Приложение 3
к Положению о районном смотре-конкурсе работы музеев образовательных организаций Брянской области, посвященном 75-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.
Анализ деятельности музея за последние 4 года
(с 01.01.2016 по 01.10.2019 года)
1. Школьный историко - краеведческий музей МБОУ Роговской ООШ
2. МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РОГОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
3. Общая площадь музейных помещений 35 кв. м.
Площадь занятая под экспозицией 20 кв.м.
4. Руководитель музея: Бохан Ольга Сергеевна , МБОУ Роговская ООШ, учитель истории и обществознания, педагогический стаж :18 лет, 2 года руководит музеем
5. Наличие документации по работе музея:
- Программа деятельности музея
-План работы историко-краеведческого музея
-Книга учёта массовой работы
-Инвентарная книга
-Положение о Совете музея
-Акты приёма и выдачи
-План работы Совета музея
-Паспорт музея
6. На базе школы работает дополнительная общеразвивающая программа «Краеведение»
Школьный историко-краеведческий музей основан в 1956 году.
На данное время в музее хранятся 186 экспонатов, 160- основной фонд, 26-вспомогательный фонд. Это уникальные предметы домашней утвари , подлинные документы и награды участников Великой Отечественной войны и тружеников тыла. Музей рассказывает об истории села, об основании школы, о ее учителях, учениках.
В стенах школьного музея проводятся музейные уроки, уроки мужества, экспонаты музея используются на классных часах, открытых мероприятиях. Здесь проходят выставки, торжественные мероприятия, отмечаются знаменательные даты и праздники.
За годы функционирования музей посетили более 500 человек. Проходят встречи учащихся с тружениками тыла, с детьми участников Великой Отечественной войны, с ветеранами труда. Проведено множество экскурсий для учащихся нашей школы, жителей села.
Музей имеет экспозицию, состоящую из следующих разделов
Разделы экспозиции:
1 РАЗДЕЛ Археологические памятники. –здесь представлены экспонаты, найденные в нашем селе и его окраинах в ходе раскопок или сезонных работ на огородах и полях в различный исторический период.
2 РАЗДЕЛ Дореволюционный период (старина) он включает в себя следующие экспозиции- 1Экспозиция «НАШ КРАЙ В ДРЕВНОСТИ»
2.ЭКСПОЗИЦИЯ "КАК ВОЗНИКЛО СЕЛО РОГОВ"(СТЕНД)
4.ЭКСПОЗИЦИЯ "НАРОДНЫЙ БЫТ СЕЛА РОГОВ" -В этой экспозиции представлена домашняя утварь, бытовые предметы НАШЕГО народа.
3 Раздел Нумизматика (здесь показаны денежные знаки нашей страны разных лет)
4 раздел Революции. Гражданская война (стенд)
5 раздел Великая Отечественная война. Включает следующие экспозиции :
1. Экспозиция «Партизанское движение в нашем крае»
2. Экспозиция «Участники битв»
3. Экспозиция «Ветераны Великой Отечественной войны.
6 раздел Советский период
7 раздел Постсоветский период
РАЗДЕЛ"НАШ КРАЙ СЕГОДНЯ":
ВКЛЮЧАЕТ СЛЕДУЮЩИЕ ЭКСПОЗИЦИИ:
1. "История школы". Экспозиция рассказывает об истории создания и становления школы, о директорах школы и учителях, внесших свой вклад в развитие школы в разное время, о наших сегодняшних учителях.
2. "ВЫПУСКНИКИ РОГОВСКОЙ ШКОЛЫ" О выпускниках – медалистах, ученых, спортсменах, военных.
3.ПАРТИЗАНСКИЕ МЕСТА СОФИЕВСКОГО ЛЕСА.
4.НАРОДНЫЕ УМЕЛЬЦЫ.
