СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

АНАЛИЗ ГРАФИЧЕСКОГО ОБОЗНАЧЕНИЯ УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ ПРИЕМОВ И СПОСОБОВ ЗВУКОИЗВЛЕЧЕНИЯ НА БАЛАЛАЙКЕ ( Из опыта работы в музыкальной школе)

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

определение сущности условных  обозначений (далее у.о.) приёмов и способов звукоизвлечения на балалайке, их классификация, типологизация основных приемов игры, и особенно – графическое обозначение у.о. звукоизвлечения на балалайке. До сих пор нет единой системы у.о. приемов игры и способов звукоизвлечения.

Просмотр содержимого документа
«АНАЛИЗ ГРАФИЧЕСКОГО ОБОЗНАЧЕНИЯ УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ ПРИЕМОВ И СПОСОБОВ ЗВУКОИЗВЛЕЧЕНИЯ НА БАЛАЛАЙКЕ ( Из опыта работы в музыкальной школе)»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств п. Строитель».



Методическая разработка



АНАЛИЗ ГРАФИЧЕСКОГО ОБОЗНАЧЕНИЯ УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ ПРИЕМОВ И СПОСОБОВ ЗВУКОИЗВЛЕЧЕНИЯ НА БАЛАЛАЙКЕ

( Из опыта работы в музыкальной школе)

Преподаватель.

Панафидин Александр Алексеевич





















1

План

  1. История вопроса

  2. Основная часть

а) изображение условных обозначений (далее - у.о.) направление удара указательного пальца в разных системах

б) разведение понятий переменных ударов и pizz (I)

в) у.о. большого пальца

г) у.о., оставшиеся без изменений

III. Заключение (обобщающие выводы)

IV. Приложение

V. Список литературы и источников

























2

I

Думается, сейчас нет особого смысла объяснять и доказывать жизненность, важность и большое музыкальное значение такого русского народного инструмента, как балалайка, потенциал и перспективы ее развития.

Воистину и по праву балалайка признана величайшим явлением в мировом инструментарии благодаря подвижнической деятельности В.В. Андреева. По оригинальности и популярности с балалайкой не может сравниться ни один русский народный инструмент. Балалайка стала символом русского народного музыкального творчества, покоряя слушателей на всех континентах.

Все это понятно, но удивляет другое: притом, что профессиональное исполнительство существует уже сотню лет, казалось бы, по всем вопросам должны быть расставлены «все точки над i». Однако единого педагогического взгляда и метода нет и по сей день. В области балалаечной методики и педагогики накоплен уже немалый опыт, но среди специалистов отсутствует единство мнений по ряду вопросов. Это проявляется, например, в значительных разночтениях таких понятий, как определение сущности условных обозначений (далее у.о.) приёмов и способов звукоизвлечения на балалайке, их классификация, типологизация основных приемов игры, и особенно – графическое обозначение у.о. звукоизвлечения на балалайке. До сих пор нет единой системы у.о. приемов игры и способов звукоизвлечения.

В данной работе предпринимается попытка обобщить имеющиеся точки зрения и свести накопленный опыт к единому знаменателю. В процессе рассуждений автор старался придерживаться строго-логической обоснованности, не допуская надуманности. Не претендуя на абсолютную истинность, автор считает принципиально важным иметь опору на

3

психологическое восприятие у.о., визуальное ощущение графического изображении линии.

Условное обозначение (у.о.) должны быть простым по написанию и ясным по исполнению. Кроме того, нужно учесть специфику звукоизвлечения на балалайке (кстати, это относится и к домре), ее особенности в приемах игры.

II.

Итак, при детальном взгляде на существующие сейчас три основные системы (П.И. Нечепоренко, А.Б. Шалова, Е.Г. Блинова) можно выявить общность в пояснениях и комментариях у.о.. Расхождение только в г р а ф и- ч е с к о м и з о б р а ж е н и и. Из всех у.о. отправным и самым главным является изображение направления удара: с в е р х у в н и з и с н и з у в в е р х. Именно вот здесь есть разногласия; по другим, второстепенным у.о. разница не существенна, зачастую ее и вовсе нет.

Не вдаваясь в историю вопроса (каждый профессионал может поднять её сам) и рассуждения о том, почему взят именно тот или иной знак, стоит обратить более пристальное внимание на конечный результат уже существующего знака и попробовать проанализировать знак с точки зрения исполнителя, его визуальную реакцию. Автора могут упрекнуть в том, что, на то она и условность в изображении, и нужно просто принять то, что есть, без рассуждений. Вот тут-то и загвоздка. От того, какую информацию, воспринимаемую подсознательно, несет тот или иной знак, и зависит легкость и логичность исполнения.

