Анализ литературного образа Вампи́ра.
Цикл: лингвистические характеристики характеров и ситуаций
Автор: Ершов Денис Иванович
Слово ‘вампир’ имеет следующие переводы в английском языке: vamp, ghoul, bloodsucker, в немецком языке– Blutsauger, во французском– goule, в латыни– vampyrus, в греческом– βρικόλακα n, βαμπίρ n, в тайском– แวมไพร์ .
Как известно, вампи́р (ст.‑слав. вѫпырь, польск. wąpierz), или упы́рь, или вурдала́к[1], — персонаж низшей мифологии народов Европы; чаще всего человек-полумертвец, либо нежить, или реже, животное, ведущее ночной образ жизни, насылающее ночные кошмары.
Термин "вампир" является самым ранним зафиксированным в английском, латинском и французском языках и относится к вампиризму в России, Польше и Северной Македонии.[2] Английский термин произошел (возможно, через французский vampyre) от немецкого Vampir, в свою очередь произошедшего в начале 18 века от сербского вампир (вампир).[3][4][5] сербская форма имеет параллели практически во всех славянских и тюркских языков: болгарский и македонский вампир (вампир), турецкий: Ubır, Obur, Obır, татарский язык: Убыр (Ubır), чувашский язык: Bynăp (Vupăr), боснийских: вампир (вампир), Хорватский вампир, чешской и словацкой upír, польский wąpierz, и (возможно, восточнославянскоевлияние) upiór, украинский упир (упырь), русское упырь (упырь'), белорусский упыр (упырь), из старых восточнославянских упирь (упырь') (многие из этих языков были также заимствованы формы, такие как "вампир/wampir" впоследствии с Запада; они отличаются от оригинальных местные слова тварь). Точная этимология неясна.[6][7] В албанском используются слова lu (v)gat и dhampir; последнее, по-видимому, происходит от гегских албанских слов dham "зуб" и pir "пить".[8][7] Происхождение современного слова Вампир (Upiór означает Хортдан, Вампир или ведьма на тюркском и Славянские мифы.) происходит от термина Убир-Упиор, происхождение слова Убир или Упиор основано на регионах вокруг реки Волга (Итиль) и Понтийских степей. Предположительно, Упиур мих распространился в результате миграций народа кипчаков-куманов в евразийские степи. Современное слово "Вампир" происходит от старославянской и тюркской языковой формы "онпыр (onpyr)", с добавлением звука "v" перед большой носовой гласной (on), характерной для древнеболгарского. Болгарский формат - впир (vpir). (другие названия: онпир, вопир, впир, упир, упиерз.)[9][10]
Чешский лингвист Вацлав Мачек предлагает словацкий глагол vrepiť sa "прилипать, вонзаться" или его гипотетическую анаграмму vperiť sa (в чешском языке архаичный глагол vpeřit означает "сильно вонзаться") в качестве этимологической основы и, таким образом, переводит upír как "тот, кто вонзается, кусается".[11] Термин был представлен немецким читателям польским священником-иезуитом Габриэлем Ржончинским в 1721 году. [12] Раннее употребление древнерусского слова содержится в антиязыческом трактате "Слово святого Григория" (русский Слово святого Григория), датируемом по–разному XI-XIII веками, где сообщается о языческом поклонении упырям...................... "Упыри".[13][14]
Слово vampire (как вампир) впервые появилось в английском языке в 1732 году в новостных сообщениях о вампирских "эпидемиях" в Восточной Европе.[15][a] После того, как Австрия получила контроль над северной Сербией и Олтенией по Пассаровицкому мирному договору в 1718 году, официальные лица отметили местную практику эксгумации тел и "убийства вампиров".[17] Эти отчеты, подготовленные между 1725 и 1732 годами, получили широкую огласку.[17][18].
Согласно мифологическим представлениям славян, вампирами становились т.н. «заложные покойники» — преступники, самоубийцы, умершие преждевременной смертью или заражённые от укусов других вампиров[2].
В фольклоре термин обычно используется по отношению к этому существу из восточноевропейских легенд, но часто вампирами называют схожих персонажей мифов и легенд других народов. Аналогичный фольклорный персонаж восточных славян — упырь. Характерные черты вампиров в преданиях различных народов сильно разнятся. Некоторые культуры имеют истории о вампирах-животных, например летучих мышах, собаках и пауках. В биологии термин «вампиризм» используется по отношению к летучим мышам-вампирам и другим организмам, которые питаются кровью других существ. Термин «вампир» может использоваться, чтобы обозначить любое мифическое существо, которое является хищным паразитом, высасывающим силу, энергию или жизнь из своих жертв. Действуя в схожей манере, эти персонажи часто рассматриваются как образец вампира, даже если они и не питаются кровью.
The notion of vampirism has existed for millennia. Cultures such as the Mesopotamians, Hebrews, Ancient Greeks, Manipuri and Romans had tales of demons and spirits which are considered precursors to modern vampires. Despite the occurrence of vampiric creatures in these ancient civilizations, the folklore for the entity known today as the vampire originates almost exclusively from early 18th-century southeastern Europe,[19] when verbal traditions of many ethnic groups of the region were recorded and published. In most cases, vampires are revenants of evil beings, suicide victims, or witches, but they can also be created by a malevolent spirit possessing a corpse or by being bitten by a vampire. Belief in such legends became so pervasive that in some areas it caused mass hysteria and even public executions of people believed to be vampires.[20]
Образ харизматичного, загадочного и хитрого персонажа-вампира появился в 1819 году, когда был опубликован роман английского писателя Джона Полидори «Вампир». Произведение имело большой успех и, возможно, стало самой влиятельной историей о вампирах начала XIX века. Роман Брэма Стокера «Дракула» (1897) вошёл в историю как типичный роман о вампирах, он лёг в основу современных народных представлений об этих существах, хотя и был опубликован уже после готической новеллы ирландского писателя Шеридана Ле Фаню «Кармилла» (1872). Популярность «Дракулы» породила особый жанр историй о вампирах, популярный и в настоящее время.
