Анализ – ассоциация
лирического произведения
Выполнил: ученик 9 класса
Дисенгалиев Айнур
Владимир Владимирович Маяковский
«Послушайте!»
А после
Послушайте!
ходит тревожный,
Ведь, если звезды зажигают -
но спокойный наружно.
значит - это кому-нибудь нужно?
Значит - кто-то хочет, чтобы они были?
Говорит кому-то:
"Ведь теперь тебе ничего?
Значит - кто-то называет эти плевочки жемчужиной?
И, надрываясь
Не страшно?
в метелях полуденной пыли,
Да?!"
врывается к богу,
Послушайте!
Ведь, если звезды
боится, что опоздал,
зажигают -
плачет,
значит - это кому-нибудь нужно?
целует ему жилистую руку,
Значит - это необходимо,
просит -
чтобы каждый вечер
чтоб обязательно была звезда! -
над крышами
клянется -
загоралась хоть одна звезда?!
не перенесет эту беззвездную муку!
Россия 1914 года.
Молодой Маяковский, увлеченный футуризмом и поэзией, с надеждой смотрящий в будущее, пытается понять, в чем же смысл жизни?
Это было время, когда страна активно развивалась, и ее жители верили в свои силы и в завтрашний день.
Развитие промышленности, урбанизация, постепенная смена старого на новое влияли и на сознание людей.
Этот оптимистичный настрой чувствуется и в стихотворении «Послушайте!»
Поэт не говорит о том, о чем нужно мечтать и к чему стремиться,
но у каждого из нас должна быть мечта, ради которой стоит жить.
Эту цель, смысл жизни,
веру в завтрашний день
Маяковский называет «звездой»,
зажигаемой «кем-то и
нужной «кому-то».
«Послушайте!» - своеобразное обращение к людям, просьба остановиться на миг,
подняться ненадолго над миром «полуденной пыли»
и посмотреть на небо, на звезды, подумать о том,
чем оправдан каждый наш шаг на земле
и кто все это придумал.
Основная идея стихотворения заключается в том,
что в жизни каждого человека должна загораться звезда.
Без идеи, без цели невозможно существовать в этом мире, начинается «беззвездная мука», когда все,
что ты делаешь – бессмысленно, пусто.
Человеку мало просто жить.
Встречать каждое утро улыбкой,
двигаться к чему-то большему и лучшему,
дарить любовь и радость другим –
такова жизнь, отмеченная «звездами».
Композиционно стихотворение состоит из трех частей,
различных и по форме, и по ритму,
и по эмоциональному воздействию.
I В первой части поэт, обращаясь к читателям,
обозначает проблему:
«Значит – это кому-нибудь нужно?»
С первой строки чувствуется присутствие высших сил,
которые «зажигают» звезды.
Маяковский поднимает проблему Бога, предопределения,
ведь «жемчужины» не сами появляются над крышами домов, а по воле кого-то,
кто выше всех людей.
II Во второй части показана эмоциональная картина того, как лирический герой «врывается к Богу», в отчаянии просит его:
«чтоб обязательно была звезда! -
клянется -
не перенесет эту беззвездную муку!»
Получив от Бога «звезду», то есть мечту,
герой обретает спокойствие и умиротворение.
Ему уже ничего не страшно, и жизнь его теперь не пуста и бессмысленна.
Эта часть – своеобразная молитва, обращенная к Богу.
Всего одну деталь выделил Маяковский в образе Бога, «жилистую руку».
Знак того, что Бог всегда готов подать спасительную руку помощи,
нужно только очень этого захотеть.
III Третья часть стихотворения звучит как вывод.
Лирический герой, нашедший свою звезду, уже не спрашивает, а утверждает:
Значит - это необходимо,
чтобы каждый вечер
над крышами
загоралась хоть одна звезда?!
В стихотворении можно выделить трех «действующих» лиц:
лирического героя, Бога и «кого-то».
Эти «кто-то» - люди, все человечество, к которому обращается поэт.
Все по-разному относятся к «звездам»: для одних это «плевочки», для других – «жемчужины»,
но несомненно то, что их свет необходим.
«Послушайте!» отличается от других стихотворений Маяковского, прежде всего, тем, что поэт не использует в нем неологизмы, «резкие» слова и пафосные фразы.
Маяковский в своем лирическом творении раскрывается как человек с искренней душой, с добрым сердцем, желающий, чтобы все рано или поздно нашли место в жизни.
Стихотворение очень ритмично, что присуще Маяковскому.
Игра слов, переход от одного к другому, акценты,
достигающиеся за счет использования знаков препинания –
все это создает неповторимый эмоциональный настрой,
внутренний надрыв.
Скрытое сравнение мечты со звездой.
Подобные метафоры использовались и до Маяковского, но у Владимира Владимировича получилось это сделать так, что сразу хочется поднять глаза к небу и найти ту звезду, которая светит исключительно для тебя.