ООО «Учебный центр
« ПРОФЕССИОНАЛ»
Реферат по дисциплине
«Информационные технологии в управлении образовательной организации»
По теме
«Использование современных информационных и компьютерных технологий в воспитательном процессе в образовательной школе»
Исполнитель:
Богданова Елена Николаевна
Москва 2017 год
Содержание:
Введение стр.3-4
Ценность и возможности компьютерных технологий стр. 4-6
Информационные и компьютерные технологии
в воспитательном процессе стр.6-10
Критерии эффективности и достоинства использования
современных информационных и компьютерных
технологий в воспитательном процессе. стр.11-12
Опыт применения использования современных
информационных и компьютерных технологий в
воспитательном процессе МКОУ «Алеховщинская СОШ» стр.12-14
Список литературы стр.15
I.Введение
Современное человечество включилось в общеисторический процесс, называемый информатизацией. Этот процесс включает в себя доступность любого гражданина к источникам информации, проникновение информационных технологий в научные, производственные, общественные сферы, высокий уровень информационного обслуживания. Процессы, происходящие в связи с информатизацией общества, способствуют не только ускорению научно-технического прогресса, интеллектуализации всех видов человеческой деятельности, но и созданию качественно новой информационной среды социума, обеспечивающей развитие творческого потенциала человека.
Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования, представляющую собой систему методов, процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения и использования информации в интересах ее потребителей. Цель информатизации состоит в глобальной интенсификации интеллектуальной деятельности за счет использования новых информационных технологий: компьютерных и телекоммуникационных.
Использование современных информационных и коммуникативных технологий в воспитательном процессе в образовательном учреждении играет огромную роль.
Приоритетной целью воспитательной работы в МКОУ «Алеховщинская СОШ» является формирование духовно- нравственной конкурентоспособной личности в условиях базовой сельской школы. Среди целей деятельности школы, обозначенных в Программе развития школы, одна из основных – развитие познавательных интересов посредством внедрения инновационных программ, проектных методик; гуманизация воспитательного процесса, выраженная в создании условий для развития личности в ходе совместной деятельности участников образовательного процесса
Необходимость использования компьютерных технологий в обучении очевидна и неоспорима. Воспитательный же процесс строится не столько на усвоении информации и способов её получения и использования, но, в первую очередь, он предполагает личностное общение воспитателя с учеником, основывается на чувствах, переживаниях, эмоциях.
Воспитание в школе, целенаправленный и сложный процесс, который осуществляют не только члены педагогического коллектива, но и семья, социум: общественность, средства массовой информации. Поэтому информационные технологии способствуют объединению всех участников образовательного процесса. Целью данной работы является рассмотреть особенности использование современных информационных и коммуникативных технологий в воспитательном процессе, а том числен и в МКОУ «Алеховщинская СОШ»
II. Ценность и возможности компьютерных технологий
Основная образовательная ценность информационных технологий в том, что они позволяют создать неизмеримо более яркую мультисенсорную интерактивную среду обучения с почти неограниченными потенциальными возможностями, оказывающимися в распоряжении и учителя, и ученика. В отличие от обычных технических средств обучения информационные технологии позволяют не только насытить обучающегося большим количеством знаний, но и развить интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.
Для решения этой задачи школа обладает необходимыми информационно-техническими ресурсами. Сосредоточение современных технических средств обучения способствует модернизации и совершенствованию учебно-воспитательного процесса, активизирует мыслительную деятельность учащихся, способствует развитию творчества педагогов.
Возможности компьютерных технологий
Компьютер как средство поиска информации (текстовой, видео и аудиоряды): можно использовать с этой целью интернет-ресурсы, информацию на дисках, видео- и аудио- носителях.
Компьютер как средство обработки информации: можно применять с целью контроля успеваемости, учёта посещаемости, сбора, обработки и сортировки информации для портфолио, обработки анкет, построения диаграмм, графиков при исследовании динамики тех или иных процессов в образовательной деятельности.
Создание базы данных на учащихся;
Анализ успеваемости;
Учёт посещаемости;
Учёт индивидуальных достижений учащихся (портфолио);
Обработка анкет;
Преобразование информации (устранение текста из песен, преобразование аудио-);
Компьютер как средство хранения информации – базы данных, фото- и видеоархивы, электронные музеи.
Компьютер как средство обеспечения наглядности: презентации и другие демонстрационные формы, срочное фото, гимназические газеты, издательская деятельность в печатном и электронном виде, моделирование конкретных ситуаций – игровые программы, викторины, использование в спектаклях.