Персонажи-вампиры прочно заняли одно из доминирующих мест в литературе и кинематографе жанров фэнтези и ужасов, хотя вампиры из художественных произведений зачастую имеют некоторые отличия от вампиров мифологических (см. характерные черты вампиров из художественных произведений).
В Риме призраков-кровососов называли ламиями, эмпузами и лемурами. Стрикс (strix) — ночная птица, которая питалась человеческой кровью и плотью, упоминается в Римских рассказах. Румынское слово, обозначающее вампиров, — стригой — образовано от этого слова, так же, как и имя албанского Штрига (Shtriga), но мифы об этих существах показывают в основном славянское влияние.
В позднеримском некрополе V века вблизи коммуны Луньяно-ин-Теверина в Италии летом 2018 года археологи обнаружили захоронение 10-летнего ребёнка. При погребении в рот усопшего вставили большой камень, чтобы, по поверью, «помешать» ему восстать из мёртвых. Ребёнок скончался от малярии, а на его зубе из-за болезни развился абсцесс[30]. Прежде в Венеции в 2009 году найдена похожая могила женщины XVI века, в 2017 году в Нортгемптоншире найдено тело мужчины III—IV веков, похороненного вниз лицом с вырезанным языком и камнем во рту[30].
Существовали похожие легенды в поздние времена. В XII веке английские историки и летописцы Вальтер Мап и Вильям Ньюбургский записали несколько историй, которые имеют спорное сходство с восточноевропейскими вампирами.
Methods of destroying suspected vampires varied, with staking the most commonly cited method, particularly in South Slavic cultures.[47] Ash was the preferred wood in Russia and the Baltic states,[48] or hawthorn in Serbia,[49] with a record of oak in Silesia.[50][51] Aspen was also used for stakes, as it was believed that Christ's cross was made from aspen (aspen branches on the graves of purported vampires were also believed to prevent their risings at night).[52] Potential vampires were most often staked through the heart, though the mouth was targeted in Russia and northern Germany[53][54] and the stomach in north-eastern Serbia.[55] Piercing the skin of the chest was a way of "deflating" the bloated vampire. This is similar to a practice of "anti-vampire burial": burying sharp objects, such as sickles, with the corpse, so that they may penetrate the skin if the body bloats sufficiently while transforming into a revenant.[56]
Decapitation was the preferred method in German and western Slavic areas, with the head buried between the feet, behind the buttocks or away from the body.[47] This act was seen as a way of hastening the departure of the soul, which in some cultures was said to linger in the corpse. The vampire's head, body, or clothes could also be spiked and pinned to the earth to prevent rising.[57].
Миф о вампирах в том виде, в котором он стал широко известен, появился в Восточной Европе из славянского фольклора, где вампирами были существа, убивающие людей путём выпивания их крови, либо через удушение. Вампир мог быть уничтожен, если ему отсечь голову, вонзить осиновый кол в его сердце и сжечь труп.
Упоминания о вампирах встречаются в славянских письменных текстах, начиная с XIV века. У славянских народов представления о вампирах получили наибольшее развитие на Балканах, а в северо-восточных регионах славянского мира они выражены значительно слабее. Восточные славяне одним из вариантов вампиров считали оживших покойников. На западе Белоруссии и на юге России образ вампира переплетался с образом колдуна[31].
В славянских верованиях причинами вампиризма могло быть рождение в водной оболочке («рубашке») плода, с зубами или хвостом, зачатие в определённые дни, «неправильная» смерть, отлучение от церкви и неправильные похоронные ритуалы. Чтобы мертвец не стал вампиром, следовало положить распятие в гроб, поместить какой-либо предмет под подбородком, чтобы не дать телу съесть похоронный саван, пригвоздить одежду к стенкам гроба по этой же причине, положить в гроб опилки (вампир пробуждается вечером и должен посчитать каждую крупинку этих опилок, что занимает целый вечер, так что он умрёт, когда наступит рассвет), или проколоть тело шипами или кольями.
Вампиры, как и остальная «нечистая сила» славянского фольклора, боятся чеснока и любят считать зёрна, опилки и т. д. Вампиры могли быть уничтожены с помощью кола, обезглавливания (кашубы клали голову между ступнями), сожжения, повторения похоронной службы, обрызгивания тела святой водой (либо экзорцизма, обряда изгнания нечистой силы).
С именем сербского вампира Савы Савановича широкую общественность ознакомил Милован Глишич в своём романе «Девяносто лет спустя» (серб. «После деведесет година»). Другой «Дунайский вампир» Михайло Катич стал известен благодаря своему древнему роду, который когда-то состоял в «Ордене Дракона» (там же состоял и отец Дракулы), а ещё благодаря своей привычке — очаровывать женщин и пить из них кровь после полного их подчинения ему. Предположительно родился в XV веке, но дата смерти неизвестна. По одной из версий, он до сих пор блуждает где-то неупокоённым.
В старорусской антиязыческой работе «Слово Святого Григория» (написанной в XI—XII веке) упырями назывались языческие идолы, которым приносились жертвы[32].
