В основе произведения - отношения матери и дочери, поэтому и в названии пьесы «Про мою маму и про меня». Особенности поэтики и читательского восприятия способствуют активизации творческой позиции читателя, что совпадает с художественными и эстетическими задачами монодрамы. Непрерывная рефлексия над произносимым словом повышает восприятие художественного слова.
Просмотр содержимого документа
«Анализ фрагмента пьесы Е. Исаевой "Про мою маму и про меня"»
Анализ фрагмента пьесы Е. Исаевой "Про мою маму и про меня"
Л.Ю. Фуксон говорил о том, что необходимо «научить детей понимать любые художественные произведения». В современной отечественной драме появляется целый ряд произведений, где на первый план выходит не действие, а озвучиваемое со сцены высказывание о событиях собственной жизни (пьесы Е.Гришковца, Е. Исаевой).
По первой реплике Лены из пьесы Е.Исаевой «Про мою маму и про меня» можно сказать, что девочка рано задумалась над вопросом «Для чего живет человек?». Слова: «внутренний голос, поставить цель, поприще…» взяты из книг, из разговоров с мамой. Мать ссылается на Пастернака. В пьесе упоминаются разные художественные произведения («Капитанская дочка», «Горе от ума», «Руслан и Людмила» и другие.) Лена написала первое стихотворение, когда училась в 7 классе. Окружающие по-разному относятся к ее творчеству. Мама хвалит, сравнивает с рифмами Евтушенко, но в ее голосе слышится ирония. И дочка это чувствует.
Кто я такой и чем я отличаюсь от других – главный предмет заботы и рефлексии Лены. Не случайно выбирается ирония подросткового возраста. Проблема самоидентификации стоит наиболее остро в этот период жизни. Временная дистанция между событием и словом о событии в монодрамах – воспоминаниях обеспечивает возможность прояснения позиций «я для себя», «я для других». Это придает исповедальный характер пьесе. Инвариантным событием в монодрамах рассказывания становится «встреча» с другим и с самим собой как с другим, что объясняет «матрешечную» структуру пьесы Е Исаевой. Становление сознания героини происходит благодаря взаимодействию с другим сознанием. Вот почему девочка выступает не только как субъект высказывания, но и как слушатель чужих воспоминаний.
В финале мы наблюдаем сближение точек зрения и Лены и ее мамы. Лена в конце пьесы уже не хочет «быть знаменитой», потому что меняется ее сознание. Главными становятся земные ценности: любовь, женское счастье. Стремление к знаменитости оценивается ею как «неуверенность в себе». Мама хочет, чтобы дочь достигла и славы, и счастья. «И на каком-нибудь концерте при полном аншлаге ты споешь на бис, и из зала на сцену вдруг поднимется красивый, ослепительно улыбающийся мужчина!». Финал пьесы можно интерпретировать по-разному. С одной стороны, его можно истолковать как мечту, «фантазию» Лены, в которой соединяется слава и любовь. С другой – как претворение ее мечты в реальность.
Таким образом, пьеса «уходя в монолог» является одним из способов художественного «проговаривания» и современного понимания личности. В основе - отношения матери и дочери, поэтому и в названии пьесы «Про мою маму и про меня». Особенности поэтики и читательского восприятия способствуют активизации творческой позиции читателя, что совпадает с художественными и эстетическими задачами монодрамы. Непрерывная рефлексия над произносимым словом повышает восприятие художественного слова.