Анализ адаптационного периода первоклассников.
Цель: определить степени адаптации первоклассников к школьному обучению.
Задачи:
- выявить основные проблемы, появившиеся у первоклассников в адаптационный период;
- определить направление дальнейшей работы с учащимися 1 класса.
В ходе проверки рассматривались следующие вопросы:
Организация учебного процесса в 1 классе.
Характеристика учащихся 1 класса.
Здоровье первоклассников.
Анализ тестовых и самостоятельных работ.
Адаптация «глазами ребёнка».
Начало обучения в школе - один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социальном плане, так и в физиологическом. Это не только новые условия жизни и деятельности маленького человека - это новые контакты, новые отношения, новые обязанности. В данный период ребёнок вступает в новые социальные контакты, связанные со школьной деятельностью. Изменяется вся жизнь ребёнка: всё подчиняется учёбе, школе, школьным делам и заботам. Это очень напряжённый период, прежде всего потому, что школа с первых дней ставит пред учениками целый ряд задач, не связанных непосредственно с их опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил. Приспособление (или адаптация) ребёнка к школе происходит не сразу. Это довольно длительный процесс. Оптимальное время для адаптации детей к школе 1,5- 2 месяца. Но некоторые дети проходят этот сложный период дольше - 3-4 месяца, а то и даже весь учебный год.
Организация учебного процесса в 1 классе.
Первоклассники обучаются в первую смену с 8.30, пять дней в неделю с максимальной учебной нагрузкой в 20 часов. Согласно требованиям СанПиН, в целях облегчения процесса адаптации детей к требованиям школы учебная нагрузка на первоклассников увеличивается постепенно. В первой четверти проводится 3 урока по 35 минут каждый, но с целью выполнения программы 4 урока по 35 минут. Со второй четверти в первом классе проводится по 4 урока ежедневно по 35 минут каждый. На каждом уроке в первом классе проводятся физкультминутки, гимнастика для глаз, кистей рук, пальцев. После третьего урока организуется динамическая пауза.
В оздоровительных целях для облегчения процесса адаптации детей к школьной жизни составлено расписание уроков с учётом того, что умственная работоспособность детей в разные дни недели неодинакова. Облегчённый день - среда. Уроки, требующие большого умственного напряжения (математика), согласно расписанию не проводятся первыми. Уроки по окружающему миру, изобразительному искусству и художественному труду, физкультуре проводятся последними.
Обучение первоклассников проходит без балльного оценивания знаний. В первом классе используется словесная объяснительная оценка лишь при положительных ответах и активной работе учеников. Оцениванию не подлежат: темп работы ученика, личностные качества школьника, своеобразие психических процессов ребёнка (памяти, внимания, мышления)
Учитывая возрастные особенности первого года обучения в школе, на уроках используется красочный наглядный материал. В кабинете, где занимаются первоклассники, выполняются санитарно- гигиенические требования: режим проветривания кабинета, освещённость классной комнаты, работа рециркулятора и облучателя в отсутствие детей, наличие гигиенических средств. В кабинете есть необходимые учебные плакаты, помогающие в работе с детьми,
проводятся уроки с применением ИКТ. Это помогает в развитии положительной мотивации учащихся.
Характеристика класса
В классе 11 детей: 2 мальчика и 9 девочек. Из них посещали подготовительную группу детского сада 6 человек, частично воспитанники детского сада-2 чел., дети домашнего воспитания – 3 чел. Пятеро учащихся из неполных семей. 6 полных семей. Четверо из многодетной семьи. 1 – ребенок – инвалид, 1 – со статусом ОВЗ вида 7.1. Все ребята энергичные, подвижные, класс «живой». Между ребятами сложились дружеские отношения. Дети с интересом участвуют в школьных и классных мероприятиях.