5. "Детские организации школы" Экспозиция рассказывает о Пионерском и комсомольском движении в школе, также о нынешней школьной организации «СОДРУЖЕСТВО»
Деятельность школьного музея за отчетный период велась в соответствии с планом работы и широким внедрением новых информационных технологий. Свою работу школьный музей осуществляет в тесной связи с решением воспитательных и образовательных задач, в органическом единстве со всей внеурочной воспитательной работой, проводимой школой. Наш музей – это история жизни школы, села, района, тесно связанная с жизнью Родины.
Цель: Основной целью работы музея является расширение образовательного пространства для школьников, создание условий для реального выбора образовательных услуг, обеспечивающих развитие личностных качеств школьника, приобщение к культуре своего народа, духовно-нравственное, патриотическое и гражданское воспитание.
Задачи :
1. Создавать условия для активизации исследовательской работы обучающихся, посвященных 75-летию Победы в Великой Отечественной войне.
2. Внедрение компьютерных технологий в работу школьного музея.
3. Привлечение обучающихся и родителей к работе школьного музея.
Музей работает как самоуправленческая организация, имеющая свой Совет музея, в состав которого входят обучающиеся 5-9 классов. Работа совета музея представляет собой ядро патриотического самоуправления в школе. Совет музея организует встречи с ветеранами труда, тружениками тыла, экскурсии и беседы в музее, проведение классных часов и бесед патриотической направленности. Планирование и осуществление краеведческой работы строится в соответствии с общешкольным планом учебно-воспитательной работы. Запланированная деятельность несет в себе не только экскурсии по музею, но и достаточно широкий спектр образовательной, воспитательной, общественной, хозяйственной и другой деятельности.
Работа ведется по следующим видам деятельности: поисково-собирательская, организационно-массовая. Собирательская работа ведётся целенаправленно при переоформлении старых экспозиций и создании новых. Все экспонаты учтены, хранятся в хорошем виде и соответствующем профилю музея.
Школьный музей выполняет следующие функции:
поисковая работа с обучающимися;
методическая работа с педагогическим коллективом.
организация общешкольных мероприятий, объединяющих усилия обучающихся, учителей и родителей.
Поисковая работа с обучающимися – это поисковые задания для классов в виде направления поиска, в организации походов и экскурсий, в обобщении историко-краеведческого материала в фондах школьного музея.
Методическая функция музея тесно связана с первой функцией и объединяет педколлектив школы и обучающихся в общем деле. На семинарах методического объединения классных руководителей, педсоветах, под руководством заместителя директора по воспитательной работе, руководителя музея обсуждается план работы школы в историко-краеведческом и патриотическом направлении, заслушивают классных руководителей о работе класса в этом направлении.
Посредством музея создается обратная связь между учеником и учителем, классом и классным руководителем, музей помогает учителю в подборе необходимого материала для тематических классных часов, разрабатывает тематические экскурсии по стендам и экспозициям музея. Кроме того, в музее есть прекрасный материал, необходимый для уроков краеведения, истории, обществознания. Преподаватели этих предметов используют музей не только при подготовке к урокам, но и могут провести урок в помещении школьного музея. Музей поддерживает связь с сельской библиотекой и Домом культуры, а так же общественными организациями. Итоги историко-краеведческой работы воплощаются в традиционных общешкольных мероприятиях.
Целевые установки школьного музея:
сохранение исторической памяти и наследия, развития интереса к истории своего народа;
воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма и гражданственности, ответственного отношения к культурно-историческому наследию своей страны;
развитие творческих способностей, созидательных качеств личности;
превращение школы из преимущественно просветительского учреждения в центр духовной, нравственной, эстетической культуры;
создание оптимальных условий для учителей и обучающихся в использовании краеведческого материала при обучении и воспитании;
развитее умения собирать краеведческий материал, анализировать и выделять главное;
развитие навыков работать в группе, оценивать результаты своей работы;
укрепление нравственных позиций обучающихся, чувства собственного достоинства, гордости за свою малую родину, свой край, за свою Отчизну.
