ФИО

срок

темы

Кол - во

площадка

результат

Вывод: 40 0% педагогов активно повышали профессиональный уровень через участие в дистанционных лекциях, семинарах (вебинарах).

6. Реализация ФГОС второго поколения:

1. Разработка и реализация образовательных модулей в рамках реализации новых ФГОС:

2. Экспертная работа по реализации ФГОС:

Вывод: Разработка и реализация образовательных модулей, несомненно, повышает профессиональный уровень педагогов кафедры. Программы модулей составлены таким образом, что позволяет расширить рамки представлений учащихся об окружающем мире, приобщиться к разнообразной творческой деятельности и формировать УУД. В модульное образование были во влечены все обучающиеся пятых классов – 100%.

7. Участие в работе городских методических объединений


Название ГМО

ФИО учителей,

посещающих ГМО

Результат участия

Вывод: Все педагоги принимали активное участие в работе ГМО по предметным областям, занимаясь экспертной, методической деятельностью. Обменивались опытом работы по различным проблемам.

8. Конкурсы:

ФИО

форма

темы

уровень

результат

Вывод: 30% педагогов участвовали в дистанционных, городских конкурсах проф. Мастерства.

9.. Распространение передового педагогического опыта

ФИО учителя

Форма участия

(мастер-класс, открытый урок по теме, выступление, публикации и др.), тема


Уровни обобщения

(город, область, Россия)

персональный сайт

Вывод: Педагоги кафедры использовали для распространения опыта работы следующие площадки: научно-методический журнал «Проблемы педагогики»,сетевой журнал «Пед. мир», всероссийское сетевое издание «Портал педагога», « Вестник педагога», всероссийской научно-практической конференции «Образование в современном мире: вопросы теории и практики»,городской фестиваль педагогических идей.


 10.  Анализ взаимопосещения уроков.

В 2015/16 уч.году  руководителем кафедры было посещено 6 уроков:химия, география, физкультура, технология. Всего членами кафедры в рамках методической недели посещено более 10 уроков.Цель посещения – оказание методической помощи, знакомство с системой работы коллег – учителей кафедры и школы.


III. Работа с одаренными детьми

Олимпиады, НПК, конкурсы, соревнования

Предмет

Участник

Учитель

Уровень

Результат

Вывод:Учителя кафедры активно привлекают учащихся к творческим конкурсам, олимпиадам различных уровней. Результативность достаточно высокая: 22 призовых мест завоевали ребята в прошедшем году в муниципальных предметных олимпиадах. Участие обучающихся в подобных мероприятиях создает прекрасные возможности для раскрытия творческого потенциала школьников, вызывает положительную мотивацию, формирует активную жизненную позицию, повышает интерес к изучению предмета, способствует развитию творческого мышления, обеспечивает участие в различных видах деятельности, что, в конечном итоге, способствует развитию личности школьников.

IV. Внеклассная работа по предмету:

VI. Анализ различных форм методической работы (за истекший год):

- Конкурсы:

Мероприятие

Участник

Учитель

Уровень

Результат

- Неделя Байкала, Акции: «Альтернативная ель», « Покормите птиц зимой», «Хранители воды», « День Земли», «Берегите леса от пожаров», занимательные часы для 5 - 6 классов (биология, химия)

- соревнования по биатлону, волейболу, плаванию, лыжи, стрельба

- изготовление, ремонт и установка кормушек для птиц.

- Предметная неделя «Леонардо да Винчи – человек, который хотел знать всё»

Цель: способствовать формированию у учащихся стремления к развитию любознательности, творчества, логики и воображения, независимого мышления и волевых качеств. 

Приняли участие  10 учителей МО, учащиеся 5-11 классов. В рамках  декады   были проведены следующие мероприятия:оформлена информационная стена «Леонардо да Винчи – человек, который хотел знать все».

Коваленко В.Н.вместе с учащимися 8 а класса подготовила и провела искусствоведческую викторину «Любимое творение да Винчи», познакомив учащимся 6 х классов с шедевром живописи гения – Джокондой.

Гринькова О.В. и Исаева Н. организовали видеосалон живописных картин « Женский портрет в творчестве да Винчи».

Мадьяровой Л.И. и Левицкая А.Н. вместе с учащимися 10 а класса организовали и провели мультвикторину«Улыбка Леонардо да Винчи» участниками, которой стали ученики 6,7,8 классов.Просматривая мультфильм ребята пытались разгадывать тайные знаки гения.учились складывать салфетки, кстати, придуманные Леонардо.

Выставка технических изобретений Леонардо и проведены мастер – классы МаксимченкоЛ.Д. и Тупичкиным Ю.Н. Педагоги со своими учениками подготовили изделия по чертежам гения. Так Юрий Николаевич с учениками 6 классов Ращупкиным Н и Кононова Д сделали подвесной мост, а затем предложили всем желающим повторить. Свинолупов В., Юферев А учащиеся 8 Вкласса изготовили парашют и винт, который является основой многих изобретений. МаксимченкоЛ.Д со своими ученицами провели мастер класс по изготовлению салфеток и способов их складывать.

