Анализ ОГЭ по географии в 10 классе 2020г
Дата 12.10.2020
Выполняли работу | Критерии оценки в баллах | Успеваемость | Качество |
«2» 0-11 баллов | «3» 12-18 баллов | «4» 19-25 баллов | «5» 26-31 баллов | % | % |
2 | 1 | - | - | 1 |
Фамилия Имя | задания | баллы | оценка |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | | |
Щелкачева А | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 26 | 5 |
Сачевская А | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 10 | 2 |
B работе используются задания базового, повышенного и высокого уровней сложности. Задания базового уровня имеют планируемый процент выполнения 60-90; повышенного уровня 40-60; высокого - менее 40.
Распределение заданий КИМ по уровням сложности показано в таблице
Уровень сложности заданий | Количество заданий | Максимальный первичный балл | Процент максимального первичного балла за выполнение заданий данного уровня сложности от максимального первичного балла за всю работу, равного 32 |
Базовый №1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 10, 11, 12, 13, 16, 18, 19, 22, 26, | 17 | 17 | 53,1 |
Повышенный №9, 14, 17, 21, 24, 25, 27, 28, 29, 30. | 10 | 11 | 34,4 |
Высокий № 15, 20, 23 | 3 | 3 | 12,5 |
Итого | 30 | 31 | 100 |
Краткая статистическая информация и её содержательная интерпретация по результатам выполнения пробной работы по географии в форме ОГЭ Уровни сложности заданий: Б — базовый; П — повышенный; B — высокий. |
№ п/п | Контролируемые виды деятельности | Уровень сложности задания | Максимальный балл за выполнение задания | справились | не справились |
1 | Знать и понимать географические особенности природы материков и океанов, народов Земли; различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; результаты выдающихся географических открытий и путешествий | Б | 1 | 2 | |
2 | Знать специфику географического положения России | Б | 1 | 2 | |
3 | Знать и понимать особенности природы России | Б | 1 | 2 | |
4 | Знать и понимать природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений | Б | 1 | 1 | 1 |
5 | Знать и понимать особенности основных отраслей хозяйства России, природно-хозяйственных зон и районов | Б | 1 | 1 | 1 |
6 | Уметь приводить примеры природных ресурсов, их использования и охраны, формирования культурно- бытовых особенностей народов под влиянием среды их обитания; уметь находить в разных источниках информацию, необходимую для изучения экологических проблем | Б | 1 | 1 | 1 |
7 | Знать и понимать особенности населения России | Б | 1 | | 2 |
8 | Уметь находить информацию, необходимую для изучения разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами | Б | 1 | 2 | |
9 | Уметь анализировать в разных источниках информацию, необходимую для изучения разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами | П | 1 | 1 | 1 |
10 | Понимать географические явления и процессы в геосферах | Б | 1 | 1 | 1 |
11 | У меть анализировать информацию, необходимую для изучения разных территорий Земли | Б | 1 | 1 | 1 |
12 | Знать и понимать природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем | Б | 1 | | 2 |
13 | Уметь выделять (узнавать) существенные признаки географических объектов и явлений | Б | 1 | | 1 | 1 |
14 | Уметь определять на карте географические координаты | П | 1 | | 2 | |
15 | Уметь объяснять существенные признаки географических объектов и явлений. Знать и понимать природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем | B | 2 | | 1 | 1 |
16 | Знать и понимать основные термины и понятия; уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для решения практических задач | Б | 1 | | 2 | |
17 | Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для чтения карт различного содержания | П | 1 | | 1 | 1 |
18 | Уметь определять на карте расстояния | Б | 1 | | 2 | |
19 | Уметь определять на карте направления | Б | 1 | | 2 | |
20 | Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию | B | 2 | | 1 | 1 |
21 | Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для чтения карт различного содержания | П | 1 | | 2 | |
22 | Уметь находить в разных источниках информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений | Б | 1 | | 1 | 1 |
23 | Знать и понимать особенности основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов | B | 1 | | 1 | 1 |
24 | Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для определения поясного времени | П | 1 | | 1 | 1 |
25 | Знать и понимать особенности природы, населения, основных отраслей хозяйства, природнохозяйственных зон и районов России; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных стран | П | 1 | | 1 | 1 |
26 | Знать и понимать географические явления и процессы в геосферах | Б | 1 | | 1 | 1 |
27 | Уметь анализировать информацию, необходимую для изучения разных территорий Земли | П | 1 | | 1 | 1 |
28 | Уметь выявлять на основе представленных в разной форме результатов измерений эмпирические зависимости | П | 1 | | 1 | 1 |
29 | Понимать географические следствия движений Земли | П | 1 | | | 2 |
30 | Уметь выделять (узнавать) существенные признаки географических объектов и явлений | П | 1 | | 1 | 1 |
Анализ ОГЭ по географии в 2020 году показал, что затруднения у учащихся возникли в следующих заданиях:
№7 - особенности населения России (базовый уровень); №12 - природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем (базовый уровень); №29 - географические следствия движений Земли (повышенный уровень).