Компьютер как средство коммуникации – сайт, почта и т.п.
Гостевая книга;
Электронная почта;
Телемосты и телеконференции;
Форумы и др.
III. Информационные и компьютерные технологии
в воспитательном процессе
Информационные и Компьютерные технологии естественно вписываются в жизнь школы и являются еще одним эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить процесс воспитания.
.Они направлены на реализацию такого понятия как «модель идеального выпускника»,который должен обладать, следующими качествами:
активная жизненная позиция;
созидательная ценностная направленность;
стремление к личностному росту (волевые качества, способность к выбору в пользу роста, умение принять решение, способность к саморазвитию);
умение эффективно взаимодействовать с людьми;
творческое отношение к действительности.
То обстоятельство, что детям придётся жить и реализовывать свои цели и планы в совершенно ином обществе, заставляет задуматься о формировании у выпускников способностей к саморазвитию и самотворчеству, которое должно не только идти в ногу с быстрыми темпами развития самого общества, но и опережать их. Поэтому необходимо переосмысление образовательных моделей, переход от моделей «Делай как я» (директивная педагогика) и «Делай со мной» (педагогика сотрудничества), к модели «Делай лучше меня» (развивающее обучение).
С целью повышения качества воспитательной работы, развития познавательного интереса в систему воспитания вводятся информационно-коммуникационные технологии. Каждое из направлений воспитательной работы предполагает определённый ракурс применения ИКТ. Стремление применять ИКТ не только в учебной, но и в воспитательной работе продиктовано социальными, педагогическими и технологическими причинами. Во-первых, сформирован заказ на включение такой деятельности в систему образования; во-вторых, педагогические причины обусловлены необходимостью поиска средств повышения эффективности образования; в-третьих, ИКТ позволяет усилить мотивацию учения и вовлечь учащихся в активную деятельность.
Основными целями информатизации воспитательной работы являются:
вовлечение школы в построение единого информационного пространства (разработан проект создание школьного веб-сайта);
формирование у школьников мировоззрения открытого информационного общества, подготовка членов информационного общества (буклет из рук в руки);
формирование отношения к компьютеру как к инструменту для общения, обучения, самовыражения, творчества (презентации по компьютеру);
развитие творческого, самостоятельного мышления школьников, формирование умений и навыков самостоятельного поиска, анализа и оценки информации, овладение навыками использования информационных технологий (презентации «Моя детская организация», «Знаки дорожного движения»);
развитие познавательной и творческой активности обучающихся;
формирование устойчивого познавательного интереса школьников к интеллектуально-творческой деятельности; (символы государства)
развитие внимания, памяти, воображения, восприятия, мышления, сообразительности;
повышение воспитательного воздействия всех форм внеурочной деятельности (Азбука прав человека, уроки патриотизма и гражданственности);
организация эффективного информационного взаимодействия учителей, школьников и родителей;
развитие информационных ресурсов образовательного учреждения (ведение внутришкольных сайтов, газет, стендов, летописи, медиатеки и т.п.) (рукописная книга);
внедрение средств ИКТ в социально-воспитательную работу;
осуществление индивидуализации и дифференциации в работе со школьниками;
развитие способности свободного культурного общения;
обучение методам конструктивного взаимодействия и взаимопонимания;
всестороннее развитие личности ребенка;
организации содержательно досуга детей и молодежи.
Диапазон использования ИКТ в воспитательном процессе достаточно широк:
ИКТ как средство наглядного оформления (визуальный ряд) и информационного сопровождения воспитательных мероприятий (презентационные иллюстративные материалы для классных часов и школьных мероприятий, анкетирование, тестирование, видео сопровождение концертов, вечеров, праздников и пр.).
Организация деятельности современного пресс-центра, где компьютерное оборудование выступает:
а) как технический ресурс (компьютерная верстка макетов журналов и газет и их тиражирование, создание электронных вариантов газет и журналов;
б) как средство развития творческих способностей учащихся и их подготовки к выбору профессии журналиста.
Создание и организация деятельности компьютерных клубов по интересам, где школьники приобретают навыки работы с компьютерным оборудованием, осваивают технологии программирования, выполняют творческие проекты по разработке новых электронных ресурсов, занимаются исследовательской деятельностью.
