Анализ результатов
общего государственного экзамена по физике
обучающихся 9 классов А, Б, В, Г, Д, Е и Л МБОУ СОШ 42
в 2023-2024 учебном году.
Согласно Закону Российской Федерации «Об образовании» освоение общеобразовательных программ основного и среднего общего образования завершается обязательной итоговой аттестацией выпускников общеобразовательных учреждений независимо от формы получения образования.
В течение учебного года проводились консультации для выпускников 9 класса. Проводились занятия по физике с целью повышения качества знаний и подготовки к ОГЭ. В течение года проводились тренировочные работы по физике в форме ОГЭ с использованием сайта «Решу ОГЭ», «Демоверсий», сборника по подготовке к ОГЭ: «Камзеева Е.Е: ОГЭ-2024».
Итоги ОГЭ становятся важным аналитическим источником информации об уровне общеобразовательной подготовки выпускников.
Цель:
объективная оценка качества подготовки лиц, освоивших образовательные программы среднего общего образования, с использованием заданий стандартизированной формы (контрольных измерительных материалов).
Задачи:
- установление уровня освоения выпускниками Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования,
- анализ условий, влияющих и обусловливающих качество образования.
Объект – качество образования.
Предмет: физика
- качество процесса образования,
- результат (компетентность) образования,
На выполнение заданий учащимся отводилось 180 минут (3ч.)
Результаты государственной итоговой аттестации по физике
Класс | Сдавали | Качество знаний | Усп-ть % | Ср. балл | Ф.И.О. учителя |
9 | 16 | 94% | 100 | 4,13 | Хакимова З.К. |
Таблица результатов в разрезе баллов (общий)
| Уровень по тестовому баллу |
Кол-во обучающихся 16 уч-ся | 3 (11-22 балла) | 4 (23–34 баллов) | 5 (35-45 баллов) |
кол-во % | кол-во % | кол-во % |
1 | 6 | 12 | 75 | 3 | 19 |
Успеваемость 100 |
Средний балл 29 |
Структура КИМ
В экзаменационной работе содержится 27 заданий. Первая часть работы содержит 26 заданий с кратким ответом, вторая часть работы включает задание с развернутым ответом: сочинение по прочитанному тексту. В формате ОГЭ 2024 года. В работе представлены задания разных уровней сложности: базового, повышенного и высокого. В таблице ниже представлено распределение заданий по уровням сложности.
Распределение заданий по уровням сложности
Уровень сложности заданий | Коли- чество заданий | Макси- мальный первичный балл | Процент максимального первичного балла за задания данного уровня сложности от максимального первичного балла за всю работу, равного 45 |
Базовый | 15 | 21 | 47 |
Повышенный | 7 | 15 | 33 |
Высокий | 3 | 9 | 20 |
Итого | 25 | 45 | 100 |
Распределение заданий по основным содержательным разделам учебного предмета «Физика» следующее:
Раздел курса физики, включённый в работу | Количество заданий |
Вся работа |
Механические явления | 9–14 |
Тепловые явления | 4–10 |
Электромагнитные явления | 7–14 |
Квантовые явления | 1–4 |
Итого | 25 |
Анализ I части. Задания с кратким ответом и выбором правильного ответа из предложенных.
Правильное выполнение каждого из заданий 1, 4, 11, 12, 18 оценивается 2 баллами. Задание считается выполненным верно, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания, и полностью совпадает с эталоном ответа: каждый символ в ответе стоит на своём месте, лишние символы в ответе отсутствуют. Выставляется 1 балл, если на любой одной позиции ответа записан не тот символ, который представлен в эталоне ответа. Во всех других случаях выставляется 0 баллов. Правильное выполнение каждого из заданий 13, 14, 16, 19 оценивается
2 баллами. Задание считается выполненным верно, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания, каждый символ присутствует в ответе, в ответе отсутствуют лишние символы. Порядок записи символов в ответе значения не имеет. Выставляется 1 балл, если только один из символов, указанных в ответе, не соответствует эталону или только один символ отсутствует; во всех других случаях выставляется 0 баллов.
