Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 117»
Отчет о работе МО гуманитарного цикла за
2022/2023 учебный год
Методическая тема МО: «Современные подходы к организации образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ООО нового поколения»
Цель: реализация современных технологий обучения на уроке через вовлечение учителей в инновационные процессы обучения и создание условий для перехода на новые ФГОС СОО третьего поколения и модернизация системы образования путем проектирования учебных занятий, формирующих читательскую компетенцию в урочной и внеурочной деятельности.
Задачи и приоритетные направления деятельности МО:
1.Изучение нормативно-правовых документов ФГОС СОО третьего поколения, утверждённых 31.05.2021г.
2.Освоение нового содержания, технологий и методов педагогической деятельности по своему предмету, направлению работы;
3. Изучение инновационных процессов в методике преподавания в условиях реализации ФГОС через систему самообразования.
4.Работа по подготовке к международному исследованию PISA в 2022 году. 5. Совершенствование системы повышения квалификации педагогического мастерства путём внедрения эффективных форм работы с целью повышения познавательного интереса обучающихся к предметам гуманитарного цикла.
6. Научно-методическая подготовка учителей по подготовке обучающихся к государственной аттестации в форме ОИА и ЕГЭ.
7. Организация системной подготовки обучающихся к выполнению заданий ЕГЭ и ОГЭ по предметам.
8. Планирование, проектирование уроков, внеклассных мероприятий, направленных на развитие читательской грамотности обучающихся
В 1 полугодии 2022-2023 учебного года были проведены заседания ШМО:
Август
Утверждение плана работы МО на 2022/2023 учебный год
Утверждение сборника контрольных диктантов для 5 класса. Составители Батюк И.В., Казюра Н.Г.
Рассмотрение и рекомендации по составлению рабочих программ в соответствии с требованиями ФГОС ООО 3- го поколения (5 кл.)
3. Утверждение нагрузки учителей МО гуманитарного цикла
4. Работа с молодыми специалистами
Сентябрь
Анализ результатов ГИА по русскому языку обучающихся 9 и 11 классов за 2022-2023 учебный год.
Изменения в КИМах ЕГЭ по русскому языку – 2023 г. (замдиректора по УВР Корячкина Н.П.)
Ноябрь
О проведении школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку и литературе в 5-11 классах. Итог – справка.
Работа с учениками группы риска 9 и 11 классов
Итоговое сочинение – 2022-2023 уч. г. Подготовка. Обмен опытом (Рейнгардт В.В., Казюра Н.Г.)
Адаптация учащихся 5-х классов к изменившимся условиям обучения
Во втором полугодии:
Январь
Результаты итогового сочинения по литературе (анализ, типичные ошибки). (Рейнгардт В.В.)
Навигатор самостоятельной подготовки к ЕГЭ (ФИПИ) как эффективный инструмент для повышения уровня знаний учащихся. Обзор интернет и электронных ресурсов. (Лёвина Е.А.)
Анализ успеваемости и качества знаний обучающихся по русскому языку, литературе, истории, английскому языку за II четверть в 5-9 классах, за I полугодие в 10-11 классах. Итог – справка. (замдиректора по УВР Корячкина Н.П.)
Март
Критерии результативности урока в рамках требований государственного стандарта. (Кобец Я.В.)
О подготовке обучающихся 9, 11 классов к итоговой аттестации. Из опыта работы.
Анализ успеваемости и качества знаний обучающихся по русскому языку, литературе, истории, английскому языку за III четверть в 5-9 классах. Итог – справка. (замдиректора по УВР Корячкина Н.П.)
Май
Рассмотрение «Федерального перечня учебников» на 2023-2024 учебный год.
Анализ успеваемости и качества знаний обучающихся по русскому языку, литературе, истории, английскому языку за IV четверть в 5-9 классах. Итог – справка. (замдиректора по УВР Корячкина Н.П.
Реализация рабочих программ по русскому языку и литературе, истории, английскому языку в 5-8 х классах. Обмен опытом.