Создание интернет-клубов, интернет - кафе и сетевых объединений, в программе деятельности которых диспуты и обсуждения материалов сети Интернет, тренинги, деловые игры, участие в сетевые конференциях, форумах, чатах с целью удовлетворения интеллектуальных и творческих потребностей, формирования информационной культуры, ценностных ориентаций школьников.
Создание классных (школьных) мультимедийных библиотек (медиа-тек) для сопровождения и организации различных воспитательных мероприятий (презентаций, обзоров, круглых столов, дискуссий, встреч коллекционеров и др.)
Создание и организация деятельности мультимедийных лабораторий, основным назначением которых является изготовление мультимедийной продукции для нужд класса, школы: оцифровка музейных фондов и исторических архивов ОУ; разработка авторских программных продуктов, мультимедийных ресурсов для воспитательных мероприятий и учебных занятий.
Организация конкурсов: проектов, творческих работ с использованием ИКТ.
Организация исследовательской деятельности с использованием ИКТ.
Участие в телекоммуникационных сетевых проектах и олимпиадах по различным направлениям и областям знаний.
Создание сайтов, web-страничек, блогов детских объединений, творческих коллективов и использование их возможностей в системе воспитательной деятельности. Многофункциональность информационных технологий обеспечивает их эффективное использование и в системе управления воспитательным процессом: Вариативность использования ИКТ в управлении воспитательным процессом
Создание коллекций мультимедийных библиотек, электронных ресурсов в помощь классным руководителям, педагогам дополнительного образования.
Использование готовых ресурсов: программных продуктов для организации системы управления ВП, электронных журналов, газет, сайтов, справочников, мультимедийных библиотек и пр.
Организация электронного документооборота в соответствии с требованиями к воспитательной документации (планирование, пакеты распорядительной документации, электронные архивы, базы данных).
Организация единой информационной, воспитательной среды ОУ (локальная сеть, сайт ОУ, база электронных воспитательных ресурсов, единая база нормативной, аналитической и текущей документации, обмен информацией и др.).
Автоматизация процессов мониторинга воспитательного деятельности: компьютерное тестирование, обработка результатов диагностики с помощью компьютера; создание баз данных по результатам мониторинга.
Использование сетевых технологий (интернет - конференции, чаты, форумы, блоги) в системе методической деятельности классных руководителей, педагогов дополнительного образования, в организации деятельности детских коллективов.
IV. Критерии эффективности и достоинства использования современных информационных и компьютерных технологий в воспитательном процессе.
Критерии эффективности:
экономичность (уменьшение материальных и временных ресурсов);
компактность (возможность накапливать информации на дискете, исключая накопление папок с информационным материалом);
наглядность (обозримость) - особенность структурного оформления программ, дающая возможность расширять и углублять представление о рассматриваемом материале, о взаимосвязях;
возможность проведения мониторинга (экономная, целенаправленная и индивидуальная диагностика и форма изучения личности ребенка через тесты, анкеты);
возможность творческого развития личности учащихся, их инициативы, самореализации и самодеятельности через выпуски школьной компьютерной газеты и создание электронного музея "История школы".
На основе работы в области применения ИКТ в воспитательной работе с детьми можно отметить ряд условий эффективности:
материально – техническое обеспечение;
наличие подготовленных преподавателей;
работа школы в едином ключе;
наличие группы единомышленников – энтузиастов;
возможность выбора видов деятельности и их смена;
демократичность методов педагогического руководства;
соответствие целей развитию личности каждого школьника
Достоинства ИКТ:
1. Делают воспитательный процесс более современным, разнообразным, насыщенным.
2. Значительно расширяют возможности предъявления воспитательной информации. Оказывают комплексное воздействие на разные каналы восприятия, на различные виды памяти, обеспечивают оперирование большими объемами информации.
3. Обеспечивают наглядность, красоту, эстетику оформления воспитательных мероприятий.
4. Делают процесс воспитания более привлекательным для детей, повышают интерес к мероприятиям.
5. Способствуют адаптации ребенка в современном информационном пространстве и формированию информационной культуры.
6. Используются в различных формах воспитательных мероприятий и сочетаются с различными информационными источниками и педагогическими технологиями.
7. Позволяют более качественно осуществлять систему диагностики и мониторинга воспитательного процесса.
8. Повышают качество педагогического труда.
9. Способствуют эффективности воспитательных мероприятий. Грамотное, системное использование информационно коммуникационных и коммуникативных технологий могут и должны стать мощным современным средством повышения эффективности воспитательного процесса.