Tales of supernatural beings consuming the blood or flesh of the living have been found in nearly every culture around the world for many centuries.[61] The term vampire did not exist in ancient times. Blood drinking and similar activities were attributed to demons or spirits who would eat flesh and drink blood; even the devil was considered synonymous with the vampire.[62] Almost every culture associates blood drinking with some kind of revenant or demon, or in some cases a deity. In India tales of vetālas, ghoulish beings that inhabit corpses, have been compiled in the Baitāl Pacīsī; a prominent story in the Kathāsaritsāgara tells of King Vikramāditya and his nightly quests to capture an elusive one.[63] Piśāca, the returned spirits of evil-doers or those who died insane, also bear vampiric attributes.[64]
The Persians were one of the first civilizations to have tales of blood-drinking demons: creatures attempting to drink blood from men were depicted on excavated pottery shards.[65] Ancient Babylonia and Assyria had tales of the mythical Lilitu,[66] synonymous with and giving rise to Lilith (Hebrew לילית) and her daughters the Lilu from Hebrew demonology. Lilitu was considered a demon and was often depicted as subsisting on the blood of babies,[66] and estries, female shapeshifting, blood-drinking demons, were said to roam the night among the population, seeking victims. According to Sefer Hasidim, estries were creatures created in the twilight hours before God rested. An injured estrie could be healed by eating bread and salt given to her by her attacker.[67]
Greco-Roman mythology described the Empusae,[68] the Lamia,[69] the Mormo[70] and the striges. Over time the first two terms became general words to describe witches and demons respectively. Empusa was the daughter of the goddess Hecate and was described as a demonic, bronze-footed creature. She feasted on blood by transforming into a young woman and seduced men as they slept before drinking their blood.[68] The Lamia preyed on young children in their beds at night, sucking their blood, as did the gelloudes or Gello.[69] Like the Lamia, the striges feasted on children, but also preyed on adults. They were described as having the bodies of crows or birds in general, and were later incorporated into Roman mythology as strix, a kind of nocturnal bird that fed on human flesh and blood.[71]
Les Vampires is a 1915–16 French silentcrimeserial film written and directed by Louis Feuillade. Set in Paris, it stars Édouard Mathé, Musidora and Marcel Lévesque. The main characters are a journalist and his friend who become involved in trying to uncover and stop a bizarre underground Apache gang, known as The Vampires (who are not the mythological beings their name suggests). The serial consists of ten episodes, which vary greatly in length. Being roughly 7 hours long, it is considered one of the longest films ever made.[2] It was produced and distributed by Feuillade's company Gaumont. Due to its stylistic similarities with Feuillade's other crime serials Fantômas and Judex, the three are often considered a trilogy.[3]
История вампиров с древних времен
Введение в эту замечательную статью о вампирах
Женщина-вампир, прелюбодействующая с дьяволом
Что самое удивительное в истории вампиров, так это то, что они разделили с нашими великими философами честь удивить восемнадцатый век; это то, что они напугали Лотарингию, Пруссию, Силезию, Польшу, Моравию, Австрию, Россию, Европу и Европу. Богема и вся Северная Европа рассказывают, что мудрецы Англии и Франции смелой и уверенной рукой свергли народные суеверия и заблуждения и устроили охоту на ведьм, приговорив сотни тысяч невинных женщин к гибели в пламени костра.
У каждого века, правда, были свои причуды; у каждой страны были свои методы профилактики и свои болезни; но вампиры не появлялись во всем своем блеске в варварские века и у диких народов; они проявили себя в век Дидро и Вольтера в Европе, которые, по общему признанию, были самыми жестокими и жестокими. называет себя цивилизованным.
И в то время как эти призраки опустошали Север, Юг изгонял одержимых ; Испания и Италия осуждали колдунов ; Париж стал свидетелем конвульсий на кладбище Сен-Медар.
Определение того, что подразумевается под вампиром
Люди, умершие в течение нескольких лет или, по крайней мере, в течение нескольких месяцев, которые возвращались телом и душой, разговаривали, ходили, наводняли деревни, жестоко обращались с людьми и животными, высасывали кровь из своих близких и близких. до изнеможения и в конце концов привели к их смерти.
От их опасных визитов и нашествий можно было избавиться, только эксгумировав их, пронзив колом, отрубив им головы, вырвав сердца или сжег. Позже, после изобретения пороха, было обнаружено, что серебряная пуля также может уничтожить их (а не убить, потому что они уже мертвы).
Те, кто умирал, высосанный вампиром, в свою очередь становились вампирами. Это похоже на болезнь, которая передается подобно эпидемии гриппа. Вакцины от этой ужасной болезни не существует.
Что мы знаем о них, так это то, что они обычно действуют ночью, потому что не переносят солнечного света. Лучи дневного светила могут серьезно повредить и даже уничтожить их. Вот почему мы часто представляем себе вампиров спящими днем в деревянном гробу, установленном на дне темного подвала без окон.
Небольшое количество ученых, которые до сих пор писали о вампирах, утверждают, что древние не знали об этих видах призраков.
Вампиризм у евреев, греков и римлян
Когда ведьма Эндора выставляет Самуила перед Саулом, призрак говорит царю: завтра ты и сыновья придете и присоединитесь ко мне. Несомненно, что тогда вера в привидения была широко распространена среди евреев, поскольку Саул просит женщину, которая умеет вызывать духов или возвращающихся.