Левицкая А.Н., Бархатова Е.В. предложили увлекательные головоломки и логические задачки, интересные вопросы и задания. Толстикова В, Ступин И., Мальченко П, Капсамун Д. с успехом разгадали некоторые загадки. Занимательным заданием было найти виртрувианского человека в своем классе. Так в 7 а классе канонические размеры тела имеет Волкова Н., в 7 б – Попцев В., в 8 а – Паноровский Д., в 8 в Антонов А., а в 10 а – ЛеткинГ.Степанова А, Верхозина Р, Старыгина Д, Гончаренко П, Никошина А, Скороходова Д., Автушко Е, Погодаева В пробовали писать зеркальным почерком Леонардо, какой же был восторг, когда все получилось! Завершали неделю веселые старты «В здоровом теле – здоровый дух» в 7 х классах. Леонардо утверждал, что между разумом и телом должен быть баланс. Победила дружба и замечательное настроение. Спасибо учителям физкультуры Епишкиной В.Н. и Антипину Н.А. Итоги недели размещены на сайте школы.

Заседания кафедры, 2015-2016 учебный год


            1. Тематика

Дата

Отв.

Заседание 1


Тема: Планирование работы кафедры на 2015 – 2016 уч.год

1. Анализ работы кафедры за 2014- 15 уч. год

2. Обсуждение и утверждение плана работы кафедры на новый учебный год.

3. Согласование рабочих программ.
4. Анкетирование по ФГОС, психологическое тестирование.

5. Подготовка и проведение школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по предметам естественных дисциплин и технологии.

6. Планирование работы творческой группы учителей, работающих в 5 классах.

сентябрь


руковод.

кафедры


Заседание 2

Тема: Результативность работы учителей кафедры (итоги 1 четверти).

1. Анализ работы кафедры за 1 четверть

2. Проведение мониторинговых исследований сформированности учебных достижений учащихся 5 – 8 классов (24 – 27.11)

3.Комплексная проверочная работа (1.12) 5 классы

Подготовка участников муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников.

4.Творческие отчёты учителей биологии, географии и химии по темам самообразования

ноябрь


руковод.

кафедры


Заседание 3

. Тема: Результативность работы кафедры за 2 четверть.

1. Результативность работы учителей кафедры (итоги второй четверти, первого полугодия).

2. Анализ результатов мониторинга учебных достижений по биологии, химии, географии 9 11 классы, (предметы по выбору) 4 – 11. 02. Разработка системы мер по коррекции знаний обучающихся.

3. Итоги муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по предметам естественных дисциплин и технологии.

4. Вопросы самообразования (предварительные итоги).

5. Подготовка и проведение предметной недели.

«Планета Леонардо да Винчи»

6. Творческие отчёты учителей ОБЖ, ИЗО по темам самообразования

январь

руковод.

кафедры

Заседание 4

Тема: Результативность работы кафедры за 3 четверть

1. Результативность работы учителей кафедры (итоги 3 четверти).

2.Анализ результатов мониторинга уровня сформированности УУД 5 классы (метапредметные)

3.Подготовка обучающихся 11-х классов к итоговой аттестации. Изучение документа : РЕЗУЛЬТАТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ

ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО

ОБРАЗОВАНИЯ

В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ В 2015 ГОДУ

4.Подготовка обучающихся 9-х классов к итоговой аттестации.

5.Творческие отчёты учителей ФК и технологии по темам самообразования.

март

руковод.

кафедры

Заседание 5


Тема: Анализ деятельности кафедры за 2015 – 16 уч. год

  1. Анализ  работы кафедры  в 2015-2016     учебном    году: проблемы  и перспективы. Результативность работы учителей кафедры (итоги года).

  2. Итоги проведения предметной недели кафедры.

3.Утверждение рабочих программ на 2016-2017 учебный год.


май

руковод.

кафедры


По данным таблицы видно, что на заседаниях кафедры рассматривались следующие вопросы:

- реализация педагогами системно-деятельностного подхода в обучении и воспитании, формирование УУД школьников в рамках методического месячника;

- самообразование педагогов в рамках внутришкольного повышения квалификации;

- организации внеклассной работы по предметам естественного цикла, технологии, ИЗО и черчения, ФК, ОБЖ в рамках предметных недель;

- работа с одарёнными детьми через олимпиады, НПК, дистанционные конкурсы;

- подготовки обучающихся (9, 11 классы) к итоговой аттестации (проведение репетиционных, пробных ГИА, ЕГЭ); изучение результативности обучения;

- уровень учебных достижений по всем предметам, характер динамики по четвертям (полугодиям) и за год. Параметры мониторинга: % успеваемости, % качества знаний, уровень обученности.


V. Общие выводы по итогам работы кафедры в 2015 -2016 учебном году

Анализируя деятельность кафедры по всем направлениям работы, необходимо отметить следующие достижения:

- стабильно высокие показатели успеваемости и качества по предметам: география, биология, химия, ОЗО, черчение, ОБЖ, ФК и технология.

- высокая результативность в работе с одаренными детьми (олимпиады, НПК, конкурсы);

- высокий уровень проведения предметной недели;

- повышение уровня самообразования педагогов через активное участие в вебинарах, конкурсах, печатных изданиях, экспертная деятельность.

- организация внеурочной деятельности детей средствами предметов кафедры

Необходимо продолжить работу в следующих направлениях:

- продолжить повышение квалификации педагогов кафедры для эффективной реализации принципов системно-деятельностного подхода в урочной и внеурочной деятельности;

- активизировать подготовку учителей кафедры к работе над формированием УУД школьников в условиях перехода на новые ФГОС;

- продолжить работу по индивидуализации и дифференциации обучения через более тесную работу учителя-предметника с педагогом-психологом;

- обобщение опыта работы на различных площадках, в том числе и на заседаниях кафедры;

- активно участвовать в методической недели, посещать уроки и мероприятия коллег;

- продолжать работу с «одаренными детьми»: исследовательские работы, городские, дистанционные конкурсы.