V. Опыт применения использования современных информационных и компьютерных технологий в воспитательном процессе МКОУ «Алеховщинская СОШ»
Все классные руководители применяют компьютерные технологии во внеклассной деятельности. Сейчас каждый классный руководитель не мыслит свою воспитательную работу без использования ИКТ. Классные руководители берут информацию на классные часы из Интернета, используют за основу различные презентации по правилам дорожного движения, на уроки мужества, по профилактики вредных привычек и др.
Создан школьный сайт, на котором размещается информация о внеклассной работе школы – сценарии, о победителях соревнований и конкурсах. Информационные и коммуникационные технологии с успехом применяются для повышения эффективности внеучебной и внеклассной деятельности школьников, в организации досуга учеников.
В школе 90% учителей предметников прошли курсовую переподготовку по программе «Интернет - технология для учителя предметника», «Возможности интерактивной доски». Поэтому внедрение информационных компьютерных технологий в воспитательный процесс началась сразу же после прохождения обучения.
.Для достижения целей информатизации внеучебной и внеурочной деятельности школьников организовано:
проведение и консультирование проектной деятельности;
доступ к средствам ИКТ, другим ресурсам и оказание помощи в их применении школьникам, учителям и сотрудникам школ (познавательная и развивающая деятельность обучающихся);
внеурочную деятельность с применением средств ИКТ ( организация конкурсов, другие формы воспитательной работы и деятельности по социализации личности школьников и т.д.);
работу школьных средств массовой информации с применением средств ИКТ (обновляемая школьная страница в сети Интернет, газеты, журналы, видео, оформление кабинетов);
ознакомление с работой МОО «Перспектива»;
профессиональное ориентирование обучающихся через демонстрацию презентаций учебных заведений.
Именно информационные технологии организуют такое взаимодействие учеников и учителей, которое мотивирует и стимулирует на творческую, экспериментальную деятельность.
ИКТ используется в школе для проведения общешкольных мероприятий проведения общешкольных мероприятий (применяя программы: MS Word, MS Power Point, Abbyy FineReader, Windows Media Player):
День Знаний
Краеведческий вечер
«День Учителя»
«День народного единства».
«Литературно-музыкальные композиции. посвященные Дню матери»».
«Неделя финансовой грамотности».
«Вечер встречи выпускников»
Конкурс видеороликов «Березовая ветвь»
Весенний вечер
«Неделя памяти»
«Последний звонок» и другие.
Неоценимая помощь ИКТ в работе с родителями – это проведение родительских собраний с демонстрацией слайд – презентации:
«Безопасная среда ребенка»;
«Ранняя профилизация как средство успешной самореализации в будущем»;
«Как помочь ребенку подготовиться к аттестации»
«Организация летнего отдыха» и другие.
Таким образом, можно еще раз сделать вывод, что использования современных информационных и компьютерных технологий в воспитательном процессе играет огромную и значимую роль
VI. Список литературы.
Андреев А.А. Компьютерные и телекоммуникационные технологии в сфере образования. //Школьные технологии. 2001. №3.
Галишникова Е.М. Использование интерактивной Smart- доски в процессе обучения//Учитель. – 2007. - №4. – с. 8-10.
Бухвалов В.А. Развитие учащихся в процессе творчества и сотворчества. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2000 – 144 с.
1. Григорьев С.Г., Гриншкун В.В. Учебник - шаг на пути к системе обучения "Информатизации образования". /В сборнике научных трудов "Проблемы школьного учебника". / Научно-методическое издание. М.: ИСМО РАО, - 2005. С. 219-222.
2. Гриншкун В.В. Григорьев С.Г. Образовательные электронные издания и ресурсы. /Учебно-методическое пособие для студентов педагогических вузов и слушателей системы повышения квалификации работников образования. / Курск: КГУ, Москва: МГПУ - 2006, 98 с.
Дергачева Л.М. Активизация учебной деятельности школьников при изучении информатики на основе использования дидактических игр. /Автореф. дис. канд. пед. наук. / М., - 2006.
Дворецкая А.В. Основные типы компьютерных средств обучения. //Школьные технологии. 2004. №3.
Сайков Б.П. Организация информационного пространства образовательного учреждения: практическое руководство. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2005.
Угринович Н.Д.,Новенко Д.В. Информатика и информационные технологии: примерное поурочное планирование с применением интерактивных средств обучения. – М.: Школа-Пресс, 1999.