Анхиза показывает себя своему сыну в "Энеиде", Ромул появляется после его смерти; он появляется у Гомера и во всех древних памятниках; и, несомненно, среди тогдашних призраков уже были вампиры, поскольку им предлагали кровь. Когда Одиссей вызывает в воображении тень своей матери, он заставляет ее пить кровь черного барана ; и все остальные тени так жаждут этого угощения, что он вынужден силой оттолкнуть их, чтобы оставить Антиклее все удовольствия от пира.
Из произведений Феокрита видно, что древние пастухи очень боялись полуденного демона. В мужском обличье этим демоном был Пан : с фигурой женщины он называл себя Эмпузом. Аристофан в своей комедии о лягушках изображает Эмпуса как ужасного призрака, который принимает различные формы: собаку, женщину, быка, гадюку и так далее. У него ужасный вид, медная ступня, пламя вокруг головы, и он стремится только причинить вред.
Греческие и русские крестьяне, сохранившие народные представления, связанные с этим чудовищем, дрожат во время сенокоса и жатвы при одной мысли о полуденном демоне, который, как говорят, ломает руки и ноги жнецам и жнецам, если они не бросаются лицом в грязь, когда их убивают. взгляните на это.
В житии Григория Неокесарийского мы читаем, что дьякон этого епископа, войдя однажды ночью в определенный лес, где все, кто появлялся, были преданы смерти, увидел там множество всевозможных призраков, от которых он избавился только крестными знамениями.
Сам великий Меланхтон рассказывает, что его тетя была искалечена коварным прикосновением призрака ее покойного мужа, который, пожимая ей руку, обжег ее.
Хроники Сигеберта свидетельствуют как несомненный факт, что в 858 году в деревне Майнцской епархии ему явился злой призрак, который избивал соседей и нарушал покой домочадцев. нескромные откровения: он поджигал хижины, что было гораздо серьезнее, и, как следствие, он был вынужден покинуть город. сжигали урожай. Его хотели изгнать; но он отвечал градом камней священникам, которые бросали в него святую воду, и, когда дело дошло до больших средств, он проскользнул под стягом священника, которого он прогнал, обвинив его в развращении девушек: наконец, этот призрак не мог быть изгнан. покинул деревню только тогда, когда сжег ее дотла....
Д. Кальме, следуя "Анналам Общества Иисуса", рассказывает о печальном приключении молодой служанки из Перу, которую дух пнул ногой в плечо, пока она спала. Любовник этой девушки был вытащен из ее постели тем же призраком. Горшок с маслом и распятие, стоявшие на кухне, были разбиты на тысячу частей. Было признано, что весь этот беспорядок был делом рук шестнадцатилетней девушки, которая умерла без отпущения грехов.
Источники:
Lane, Nick (16 December 2002). "Born to the Purple: the Story of Porphyria". Scientific American. New York City: Springer Nature. Archived from the original on 26 January 2017. Retrieved 26 January 2017.
^ Katharina M. Wilson (1985). The History of the Word "Vampire" Journal of the History of Ideas Vol. 46. p. 583
^ "Deutsches Wörterbuch von Jacob Grimm und Wilhelm Grimm. 16 Bde. (in 32 Teilbänden). Leipzig: S. Hirzel 1854–1960" (in German). Archived from the original on 26 September 2007. Retrieved 13 June 2006.
^ "Vampire". Merriam-Webster Online Dictionary. Archived from the original on 14 June 2006. Retrieved 13 June 2006.
^ "Trésor de la Langue Française informatisé" (in French). Archived from the original on 30 December 2017. Retrieved 13 June 2006.
^ Tokarev, Sergei Aleksandrovich (1982). Mify Narodov Mira (in Russian). Sovetskaya Entsiklopediya: Moscow. OCLC 7576647. ("Myths of the Peoples of the World"). Upyr'
^ Jump up to:a b "Russian Etymological Dictionary by Max Vasmer" (in Russian). Archived from the original on 4 May 2006. Retrieved 13 June 2006.
^ Husić, Geoff. "A Vampire by Any Other Name".
^ Yaltırık, Mehmet Berk; Sarpkaya, Seçkin (2018). Turkish: Türk Kültüründe Vampirler, English translation: Vampires in Turkic Culture (in Turkish). Karakum Yayınevi. pp. 43–49.
^ (in Bulgarian)Mladenov, Stefan (1941). Etimologičeski i pravopisen rečnik na bǎlgarskiya knižoven ezik.
^ MACHEK, V.: Etymologický slovník jazyka českého, 5th edition, NLN, Praha 2010
^ Wilson, Katharina M. (1985). "The History of the Word "Vampire"". Journal of the History of Ideas. 46 (4): 577–583. doi:10.2307/2709546. ISSN 0022-5037. JSTOR 2709546.
^ Рыбаков Б.А. Язычество древних славян / М.: Издательство 'Наука,' 1981 г. (in Russian). Archived from the original on 26 December 2010. Retrieved 28 February 2007.
^ Зубов, Н.И. (1998). Загадка Периодизации Славянского Язычества В Древнерусских Списках "Слова Св. Григория ... О Том, Како Первое Погани Суще Языци, Кланялися Идолом ...". Живая Старина (in Russian). 1 (17): 6–10. Archived from the original on 25 February 2007. Retrieved 28 February 2007.
^ Mutch, Deborah, ed. (2013). The Modern Vampire and Human Identity. Palgrave Macmillan. p. 3. ISBN 978-1-349-35069-8.
^ Vermeir, Keir (January 2012). "Vampires as Creatures of the Imagination: Theories of Body, Soul, and Imagination in Early Modern Vampire Tracts (1659–1755)". In Haskell, Y (ed.). Diseases of the Imagination and Imaginary Disease in the Early Modern Period. Tunhout, Belgium: Brepols Publishers. ISBN 978-2-503-52796-3.