Вот знаки вышеперечисленных систем:

Нечепоренко Шалов Блинов

«сверху-вниз»

«снизу-вверх»



4

На первый взгляд, чисто психологически, хочется принять систему Шалова. Это основано на ассоциативном понимании «стрелки», как указания - направления движения: если вниз , то как бы часть стрелки , если вверх , то .

З десь необходимо небольшое отступление, основанное не только на личном опыте автора. В процессе работы с детьми, как в музыкальной школе, так и в художественной самодеятельности, мною неоднократно проводились опыты и эксперименты по восприятию различных графических обозначений с учащимися, не посвященными в условности и тонкости знаков. Автору было очень интересно посмотреть на вещи глазами ребенка, не обременённого разного рода проблемами взрослых. Детям предлагалось на выбор ч е т ы р е вида обозначений (один из них разработан автором), причем требовалось объяснить, почему одна система предпочтительнее других. Автор убедился, что дети выбирают вариант, предложенный им. Условия педагогического эксперимента исключали предвзятость суждений, и аргументы в пользу выбора, названные детьми, совпадали с толкованием у.о., сложившимся у автора в результате практического опыта. Например, система Нечепоренко, по ассоциативному взгляду, она как бы «перевернута». Дети, кстати, могут толковать ее: - звук «выливается из стаканчика», поэтому, весьма условно, знак можно принять за у.о. удара «вниз», а - звук «вылетает вверх» в разные стороны, «как взрыв» - это, опять же, весьма условно, знак можно принять за у.о. удара «вверх». Но это – «натянутые объяснения». И потом, по ассоциативному взгляду детей, система Нечепоренко в сравнении с системой Шалова, представляется «наоборот»: как к , и к , со стороны ничем существенным не отличаясь, только знак зачем-то «усложняется» (по выражению детей, «стал квадратным»).

Преимущество системы основано не только на психологической реакции детей, что, безусловно, важно. Дело в том, что игра на балалайке и

5

домре требует, как уже было сказано, о с о б о г о подхода, так как в основе лежит ч а с т о е ч е р е д о в а н и е у д а р о в вниз и вверх и у.о. местами могут проставляться буквально над каждой нотой. Поэтому знак должен быть конкретным, ясным, даже «с к у п ы м», чтобы исполнитель мог им б ы с т р о п о м е т и т ь направление удара. При частом чередовании направления удара, выставленные над нотами знаки и представляет определенную сложность и даже «мешанину» в восприятии («скомканность»). А если приходится учитывать еще и «нервозность почерка» музыканта-исполнителя, то может вообще получиться «каша». Дети на непонятность знака реагируют сразу же и однозначно негативно. Это еще один повод в пользу уже сказанного: знак должен быть кратким, четким, скупым.

Поэтому, на мой взгляд, оптимальной представляется система у.о. Блинова – простая, быстрая по написанию, «прозрачная»: . Однако… если бы не одно «но». Важна чёткая реакция взгляда и конкретное понимание символа. При чтении текста наш взгляд привык двигаться слева направо, и линия в графике вызывает психологические ассоциации восхождения «снизу вверх» , и, соответственно, нисхождения «сверху вниз» . У Блинова, да простится это выражение, вроде бы получается «шиворот-навыворот». Еще в студенческие годы, столкнувшись с этой системой, я испытывал сильное внутреннее сопротивление при чтении у.о., проставленных педагогом: вниз , вверх , и мой взгляд невольно был вынужден эти у.о. «переворачивать». Я это сделал и – о чудо! – взгляд легко заскользил, как по волнам: . Так значительно быстрее и легче проставлять штрих, так проще и понятнее объяснять ученику: игра - «кораблик плывет по волнам» или «мы сбегаем с горки на горку». И, главное - рука очень естественно и логично следует за взглядом: ; эта





6

информация «считывается» боковым зрением, и символ воспринимается уже на подсознательном уровне.

Предлагаемый мной вариант у.о. представляет собой уже не условную графичность, а динамический показ, команду взгляду.

В качестве «самоговорящего» символа такой знак является как бы частью стрелки направления удара. «Перевёрнутый» знак Блинова лаконичен, изящен: «вниз» - , «вверх» - . Так, повторюсь, проясняется и смысл знака Шалова: «вниз» - ↓ , «вверх» - ↑ , в то время как знак Нечепоренко практически «молчит»: «вниз» - ↓ , «вверх» - ↑ .

