Сводная ведомость результатов обследования сформированности УУД у обучающихся5 классов 2019-2020 уч. года
ОО | Кол-во чел. | Личностные УУД | Регулятивные УУД | Познавательные УУД | Коммуникативные УУД |
низкий уровень | средний уровень | высокий уровень | низкий уровень | средний уровень | высокий уровень | низкий уровень | средний уровень | высокий уровень | низкий уровень | средний уровень | высокий уровень |
чел | % | чел | % | чел | % | чел | % | чел | % | чел | % | чел | % | чел | % | чел | % | чел | % | чел | % | чел | % |
| 32 | 21 | 66 | 11 | 34 | 0 | 0 | 2 | 6 | 8 | 25 | 22 | 72 | 6 | 19 | 8 | 25 | 18 | 56 | 4 | 12,5 | 16 | 50 | 12 | 37,5 |
Сводная ведомость результатов обследования сформированности УУД у обучающихся 6 классов 2019-2020 уч. года
ОО | Кол-во чел. | Личностные УУД | Регулятивные УУД | Познавательные УУД | Коммуникативные УУД |
низкий уровень | средний уровень | высокий уровень | низкий уровень | средний уровень | высокий уровень | низкий уровень | средний уровень | высокий уровень | низкий уровень | средний уровень | высокий уровень |
чел | % | чел | % | чел | % | чел | % | чел | % | чел | % | чел | % | чел | % | чел | % | чел | % | чел | % | чел | % |
| 26 | 13 | 50 | 11 | 42 | 2 | 8 | 2 | 8 | 15 | 57 | 9 | 35 | 2 | 8 | 15 | 57 | 9 | 35 | 3 | 11 | 11 | 43 | 12 | 46 |
Сводная ведомость результатов обследования сформированности УУД у обучающихся 7 классов 2019-2020 уч. года
ОО | Кол-во чел. | Личностные УУД | Регулятивные УУД | Познавательные УУД | Коммуникативные УУД |
низкий уровень | средний уровень | высокий уровень | низкий уровень | средний уровень | высокий уровень | низкий уровень | средний уровень | высокий уровень | низкий уровень | средний уровень | высокий уровень |
чел | % | чел | % | чел | % | чел | % | чел | % | чел | % | чел | % | чел | % | чел | % | чел | % | чел | % | чел | % |
| 19 | 5 | 26 | 12 | 63,5 | 2 | 10,5 | 1 | 5 | 7 | 37 | 11 | 58 | 2 | 10,5 | 13 | 68,5 | 4 | 21 | 1 | 5 | 12 | 63,5 | 6 | 31,5 |
Сводная ведомость результатов обследования сформированности УУД у обучающихся 8 классов 2019-2020 уч. года
ОО | Кол-во чел. | Личностные УУД | Регулятивные УУД | Познавательные УУД | Коммуникативные УУД |
низкий уровень | средний уровень | высокий уровень | низкий уровень | средний уровень | высокий уровень | низкий уровень | средний уровень | высокий уровень | низкий уровень | средний уровень | высокий уровень |
чел | % | чел | % | чел | % | чел | % | чел | % | чел | % | чел | % | чел | % | чел | % | чел | % | чел | % | чел | % |
| 20 | 7 | 35 | 10 | 50 | 3 | 15 | 3 | 15 | 13 | 65 | 4 | 20 | 2 | 10 | 15 | 75 | 3 | 15 | 2 | 10 | 11 | 55 | 7 | 35 |
Сводная ведомость результатов обследования сформированности УУД у обучающихся 9 классов 2019-2020 уч. года
ОО | Кол-во чел. | Личностные УУД | Регулятивные УУД | Познавательные УУД | Коммуникативные УУД |
низкий уровень | средний уровень | высокий уровень | низкий уровень | средний уровень | высокий уровень | низкий уровень | средний уровень | высокий уровень | низкий уровень | средний уровень | высокий уровень |
чел | % | чел | % | чел | % | чел | % | чел | % | чел | % | чел | % | чел | % | чел | % | чел | % | чел | % | чел | % |
| 20 | 5 | 25 | 12 | 60 | 3 | 15 | 2 | 10 | 13 | 65 | 5 | 25 | 3 | 15 | 11 | 55 | 6 | 30 | 2 | 10 | 6 | 30 | 12 | 60 |
Педагог – психолог МБОУ СШ № 4 имени В.С.Садового Н.Р.Шорохова
Анализ мониторинга сфрмированности УУД в 5-9 классах.
