СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Анализ коррекционно-развивающей работы логопеда в группе для детей 6-7 лет с тяжёлыми нарушениями речи

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

В конце учебного года логопеды пишут отчёты, анализы по своей деятельности. В нашем учреждении  по итогам учебного года логопеды представляют подробный анализ своей работы. Предлагаю данную форму написания анализа коррекционно-развивающей работы логопеда в логопедической группе для детей 6-7 лет с ТНТ. Рекомендую всем сециалистам, которые испытывают трудности при подготовке этой документации.

Просмотр содержимого документа
«Анализ коррекционно-развивающей работы логопеда в группе для детей 6-7 лет с тяжёлыми нарушениями речи»

Краевое государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат I вида № 1»









Анализ коррекционно-развивающей работы

за ___________ учебный год




Группа №____

Логопед: __________________

























В группе 13 детей.

Возраст: 3 ребёнок - 6 лет, 10 детей - 6 - 7 лет;

3 детей обучаются четвёртый год, 6 детей обучаются второй год,

2 детей обучаются первый год.

2 детей с КИ (после кохлеарной имплантации) обучаются в логопедической группе первый год.

Коррекционная работа осуществлялась по программам:

  • «Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с ОНР» Филичева Т.Б., Чиркина Г.В.; М., 1991.

  • «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада». Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В. Второй год обучения, М., «Альфа», 1993.

Использовались методические рекомендации:

  1. Если дошкольник плохо говорит. Сост. Т.А.Ткаченко. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 1998.

  2. В первый класс – без дефектов речи. Сост. Т.А.Ткаченко. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 1999.

  3. Буду говорить, читать, писать правильно. Сост. Г.А. Глинка – СПб.: Питер Пресс,1997.

  4. Мой букварь. Книга для обучения дошкольников чтению. Сост. Н.В. Нищевой – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС,2013.


Вся коррекционная работа по развитию речи у детей осуществлялась на фронтальных и индивидуальных занятиях. Фронтальные занятия проводились с детьми по подгруппам: с учётом возраста, уровня слухового и речевого развития ребёнка.

Формирование лексико-грамматических представлений и развитие связной речи:

1 подгруппа: дети 6-7 лет с III-VI уровнем ОНР;

2 подгруппа: дети 5-7 лет с II-III уровнем ОНР, дети с КИ.


Формирование фонетической стороны речи:

1 подгруппа: дети 6-7 лет

2 подгруппа: дети 5-6 лет первого года обучения; дети с КИ.


В течение 2014-2015 учебного года, согласно перспективному планированию, проводилась работа со всеми детьми по уточнению, расширению и систематизации активного словарного запаса детей, согласно лексическим темам: «Времена года. Осень. Зима.», «Овощи. Фрукты.», «Деревья. Кустарники», «Человек. Части тела.», «Одежда. Обувь. Головные уборы», «Посуда», «Дикие и домашние животные», «Дикие и домашние птицы», «Мебель. Бытовая техника», «Насекомые», «Моя страна. Мой город», «Школа».

На материале лексических тем проводилась работа с детьми 1 подгруппы по усвоению грамматических категорий самостоятельной речи:

  • образование и использование в речи существительных единственного и множественного числа именительного падежа;

  • образование относительных и притяжательных прилагательных;

  • употребление падежных конструкций существительных множественного числа: в дательном, творительном, предложном, родительном падежах;

  • образование и практическое употребление значений глаголов с приставками;

  • согласование числительных «два», «пять» с существительными;

  • образование родственных слов;

  • употребление антонимов, несклоняемых слов.

Алёша С., Артур И. справились частично (пропуски занятий по болезни, особенности развития познавательных процессов). Остальные дети с данными программными задачами справились.

Особое внимание на занятиях уделялось развитию речевого общения и связной речи у детей:

  • обучение распространению предложения путём введения одного, двух подлежащих, сказуемых, дополнений, определений;

  • употребление сложноподчинённых предложений с союзами А, НО, ЧТОБЫ, ПОТОМУ ЧТО, ИЛИ;

  • обучение пересказу рассказа с использованием серии сюжетных картинок;

  • обучение самостоятельной постановке вопросов;

  • обучение составлению рассказов.


Трудности в усвоении данного учебного материала испытывали: Артём Г., Алёша С., Артур И. (недоразвитие планирующей функции речи, недостаточный контроль за собственным высказыванием). С этими детьми проводилась дополнительная работа по закреплению учебного материала на индивидуальных занятиях.


