Урок литературы. 9 класс
Тема урока: Анализ монологов героев пьесы А.С. Грибоедова «Горе от ума».
Цель урока: обучение анализу монолога, знакомство с сюжетом II действия комедии, завязка конфликта.
Словарная работа: консерватизм, прогресс, крепостничество, чинопочитание.
Оборудование: интерактивная доска, колонки (фонохрестоматия).
Эпиграф:
Фамусов: Вот то-то, все вы гордецы
Спросили бы, как делали отцы?
Чацкий: Век нынешний и век минувший:
Свежо предание, а верится с трудом.
Ход урока
Организационный момент.
Определение темы урока: Ребята, прочитайте эпиграфы к уроку, откуда взяты слова? Правильно, из монологов. С какой целью введен монолог? Чем вызван данный монолог? Какие темы затронуты в нем?
Нам предстоит проанализировать монологи, отвечая на эти вопросы. Итак, сформулируем тему нашего урока. (После обсуждения, записывается в тетрадь тема урока: Анализ монологов героев пьесы А.С. Грибоедова «Горе от ума»)
Опрос домашнего задания. Вопросы на проверку восприятия II действия.
- Как дома читалось это действие?
- А что показалось сложным?
(длинные монологи, незнание значений многих слов)
Разбираем слова, проводим словарную работу.
Работа с текстом. Анализ монологов.
Явление I:
1) Слайд. Фамусов и Петруша.
2) Фонохрестоматия: чтение монолога актером: «Петруша, вечно ты с обновкой».
3) Вопросы:
- Скажите, в какой момент произносится данный монолог?
- О чем рассуждает Фамусов? Как события свидетельствуют о содержании жизни людей этого круга?
- Обратите внимание на темп речи, каков он?
(темп неспешный: Фамусов рассказывает об устоявшем московском быте)
-Кто слышит этот монолог, и кто появится сразу после его окончания?
(Свидетель – бессловесный Петруша, а появится Чацкий, который этому устоявшемуся укладу откажется подчиняться)
Явление II:
1) Выразительное чтение по ролям заранее подготовленных учеников.
2) Вопросы:
- Когда ироническая перепалка людей, обладающих разными нравственными ценностями, перерастает в политический спор?
- Завязка какого конфликта происходит здесь?
- Как меняются поведение и интонация речи в ходе словесного поединка?
3) Слайд. Чацкий. Выразительное чтение наизусть монолога Чацкого «А судьи кто?»
- Какие жизненные идеалы и ценности отстаивает каждый герой, против чего ополчается?
4) Запись в тетрадь
Фамусов отстаивает…...Чацкий считает….. (ответ на последний вопрос с помощью выбранных цитат записывается в тетрадь)
Вопросы к следующим явлениям.
1) Слайд. Скалозуб.
- Кто такой Скалозуб? Может он нравиться Софье?
2) Слайд. Молчалин.
- Любит ли Софья Молчалина? А он ее? Что нового мы узнаем о характере героя из этого действия?
- Как ведет себя влюбленный Чацкий?
Обобщение:
Итак, проанализировав второе действие пьесы, монологи, диалоги персонажей пьесы, можно сделать вывод, что в произведении прослеживается конфликт двух поколений, двух миров: Чацкий - умный, целеустремленный, со свежим видением, с высокоморальными принципами.
Фамусов - приверженец старых порядков, не желающий перемен для которого порядочность равна высокому чину и умению «прислуживаться».
Подумайте, ребята, актуальна ли эта пьеса сегодня, несмотря на то, что написана она почти 200 лет назад?
(Ответы учащихся: да, она современна, так как подняты проблемы, можно сказать, вечные проблемы долга, патриотизма, любви, затронуты вопросы материальных и нравственных ценностей)
Домашнее задание:
1) Чтение III действия.
2) Задания по группам:
По отношению к кому употребляются слова «ум», умный, философ».
Воспроизвести цепочку: как родилась и распространялась сплетня о сумасшествии Чацкого?
Охарактеризовать гостей Фамусова на балу, выделяя общие и индивидуальные черты.
Оценки за урок.
Рефлексия. Карточки «красный» - мне было интересно, «синий» - сегодня мне было скучно.