2019-2020 у.г.
Цель мониторинга уровня сформированности УУД: получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий у школьников среднего звена в условиях реализации федеральных государственных стандартов нового поколения.
Задачи мониторинга:
Отработка механизмов сбора информации об уровне сформированности УУД;
Выявление и анализ факторов, способствующих формированию УУД;
Апробация методик оценки уровня сформированности УУД;
Формирование банка методических материалов для организации и проведения мониторинга уровня сформированности УУД у обучающихся 5-9 классов;
Обеспечение преемственности и единообразия в процедурах оценки качества результатов начального школьного образования и основного общего образования в условиях внедрения ФГОС нового поколения;
Разработка и апробация системы критериев и показателей уровня сформированности УУД у обучающихся основного общего образования.
Объекты мониторинга:
Универсальные учебные действия школьников 5-9 классов;
Психолого- педагогические условия обучения;
Педагогические технологии, используемые в среднем звене.
ОО | Кол-во чел. | Личностные УУД | Регулятивные УУД | Познавательные УУД | Коммуникативные УУД |
низкий уровень | средний уровень | высокий уровень | низкий уровень | средний уровень | высокий уровень | низкий уровень | средний уровень | высокий уровень | низкий уровень | средний уровень | высокий уровень |
чел | % | чел | % | чел | % | чел | % | чел | % | чел | % | чел | % | чел | % | чел | % | чел | % | чел | % | чел | % |
5 кл | 32 | 21 | 66 | 11 | 34 | 0 | 0 | 2 | 6 | 8 | 25 | 22 | 72 | 6 | 19 | 8 | 25 | 18 | 56 | 4 | 12,5 | 16 | 50 | 12 | 37,5 |
6кл | 26 | 13 | 50 | 11 | 42 | 2 | 8 | 2 | 8 | 15 | 57 | 9 | 35 | 2 | 8 | 15 | 57 | 9 | 35 | 3 | 11 | 11 | 43 | 12 | 46 |
7 кл | 19 | 5 | 26 | 12 | 63,5 | 2 | 10,5 | 1 | 5 | 7 | 37 | 11 | 58 | 2 | 10,5 | 13 | 68,5 | 4 | 21 | 1 | 5 | 12 | 63,5 | 6 | 31,5 |
8 кл | 20 | 7 | 35 | 10 | 50 | 3 | 15 | 3 | 15 | 13 | 65 | 4 | 20 | 2 | 10 | 15 | 75 | 3 | 15 | 2 | 10 | 11 | 55 | 7 | 35 |
9 кл | 20 | 5 | 25 | 12 | 60 | 3 | 15 | 2 | 10 | 13 | 65 | 5 | 25 | 3 | 15 | 11 | 55 | 6 | 30 | 2 | 10 | 6 | 30 | 12 | 60 |
Всего | 117 | 51 | 43,5 | 56 | 47,8 | 10 | 8,5 | 10 | 8,5 | 56 | 47,8 | 51 | 43,5 | 15 | 13 | 62 | 52,9 | 40 | 34,1 | 12 | 10,2 | 56 | 47,8 | 49 | 42 |
Таким образом, у обучающихся 5-9 классов сформирована внутренняя позиция школьника, лишь у 8,5%. У 47,8% учащихся внутренняя позиция школьника сформирована частично. Они эмоционально положительно относятся к школе, к своему статусу, но ориентируются на внеучебные стороны школьной жизни –общение, игры, прогулки и т.д. По данным, полученным в результате исследования данного параметра, можно сделать вывод,что если учитель построит работу с обучающимися в деятельностной парадигме, то можно будет ожидать высокого уровня сформированности и ЗУНов, и УУД. Непринятие социального статуса, незрелость школьной мотивации значительно осложняет ход нормативного возрастного развития в младшем школьном возрасте и адаптацию к школе, о чём говорят низкие показатели. Низкие результаты сформированности личностных УУД отмечаются, в основном, у учащихся 5-6 класса. Поэтому классным руководителям данных классов рекомендована серьезная работа по коррекции ситуации для недопущения проблем в дальнейшей школьной жизни ребенка.