^ Jump up to:a b c Barber, p. 5.
^ Dauzat, Albert (1938). Dictionnaire étymologique de la langue française (in French). Paris, France: Librairie Larousse. OCLC 904687.
^ Silver, Alain; Ursini, James (1997). The Vampire Film: From Nosferatu to Interview with the Vampire. New York City: Limelight Editions. pp. 22–23. ISBN 978-0-87910-395-8.
^ Jump up to:a b c d e Cohen 1989, pp. 271–274.
^ Barber 1988, pp. 41–42.
^ Jump up to:a b Barber 1988, p. 2.
^ Calmet, Augustin (2018) [1751]. The Phantom World. BoD – Books on Demand. ISBN 978-3-7340-3275-2.
^ Barber 1988, p. 33.
^ Jump up to:a b c Reader's Digest Association (1988). "Vampires Galore!". The Reader's Digest Book of strange stories, amazing facts: stories that are bizarre, unusual, odd, astonishing, incredible ... but true. New York City: Reader's Digest. pp. 432–433. ISBN 978-0-949819-89-5.
^ Albanologjike, Gjurmime (1985). Folklor dhe etnologji (in Albanian). Vol. 15. pp. 58–148. Archived from the original on 19 May 2016. Retrieved 12 January 2016.
^ Barber 1988, pp. 50–51.
^ Lawson, John Cuthbert (1910). Modern Greek Folklore and Ancient Greek Religion. Cambridge, England: Cambridge University Press. pp. 405–06. ISBN 978-0-524-02024-1. OCLC 1465746.
^ Barber 1988, p. 49.
^ Abbott, George (1903). Macedonian Folklore. Cambridge, University press. p. 219.
^ Jump up to:a b Jaramillo Londoño, Agustín (1986) [1967]. Testamento del paisa (in Spanish) (7th ed.). Medellín: Susaeta Ediciones. ISBN 978-958-95125-0-0.
^ Barber 1988, pp. 68–69.
^ Barber 1988, p. 125.
^ Barber 1988, p. 109.
^ Jump up to:a b Barber 1988, pp. 114–115.
^ Barber 1988, p. 96.
^ Bunson 1993, pp. 168–169.
^ Barber 1988, p. 6.
^ Jump up to:a b Burkhardt, Dagmar (1966). "Vampirglaube und Vampirsage auf dem Balkan". Beiträge zur Südosteuropa-Forschung: Anlässlich des I. Internationalen Balkanologenkongresses in Sofia 26. VIII.-1. IX. 1966 (in German). Munich: Rudolf Trofenik. p. 221. OCLC 1475919.
^ Barber 1988, p. 63.
^ Mappin, Jenni (2003). Didjaknow: Truly Amazing & Crazy Facts About ... Everything. Australia: Pancake. p. 50. ISBN 978-0-330-40171-5.
^ Jump up to:a b Spence, Lewis (1960). An Encyclopaedia of Occultism. New Hyde Parks: University Books. ISBN 978-0-486-42613-6. OCLC 3417655.
^ Jump up to:a b Silver & Ursini 1997, p. 25.
^ Calmet, Augustin (1850). The Phantom World: The History and Philosophy of Spirits, Apparitions, &c., &c. A. Hart. p. 273.
^ Calmet, Augustin (1850). The Phantom World: The History and Philosophy of Spirits, Apparitions, &c., &c. A. Hart. p. 265.
^ Mitchell, Stephen A. (2011). Witchcraft and Magic in the Nordic Middle Ages. University of Pennsylvania Press. pp. 22–23. ISBN 978-0-8122-4290-4. Archived from the original on 7 March 2022. Retrieved 5 February 2018.
^ Jump up to:a b Barber 1988, p. 73.
^ Alseikaite-Gimbutiene, Marija (1946). Die Bestattung in Litauen in der vorgeschichtlichen Zeit (in German). Tübingen. OCLC 1059867. (thesis).
^ Vukanović, T.P. (1959). "The Vampire". Journal of the Gypsy Lore Society. 38: 111–18.
^ Klapper, Joseph (1909). "Die schlesischen Geschichten von den schädingenden Toten". Mitteilungen der Schlesischen Gesellschaft für Volkskunde (in German). 11: 58–93.
^ Calmet, Augustin (30 December 2015). Treatise on the Apparitions of Spirits and on Vampires or Revenants: of Hungary, Moravia, et al. The Complete Volumes I & II. 2016. CreateSpace Independent Publishing Platform. p. 7. ISBN 978-1-5331-4568-0.
^ Theresa Cheung (2013). The Element Encyclopedia of Vampires. HarperCollins UK. p. 35. ISBN 978-0-00-752473-0.
^ Löwenstimm, A. (1897). Aberglaube und Stafrecht (in German). Berlin. p. 99.
^ Bachtold-Staubli, H. (1934–1935). Handwörterbuch des deutschen Aberglaubens (in German). Berlin.
^ Filipovic, Milenko (1962). "Die Leichenverbrennung bei den Südslaven". Wiener Völkerkundliche Mitteilungen (in German). 10: 61–71.
^ Barber 1988, p. 158.
^ Barber 1988, p. 157.
^ Jump up to:a b "'Vampire' skeletons found in Bulgaria near Black Sea". BBC News. 6 June 2012. Archived from the original on 24 April 2018. Retrieved 22 October 2019.