На занятиях по формированию звукопроизношения, развитию слухового восприятия, а также по подготовке к обучению грамоте решались следующие задачи:

  • формирование правильного произношения шипящих и сонорных звуков;

  • развитие у детей правильного речевого дыхания (на материале фраз);

  • совершенствование умения произвольно изменять силу, высоту и тембр голоса.

  • развитие чёткости дикции, интонационной выразительности речи (вопросительная, восклицательная).

  • выполнение слогового анализа 1-, 2- и 3-х-сложных слов;

  • формирование слоговой структуры 4,5,6-сложных слов:

  • дифференцирование 3-х-сложных слов по ударному слогу;

  • подготовка к обучению грамоте:

- определение звуковой характеристики (гласный-согласный, глухой, звонкий, твёрдый, мягкий звуки);

- выполнение звуко-буквенного анализа 1-, 2-, 3-сложных слов;

- закрепление умения определять место звука в слове (на слух);

- совершенствование умения подбирать слова с заданным количеством звуков, слогов;

- знакомство со всеми буквами русского языка;

- обучение чтению и печатанию слов, предложений по образцу и под диктовку.


При формировании звукопроизношения трудности испытывали: Артём Г., Алёша С., Артур И., Настя Д., Давид С. (пропуски занятий по болезни, особенности развития познавательных процессов, наличие неврологического статуса).

Коррекционная работа с детьми 2 подгруппы осуществлялась по следующим направлениям:

  • развитие понимания речи;

  • пополнение, уточнение номинативного, предикативного, атрибутивного словарного запаса детей;

  • обучение пониманию и употреблению грамматических конструкций родного языка:

- формирование понятий о действии и предмете;

- употребление грамматических форм существительных уменьшительно- ласкательного значения;

- понимание и употребление глаголов мужского и женского рода в прошедшем времени;

- согласование существительных и глаголов в числе;

- согласование в речи числительных «один, два» с существительными мужского и женского рода;

- употребление в речи предлога НА, В, ПОД, ИЗ, С;

- образование приставочных глаголов;

- образование относительных прилагательных;

- изменение существительных в единственном числе по падежам;

  • развитие речевого общения, связной речи:

- формирование навыка составления и использования в речи 3-словных предложений; ознакомление с понятиями «слово», «предложение»;

- обучение распространению предложений путём введения однородных дополнений, определений;

- обучение пересказу и составлению рассказа с опорой на серию сюжетных картин;

  • формирование звукопроизношения и развитие слухового восприятия:

- формирование у детей правильной артикуляции свистящих и шипящих звуков, автоматизация данных звуков в слогах, словах, фразах, текстах;

- воспитание правильного физиологического диафрагмального дыхания;

- развитие навыков произнесения 3, 4-сложных слов, различной звуковой структуры;

- определение количества слогов в 1, 2, 3 – сложных словах;

- развитие навыков звукового анализа:

  • ознакомление с понятиями «слово», «звук», «согласный звук», «гласный звук», «глухой звук», «звонкий звук», «твёрдый звук», «мягкий звук»;

  • выделение гласного и согласного звуков в начале слова;

  • звуковой анализ и синтез обратного и прямого слогов;

  • определение наличия заданного согласного звука в слове;

  • определение места звука в слове;

  • звуковой анализ и синтез коротких слов (3 звука).

Кирилл Б., Давид С., Денис К. с учебным материалом справились частично (пропуски занятий по уважительной причине, недоразвитие познавательных процессов, наличие неврологического статуса).

С сентября 2014 года данную группу посещают двое детей с КИ (Никита М., Яна М.).

В логопедической группе для этих детей были созданы условия для инклюзивного обучения:

  • психологическая поддержка детям и их родителям;

  • сопровождение ребёнка с КИ специалистами (учителя-дефектологи, учитель-логопед, музыкальный руководитель, воспитатели, сурдолог, педиатр);

  • использование моделирующих ситуаций для более успешного завершения периода адаптации в логопедической группе.

Никита М. и Яна М. охотно посещали вместе с детьми-логопатами подгрупповые занятия, а также ежедневные индивидуальные занятия. Никита М. и Яна М. активно участвовали вместе со слышащими детьми в прогулках, праздниках, развлечениях, экскурсиях.

Коррекционная работа с данными детьми осуществлялась с учетом  уровня слухоречевого развития, их индивидуальных особенностей.