Таким образом, Исследования показывают, что у учащихся 5-9 класса высокий, средний и низкий уровень развития регулятивных УУД, у учащихся 8 класса отмечается больше низкий уровень развития произвольности регуляции своего поведения и деятельности, у учащихся 5 и 7 классов отмечается больше высокий и средний уровень. Можно сделать вывод, что у большинства обучающихся 5,7 классах уровень сформированности регулятивных УУД достаточный. С 5 по 9 классы регулятивные УУД сформированы на среднем уровне у большинства учащихся. Однако, есть обучающиеся с низким уровнем сформированности в 8,9 классах. Это значит, что контроль у этих школьников носит случайный, непроизвольный характер. Учащиеся не замечают допущенных ошибок, их внимание не устойчиво, плохо распределяемо.
Рекомендовано: учителям обратить внимание на то, какие средства для организации своего поведения и деятельности выбирает ученик; как он удерживает инструкцию; планирует, контролирует и выполняет действие по заданному образцу и правилу; начинаетвыполнять действия и заканчивать его в требуемый временной момент. Для формирования действия контроля по образцу учителям необходимо научить обучающихся проводить поэлементный анализ объекта, сопоставлять его с заданным образцом, выявлять возможные расхождения, соотносить выявленные расхождения с недостатками учебных действий.
Исходя из полученных данных, Можно утверждать, что у обучающихся 5 класса на достаточно высоком уровне сформированы познавательные УУД. Однако у учащихся 9 и также 5 класса данные показатели значительно западают, что говорит о низком уровне развития познавательных процессов, в том числе мыслительных операций. Рекомендовано: для формирования данных умений учителям необходимо учить устанавливать причинно-следственные связи, строить логические цепи, анализировать задачи, больше давать заданий творческого и поискового характера. Включать задания на обобщение, учить учащихся находить общий существенный признак для группы понятий, выделять закономерности, определять родовые взаимосвязи между ними. В дальнейшем умение обобщать материал будет являться основой формирования понятийного мышления.
Большинство учащихся средней школы имеют адекватный уровень развития коммуникативных универсальных учебных действий. Однако, в 5 классе уровень коммуникативных универсальных учебных действий снижен -12,5%. Для дальнейшего развития коммуникативных учебных действий учителям рекомендовано: обратить внимание на организацию отдельных учебных заданий совместного типа, специфика которых естественным образом предполагает активное взаимодействие учеников, сотрудничество, обмен информацией, обсуждение разных точек зрения. Благоприятный контекст для формирования данных действий представляют такие учебные предметы, как «Технология», «Литература».
Заключение: в основе формирования метапредметных результатов лежит «умение учиться», которое предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности (познавательные и учебные мотивы; учебная цель; учебная задача; учебные действия и операции) и выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.
Система оценки метапредметных результатов в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих развитие психологических способностей личности, осуществлялась в рамках нормативно - возрастного развития личностной и познавательной сфер ребёнка. Оценка метапредметных результатов проводилась в ходе различных процедур. В результате мониторига были решены следующие задачи:
1.Определен уровень сформированности метапредметных УУД каждого ученика в средней школе;
2.Определены проблемные зоны в решении задач образования учащихся и определение возможных путей их ликвидации;
3. Разработана стратегия помощи учащимся, испытывающим трудности в формировании тех или иных метапредметных УУД;
Определена успешность работы педагога по формированию метапредметных УУД учащихся: педагог грамотно осуществляет системно – деятельностный подход в обучении, что способствует формированию метапредметных результатов, заложенных в программах пятого года обучения.
Педагог-психолог Н.Р.Шорохова.