АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМБИНИРОВАННОГО ТИПА УРОКА ПРИ ИЗУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В ШКОЛЕ
Современный урок изучения иностранного языка имеет как много общих черт с уроками по другим дисциплинам, так и индивидуальных, специфических особенностей. Основные из них это:
Комплексность занятий в независимости от типа и целей урока.
Основной целью изучения иностранного языка в школе является развитие речевой активности обучающихся, что обусловлено комплексным характером самой речи. В связи с этим, на уроках необходимо использовать разнообразные, взаимосвязанные педагогические методы и приемы.
Урок проводиться на иностранном языке.
Данная особенность является, на первый взгляд, абсолютно очевидной, но, в свою очередь, создает определенные трудности при проведении занятия. Это связанно с разным уровнем знаний английского языка у обучающихся.
Обязательная опора на родной язык.
Дети могут переносить уже имеющийся опыт и знания из родного языка в изучение иностранного. Это так же иногда облегчает объяснение изучаемого материала.
Тесная связь полученных знаний, умений и навыков на практике.
Важная цель изучения иностранного языка – возможность его свободного использования в жизненных ситуациях. Необходима постоянная демонстрация учащимся в каких ситуациях и как можно вести диалог на английском языке.
Одним из типов уроков английского языка является комбинированный урок. По требованиям ФГОС данный тип имеет следующую структуру:
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Актуализация знаний.
4) Первичное усвоение новых знаний.
5) Первичная проверка понимания
6) Первичное закрепление
7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
9) Рефлексия (подведение итогов занятия)
Каждый из этапов урока имеет свои цели и особенности.
Этап постановки цели и задач урока и мотивации учебной деятельности учащихся подразумевает установление тематических рамок деятельности, созданий условий для возникновения индивидуальной мотивации к учебной деятельности обучающихся, постановка алгоритма действия учеников и педагога на уроке.
Для реализации целей этапа можно использовать следующие приемы:
Основная цель этапа актуализации знаний - подготовка мышления детей и организация понимания ими собственной потребности к формированию новой модели действий. На данном этапе на уроках английского языка обязательным является использование речевой разминки. Кроме того, можно повторить необходимые теоретические знания по лексике и грамматике, например, с помощью фронтального опроса, раздаточного материала (карточки, тесты).
Этап первичного усвоения новых знаний подразумевает решение учебных задач. Представление темы начинается с создания проблемной ситуации, которую можно решить путем приобретения новых знаний. Как правило, такими проблемами при изучении английского языка являются смоделированные жизненные ситуации.
Первичная проверка понимания – это, пожалуй, одна из самых практических частей урока. На данном этапе обучающиеся с помощью педагога на практике используют полученные на уроке знания. При этом можно использовать очень разнообразные виды работы с классом. Организация парных или групповых видов работы, на мой взгляд, является самой эффективной. Роль педагога на данном этапе – координация и консультирование.
На этапе первичного закрепления обучающиеся получают возможность уже самостоятельно применить полученный на уроке опыт при выполнении поставленных перед ними задач. Педагогические приемы, используемые на данном этапе урока, так же достаточно разнообразны:
Работа с учебником;
Выполнение заданий с использованием ИКТ (аудио- и видеомтериалов);
Решение проблемного вопроса и др.
Важным нюансом данного этапа считаю учитывание индивидуальных особенностей и уровня знаний учащихся. Например, ученикам с высоким уровнем знаний можно предоставить более сложные индивидуальные задания.
Основной целью этапа контроля усвоения, обсуждения допущенных ошибок и их коррекции является не только выявление допущенных ошибок, но и поиск путей по их предупреждению.
При информировании обучающихся о домашнем задании, инструктаже по его выполнению важным является доходчивость и детальность объяснения, что требует уделения достаточного количества времени данному этапу. Кроме того, хотелось бы отметить важность дифференциации домашнего задания (разный уровень сложности).
Рефлексия и подведение итогов урока в основном направлены на проведение самоанализа результатов своей деятельности учениками через призму обретенного собственного опыта.
При оценивании достижений и качества работы обучающихся педагогом важнейшим фактором является не только четкое следование критериям оценивания, но и четкое объяснение учащимся выставляемых оценок.