Почти у всех детей есть интерес к изучению учебных предметов. С трудом входят в учебный процесс Люда Н., Злата К. Хорошо работают на уроках, стараются аккуратно писать Катя П., Катя З., Виталик М., Алиса С., Полина М., Артем Г., Работоспособность на высоком уровне на протяжении всего урока у Насти К., Тани А., Арины Ф.. Учащиеся знакомы с 1 сентября с правилами поведения в школе, на перемене, в столовой и соблюдают их, дисциплина на уроке на высоком уровне. В коллективе нет еще лидеров. Дети играют, общаются все вместе. Изолированных детей тоже нет. Все дети доброжелательно настроены к своим одноклассникам. Семейные условия жизни детей удовлетворительные.
4. Здоровье первоклассников.
У всех учащихся первого класса вторая группа здоровья, физкультурная группа – основная. Детей с хроническими заболеваниями нет. В результате медицинского осмотра учащихся было выявлено следующее: анемия легкой степени – у 3 учащихся, кариес – у 11 учащихся. Все дети посещают школьную столовую, получают горячее питание.
2.Анализ посещенных уроков.
Чтение играет огромную роль в образовании и развитии человека. В первом классе читать умеют не все учащиеся. 5 учеников читают хорошо. Соблюдают знаки препинания. Читают выразительно, плавно. Редко допускают ошибки.
3 ученика читают медленно, прочитанное понимают. 3 ученика читают слабо. Испытывает трудности при сложении слогов.
По русскому языку писали самостоятельную работу, которая состояла из 2 частей: диктанта букв, слогов, слов и списывания предложения с доски.
Цель: проверить умение учащихся списывать с доски, соблюдать правила написания предложений, запоминание и правописание изученных букв.
Высокий уровень – 2 чел, средний – 7 чел., низкий 2 чел.
Выполнили 3 тестовые работы по математике. Цель: проверить умения решать примеры в пределах 10, сравнивать числа и решать задачи, проверить знания о геометрических фигурах.
Высокий уровень - …., средний уровень -- низкий уровень -…….
Вывод: учащиеся справились с самостоятельной работой на удовлетворительном уровне.
Предложение: продолжить работу по отработке вычислительных навыков, умения сравнивать числа и решать задачи.
Адаптация «глазами ребёнка». Провела небольшую анкету среди первоклассников с целью выявления отношения детей к школьной жизни. В ней содержались высказывания, в случае согласия ребенок ставил плюс, отказа – минус. Данные представлены в таблице.
Высказывание | Да | Нет | Не знаю |
Моя жизнь в школе проходит спокойно | | | |
Мне нравится учиться | | | |
Мне трудно усидеть урок | | | |
Мне нравится выполнять дом. задание | | | |
Я устаю в школе | | | |
Мне трудно учиться | | | |
Я хочу сидеть дома. | | | |
Я хочу каникулы. | | | |
5.Ведение школьной документации.
В ходе проверки классного журнала было выявлено следующее: Ф.И.О., классный руководитель 1 класса, аккуратно и постоянно ведёт классный журнал с соблюдением необходимых инструкций. В журнале отмечаются пропуски занятий учащимися, заполнен листок здоровья, сведения об учащихся. Записи темы в классном журнале по предметам соответствуют тематическому планированию. За первое полугодие программа выполнена в полном объёме.
На основании всего вышеизложенного можно сделать следующий вывод:
Основные умения и навыки по математике, русскому языку, чтению у учащихся первого класса сформированы на достаточном уровне.
Из наблюдений за первоклассниками, беседы с учителем и анализа посещённых уроков в первом классе можно сделать некоторые выводы о поведении учеников:
Ученики 1-го класса знакомы с правилами поведения в школе;
Первоклассники знают и соблюдают школьный режим, выполняют требования учителя;
Знают правила обращения к учителю, к своим одноклассникам, правила поведения на уроке;
Хорошо ориентируются в здании школы: знают, где находится спортивный зал, столовая, и др.