В начале года уровень развития слухового восприятия и речи у детей с КИ был различен:

  • Яна М. - ограниченные навыки коммуникации; основное средство общения - небольшой набор смысловых и указательных жестов; активное использование крика, плача; отсутствие понимания речи.

  • Никита М. – наличие функциональной речи; использование в собственной речи простых предложений из 2-3 слов; навыки словоизменения и словообразования не доступны; лексический запас беден; понимание речи в рамках бытовой ситуации.


На основе анализа результатов обследования и наблюдения за ребенком в начале учебного года была составлена карта индивидуального маршрута ребёнка.

Коррекционная работа на индивидуальных занятиях с Яной М. осуществлялась согласно первому этапу развития слухового восприятия (обнаружение и различение неречевых и речевых звуков):

  • выработка условнорефлекторной двигательной реакции на звук;

  • знакомство и различение неречевых звуков (звуки дома, звуки улицы, звуки животных, звуки человека);

  • знакомство и различение речевых звуков;

  • различение характеристик звуков (количество, сила, тембр, длительность, темп);

  • различение звукоподражаний.

С учебным материалом Яна М. справилась частично (многочисленные пропуски по болезни, особенности развития познавательной деятельности; недостатки воспитания).


Коррекционная работа на индивидуальных занятиях с Никитой М. осуществлялась согласно второму этапу развития слухового восприятия (различение часто используемых слов и простых фраз):

  • различение часто используемых существительных в объёме пройденных тем;

  • различение часто используемых глаголов в объёме пройденных тем;

  • расширение «закрытого» списка слов при различении ребёнком их на слух;

  • опознавание на слух простых фраз.

А также согласно третьему этапу развития слухового восприятия (развитие фонематического слуха):

  • различение изолированных звуков;

  • звуковой анализ сочетаний гласных звуков, закрытых слогов;

  • дифференциация гласных и согласных звуков;

  • определение гласного звука в начале слова;

  • определение наличия или отсутствия заданного согласного звука в слове.

Также на индивидуальных занятиях с Никитой М. целенаправленно проводилась работа по уточнению и расширению словарного запаса, развитию грамматического строя речи, формированию распространённого предложения, развитию диалоговой речи.

С учебным материалом Никита М. справился.


Таким образом, за 2014-2015 учебный год программу обучения усвоили 7 детей; 4 детей усвоили частично (Давид С., Кирилл Б., Яна М., Артур И.); 2 детей не усвоили (Алёша С., Денис К.).

  1. Алёша С. – пропуски занятий по болезни, особенности развития познавательных процессов;

  2. Давид С. – особенности развития познавательных процессов;

  3. Кирилл Б. – недоразвитие познавательных процессов; неврологический статус с патологией;

  4. Яна М. – многочисленные пропуски по болезни; недостатки воспитания;

  5. Артур И. - недоразвитие познавательных процессов; неврологический статус с патологией;

  6. Денис К. - многочисленные пропуски по болезни.


По итогам 2014-2015 учебного года 6 детям (Насте Д., Матвею М., Лене В., Артёму Г., Лизе А., Герману Л.) рекомендовано начать обучение в общеобразовательной школе; 3 детям (Давиду С., Артуру И., Алёше С.) начать обучение по программе VII вида; 1 ребёнку (Никите М.) начать обучение по программе I-II вида; 3 детям (Кирилл Б., Денис К., Яна М.) продолжить обучение и воспитание в дошкольном отделении КГБСКОУ СКШИ 1 вида 1.

Таким образом, для 3-х воспитанников (Кирилл Б., Денис К., Яна М.) можно определить дальнейший прогноз на 2015-2016 учебный год:

  1. продолжать пополнять, уточнять, обобщать пассивный и активный словарь детей;

  2. формировать умение употреблять грамматические формы существительных, глаголов, прилагательных при их согласовании, словоизменении и словообразовании;

  3. обучать составлению сложносочинённых и сложноподчинённых предложений; а также составлению рассказов с помощью опорных сигналов, элементами творчества;

  4. продолжать работу над постановкой, автоматизацией, дифференциацией звуков; формировать слоговую структуру 4, 5-сложных слов;

  5. продолжать совершенствовать звуковой, слоговой анализ и синтез слов;

  6. обучать детей основам грамоты (чтение, печатание);

  7. развивать у детей словесно-логическое мышление (обобщение, классификация, анализ, синтез зрительных и слуховых образов); продолжать развивать зрительную и слуховую память;

  8. развивать моторно-зрительную координацию.