Подведение итогов работы МО. Отчет руководителя МО Лёвина Е.А.
Основные направления МО
В рамках МО была организованна деятельность 14 учителей
Состав МО:
Лёвина Е. А. – учитель английского языка, руководитель МО
Дессерт Е.П. – учитель английского и французского языка
Ладыга А.И. - учитель английского языка
Корячкина Н.П. - учитель английского языка
Зонова А.А. – учитель английского и французского языка
Кобец Я.В. – учитель английского и французского языка
Шарикова Е.А. – учитель английского языка
Казюра Н.Г. – учитель русского языка и литературы
Чаплыгина Н.А. – учитель русского языка и литературы
Рейнгардт В.В. - учитель русского языка и литературы
Батюк И.В. – учитель русского языка и литературы
Чередниченко Е.В. – учитель истории и обществознания
Яськова Т.М. – учитель истории и обществознания
Щепочкина А.М. – учитель истории и обществознания
Учебный год | всего | высшая | первая | б/к | соответствие |
2022-2023 | 14 | 7 | 6 | - | 1 |
Анализ методической деятельности МО и способов ее совершенствования
Изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта
Организационно-методическая деятельность
Разработка РП, ЭК с учетом требований ФГОС
Рабочие программы разрабатывались в соответствии с новыми ФГОС с помощью конструктора рабочих программ на сайте https://edsoo.ru/
Участие МО в разработке программы развития ОУ
Помощь в организации повышения квалификации членов МО
В течение 2022-2023 учебного года повышение квалификации прошли следующие учителя:
Все учителя прошли курсы «Разговоры о важном: система работы классного руководителя (куратора)», 31.10 – 06.12.2022, АИРО
Зонова А.А. - Реализация требований ФГОС ООО, ФГОС СОО в работе учителя
Рейнгардт В.В. - КАУ ДПО «Алтайский институт развития образования имени А.М.Топорова», 15.11.2022, 36 ч., «Управление образовательной организацией в условиях обновленных ФГОС начального и основного общего образования»;
ФГАОУ ДПО «Академия реализации государственной политики и профессионального развития работников образования Министерства просвещения Российской Федерации»,
06.12.2022, 58ч.
Ладыга А.И. - Курсы повышения квалификации по теме: «Эффективные технологии в преподавании английского языка в условиях обновленных ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО», 2023
Семинары, вебинары, конкурсы:
Рейнгардт В.В. - Всероссийская профессиональная олимпиада для учителей и преподавателей русского языка «Хранители русского языка», дистанционный этап, призер, октябрь 2022;
Всероссийская профессиональная олимпиада для учителей и преподавателей русского языка «Хранители русского языка», региональный этап, призер, ноябрь 2022;
Всероссийская метапредметная олимпиада «Команда большой страны», дистанционный этап, диплом призера;
Всероссийская метапредметная олимпиада «Команда большой страны», региональный этап, участие;
II Сибирская школа инноватики «Инновационные процессы в системе общего образования. Педагогическая наука - практике», АГПУ, 15-16 декабря 2022, участник;
Краевая методическая школа для молодых учителей русского языка и литературы «Преподавание русского языка и литературы в цифровую эпоху» АГПУ, 27 марта 2023;
Онлайн-конференция «Зуевские чтения», участник, февраль 2023;
Краевой семинар «Функциональная грамотность педагога и обучающихся: философско-культурологический и психолого-педагогический аспекты», доклад по теме «Формирование читательской грамотности учащихся на уроках русского языка и литературы» 7 апреля 2023;
Зонова А.А. - Всероссийская метапредметная олимпиада «Команда большой страны», дистанционный этап, диплом призера;
Организация и проведение конкурсов, предметных Олимпиад, НПК учащихся
Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников проводился с 17.09.2022 по 22.10.2022. В школьном этапе предметных олимпиад принимали участие учащиеся 4–11-х классов.