^ Reported by Ariel David, "Italy dig unearths female 'vampire' in Venice", 13 March 2009, Associated Press via Yahoo! News, archived; also by Reuters, published under the headline "Researchers find remains that support medieval 'vampire'" in The Australian, 13 March 2009, archived with photo (scroll down).
^ Bunson 1993, p. 154.
^ McNally, Raymond T.; Florescu, Radu (1994). In Search of Dracula. Boston, Massachusetts: Houghton Mifflin. p. 117. ISBN 978-0-395-65783-6.
^ Marigny 1994, pp. 24–25.
^ Burton, Sir Richard R. (1893) [1870]. Vikram and The Vampire: Classic Hindu Tales of Adventure, Magic, and Romance. London: Tylston and Edwards. ISBN 978-0-89281-475-6. Archived from the original on 7 November 2011. Retrieved 28 September 2007.
^ Bunson 1993, p. 200.
^ Marigny 1994, p. 14.
^ Jump up to:a b Hurwitz, Siegmund (1992) [1980]. Lilith, the First Eve: Historical and Psychological Aspects of the Dark Feminine. Gela Jacobson (trans.). Einsiedeln, Switzerland: Daimon Verlag. pp. 39–51. ISBN 978-3-85630-522-2.
^ Shael, Rabbi (1 June 2009). "Rabbi Shael Speaks ... Tachles: Vampires, Einstein and Jewish Folklore". Shaelsiegel.blogspot.com. Archived from the original on 5 October 2018. Retrieved 5 December 2010.
^ Jump up to:a b Graves 1990, pp. 189–190.
^ Jump up to:a b Graves 1990, pp. 205–206.
^ "Philostr Vit. Apoll. iv. 25; Suid. s. v." Archived from the original on 27 October 2020. Retrieved 24 October 2020.
^ Oliphant, Samuel Grant (1913). "The Story of the Strix: Ancient". Transactions and Proceedings of the American Philological Association. 44: 133–49. doi:10.2307/282549. ISSN 0065-9711. JSTOR 282549.
^ William of Newburgh; Paul Halsall (2000). "Book 5, Chapter 22–24". Historia rerum Anglicarum. Fordham University. Archived from the original on 19 February 2014. Retrieved 16 October 2007.
^ Jones 1931, p. 121.
^ Jakobsson, Ármann (2009). "The Fearless Vampire Killers: A Note about the Icelandic Draugr and Demonic Contamination in Grettis Saga". Folklore (120): 309.
^ Epstein, Saul; Robinson, Sara Libby (2012). "The Soul, Evil Spirits, and the Undead: Vampires, Death, and Burial in Jewish Folklore and Law". Preternature: Critical and Historical Studies on the Preternatural. 1 (2): 232–51. doi:10.5325/preternature.1.2.0232.
^ Melton, J. Gordon (2010). The Vampire Book: The encyclopedia of the Undead. Visible Ink Press. pp. 9–10. ISBN 978-1-57859-350-7.
^ Jump up to:a b c Barber 1988, pp. 5–9.
^ Bohn, Thomas M. (2019). The Vampire: Origins of a European Myth. Cologne: Berghahn Books. pp. 47–49. ISBN 978-1-78920-293-9.
^ Jump up to:a b Marigny, Jean (1993). Sang pour Sang, Le Réveil des Vampires, Gallimard, coll. Gallimard. pp. 50–52. ISBN 978-2-07-053203-2.
^ Calmet, Augustin (1751). Treatise on the Apparitions of Spirits and on Vampires or Revenants: of Hungary, Moravia, et al. The Complete Volumes I & II. 2015. CreateSpace Independent Publishing Platform. pp. 442–443. ISBN 978-1-5331-4568-0.
^ Lecouteux, Claude (1993). Historie des vampires: Autopsie d'un mythe. Paris: Imago. pp. 9–10. ISBN 978-2-911416-29-3.
^ Lambertini, P. (1749). "XXXI". De servorum Dei beatificatione et sanctorum canonizatione. Vol. Pars prima. pp. 323–24.
^ de Ceglia F.P. (2011). "The Archbishop's Vampires. Giuseppe Davanzati's Dissertation and the Reaction of Scientific Italian Catholicism to the Moravian Events". Archives Internationales d'Histoire des Sciences. 61 (166/167): 487–510. doi:10.1484/J.ARIHS.5.101493.
^ Jøn, A. Asbjørn (2003). "Vampire Evolution". METAphor (3): 20. Archived from the original on 12 January 2021. Retrieved 20 November 2015.
^ Jump up to:a b Barber 1988, pp. 15–21.
^ Ruthven, Suzanne (2014). Charnel House Blues: The Vampyre's Tale. John Hunt Publishing. ISBN 978-1-78279-415-8. Archived from the original on 15 July 2021. Retrieved 17 September 2017.
^ Jump up to:a b c d Hoyt 1984, p. 101-106.
^ Calmet, Augustin (1751). Treatise on the Apparitions of Spirits and on Vampires or Revenants: of Hungary, Moravia, et al. The Complete Volumes I & II. Translated by Rev Henry Christmas & Brett Warren. 2015. CreateSpace Independent Publishing Platform. pp. 303–304. ISBN 978-1-5331-4568-0.
^ Voltaire (1984) [1764]. Philosophical Dictionary. Penguin. ISBN 978-0-14-044257-1.
^ Atwater, Cheryl (2000). "Living in Death: The Evolution of Modern Vampirism". Anthropology of Consciousness. 11 (1–2): 70–77. doi:10.1525/ac.2000.11.1-2.70.
^ Bunson 1993, p. 11.
^ Bunson 1993, p. 2.