Высказывание | Да | Нет | Не знаю |
Моя жизнь в школе проходит спокойно | | | |
Мне нравится учиться | | | |
Мне трудно усидеть урок | | | |
Мне нравится выполнять дом. задание | | | |
Я устаю в школе | | | |
Мне трудно учиться | | | |
Я хочу сидеть дома. | | | |
Я хочу каникулы. | | | |
Высказывание | Да | Нет | Не знаю |
Моя жизнь в школе проходит спокойно | | | |
Мне нравится учиться | | | |
Мне трудно усидеть урок | | | |
Мне нравится выполнять дом. задание | | | |
Я устаю в школе | | | |
Мне трудно учиться | | | |
Я хочу сидеть дома. | | | |
Я хочу каникулы. | | | |
Высказывание | Да | Нет | Не знаю |
Моя жизнь в школе проходит спокойно | | | |
Мне нравится учиться | | | |
Мне трудно усидеть урок | | | |
Мне нравится выполнять дом. задание | | | |
Я устаю в школе | | | |
Мне трудно учиться | | | |
Я хочу сидеть дома. | | | |
Я хочу каникулы. | | | |
Высказывание | Да | Нет | Не знаю |
Моя жизнь в школе проходит спокойно | | | |
Мне нравится учиться | | | |
Мне трудно усидеть урок | | | |
Мне нравится выполнять дом. задание | | | |
Я устаю в школе | | | |
Мне трудно учиться | | | |
Я хочу сидеть дома. | | | |
Я хочу каникулы. | | | |
Высказывание | Да | Нет | Не знаю |
Моя жизнь в школе проходит спокойно | | | |
Мне нравится учиться | | | |
Мне трудно усидеть урок | | | |
Мне нравится выполнять дом. задание | | | |
Я устаю в школе | | | |
Мне трудно учиться | | | |
Я хочу сидеть дома. | | | |
Я хочу каникулы. | | | |
Высказывание | Да | Нет | Не знаю |
Моя жизнь в школе проходит спокойно | | | |
Мне нравится учиться | | | |
Мне трудно усидеть урок | | | |
Мне нравится выполнять дом. задание | | | |
Я устаю в школе | | | |
Мне трудно учиться | | | |
Я хочу сидеть дома. | | | |
Я хочу каникулы. | | | |
Высказывание | Да | Нет | Не знаю |
Моя жизнь в школе проходит спокойно | | | |
Мне нравится учиться | | | |
Мне трудно усидеть урок | | | |
Мне нравится выполнять дом. задание | | | |
Я устаю в школе | | | |
Мне трудно учиться | | | |
Я хочу сидеть дома. | | | |
Я хочу каникулы. | | | |
Высказывание | Да | Нет | Не знаю |
Моя жизнь в школе проходит спокойно | | | |
Мне нравится учиться | | | |
Мне трудно усидеть урок | | | |
Мне нравится выполнять дом. задание | | | |
Я устаю в школе | | | |
Мне трудно учиться | | | |
Я хочу сидеть дома. | | | |
Я хочу каникулы. | | | |
Высказывание | Да | Нет | Не знаю |
Моя жизнь в школе проходит спокойно | | | |
Мне нравится учиться | | | |
Мне трудно усидеть урок | | | |
Мне нравится выполнять дом. задание | | | |
Я устаю в школе | | | |
Мне трудно учиться | | | |
Я хочу сидеть дома. | | | |
Я хочу каникулы. | | | |
Высказывание | Да | Нет | Не знаю |
Моя жизнь в школе проходит спокойно | | | |
Мне нравится учиться | | | |
Мне трудно усидеть урок | | | |
Мне нравится выполнять дом. задание | | | |
Я устаю в школе | | | |
Мне трудно учиться | | | |
Я хочу сидеть дома. | | | |
Я хочу каникулы. | | | |
Высказывание | Да | Нет | Не знаю |
Моя жизнь в школе проходит спокойно | | | |
Мне нравится учиться | | | |
Мне трудно усидеть урок | | | |
Мне нравится выполнять дом. задание | | | |
Я устаю в школе | | | |
Мне трудно учиться | | | |
Я хочу сидеть дома. | | | |
Я хочу каникулы. | | | |