Таблица № 1. Сравнительный анализ количества участников школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников за три года
Учебный год | 2020/21 | 2021/22 | 2022/23 |
Количество участников (учащиеся, принявшие участие в данном этапе олимпиады по нескольким предметам, учитываются один раз) | 384 | 408 | 565 |
Вывод: в 2022/23 учебном году наблюдается уменьшение количества участников на 21 (в сравнении с прошлым учебным годом).
Таблица № 2. Количество участников школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников в 2022/23 учебном году по предметам
№ п/п | Название предмета | Количество участников | Процент от общего количества учащихся в классах |
1 | Английский язык (5–11-е классы (555 учащийся)) | 41 | 7,3% |
2 | История (5–11-е классы (555 учащийся)) | 15 | 2,7% |
3 | Литература (5–11-е классы (555 учащийся)) | 22 | 3,9% |
4 | Обществознание (5–11-е классы (555 учащийся)) | 48 | 8,6% |
5 | Право (10–11-е классы (89 учащихся)) | 22 | 16,8% |
6 | Русский язык (4–11-е классы (678 учащихся)) | 76 | 11,2% |
7 | Французский язык (5–11-е классы (555 учащийся)) | 12 | 2,1% |
Вывод: наибольшее количество участников олимпиады наблюдается по следующим предметам– русский язык, право, обществознание. Очень низкий показатель по таким предметам, как французский.
Таблица № 3. Сравнительный анализ количества участников школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по предметам за три года
№ п/п | Наименование предмета | Количество участников |
2020/21 учебный год | 2021/22 учебный год | 2022/23 учебный год |
| Русский язык | 73 | 66 | 76 |
| Литература | 13 | 44 | 22 |
| Английский язык | 38 | 28 | 41 |
| История | 7 | 26 | 15 |
| Обществознание | 20 | 19 | 48 |
| Право | 8 | 3 | 22 |
| Французский язык | 0 | 6 | 12 |
ВСЕГО: | 159 | 192 | 236 |
Вывод: количество участников школьного этапа увеличилось на 157 человек. Наблюдается увеличение участников школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по следующим предметам: русскому языку, английскому языку, обществознанию, праву, французскому языку. В 2022/23 году уменьшилось количество участников олимпиады по истории, литературе.
Таблица № 4. Количество победителей и призеров школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников в 2022/23 учебном году
№ п/п | Предмет | Количество участников | Количество призеров | Количество победителей |
| Русский язык | 76 | 7 | 0 |
| Литература | 22 | 3 | 0 |
| Английский язык | 41 | 0 | 0 |
| История | 15 | 1 | 0 |
| Обществознание | 48 | 8 | 0 |
| Право | 22 | 0 | 0 |
| Французский язык | 12 | 0 | 0 |
| ВСЕГО | 236 | 19 | 0 |
Вывод: наибольший показатель результативности участия в школьном этапе Всероссийской олимпиады школьников наблюдается по следующим предметам: обществознания, русский язык, что свидетельствует о качественной подготовке участников олимпиады по данным предметам.
Таблица № 5. Сравнительный анализ количества победителей школьного этапа Всероссийской предметной олимпиады школьников за три года по предметам.
№ п/п | Наименование предмета | Количество победителей и призеров | Прирост («+», «–», «=») (в сравнении с 2022/23 учебным годом) |
2021/22 учебный год | 2022/23 учебный год | |
1 | Русский язык | 8 | 7 | -1 |
2 | Литература | 5 | 3 | -2 |
3 | Английский язык | 0 | 0 | 0 |
4 | История | 4 | 1 | -3 |
5 | Обществознание | 1 | 8 | +7 |
6 | Право | 0 | 0 | 0 |
7 | Экономика | 0 | 0 | 0 |
Всего | 18 | 19 | 1 |
Вывод: в течение последних лет наблюдается увеличение количества призеров и победителей школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по следующим предметам: обществознание.
В 2022/23 учебном году отсутствуют победители школьного этапа олимпиады по праву, английскому языку.
Дети участвовали в конкурсах различной направленности:
Русский медвежонок - 75 участников, British Bulldog - 22 участников, Пегас - 12 участников, Олимпис - 18 участников.
