Анализ материала учебников «Русский язык» 1 – 4 классах (УМК «Школа России».
Русский язык (1-4 классы) - В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.
Учебники входят в УМК "Школа России". Книги большого формата (меньше листа формата А4 на 3 см). Обложка у книг мягкая, страницы плотные, иллюстрации красочные. Также, в учебнике присутствуют условные обозначения. Лишней информации нет. Каждая тема выделена отдельно. Правила расположены в ярко-желтой рамочке.
Количество частей в каждом классе:
Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 1 класс 1 часть.
Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 2 класс. В 2 частях
Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 3 класс. В 2 частях
Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 4 класс. В 2 частях
Ориентироваться в учебниках довольно легко. Имеется оглавление, необходимое для быстрой ориентации учеников в поиске необходимого компонента.
Программа В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого имеет концентрическое строение, которое предусматривает изучение одних и тех же разделов, тем в каждом классе с постепенным возрастанием сложности материала. Такая структура программы, по мнению авторов, «позволяет учитывать степень подготовки учащихся к восприятию тех или иных сведений о языке», но не предусматривает проблемы в усвоении нового материала, т. к. темы изучаются порой в отрыве друг от друга. Так тему «Употребление в речи слов с суффиксами» изучают на 46 уроке, а «Суффиксы -ек, -ик в словах и их правописание» аж на 68 уроке.
В учебниках «Русский язык» Канакиной В.П. и Горецкого В.Г. представлен систематизированный учебный материал, данный в виде фонетических, графических, орфоэпических, лексических, синтаксических, речеведческих сведений и понятий, орфографических и пунктуационных правил, доступный, адаптированный к детскому восприятию, изложенный в соответствии с программой «Русский язык» (предметная линия учебников «Школа России») и ФГОСу.
Учебники объединяют в единую систему различные области изучаемого языка (текст, материал грамматики, лексики, орфографии, графики, орфоэпии, развития речи, культуры устной и письменной речи) и позволяет решать в комплексе основные задачи образовательной области «Филология».
Каждый раздел начинается с особой страницы — шмуцтитула, на которой сформулированы основные цели изучения раздела, даны рисунки и схемы, к которым можно обратиться в процессе изучения определённой темы раздела, и некоторые ключевые слова, написанные рукописным шрифтом.
Ознакомление учащихся с новым языковым материалом проводится в форме диалога ученика и авторов (от имени авторов диалог ведёт учитель), что позволяет учащимся лучше осознавать существенные признаки изучаемого языкового факта, явления, понятия. Это достигается с помощью решения доступных для школьников учебно-познавательных задач, (лексических, фонетических, графических, орфоэпических, синтаксических, речевых), проведения микроисследований в области языка.
В учебниках используются различные способы представления новой информации (введение нового знания). Их выбор зависит от специфики языковых фактов и явлений, особенностей учебной задачи и обусловлен также возрастными особенностями учащихся. В учебниках преобладает индуктивный метод подачи знаний (метод наблюдения над языком), который позволяет вовлечь учащихся в разнообразную языковую и познавательную деятельность и формирует у них умение самостоятельно анализировать языковой материал с целью выделения в нём существенных признаков языкового факта или явления, делать выводы и обобщения. Для предъявления нового знания предназначены упражнения (одно или два, обычно это первое упражнение темы), на основе которых сообщаются сведения, выводятся правила. Для наблюдения берётся доступный материал (позволяющий выделить существенные признаки изучаемого понятия, явления, факта), представленный наглядно в сопровождении вопросов и заданий, направляющих познавательную деятельность учащихся.
Языковой материал каждой темы структурирован следующим образом: общая целевая установка на изучение темы → конкретизация задач в начале каждого урока (темы) → реализация поставленных задач через систему методического аппарата учебника и «Рабочей тетради» → проверочные задания.
Новая информация о фактах языка может быть предъявлена и таким способом, как проведение лингвистического опыта, основанного на личном наблюдении, ощущениях, возникающих, например, при произнесении разных звуков.
Новая информация о фактах языка может быть предъявлена через анализ таблицы, в которой ученики акцентируют внимание на словах, написанных с заглавной буквы (Александр Сергеевич Пушкин, город Москва, река Волга, площадь Победы и др.), осознают их значение и самостоятельно устанавливают правило правописания слов с заглавной буквы.
Способом предъявления новой информации может стать и научно-познавательный текст, из которого дети узнают о причинах появления в языке того или иного факта, например необычного написания букв: почему буквосочетания жи и ши пишутся с буквой и др.
В учебниках используется и дедуктивный способ познания новой информации, где дети знакомятся с одновариантными правилами, предполагающими одно написание (чай, жил, чудо, обещать), однако и здесь вопросы и задания заставляют детей задуматься над необычностью факта или явления языка, активизируют мыслительную деятельность.
