Экспериментальное исследование проводилось на базе МБОУ Средняя Специализированная школа № 12 имени Героя России Александра Колгатина Городского Округа - Город Камышин Волгоградской области, 3 «Б» класс. В исследовании приняли участие 22 ребенка и их родители. Дети находятся на разном уровне музыкального развития. Обучающиеся данного класса оченьэмоциональны и подвижны.
Исследовательская работа проходила в три этапа: констатирующий, формирующий и заключительный.
Материалом исследования явился устойчиво повторяющийся репертуар для музыкального развития детей младшего школьного возраста.
Задачи констатирующего эксперимента:
- определить критерии уровня процентного соотношения классической, народной и современной музыки;
-выявление состояния предметно – развивающей среды по музыкальному развитию с помощью музыки в семье;
-выявление отношения родителей к проблеме музыкального развития и воспитания детей младшего школьного возраста с помощью музыки.
Методы исследования на данном этапе:
1.Наблюдение и анализ развития музыкальности детей.
2.Анкетирование.
3.Описание и анализ результатов констатирующего этапа.
Определяя критерии уровней, мы делали акцент на эмоциональную отзывчивость детей на музыку, проявление интереса к музыке и узнавание знакомой мелодии.
Критерии уровней: высокий уровень –ребенок умеет ярко передавать мимикой, пантомимой, жестами радость, удивление, восторг, грусть исходя из музыки и содержания композиции, подпевает, приговаривает во время движения, помогая этим себе.
Средний уровень – передаёт настроение музыки и содержание композиции характером движений без ярких проявлений мимики и пантомимики.
Низкий уровень – затрудняется в передаче характера музыки и содержания композиции движением, мимика бедная, движения невыразительные.
При решении задач начального этапа исследования, связанного с выявлением музыкального воспитания младших школьников в процессе ознакомления с музыкальными произведениями, нами были использованы: метод наблюдения, беседа и анкетирование.
В ходе анкетирования родители ответили на следующие вопросы:
1. Часто ли у вас дома звучит музыка?
а) да (53%) б) нет (25%)
2. Какая музыка звучит у вас дома?
а) классическая (10%)
б) детская (мультфильмы, кинофильмы) (57%)
в) современная, эстрадная (75%)
г) народная (7%)
3. Какую музыку любят слушать ваши дети?
а) вокальную (39%) б) инструментальную (42%)
4.Хотели бы вы, чтобы ваш ребенок научился играть на музыкальном инструменте?
а) да (42%) б) нет (35%)
5.У вас дома имеется в наличии какой-либо музыкальный инструмент?
а) да (28%) б) нет (50%)
Тестирование родителей показало, что большинство их детей любит слушать дома инструментальную музыку - 42%; детскую музыку слушают - 57%; хотели бы научиться играть на музыкальном инструменте - 42%, семейные праздники проводят - 100%, современная музыка звучит во многих семьях - 75%.
К сожалению, музыкальная образованность наших родителей оставляет желать лучшего. 100% родителей отметили, что никогда не занимались видами музыкальной деятельности.Однако родители считают, что развивать музыкальные способности детей нужно как в школе, так и в семье - 92% родителей.
Родители отметили, что 38% детей любят устраивать для них домашние концерты, используя музыкальный материал, выученный на уроках музыки в школе.
Уровень теоретической подготовленности родителей в вопросе музыкального воспитания детей в семье недостаточно высок, и как результат этого – недостаточное создание условий для развития детей в музыкальной деятельности в большинстве семей (53%). Лишь в двух семьях практикуется посещение театров, концертов (4%), большинство же ограничивается слушанием музыкальных произведений, которые, исходя из ответов родителей, являются чаще всего современной музыкой или детскими песнями и произведениями (75%). Дети дома практически не знакомятся с классическими музыкальными произведениями, что значительно обедняет их музыкальные впечатления.
Нами отмечено, что в большинстве семей нет никакого целенаправленного музыкального обучения (67%). Родители редко поют или танцуют вместе с детьми несмотря на то, что10% родителей в разной степени владеют игрой на музыкальном инструменте. Следовательно, в остальных случаях в семьях недостаточно примера взрослых, который мог бы стимулировать развитие музыкальных способностей ребёнка.
Так же выяснилось, что родители почти не заботятся о создании музыкальной среды дома: только 28% детей имеют настоящий музыкальный инструмент (фортепиано, аккордеон). Анализ ответов родителей показал, что у большинства из них есть желание сделать всё необходимое для музыкального развития своего ребёнка. Но для этого им необходима помощь педагогов: консультации (48%), подбор литературы по этому вопросу (12%). И что радует нас, что 98% родителей готовы к сотрудничеству сошколой в этом направлении!
Из беседы с младшими школьниками мы выяснили, что 47% детей любят, когда дома звучит музыка, а анкетирование их родителей показало, что 53% тоже с большим удовольствием включают и слушают музыку дома. Этот сравнительный анализ показал практически одинаковое отношение детей и взрослых к музыке, которая звучит у них дома.
Процентный показатель звучания музыки в семье
В ходе уроков музыки мы наблюдали за детьми в процессе выполнения музыкальных заданий:
- спеть куплет выученной ранее песни;
- прослушать отрывок музыки и показать в движениях жанр (танец, марш);
- играли в музыкальные игры на внимание: «Найди предмет», «Передай игрушку».
В ходе применения указанного метода были получены следующие количественные результаты:
высокому уровню проявления музыкальности соответствовало 25% детей(7 человек),
средний уровень составил 28% (8 детей),
к низкомууровню было отнесено 46% детей (13 детей).
Уровень музыкального развития младших школьников
Изучив создание условий для развития музыкальных способностей в семье и определив уровень их развития в музыкальной деятельности, мы решили проанализировать, существует ли взаимосвязь между уровнем развития детского музыкального творчества и педагогическими условиями, созданными для творческой деятельности в семье.
Мы отобрали детей с высоким уровнем развития музыкальных способностей (Никита Б., Илья Е., Сэда Е., Соня И.). Рассмотрев более внимательно полученные данные нашего исследования, нам удалось выявить определённую зависимость.
В семьях Сони И. и Никиты Б. созданы все необходимые условия для детского музыкального творчества, проводится целенаправленное дополнительное обучение детей, а также их знакомство с произведениями искусства через слушание музыки (особенно классической), посещение театра, концерты.
В семьях, где родители регулярно поют со своими детьми, у учеников лучше развито песенное творчество (Соня И., Илья Е., Сэда Е.).
Владение взрослым игрой на музыкальном инструменте оказывает положительное влияние на творческие проявления детей (Соня И., Сэда Е.). Это можно объяснить тем, что у девочек накапливаются разнообразные впечатления от восприятия музыки, что способствует развитию основных музыкальных способностей, необходимых для творческой деятельности.