Победители были только в конкурсе «Русский медвежонок» - 6 человек.
Учителя подготовили детей для участия в следующих конкурсах:
Рейнгардт В.В. - Диплом второй степени в краевом конкурсе «Есть такое призвание - учить», посвященного Дню учителя (Функ Костя), октябрь 2022;
Межшкольный (городской) конкурс чтецов «Все передумываю снова… », посвященный 130-летию со дня рождения М.И. Цветаевой, 2 место (Доронина Алина), октябрь 2022;
Всероссийский видеоконкурс «Цветаевские строки», участие, Доронина Алина, октябрь2022;
Читательская олимпиада «Proчтение», участие, команда «Читающее поколение»;
Городской конкурс сочинений «Мааам!», диплом 1 степени, Чибисова Дарья;
Всероссийский конкурс сочинений «Мой космос - 2035», участие, Набиев М;
Школьный этап Всероссийского конкурса юных чтецов «Живая классика», диплом победителя, Доронина Алина, февраль 2023;
Муниципальный этап Всероссийского конкурса юных чтецов «Живая классика», специальный диплом, Доронина Алина, март 2023;
Городской этап Краевого конкурса творческих работ по журналистике «Точка зрения», призер, Ергина Софья, март 2023;
Краевого конкурса творческих работ по журналистике «Точка зрения», участник, Ергина Софья, апрель-май 2023
Лёвина Е.А. - Всероссийский творческий конкурс по английскому языку «Everyday English» - Функ Константин – 1 место, Кривошеева Надежда – 2 место;
Городская читательская олимпиада «PROчтение», команда «Книголюбы» - 3 место
Казюра Н.Г. - Школьный этап Всероссийского конкурса юных чтецов «Живая классика»,1 место
Муниципальный этап Всероссийского конкурса юных чтецов «Живая классика», победитель;
Региональный этап Всероссийского конкурса юных чтецов «Живая классика», специальный диплом
Зонова А.А. – Муниципальный конкурс на французском языке «Зимний калейдоскоп», МБОУ «Гимназия №131», 2 место и номинация «Лучшая презентация о регионе»;
Муниципальный конкурс афиш по французскому языку, диплом 1 степени и номинация «За оригинальность»;
Муниципальный фестиваль французской песни «Весенние цветы», диплом победителя и призер;
Предметные недели по русскому языку и литературе (10.11 – 14.11.2021), иностранным языкам (05.12 по 09.12.2021), праву (17.12. по 21.12.2021), истории (06.02.22 – 10.02.22) были проведены в указанные сроки. При подготовке мероприятий и творческих заданий учитывались возрастные особенности детей и возможность проявить себя в разных видах деятельности. Выбор языкового материала для каждого мероприятия определялся возможностями учащихся, задания распределялись по степени трудности. В творческую деятельность вовлекались не только лучшие учащиеся, но и инертные школьники. Проведение тематической недели потребовало большой подготовки со стороны учителей и учащихся, но было полезно как в языковом, так и в общеобразовательном плане.
Предметная неделя иностранного языка была призвана решить следующие задачи:
Предметная неделя по английскому языку была призвана решить следующие задачи:
1. Усовершенствование знаний и умений, приобретенных на уроках английского языка;
2. Расширение кругозора учащихся;
3. Развитие их творческих способностей, самостоятельности;
4. Воспитание любви и уважения к людям своего родного края и страны, язык которой изучается;
5. Научить детей видеть результаты коллективной деятельности;
6. Создавать положительную мотивацию и поддерживать интерес к изучению английского языка
План недели был выполнен полностью. Все мероприятия прошли на достаточно высоком уровне и помогли учащимся проявить и развить свои языковые, интеллектуальные и познавательные способности, расширить эрудицию и общеобразовательный кругозор. Выбор языкового материала для каждого мероприятия определялся возможностями учащихся, задания распределялись по степени трудности. Все мероприятия проводились на иностранном языке.