С базовым уровнем справилась Щелкачева А, выпускница знает основные географические факты, умеет читать карту с помощью легенды, выбирать необходимый источник информации для решения конкретной проблемы, приводит примеры распространения географических явлений, извлекает необходимую информацию из статистических источников; с работой не справилась Сачевская А, сказалось редкое посещение уроков географии и консультаций, слабая самоподготовка во время дистанционного обучения.
Выявленные недостатки можно связать с реализуемыми обучения в РФ с разными учебными программами и используемыми УМК по географии; одночасовыми уроками в 5-6 классе, где закладываются основные элементы базовых знаний, проверяемых в КИМ ОГЭ; пробелы выпускников: особенности населения России; знание и понимание природных и антропогенных причин возникновения геоэкологических проблем, умение выделять (узнавать) существенные признаки географических объектов и явлений, умение объяснять существенные признаки географических объектов и явлений .
По результатам пробной государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 класса по географии ОГЭ МБОУ СОШ с.Отважное за 2019-2020 учебный год можно сделать вывод о том, что уровень общеобразовательной подготовки по географии выпускников IX класса на 50 % соответствует обязательному минимуму содержания основных образовательных программ и требованиям к уровню подготовки выпускников Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по географии.
Методические рекомендации по сопровождению государственной (итоговой) аттестации
в 9 классе по предмету «География»
На протяжении всего учебного процесса продолжить работу к развитию активной познавательной деятельности учащихся: работе со всеми видами учебной информации, формированию аналитических, классификационных умений, систематизации знаний, больше уделять внимание применению географических знаний для объяснения процессов и явлений, происходящих в реальной жизни.
Алгоритм предэкзаменационного повторения:
- определение внутри каждой темы проблемные вопросы для обязательного повторения;
- вычисление вопросов для беседы в целях актуализации и закрепления, ранее полученных знаний (в этой связи необходимо предусмотреть опережающие задания);
- обработка по теме, разделу типовых заданий базового и повышенного уровней.
Основные задачи предэкзаменационного повторения заключаются в том, чтобы:
- представить учащимся обобщенную характеристику целей, содержания, особенностей экзамена в 9 классе по географии;
- помочь обучающимся обобщить, систематизировать содержание курса географии по основным его разделам;
- привлечь внимание выпускников к наиболее сложным проблемам курса, дать рекомендации по выполнению заданий различных типов, входящих в экзаменационную работу;
- ознакомить учащихся с инструкциями по выполнению заданий, заполнению бланков ответов;
- дать выпускникам представление о характере оценивания ответов на задания различных типов и системы выставления баллов за них.
- на конкретных примерах показать учащимся особенности каждого вида заданий экзаменационной работы.
При подготовке к экзамену необходимо обращать внимание на формирование географической компетентности:
- умение в конкретной ситуации распознавать и формулировать проблемы, которые могут быть решены средствами географии;
- владение языком географии (термины, понятия, умение читать географические карты);
- умение привязывать событие к конкретному месту в пространстве;
- умение выделять географическую информацию, необходимую для решения данной проблемы;
- умение сделать вывод и сформулировать правильный ответ.
На этапе планирования результатов обучения по отдельным темам и разделам курсов школьной географии важно четко представлять, какие именно умения должны быть сформированы у учащихся в результате изучения той или иной темы.
Обратить особое внимание на изучение «Географии России». Особенно таких тем, как «Природно-хозяйственное районирование России. Регионы России», «География отраслей промышленности России»
Приучать выпускников к внимательному и неукоснительному выполнению инструкций, использующихся в материалах ОГЭ, к четкому, разборчивому чтению и письму при выполнению задания.
Планируемые коррекционные мероприятия:
На уроках географии организовать:
- работу над ошибками;
- предусмотреть систему отработки «западающих тем» в планировании повторения, в индивидуальной работе с учащимися класса;
- усилить внимание к данным понятиям, используя систему тренировочных упражнений, и при работе с картой.
Учитель географии А.Л. Расторгуева