СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Анализ литературного образа домово́го.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Литературный образ домового представлен в различных литературных традициях и странах мира. Восточнославянская мифология и фольклор являются первоисточниками этого образа. Домовой – это дух, обитающий в доме, его защитник и страж. Часто он изображается в виде небольшого старичка с длинной бородой и седыми волосами, одетого в серое или землистое платье. Русская литература богата образами домовых. Один из самых известных образов домового можно найти в произведении Николая Гоголя "Вий". В этом рассказе домовой предстает перед главным героем в виде жуткого зеленого монстра. А.С. Пушкин в своем произведении "Сказка о золотой рыбке" также упоминает о домовом, который помогает главному герою в выполнении его желаний. Также примеры образа домового можно найти в литературных традициях других стран. В украинской литературе его образ появляется в романах Панаса Мирного "Каменный господар" и "Страх" и в произведениях Тараса Шевченко. Стилистические приемы, используемые при создании образа домового, варьируются в разных произведениях. В русской литературе он часто олицетворяет силу и магию природы, а также невидимый мир, существующий рядом с реальным миром людей. Русские авторы часто используют символичность и мистические элементы для создания образа домового. В украинской литературе образ домового может быть более реалистичным и отражать народные представления о домовых. Образ домового является одним из самых распространенных и значимых в славянской литературе и фольклоре. Он представлен в произведениях различных авторов и с использованием разных стилистических приемов, что делает его многообразным и интересным для анализа и изучения.

В западноевропейской литературной традиции существует образ домового. Этот персонаж, часто представляемый как маленький дух, связан с домом или определенным местом и обычно заботится о нем. В традиционной западноевропейской литературе образ домового можно найти в различных странах и на разных языках. 1. Англия: - Шекспир в пьесе "Сон в летнюю ночь" вводит образ пестрых лесных эльфов, которые в ночное время появляются у домов и играют различные шалости. - Дж.Р.Р. Толкин в своих произведениях серии "Властелин колец" и "Хоббит" также нарисовал образ хоббитов, существ, которые считаются формой домового в английской мифологии и фольклоре.  

Просмотр содержимого документа
«Анализ литературного образа домово́го.»

Анализ литературного образа домово́го.

Цикл: лингвистические характеристики характеров и ситуаций

Автор: Ершов Денис Иванович

Литературный образ домового представлен в различных литературных традициях и странах мира. Восточнославянская мифология и фольклор являются первоисточниками этого образа. Домовой – это дух, обитающий в доме, его защитник и страж. Часто он изображается в виде небольшого старичка с длинной бородой и седыми волосами, одетого в серое или землистое платье.

Русская литература богата образами домовых. Один из самых известных образов домового можно найти в произведении Николая Гоголя "Вий". В этом рассказе домовой предстает перед главным героем в виде жуткого зеленого монстра. А.С. Пушкин в своем произведении "Сказка о золотой рыбке" также упоминает о домовом, который помогает главному герою в выполнении его желаний.

Также примеры образа домового можно найти в литературных традициях других стран. В украинской литературе его образ появляется в романах Панаса Мирного "Каменный господар" и "Страх" и в произведениях Тараса Шевченко.

Стилистические приемы, используемые при создании образа домового, варьируются в разных произведениях. В русской литературе он часто олицетворяет силу и магию природы, а также невидимый мир, существующий рядом с реальным миром людей. Русские авторы часто используют символичность и мистические элементы для создания образа домового. В украинской литературе образ домового может быть более реалистичным и отражать народные представления о домовых.

Образ домового является одним из самых распространенных и значимых в славянской литературе и фольклоре. Он представлен в произведениях различных авторов и с использованием разных стилистических приемов, что делает его многообразным и интересным для анализа и изучения.

В западноевропейской литературной традиции существует образ домового. Этот персонаж, часто представляемый как маленький дух, связан с домом или определенным местом и обычно заботится о нем.

В традиционной западноевропейской литературе образ домового можно найти в различных странах и на разных языках.

1. Англия:
- Шекспир в пьесе "Сон в летнюю ночь" вводит образ пестрых лесных эльфов, которые в ночное время появляются у домов и играют различные шалости.
- Дж.Р.Р. Толкин в своих произведениях серии "Властелин колец" и "Хоббит" также нарисовал образ хоббитов, существ, которые считаются формой домового в английской мифологии и фольклоре.

2. Германия:
- Братья Гримм описывают образ домового в сказке "Томтиллерен" (Томмилизер). Этот домовой помогает хозяевам, но может становиться злым, если хозяева нарушают обещания, данное ему.

3. Франция:
- Одним из самых известных образов домового в французской литературе является образ Кузьки-музыки, который появляется в романе Мишеля Бюленара "Робинзон" и помогает главному герою выжить на необитаемом острове.