К более удобному обозначению человек привыкает быстрее. Осмелюсь предположить, что в результате всех споров именно «перевернутая» система Блинова, которой пользуюсь я, докажет свои преимущества.

Это и есть четвертый вариант у.о. направления ударов «вниз» и «вверх». Думается, его идея «висела в воздухе», тут нет «открытия Америки». Уже в течение длительного времени я применяю эту систему у.о. в обучении детей, и проблем с прочтением и восприятием знаков не возникает.

Примечательно, что аналогичная система у.о. была предложена еще Д. Минаевым в его «Школе игры на балалайке» 1912-14 гг. (под редакцией В.В. Андреева), но, к сожалению, система Минаева не получила должного распространения. Позволю себе ещё одно предположение: может быть, эта система заслуживает название «Андреевская»? Глядишь, споры поутихнут, и история ещё раз вернётся на круги своя.

Напоминаю, что учащиеся, в процессе ознакомления с разными системами у.о., самостоятельно делали выбор в пользу именно предложенного мной варианта: - вниз, - вверх.





7

Итак, разобравшись в основном, принципиальном, можно проанализировать и последующие у.о.. Здесь у автора также имеются добавления и изменения. Понятно, что бряцание должно обозначаться как . Но меня заинтересовало, почему в некоторых сборниках, под разными редакциями, под комментарием «переменные удары» ставится символ:

Нечепоренко Шалов Блинов

;pizz(1) ;pizz(1) ;pizz(1)

А разве бряцанье – это не переменные удары, а двойное пиццикато? То же самое. Значит, у.о. нелогично. Все балалаечники знают, что есть прием игры «одинарное пиццикато», и есть «двойное пиццикато». Отличие в способе звукоизвлечения: ук.п. на одной струне, или б.п. и ук.п. на одной струне. Вот «двойное», это и есть pizz(2), а «одинарное» - это, по сути, pizz(1). Однако в у.о. pizz(1) совмещено с бряцаньем, чего допускать нельзя. Дело в том, что «переменные удары» - это общее понятие, смысл которого в попеременности (то сверху, то снизу), в то время как «одинарное пиццикато» - это особый подход в характере замаха и удара ук.п.; «двойное пиццикато» тоже стоит особняком, т.к. используется б.п. и ук.п.. Поэтому логичное продолжение «четвертого варианта» у.о. может выглядеть так: pizz(I) – одинарное пиццикато; pizz(II) – двойное пиццикато. По сравнению с обозначением, имеющимся у Нечепоренко, Шалова, Блинова (pizz(1);pizz(2)), арабскую цифру лучше заменить на римскую: pizz(I); pizz(II), в то время как для у.о. пиццикато средним или безымянным пальцем вполне подошло бы и pizz(2); pizz(3). Причем, по сути своей, pizz( ); pizz(1); pizz(2;3) или pizz( ;1;2;3) близко к у.о. - pizz(г). Но пусть будут и тот, и другой условные знаки, т.к. при определенной художественной выразительности, когда нет сплошного участка текста на pizz(г), а есть отдельные ноты, то более уместно пояснение на pizz( ;1;2;3).


8

Вот теперь особо хочется сказать об у.о. большого пальца правой руки (далее б.п.). Дело в том, что его обозначение в трех системах логично вытекает из особенностей изображения основных направлений ударов. У Нечепоренко, если вниз - то б.п. - (с добавлением штриха с права, внизу от знака). Но опять же: громоздко, лишняя сложность в написании и не логично в изображении направления удара (исходя из выше сказанного). У Шалова по отношению к основным обозначениям вообще надуманно: б.п. - .

У Блинова есть логика. На мой взгляд, логичность заключается в том, что графическое изображение одного знака должно содержать в себе г л а в -н ы й э л е м е н т основного знака; например, у Нечепоренко: - , добавлена только одна деталь, маленький штрих. И так, у Блинова: если удар вниз , то для обозначения б.п. добавлен один штрих и при чтении есть закономерность в движении взгляда за штрихом :. Но, опять же, само графическое обозначение «перевернуто» в своей основе. Предлагаемый мной вариант в том, чтобы в новой интерпретации системы Блинова сохранить общее направление удара (т.е. в «зеркально перевернутом» виде). Но если «развернуть» Блиновский знак, то получается:

. Вроде бы все просто. Но вновь полученное таким образом у.о. б.п. похоже на обозначение штриха – акцента marcato –

подчеркивая . Одинаковость изображения сбивает с толку. Если продолжить логику действий и просто перевернуть штрих: получается . Логика сохранена, знак отличается от других. В визуальном восприятии понятна суть: . Однако, если подойти еще более взыскательно. То и у.о. напоминает вариант marcato (над нотой) . Как быть? Но у того же Блинова есть «подсказка». Как уже говорилось, из исходного графического обозначения основного направления ударов логично вытекает, в частности обозначение «дроби». Это же и у Нечепоренко, и у


9

Шалова. При изображении у.о. «большой дроби» завершение удара происходит - большим пальцем (б.п.): например, у Нечепоренко , у Шалова . У Блинова нет знака по аналогии , а есть по отношению к основному у.о., что очень логично: если, скажем, удар «вниз» указательным пальцем изображается одной наклонной линией , то удар «вниз» большим пальцем, как бы «усилен» (утолщён) большим пальцем, а потому и удвоен штрихом ( кстати, логично решение и малой дроби: завершение удара указательным пальцем: ), и тут б.п. изображен не как , а . Это и есть «подсказка» для исполнителя.

Таким образом, если целью является простой и скупой штрих, то стоит взять за основу , но только в перевернутом виде для графического обозначения б.п. правой руки.

Проанализируем далее систему Блинова. На мой взгляд, его вариант с изображением аппликатуры правой руки: – средний палец, - безымянный палец отчасти надуман и усложнен.

По-моему, нельзя допускать разночтения в рамках одной системы у.о.. У Нечепоренко и Шалова – проще и доступнее, например ibr( ;1;2) или pizz(г) (1;2;3;4), в зависимости от использования того или иного пальца (цифрами под нотным станом).

У.о. ряда примеров звукоизвлечения не претерпели изменений у всех трех авторов:

- натуральный флажолет

  • - искусственный флажолет

+ - pizz пальцем левой руки

- арпеджиато

10

- глиссандо

trem. - тремоло

ibr – вибрато

Они очень логичны и оправданны, выдержали проверку практикой, поэтому их стоит взять за основу в «четвертый вариант» у.о..

Надо два слова сказать и о приемлемости обозначений игры на первой (или второй, третьей) струне: о - открытая струна, I – первая струна, II –вторая струна, III – третья струна, а также об аппликатуре для левой и правой руки. Думается, наиболее просто и доступно цифровое обозначение: 1; 2; 3; 4; б. и 4; 3; 2; 1; б.. Путем помещения цифр сверху или снизу дается указание, для какой именно руки: сверху - л.р., снизу - пр.р..

Следует заметить, что многое в балалаечных у.о. заимствовано как из скрипичной, так и из гитарной школ. В частности, в гитарной школе аппликатурность обозначения л.р. и пр. р. различна. Но для балалаечной школы это – излишнее разночтение, усложняющее прочтение и мешающее графической ясности текста.

III

Итак, можно увидеть, что в данной работе предложен «четвертый вариант» у.о. Будет ли он носить название « система Блинова - наоборот» или

какое-либо иное – суть не столь важно, это дело времени. При всём критическом взгляде на вещи нельзя сбрасывать со счета заслуги всех трех маститых педагогов и виртуозов-исполнителей на балалайке: П.И. Нечепоренко, А.Б. Шалова, Е.Г. Блинова. Каждый из них в процессе педагогической и исполнительской деятельности разработал свою систему обозначений приемов игры и способов у.о. на балалайке. Эта разность


11

отчасти оправдывается индивидуальным поиском каждого, непосредственным интересом к русскому национальному инструменту.

Но думается, рано или поздно настало бы время для критического анализа разобщенных систем у.о. и сведения их воедино для создания цельного методического базиса на пути развития русских народных инструментов.

В основе данной работы лежат личные наблюдения автора и анализ, иногда интуитивный. Следует заметить, что у.о. более всего нужны на начальном этапе обучения – ДМШ, училище. Профессиональный исполнитель на балалайке сам выбирает приёмы озвучивания текста, создавая свою интерпретацию произведения: в этом проявляется его индивидуальность.

Для лучшего понимания идей, изложенных здесь, следует предварительно ознакомиться с помещенными в приложении тремя основными существующими на сегодня системами у.о..


В заключение предлагаю разработанную мною систему у.о. («четвертый вариант»):

«Четвертый вариант» условных обозначений (А.А. Панафидин).