^ Bunson 1993, p. 219.
^ White, Luise (31 December 2000). Speaking with Vampires. University of California Press. doi:10.1525/9780520922297. ISBN 978-0-520-92229-7. S2CID 258526552. Archived from the original on 15 July 2021. Retrieved 15 December 2020.
^ Bunson 1993, pp. 162–163.
^ Martinez Vilches, Oscar (1992). Chiloe Misterioso: Turismo, Mitologia Chilota, leyendas (in Spanish). Chile: Ediciones de la Voz de Chiloe. p. 179. OCLC 33852127.
^ Jump up to:a b Sledzik, Paul S.; Nicholas Bellantoni (1994). "Bioarcheological and biocultural evidence for the New England vampire folk belief". American Journal of Physical Anthropology. 94 (2): 269–274. doi:10.1002/ajpa.1330940210. PMID 8085617.
^ Bell, Michael E. (2006). "Vampires and Death in New England, 1784 to 1892". Anthropology and Humanism. 31 (2): 124–40. doi:10.1525/ahu.2006.31.2.124.
^ Bunson 1993, pp. 137–138.
^ Hearn, Lafcadio (1903). Kwaidan: Stories and Studies of Strange Things. Boston: Houghton, Mifflin and Company. ISBN 978-0-585-15043-7.
^ Jump up to:a b Ramos, Maximo D. (1990) [1971]. Creatures of Philippine Lower Mythology. Quezon: Phoenix Publishing. ISBN 978-971-06-0691-7.
^ Bunson 1993, p. 197.
^ Hoyt 1984, p. 34.
^ Stephen, Michele (1999). "Witchcraft, Grief, and the Ambivalence of Emotions". American Ethnologist. 26 (3): 711–737. doi:10.1525/ae.1999.26.3.711.
^ Bunson 1993, p. 208.
^ Bunson 1993, p. 150.
^ Hoyt 1984, p. 35.
^ Lê Quý Đôn (2007). Kiến văn tiểu lục. NXB Văn hóa-Thông tin. p. 353.
^ Trương Quốc Dụng (2020). Thoái thực ký văn. Writers' Association Publishing House.
^ Suckling, Nigel (2006). Vampires. London: Facts, Figures & Fun. p. 31. ISBN 978-1-904332-48-0.
^ 劉, 天賜 (2008). 僵屍與吸血鬼. Hong Kong: Joint Publishing (H.K.). p. 196. ISBN 978-962-04-2735-0.
^ de Groot, J.J.M. (1910). The Religious System of China. OCLC 7022203. {{cite book}}: |work= ignored (help)
^ Lam, Stephanie (2009). "Hop on Pop: Jiangshi Films in a Transnational Context". CineAction (78): 46–51.
^ Hudson, Dave (2009). Draculas, Vampires, and Other Undead Forms. Rowman & Littlefield. p. 215. ISBN 978-0-8108-6923-3.
^ Tenthani, Raphael (23 December 2002). "'Vampires' strike Malawi villages". BBC News. Archived from the original on 18 August 2010. Retrieved 29 December 2007.
^ "Mobs in Malawi have killed six people for being "vampires"". VICE News. 19 October 2017. Archived from the original on 2 January 2018. Retrieved 2 January 2018.
^ Manchester, Sean (1991). The Highgate Vampire: The Infernal World of the Undead Unearthed at London's Highgate Cemetery and Environs. London: Gothic Press. ISBN 978-1-872486-01-7.
^ Jeffries, Stuart (18 January 2005). "Reality Bites". The Guardian. London. Archived from the original on 15 July 2021. Retrieved 29 December 2007.
^ Stephen Wagner. "On the trail of the Chupacabras". Archived from the original on 19 September 2005. Retrieved 5 October 2007.
^ Taylor, T. (28 October 2007). "The real vampire slayers". The Independent. London. Archived from the original on 19 December 2007. Retrieved 14 December 2007.
^ Jump up to:a b Barber 1988, pp. 1–4.
^ Barber, Paul (March–April 1996). "Staking Claims: The Vampires of Folklore and Fiction". Skeptical Inquirer. 20 (2). Archived from the original on 1 July 2015. Retrieved 29 June 2015.
^ Barber 1988, p. 117.
^ Barber 1988, p. 105.
^ Jump up to:a b Barber 1988, p. 119.
^ Marigny 1994, pp. 48–49.
^ Barber 1988, p. 128.
^ Barber 1988, pp. 137–138.
^ Barber 1988, p. 115.
^ Cox, Ann M. (1995). "Porphyria and vampirism: another myth in the making". Postgraduate Medical Journal. 71 (841): 643–644. doi:10.1136/pgmj.71.841.643-a. PMC 2398345. PMID 7494765. S2CID 29495879.
^ Barber 1988, p. 100.
^ Adams, Cecil (7 May 1999). "Did vampires suffer from the disease porphyria—or not?". The Straight Dope. Chicago Reader. Archived from the original on 20 July 2008. Retrieved 25 December 2007.
^ Pierach, Claus A. (13 June 1985). "Vampire Label Unfair To Porphyria Sufferers". The New York Times. Archived from the original on 21 April 2008. Retrieved 25 December 2007.
^ Kujtan, Peter W. (29 October 2005). "Porphyria: The Vampire Disease". The Mississauga News online. Archived from the original on 24 November 2020. Retrieved 9 November 2009.
^ Gómez-Alonso, Juan (1998). "Rabies: a possible explanation for the vampire legend". Neurology. 51 (3): 856–59. doi:10.1212/WNL.51.3.856. PMID 9748039. S2CID 219202098.