4. Италия:
- Образ домового встречается в различных итальянских сказках, например, в сказке "Пеппино и дроны" итальянского писателя Джузеппе Питтуро.

Эти произведения отображают образ домового разными стилистическими приемами, в зависимости от автора и жанра произведения. Как правило, домового изображают как существа, которые имеют свои потребности и эмоции, и часто взаимодействуют с людьми, обеспечивая защиту и помощь либо играя шалости, в зависимости от своего настроения и отношений с хозяевами.

В скандинавской литературной традиции домовой представлен в различных произведениях. Домовой в скандинавской мифологии и фольклоре - это существо, связанное с определенным домом или землей, и его активность связана с защитой или вредом, в зависимости от отношения хозяев к нему.

В некоторых произведениях шведских, датских, норвежских и других скандинавских авторов можно встретить упоминания и образы домового. Например:

1. "Сага о путешествии домового рода" - это норвежская сага, в которой правящие начиная от домового и обращаясь к шаману, могут вызывать группу домовых для помощи на пути.

2. "Сказание о домовом" - это датская народная сказка, в которой рассказывается о жизни домового в человеческом доме и его взаимодействии с жителями.

3. "О домовых, привратах и чертах" - это фольклорная монография шведского фольклориста Вальдемара Хастропа, в которой исследуется мифология и верования связанные с домовыми.

Однако стоит отметить, что присутствие образа домового и стилевые приемы его показа могут варьироваться в различных литературных произведениях. Вышеупомянутые произведения приведены лишь в качестве примеров, и могут существовать и другие произведения, которые могут использовать образ домового.

Литература и источники

Дом : Домовой // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль. — 2-е изд. — СПб. : Типография М. О. Вольфа, 1880—1882.

Даль В. И. Домовой // О поверьях, суевериях и предрассудках русского народа. — 2-е изд. — СПб.: М.О. Вольф, 1880.

Домовой // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

Домовой / Иванов В. В., Топоров В. Н. // Мифологический словарь / гл. ред. Е. М. Мелетинский. — М. : Советская энциклопедия, 1990. — С. 194. — ISBN 5-85270-032-0.

Домовой / Левкиевская Е. Е. // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 1999. — Т. 2: Д (Давать) — К (Крошки). — С. 120–124. — ISBN 5-7133-0982-7.

Л. В. Беловинский. Домовой // Иллюстрированный энциклопедический историко-бытовой словарь русского народа. XVIII — начало XIX в / под ред. Н. Ерёминой. — М.: Эксмо, 2007. — С. 175—176. — 784 с.: — ил. с. — 5000 экз. — ISBN 978-5-699-24458-4.

Волосатка, в русской демонологии // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

Домовые // Сказочная энциклопедия / Составитель Наталия Будур. — М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2005. — С. 137—138. — 608 с. — 5000 экз. — ISBN 5-224-04818-4.

Виноградова Л. Н. Полесская народная демонология на фоне восточнославянских данных // Восточнославянский этнолингвистический сборник. Исследования и материалы / Отв. ред. А. А. Плотникова; Институт славяноведения РАН. — М.: Индрик, 2001. — С. 10—49. — ISBN 5-85759-159-2.

Кузнецов, Н. В. Черти в доме (опыт сравнительного анализа персонажей русской народной демонологии) // Традиция в фольклоре и литературе. — СПб. : Санкт-Петербургский государственный университет, 2000. — С. 14—38.

Левкиевская Е. Е. Домовой // Мифы русского народа. — М.: Астрель, Аст, 2000. — С. 276—296. — 527 с. — ISBN 5-271-00676-X.

Майничева А. Ю. Архитектурно-строительные традиции крестьянства северной части Верхнего Приобья: Проблемы эволюции и контактов (середина Х1Х – начало XX в.). — Новосибирск: Издательство ИАЭТ СО РАН, 2002. — С. 55—56. — 144 с.

Максимов С. В. Домовой-Доможил ; Домовой-дворовой // Нечистая, неведомая и крестная сила. — 1903.

Митурска-Бояновска Й. (Польша, Щецин). Народные поверья в русской и польской фразеологии // Rossica Olomucensia XLIV / Výkonný redaktor: doc. PhDr. Zdeněk Pechal, CSc. — Olomouc: Univerzita Palackého v Olomouci, 2006. — С. 789—794. — 901 с. — ISBN 80-244-1313-2.

Никифоровский Н. Я. Домовые // Нечистики : Свод простонародных в Витебской Белоруссии сказаний о нечистой силе. — Вильна: Н. Мац и Ко, 1907. — С. 48—53.

Померанцева Э. В. Славянский фольклор. М., 1972.

Токарев С. А. Религиозные верования восточнославянских народов XIX- нач. XX века. М., 1957.

Черепанова О. А. Мифологическая лексика Русского Севера. — Л.: Издательство ЛГУ, 1983.



2