; pizz(б.)

- пиццикато или удар большим пальцем правой руки

- удар по струнам указательным пальцем правой руки сверху вниз


- удар указательным пальцем снизу вверх; подцеп


- бряцание или переменные удары

;pizz(I)

- одинарное пиццикато

;pizz(II)

- двойное пиццикато

+

- пиццикато пальцами левой руки («сдергивание» и « восходящее легато»)

trem.

- тремоло

trem(r)

- гитарное тремоло

- гитарное пиццикато ( с указанием последовательности пальцев правой руки под нотами)


- арпеджиато



- малая дробь

- большая дробь

- обратная дробь

непр. др.

- непрерывная дробь

ibr

- вибрато при извлечении звука указательным пальцем правой руки

ibr (


- вибрато при извлечении звука большим пальцем правой руки

ibr (1:2)

- вибрато при извлечении звука указательным и средним пальцами правой руки



- вибрато пальцами левой руки

- глиссандо

- натуральный флажолет

- искусственный флажолет

- над нотами: аппликатура левой руки

- под нотами: аппликатура правой руки при игре гитарными приемами

- открытая струна

- первая струна

- вторая струна

- третья струна

- играть на струне Ля

- играть на струне Ми

- играть на грифе

- играть у подставки





13

IV

ПРИЛОЖЕНИЕ:

Сравнительная таблица трех существующих систем условных обозначений

Название приема игры (или способа звукоизвлечения)

Условные обозначения П.И Нечепоренко

Условные обозначения А.Б. Шалова

Условные обозначения Е.Г. Блинова

1

2

3

4

пиццикато или удар большим пальцем руки (правой)


;pizz(


; pizz(


удар по струнам указательным пальцем пр.р. сверху вниз




удар указательным пальцем снизу вверх; подцеп




Бряцание






переменные удары




;pizz(1)


;pizz(1)


;pizz(1)

двойное пиццикато




;pizz(2)


;pizz(2)


pizz(2)

гитарное пиццикато

pizz(г)

pizz(г)

pizz(г)

пиццикато пальцами левой руки («сдергивание» и «восходящее легато»)


+


+


+

тремоло

trem.

trem.

trem.

гитарное тремоло

trem.(г)

trem.(г)

trem.(г)

Арпеджиато






малая дробь





большая дробь




Обратная дробь




непрерывная дробь


непр.др.


непр.др.


непр.др.

вибрато при извлечении звука указательным пальцем правой руки

ibr

ibr

ibr ( )

вибрато при извлечении звука большим пальцем правой руки

ibr ( )

ibr ( )

ibr ( )

вибрато при извлечении звука указательным и средним пальцами правой руки

ibr ( )

ibr ( )

ibr ( )

вибрато пальцами левой руки

ibr (л.р.)

ibr (л.р.)

ibr (л.р.)

глиссандо

1

2

3

4

натуральный флажолет

искусственный флажолет

Аппликатура левой руки (над нотами)

1,2,3,4,б

1,2,3,4,б

1,2,3,4,б

аппликатура правой руки при игре гитарными приемами (под нотами)

4,3,2,1,б

4,3,2,1,б

4,3,2,1,б

открытая струна

0

0

0

первая струна

I

I

I

вторая струна

II

II

II

третья струна

III

III

III




15

V.

Список литературы и источников:


1.

Андрюшенков Г.

Начальное обучение игре на балалайке. Л., «Музыка», 1983

2.

Болдырева Л.

Графическое обозначение штрихов и приемов звукоизвлечения на балалайке. В сб. «Методические основы совершенствования исполнительских навыков игры на русских народных инструментах». Сост. В. Саранин. Тамбов, 1989

3.

Дорожкин А.

Самоучитель игры на балалайке. М., Советский композитор», 1990

4.

Илюхин А.

Самоучитель игры на балалайке. М., «Музыка», 1974

5.

Каркасси М.

Школа игры на шестиструнной гитаре. М., «Советский композитор», 1990

6.

Ларичев Е.

Самоучитель игры на шестиструнной гитаре. М., «Музыка», 1994

7.

Нечепоренко П.

Школа игры на балалайке. М., «Музыка», 1991

8.

Пухоль Э.

Школа игры на шестиструнной гитаре. М., «Советский композитор», 1992

9.

Шалов. А.

Обозначение балалаечных штрихов. В сб. «Методика обучения игре на народных инструментах». Сост. П. Говорушко. Л., 1975