Победители были награждены грамотами и благодарностями. Все классы были вовлечены в проведение недели английского языка. Проведение недели английского языка помогло учителям английского языка поддержать интерес и мотивацию у детей к изучению предмета и играло большую роль в учебно-воспитательном процессе. Таким образом, «Неделя английского языка» явилась ярким событием в нашей школе, продемонстрировала успешное сочетание урочной и внеурочной работы, высокий творческий потенциал учащихся в различных предметных областях: изобразительная, литературная с использованием английского языка.
Предметная неделя русского языка и литературы была призвана решить следующие задачи:
Предметная неделя русского языка и литературы была призвана решить следующие задачи:
- создание условий для развития познавательной и творческой активности обучающихся;
- выявление обучающихся, которые обладают творческими способностями;
- вовлечение обучающихся в творческую деятельность через проведение мероприятий и конкурсов;
- повышение интереса учащихся к лингвистике как науке.
Готовясь к Неделе, учителя русского языка и литературы старались использовать новые интересные формы организации и проведения мероприятий. Это был праздник длиною в целую неделю. Активное участие в мероприятиях приняли все классы школы.
План Недели русского языка и литературы был выполнен, все мероприятия прошли на высоком методическом уровне и помогли учащимся проявить и развить общеязыковые, интеллектуальные и познавательные способности, расширить знания в области лингвистики и общеобразовательный кругозор. Учителям удалось создать необходимые условия для проявления и дальнейшего развития индивидуальных, творческих, интеллектуальных способностей каждого ученика, организовать сотрудничество между учениками и учителями.
Анализируя итоги проведения недели, можно сделать следующие выводы: в проведении предметной недели приняли активное участие и проявили высокую творческую активность все учителя МО. В проведении предметной недели было вовлечено большое количество учащихся школы. Все проведённые мероприятия вызвали живой интерес у учащихся и способствовали повышению уровня познавательной активности. Таким образом, цели предметной недели достигнуты, задачи выполнены.
Хочется надеяться, что главным итогом проделанной работы будет возросший интерес к изучению русского языка и литературы.
Правовая предметная неделя была призвана решить следующие задачи:
- совершенствовать профессиональное мастерство педагогов в процессе подготовки, организации и проведения внеклассных мероприятий;
- вовлекать учащихся в самостоятельную творческую деятельность;
- выявить учащихся, которые обладают творческими способностями, стремятся к углубленному изучению математики.
Подводя итоги предметной недели, необходимо отметить следующие положительные аспекты:
- вовлечение большого числа учащихся в общую, совместную работу по подготовке и проведению мероприятий, что способствует воспитанию у них чувства коллективизма, умение быть ответственным за принятое решение, инициативы, развитию творческой активной личности;
- содержание, методы и формы проведения мероприятий обеспечивали связь с имеющимися знаниями и умениями, овладение основными специальными умениями, методами решения типовых задач, совершенствование познавательных умений, выбор идей, логики и методов решения задач, создание условий для творческой деятельности, для уровней дифференциации, для овладения методами самоконтроля;
- выявление детей, имеющих ярко выраженное нестандартное мышление.
Анализируя указанные мероприятия, следует отметить, что проведение предметной недели способствует не только углубленному изучению математики в пределах школьного курса, но и развитию личностных качеств обучающихся, активизирует их мыслительную деятельность, способствует появлению у учащихся внутренних мотивов к обучению, к дальнейшему самообразованию, саморазвитию, самосовершенствованию, способствует сближению учителя и ученика.
Предметная неделя по истории
Ожидаемый результат: активизация познавательной деятельности учащихся с целью формирования уважения к историческому прошлому нашей страны
Предметная неделя показала, что у учащихся развивается познавательный интерес к предмету, ребята слаженно работали в коллективе и творчески организовывали свою деятельность.
Формы проведенных мероприятий были интересными и действенными, способствовали воспитанию гордости за историю страны, своего края и ее знаменитых людей, формированию у школьников важнейших качеств личности: гражданской позиции, нравственности, патриотизма.
В целом предметная Неделя прошла успешно. Поставленные цели достигнуты.