Большое значение в усвоении знаний имеет графический (таблицы, схемы, звуковые модели) и иллюстративный (предметные и сюжетные рисунки, фотографии) материал учебника, который предназначен для разъяснения, конкретизации, наглядного представления фактов и сведений о языке, развития устной и письменной речи, активизации мыслительной и познавательной деятельности школьников. Наличие цветных иллюстраций, выполняющих роль важного источника информации, их соответствие словесному содержанию и приспособление к возрастным возможностям восприятия ученика.
Справочный аппарат учебника содержит памятки и миниатюрные словари, назначение которых, способствовать развитию навыков самостоятельной деятельности, позволят обучать детей обращаться к ним при решении разного рода учебно-познавательных задач во время выполнения классной работы и во внеклассной деятельности, а также окажут реальную помощь в усвоении знаний о языке.
При организации работы по учебникам и рабочим тетрадям В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого предпочтение отдается проблемно-поисковому подходу. Он предусматривает создание проблемных ситуаций, выдвижение предположений, поиск доказательств, формулирование выводов, сопоставление результатов с эталоном. При этом подходе возникает естественная мотивация учения, успешно развивается способность ребенок понимать смысл поставленной задачи, планировать учебную работу, контролировать и оценивать ее результат. Проблемно-поисковый подход позволяет выстраивать гибкую методику обучения, хорошо адаптированную к специфике учебного содержания и конкретной педагогической ситуации, учитывать индивидуальные особенности детей, их интересы и склонности.
В учебниках В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого темы объединены в разделы, где имеют последовательность, но логики и связи между собой не имеют, что не способствует целостному восприятию языка.
При изучении различных тем используются различные виды упражнений на отработку умения пользоваться комплексом орфографических действий, обращая учащихся за помощью к памяткам учебника и тетради — задачника, но не в достаточном объёме и разнообразии. Большинство заданий на работу над ошибками и выработки орфографических умений сводятся к «спишите, вставляя пропущенные буквы». Есть темы, даже блоки, в которых работа по предупреждению орфографических умений не ведётся или ведётся, но очень слабо. Так например в разделе «Язык и речь» представлены только словарные слова, а в разделе «Текст. Предложение. Словосочетание» всего 6 упражнений на работу над орфографическими умениями.
В учебниках В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого словарные слова представлены традиционным способом в рамочках, а наличие различных словарей («Орфоэпический», «Орфографический», «Толковый», «Словарь синонимов», «Словарь антонимов», «Словарь омонимов», «Словарь фразеологизмов») должно предполагать большое количество разнообразных заданий, однако таких упражнений мало, что не вызывает потребности обращения к ним, не развивает умений использования словарей.
В учебниках по русскому языку В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого работа над новой орфограммой и правилом ведётся традиционным способом, а правило представлено для заучивания учащимися, т. к. никаких алгоритмов действий не представлено, что не развивает у ребёнка умение действовать по правилу и осуществлять самоконтроль.
В учебниках и тетрадях с печатной основой представлены памятки, задача которых заключается в выработке алгоритма последовательных действий. Набор памяток в учебниках и тетрадях с печатной основой В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого очень мал и объём их велик, соответственно учащиеся не стремятся пользоваться ими.
В учебниках русского языка и тетрадях с печатной основой устная и письменная подготовка к проверочным работам не предусмотрена. Включены темы «Повторение» предполагающие повторение материала предыдущего класса, но заданий, обращающих учеников к своим умениям полученным уже в новом классе, практически нет. После каждого раздела есть задания: «Проверь себя» при помощи которых, учащиеся могли бы произвести самооценку своих умений, но задания к упражнениям построены таким образом, что ученик механически выполняет упражнение, что приводит к невозможности произвести самопроверку. Учебный материал распределен по уровням трудности - для обязательного и углубленного изучения.
Текст краток, лаконичен. Шрифт крупный. Все теоретические сведения подкреплены практическими заданиями.
Учебник формирует практический и познавательный интерес за счет иллюстрационного аппарата, внутритекстовых компонентов.
Дозировка знаний умеренная.
Имеется учебное издание, содержащее краткие сведения научного или прикладного характера, расположенные в порядке, удобном для их быстрого отыскания, и предназначенные для обучения: толковый словарь, памятки, словари различного направления. Все задания разделены по формам работы с помощью условных обозначений. Имеются дополнительные рубрики: «Обрати внимание» и «Страничка для любознательных. Авторы рассчитывают на творческий подход к упражнениям учебника: форма их представления может быть изменена в зависимости от цели решаемой на данном этапе урока задачи, языковой подготовленности учащихся, фактора времени.
Текст в данном учебнике является главным компонентом.