№ зад. | Формулировка задания | Выполнили |
Кол-во | % |
1 | Правильно трактовать физический смысл исполь- зуемых величин, их обозначения и единицы измерения; выделять приборы для их измерения | 14 | 88 |
2 | Различать словесную формулировку и математическое выражение закона, формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами | 15 | 94 |
3 | Распознавать проявление изученных физических явлений, выделяя их существенные свойства признаки | 15 | 94 |
4 | Распознавать явление по его определению, описа- нию, характерным признакам и на основе опытов, демонстрирующих данное физическое явление. Различать для данного явления основные свойства или условия его протекания | 16 | 100 |
5 | Вычислять значение величины при анализе явлений с использованием законов и формул | 16 | 100 |
6 | Вычислять значение величины при анализе явлений с использованием законов и формул | 15 | 94 |
7 | Вычислять значение величины при анализе явлений с использованием законов и формул | 15 | 94 |
8 | Вычислять значение величины при анализе явлений с использованием законов и формул | 16 | 100 |
9 | Вычислять значение величины при анализе явлений с использованием законов и формул | 15 | 94 |
10 | Вычислять значение величины при анализе явлений с использованием законов и формул | 15 | 94 |
11 | Описывать изменения физических величин при протекании физических явлений и процессов | 15 | 94 |
12 | Описывать изменения физических величин при протекании физических явлений и процессов | 15 | 94 |
13 | Описывать свойства тел, физические явления и процессы, используя физические величины, физические законы и принципы (анализ графиков, таблиц и схем) | 15 | 94 |
14 | Описывать свойства тел, физические явления и процессы, используя физические величины, физические законы и принципы (анализ графиков, таблиц и схем) | 13 | 81 |
15 | Проводить прямые измерения физических величин с использованием измерительных приборов, правильно составлять схемы включения прибора в экспериментальную установку, проводить серию измерений | 16 | 100 |
16 | Анализировать отдельные этапы проведения ис- следования на основе его описания: делать выводы на основе описания исследования, интерпре- тировать результаты наблюдений и опытов | 16 | 100 |
18 | Различать явления и закономерности, лежащие в основе принципа действия машин, приборов и технических устройств. Приводить примеры вклада отечественных и зарубежных учёных-физиков в развитие науки, объяснение процессов окружающего мира, в развитие техники и технологий | 15 | 94 |
19 | Интерпретировать информацию физического содержания, отвечать на вопросы с использованием явно и неявно заданной информации. Преобразовывать информацию из одной знаковой системы в другую | 15 | 94 |
Анализ части II
Выполнение заданий с развёрнутым ответом 17, 20–25 оценивается двумя экспертами с учётом правильности и полноты ответа. Максимальный первичный балл за выполнение заданий с развёрнутым ответом 20, 21 и 22 составляет 2 балла, за выполнение заданий 17, 23–25 составляет 3 балла. К каждому заданию приводится подробная инструкция для экспертов, в которой указывается, за что выставляется каждый балл – от нуля до максимального. В варианте перед каждым типом заданий предлагается инструкция, в которой приведены общие требования к оформлению ответов.
№ | Содержание задания | Выполнили |
количество | % |
1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 |
17 | Проводить косвенные измерения физических величин, исследование зависимостей между величинами (экспериментальное задание на реальном оборудовании) | 1 | 0 | 1 | 6 | 0 | 6 |
20 | Применять информацию из текста при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач | 2 | 2 | 0 | 13 | 13 | 0 |
21 | Объяснять физические процессы и свойства тел | 4 | 2 | 0 | 25 | 13 | 0 |
22 | Объяснять физические процессы и свойства тел | 8 | 2 | 0 | 50 | 13 | 0 |
23 | Решать расчётные задачи, используя законы и формулы, связывающие физические величины | 1 | 1 | 3 | 6 | 6 | 19 |
24 | Решать расчётные задачи, используя законы и формулы, связывающие физические величины (комби- нированная задача) | 0 | 1 | 2 | 0 | 6 | 13 |
25 | Решать расчётные задачи, используя законы и формулы, связывающие физические величины (комби- нированная задача) | 1 | 1 | 2 | 6 | 6 | 13 |
Вывод:
Выпускники справились с экзаменом по физике и показали хороший уровень знаний.
Рекомендации конкретных педагогических действий по улучшению ситуации в 2024-2025 учебном году:
1. Отрабатывать наиболее тщательно задания № 14 тестовой части.
2. Решать больше качественных и количественных задач повышенного уровня.
3. На уроках русского языка расширить формы работы с текстом в направлении «от текста к языковой единице» и «от языкового факта к тексту», осуществлять формирование навыков комплексного анализа текста.
4. Регулярно проводить онлайн-тестирование, обеспечить открытый учёт знаний, чтобы учащийся видел динамику результатов обучения
Справку подготовил учитель физики Хакимова З.К.
07.07.2024