Работа в школьном музее велась согласно следующих принципов:
постоянная связь с уроками, со всем учебно-воспитательным процессом;
проведение учебно-краеведческого поиска, включающего в себя краеведение как базу развития и деятельности школьного музея;
использование в учебно-воспитательном процессе разнообразных приемов и форм учебной и внеурочной работы музейных уроков, школьных лекций, семинаров, встреч.
помощь руководителю музея, Совету музея со стороны администрации школы, учительского коллектива, ветеранов педагогического труда;
связь с общественностью, с ветеранами и труда, ветеранами локальных войн, ветеранами педагогического труда.
Деятельность музея:
Основные формы и методы деятельности:
экскурсии, встречи, круглый стол, экспозиции, совместная деятельность педагогов со школьниками, по сбору музейных предметов;
работа с краеведческими, литературными информационными.
Внедрение новых информационных технологий (ИКТ) нашло отражение в нескольких направлениях работы школьного музея:
в практике музейной работы за истёкший период продолжена работа по созданию различной видеопродукции с использованием ИКТ.
в практике музейной работы продолжена работа по накоплению компьютерных презентаций в программе Microsoft Office Power Point.
Уже третий год подряд ребята нашей школы принимают участие в акции «Бессмертный полк». Это акция объединила не только обучающихся, учителей, родителей, но и жителей, гостей села.
Каждый год учащиеся нашей школы поздравляют тружеников тыла с Днём Победы, а также наших односельчан воинов-интернационалистов .
Пархомцев Артём, ученик 8 класса, принял участие в конкурсе творческих работ по «Краеведению» в номинации «земляки» на муниципальном уровне со своей исследовательской работой «Жизнь и творчество Мельникова Н. А.»
Каждый год наши учащиеся принимают участие в районном конкурсе экскурсоводов, используя экспонаты нашего музея.
Просветительская деятельность музея включает в себя:
1.Встречи со знаменитыми и интересными людьми, участниками и очевидцами исторических событий, запись их воспоминаний, фотографирование.
2.Использование музейной информации в учебно-воспитательном процессе школы.
Экскурсионная работа заключалась в:
подготовке экскурсоводов из состава обучающихся школы;
проведение экскурсий в музее.
Выводы:
1.Утвержденный план работы школьного музея выполнен в полном объёме.
2.Музей школы - составляющая часть открытого воспитательного пространства образовательного учреждения.
Анализ проделанной работы за 4 года показывает, что школьный музей в соответствии с концепцией своего развития осуществлял многообразную деятельность. Вся работа была направлена на воспитание обучающихся в духе патриотизма, любви к историческому прошлому России, родному городу, уважения к памяти о подвигах нашего народа в годы Великой Отечественной войны, на выявление и реализацию творческого и интеллектуального потенциалов обучающихся, на осуществление тесной связи с ветеранами войны и тружениками тыла.
Легко любить и гордиться большой и богатой страной, победами в сражениях. Труднее любить свою малую родину. И задача школьного музея – найти там, где ты живешь то, чем можно гордиться. Школьный музей совместно с классными руководителями и учителями- предметниками будет продолжать свою работу по изучению истории родного края, славного пути российской армии, освещать героические страницы России, остающиеся за рамками школьного курса.
Рекомендации:
1.Использовать для повышения эффективности работы школьного музея новые информационные технологии.
2.Активизировать работу по улучшению материально – технической базы школьного музея в новом учебном 2019-2020 году.
3. Активизировать работу Совета школьного музея, заинтересовать обучающихся музейной деятельностью по разным направлениям.
4.Спланировать активные формы работы с жителями села по дарению музейных предметов.
5. Активизировать работу по пополнению фондов музея.
6.Активизировать работу по накоплению материала о преподавателях нашей школы, привлекать обучающихся школы, их родителей (бывших выпускников школы).