^ "Rabies-The Vampire's Kiss". BBC News. 24 September 1998. Archived from the original on 17 March 2006. Retrieved 18 March 2007.
^ Jones 1931, pp. 100–102.
^ Jones, Ernest (1911). "The Pathology of Morbid Anxiety". Journal of Abnormal Psychology. 6 (2): 81–106. doi:10.1037/h0074306. Archived from the original on 3 October 2020. Retrieved 5 July 2019.
^ Jones 1931, p. 106.
^ McMahon, Twilight of an Idol, p. 193 Archived 2 February 2017 at the Wayback Machine
^ Jones 1931, pp. 116–120.
^ Glover, David (1996). Vampires, Mummies, and Liberals: Bram Stoker and the Politics of Popular Fiction. Durham, NC.: Duke University Press. ISBN 978-0-8223-1798-2.
^ "Vampires. – Voltaire, The Works of Voltaire, Vol. VII (Philosophical Dictionary Part 5) (1764)". Archived from the original on 18 March 2017. Retrieved 11 June 2019.
^ Brass, Tom (2000). "Nymphs, Shepherds, and Vampires: The Agrarian Myth on Film". Dialectical Anthropology. 25 (3/4): 205–237. doi:10.1023/A:1011615201664. S2CID 141136948.
^ Linnell, Stig (1993) [1968]. Stockholms spökhus och andra ruskiga ställen (in Swedish). Raben Prisma. ISBN 978-91-518-2738-4.
^ Hoyt 1984, pp. 68–71.
^ Jump up to:a b c d Cohen 1989, pp. 95–96.
^ Cooper, J.C. (1992). Symbolic and Mythological Animals. London: Aquarian Press. pp. 25–26. ISBN 978-1-85538-118-6.
^ Skal 1996, pp. 19–21.
^ Jump up to:a b c d e Jøn, A. Asbjørn (2001). "From Nosteratu to Von Carstein: shifts in the portrayal of vampires". Australian Folklore: A Yearly Journal of Folklore Studies (16): 97–106. Archived from the original on 25 November 2015. Retrieved 1 November 2015.
^ Jump up to:a b Frayling, Christopher (1991). Vampyres, Lord Byron to Count Dracula. London: Faber. ISBN 978-0-571-16792-0.
^ Skal 1996, p. 99.
^ Skal 1996, p. 104.
^ Skal 1996, p. 62.
^ Jump up to:a b Silver & Ursini 1997, pp. 38–39.
^ Bunson 1993, p. 131.
^ Marigny 1994, pp. 114–115.
^ Silver & Ursini 1997, pp. 37–38.
^ Silver & Ursini 1997, pp. 40–41.
^ Silver & Ursini 1997, p. 43.
^ Marigny 1994, pp. 82–85.
^ Silver & Ursini 1997, p. 205.
^ Jump up to:a b Beam, Christopher (20 November 2008). "I Vant To Upend Your Expectations: Why film vampires always break all the vampire rules". Slate Magazine. Archived from the original on 16 September 2011. Retrieved 17 July 2009.
^ Keatley, Avery. "Try as she might, Bram Stoker's widow couldn't kill 'Nosferatu'". NPR.org. Retrieved 20 April 2022.
^ Eisenberg, Eric (12 May 2021). "Adapting Stephen King's Salem's Lot: How Does The Vampiric Terror Of 1979's TV Miniseries Hold Up?". Cinemablend. Retrieved 5 May 2022.
^ "Complete National Film Registry Listing". Library of Congress. Retrieved 20 April 2022.
^ Jump up to:a b Marigny 1994, pp. 92–95.
^ Silver & Ursini 1997, p. 208.
^ Germania, Monica (2012): Being Human? Twenty-First-Century Monsters. In: Edwards, Justin & Monnet, Agnieszka Soltysik (Publisher): The Gothic in Contemporary Literature and Popular Culture: Pop Goth. New York: Taylor, pp. 57–70
^ Dan Martin (19 June 2014). "Top-10 most important vampire programs in TV history". Cleveland.com. Archived from the original on 21 October 2018. Retrieved 8 August 2014.
^ Bartlett, Wayne; Flavia Idriceanu (2005). Legends of Blood: The Vampire in History and Myth. London: NPI Media Group. p. 46. ISBN 978-0-7509-3736-8.
^ Joshi, S. T. (2007). Icons of horror and the supernatural. Vol. 2. Westport, Connecticut: Greenwood Publishing Group. pp. 645–646. ISBN 978-0-313-33782-6. Archived from the original on 25 February 2021. Retrieved 30 October 2020.
^ Grebey, James (3 June 2019). "How Dungeons and Dragons reimagines and customizes iconic folklore monsters". SyfyWire. Archived from the original on 22 March 2020. Retrieved 22 March 2020.
^ Skal, David J. (1993). The Monster Show: A Cultural History of Horror. New York: Penguin. pp. 342–343. ISBN 978-0-14-024002-3.
^ Jøn, A. Asbjørn (2002). "The Psychic Vampire and Vampyre Subculture". Australian Folklore: A Yearly Journal of Folklore Studies (12): 143–148. ISSN 0819-0852. Archived from the original on 15 July 2021. Retrieved 9 November 2015.
^ Benecke, Mark; Fischer, Ines (2015). Vampyres among us! – Volume III: Quantitative Study of Central European 'Vampyre' Subculture Members. Roter Drache. ISBN 978-3-939459-95-8. Archived from the original on 10 July 2017. Retrieved 2 February 2016.