Взаимодействие с работой МС школы, МО школ района, города
Оказание практической помощи молодым специалистам и педработникам в период подготовки к аттестации:
Было организованно наставничество над молодыми специалистами на 2022-2023 гг.
ФИО молодого специалиста | Наставничество по предмету | Наставничество по классному руководству |
Кобец Я.В. | Дессерт Е.П. | Плодистая О.К. |
Наставниками было организованно:
Взаимопосещение уроков и занятий, внеклассных мероприятий и их последующий подробный анализ, но в недостаточном количестве.
Совместная подготовка и отбор дидактического материала для уроков и занятий
Совместная разработка планов-конспектов уроков по теме, занятий по внеурочной деятельности, внеклассного мероприятия
Изучение методической литературы по образовательным предметам
Беседы с молодым специалистом по определённым разделам педагогики, научному содержанию предмета, частной методики преподавания
Консультации по частным вопросам методики преподавания и проведения внеклассных мероприятий
Учителя МО работают над следующими методическими темами:
№ | ФИО | Методическая тема |
1. | Рейнгардт В.В. | Особенности преподавания литературы для детей с ОВЗ. |
2. | Казюра Н.Г. | Анализ лирического произведения на уроках литературы. |
3 | Чаплыгина Н.А. | Теория и практика анализа художественного текста в контексте инновационных технологий. |
4. | Батюк И.В. | Реализация технологии критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы. |
5 | Ладыга А.И. | Коммуникативный подход к обучению грамматике иностранного языка. |
6 | Дессерт Е.П. | Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении ИЯ с целью повышения качества знаний в рамках системно-деятельностного подхода. |
7 | Корячкина Н.П. | Влияние уровня развития внимания учащихся на успешность их обучения |
8 | Зонова А.А. | Развитие креативного мышления школьников на уроке иностранного языка. |
9. | Лёвина Е.А. | Формирование грамматических навыков на уроке английского языка по средствам ИКТ в рамках системно-деятельностного подхода. |
10. | Кобец Я.В. | Особенности работы с аутентичным текстом для чтения на уроке иностранного языка. |
11. | Чередниченко Е.В. | Формирование универсальных учебных действий на уроках истории и обществознания |
Информационная деятельность
Формирование банка педагогической информации (нормативно-правовой, методической)
Ознакомление членов МО с новинками педагогической и методической литературы на бумажных и электронных носителях
Ознакомление членов МО с содержанием образовательных программ, УМК, нормативных документов, опытом инновационной деятельности
Общие выводы:
Проанализировав состояние работы методического объединения учителей гуманитарного цикла за 2022-2023 учебного года, можно сделать следующие выводы:
- проблема школы и вытекающая из нее тема методического объединения соответствуют основным задачам, стоящим перед школой;
- члены ШМО гуманитарного цикла понимают значимость методической работы принимают активное участие в жизни школы;
- тематика заседаний отражает основные проблемы, стоящие перед учителями;
- заседания тщательно подготовлены и продуманы;
- протоколы заседаний ШМО ведутся и хранятся.
- выступления и выводы основывались на анализе, практических результатах,
позволяющим сделать серьезные методические обобщения;
- проводилась работа по овладению учителями современными методиками и
технологиями обучения;
- уделялось внимание формированию у учащихся навыков творческой исследовательской деятельности;
Но в работе педагогов ШМО остались еще не решенные до конца проблемы:
- не в полной мере используются на уроках и внеурочной деятельности
современные образовательные технологии;
- нет достаточного опыта работы по составлению технологических карт уроков по ФГОС;
- систематически не ведется работа с одаренными и слабоуспевающими
школьниками;
- не все педагоги публикуют методические разработки в сети Интернет;
- недостаточно используются инновационные технологии.
Имеющиеся недостатки в работе анализируются, а значит, возможно, их устранение в новом учебном году.
На основании вышеизложенного работу ШМО учителей гуманитарного цикла следует признать удовлетворительной.
В новом учебном году мы будем работать над методической темой: «………..».
Руководитель МО Лёвина Е.А.