В учебниках русского языка есть внутритекстовые вспомогательные компоненты: вопросы, шрифтовые выделения.
Тема занимает в учебнике 7-8 страниц. Теоретические сведения о частях речи и их значениях представлены в виде таблицы. Такой способ предоставления информации поможет учащимся научиться сжимать, систематизировать и обобщать информацию. Графическая наглядность позволяет структурировать информацию и облегчать её восприятие младшими школьниками. В учебнике представлено задание на перевод графической информации в вербальную форму. Также в учебнике имеются задания, направленные на осмысление текстовых теоретических сведений и таблицы.
Объём заданий на один урок достаточный. На объяснение новой темы используется 1-2 задания, далее следуют задания на закрепление. Задания на повторение прописаны в рубриках проверь себя.
Рассмотрим фрагменты уроков русского языка по учебникам Горецкого В.Г. и М.С. Соловейчик, входящие в учебно-методические комплекты «Школа России» и «Гармония». Проанализируем изучение темы корень слова.
Создание проблемной ситуации.
а) - Ребята, посмотрите внимательно на рисунок и прочитайте слова, которые здесь записаны.
Зима, зимушка, снег, мороз, зимовать, зимний, декабрь.
- На какую тему все эти слова?
- И это не случайно, ведь красавица-зима уже не за горами. Совсем скоро она махнет своим рукавом и отправит в поход свою свиту. Вьюги и метели занесут сугробами города и села. Оденет зима деревья в пушистые снеговые шубы, и уснет природа прекрасным сном. Много у зимы помощников и родственников.
- А теперь внимание, задание:
Надо выписать из этой группы слов только те, которые являются родственными. (На схеме - родственные слова)
- Прежде чем сделать запись в тетрадь, обсудите в парах, какие слова, по вашему мнению, будут родственными. (Обсуждение в парах)
Пишем с большой, через запятую. ( Дети делают запись ).
б) – Проверим, какие родственные слова вы выписали (один ученик читает слова). - А вот некоторые ребята выписали все слова ( или можно было выписать все слова ? ).
- Вы согласны со мной? Тогда давайте разберемся и вернемся к заданию. Нам надо было выписать родственные слова.
в) Беседа о родственниках.
- А кому знакомо слово родственники, кто они такие?
- Скажите, кого вы считает родственниками? (мама, папа … )
- Это люди, которые произошли от одного рода, из одной семьи. Очень часто они бывают похожими
между собой. Их называют родственниками.
г) – В русском языке есть тоже такое понятие родственные слова.
- Как вы думаете, какие слова можно назвать родственными? (близкие по смыслу).
- Сейчас вернемся к нашему «зимнему» заданию. Докажите, что те слова, которые вы выписали близки по смыслу.
Зимушка – так ласково называют зиму.
Зимовать – значит проводить где-нибудь зиму.
Зимний – тот, который бывает зимой (зимний день).
- Но ведь снег и мороз тоже бывают зимой, а декабрь – зимний месяц.
- Значит эти все слова родственные, ведь они связаны по смыслу (да – нет).
д) – Тогда должно еще какое-то условие, при котором слова будут называться родственными.
- Давайте посмотрим еще раз на эти слова и обратим особое внимание на их написание.
- Что увидели (в некоторых словах есть общая часть).
- Назовите эту общую часть. (зим- ).
- Выделим эту общую часть дугой. (Я на доске -дети в тетрадях карандашом).
- А кто из вас знает, как называется такая общая часть у слов? (корень)
- Теперь взгляните на нашу схему и попробуйте сформулировать, какие слова называются родственными.(ответы детей)
Родственными называются слова, которые близки по смыслу и имеют одинаковый корень.
-Теперь перечислите еще раз родственные слова, которые мы выписали. (Зима, зимушка, зимовать, зимний).
- С родственными словами мы разобрались.
- Какое новое понятие вы сейчас еще узнали? (корень слова)
- Попробуйте, опираясь на схему, сформулировать правило, что же такое «корень слова». (Общая часть родственных слов).
е) – Ребята, а где вы слышали такое слово «корень»
- Давайте узнаем подробнее лексическое значение этого слова? Где мы можем найти эту информацию? (в словаре)
Корень:
1) подземная часть растения;
2) часть волоса, зуба, ногтя;
3) начало, источник чего-либо;
4) часть слова.
- Наше слово «корень» имеет несколько значений . А кто знает как называются такие слова, которые имеют много значений? (многозначные ).
- Какое же значение этого слова будет интересовать нас на уроках русского языка? (часть слова).
- Давайте еще раз закрепим это понятие, так что же такое «корень слова» ?
( Общая часть родственных слов )
Какие слова называются родственными ?
(Слова, близкие по смыслу и с одинаковым корнем ).
4 . Понятие об однокоренных словах .
- Вернемся еще раз к нашим словам. Можно ли сказать ,что наши родственное слова образованы от одного и того же корня? Обсудите это в парах.
- Поделитесь своим мнением. Так как же можно назвать слова с одним и тем же корнем ? (однокоренные слова)
- Давайте подытожим, с какими новыми понятиями мы с вами познакомились.
• -родственные слова,
• -корень слова,
• -однокоренные слова
-А теперь посмотрим правило в учебнике на с.61, как там сформулированы эти понятия.
- Правильно мы все сформулировали правила? (Да). Значит мы молодцы.
Учебник С. Соловейчик «К тайнам нашего языка» 2 класс относится к методическому направлению «Гармония» развивающего обучение.
Тема в учебнике называется: «собираем родственников».
Проблемная ситуация для изучения нового материала
- У каждого человека есть родственники. Назовите своих родственников. (Мама, папа, бабушка, дедушка и. т.д.)
- Правильно. А вот и о некоторых словах говорят, что они родственные. Как вы думаете, что может означать это название? (Ответы детей)
- Всё на свете из чего-нибудь состоит: облака – из множества водяных капелек, лес – из деревьев. Речь состоит из предложений, а предложения из слов. Слова сделаны из своего «строительного материала». И каждый из «кирпичиков» вносит в слово свою часть смысла – «смыслиночку».
- А может кто-нибудь из вас уже знает и скажет, как называется «главный кирпичик» слова – главная его часть? (Корень)
Сегодня на уроке мы и поговорим о корне как части слова и родственных словах.
2. Наблюдение над родственными словами, значением корня.
Много-много лет тому назад появилось на свете слово ВОЗ. Нашли его люди и думают: «Что с ним делать?» А слово это и говорит: «Посадите меня, и я разрастусь в большое красивое дерево».
- Посадили люди слово ВОЗ, и стало оно расти. Сначала один росток пустило, потом второй, третий…. Много ростков появилось от этого слова. Все они на него похожи, но и своё в каждом есть. Вот такое дерево выросло!
- Посмотрели люди, сравнили все слова и увидели, что у всех у них есть одна общая часть. И решили тогда они назвать общую часть этих слов корнем. И правильно сделали: от неё, как от корня дерева образуются новые, родственные слова.
- Прочитайте внимательно слова. Назовите общую часть, из которой выросли все эти слова? (Ответы детей)
-Что же такое родственные слова?
- Ребята, наш друг Антон просит помощи. Он считает, что слова «сахар» и «конфета» родственные, ведь конфета сладкая и варенье сладкое, значит они родственные. А как думаете вы?
Молодцы. А теперь давайте сверим наши предположения с научными данными, с правилом.
3. Работа с учебником
Откройте учебник на странице 7, упражнение 282. Прочитайте важные сведения.
Опрос.
- Какие слова называются родственные? (Родственные – это слова, которые можно объяснить с помощью одного и того же слова.)
- Что есть у родственных слов? (У родственных слов есть общая часть и общее значение)
- Так «сахар», «конфета», «компот» - родственные слова?
- Попробуйте объяснить свой ответ с точки зрения науки, используя только что полученные знания.
- Правильно, у них нет одинаковой (общей) части.
- Как вы думаете, весело жить словам не имея родственников? Давайте найдем им родственников.
Сахар – сахарница, сахарный, засахарилось (варенье)
Варенье – варить, заварить, отварить
Компот – компотик.
- Молодцы, но для того, чтобы нам самим не ошибиться в определении родственных слов и помочь Антону, давайте выработаем памятку.
Как правильно узнать родственные слова.
1. Проверь, есть ли в словах общая часть?
2. Есть ли общее значение, то есть можно ли объяснить с помощью одного и того же слова?
Сравнивая эти два фрагмента урока можно сделать определенный вывод.
Особенностью традиционной программы «Школа России» является построение учебного материала от частного к общему. Изучение темы в УМК «Гармония» ведется от общего к частному. В УМК «Школа России» более щадящий материал. Он рассчитан на более слабых детей, и подразумевает изучение новой темы с нуля. В УМК «Гармония» совсем другой подход. Материал там подается с опорой на то, что дети обладают определенными знаниями по данной теме.
В учебниках УМК «Школа России» отражена логика науки: все темы взаимосвязаны и идут в порядке возрастания: от легких к более сложным; они последовательны, что не вызывает трудности в восприятии и закреплении информации. Модули (разделы) учебного издания могут использоваться самостоятельно и гибко связываться друг с другом, обеспечивая выбор траектории обучения в соответствии с профилем или индивидуальными особенностями школьников - уровнем начальной подготовки, скоростью восприятия, активностью .