Анализ выполнения контрольных работ по русскому языку учащимися 5,6,8,10 классов МОАУ «СОШ №23 г. Орска в 2023 -2024 учебном году.
В рамках реализации основной образовательной программы школы на 2023-2024 учебный год 27.05.2024 г., 30.05.2024г., 22.05.2024г., 17.05.2024г. была проведена промежуточная аттестация по русскому языку в 5,6,8,10 классах с целью выявления степенью овладения основными общеучебными умениями и навыками, предусмотренными требованиями федерального государственного стандарта по русскому языку.
Цели промежуточной аттестации:
─ проведение независимого контроля усвоения учебного материала обучающимися;
─ повышение мотивации обучения школьников;
─ психологическая адаптация к сдаче ГИА ;
─ повышение ответственности учителей-предметников за результаты труда, за степень освоения обучающимися государственного образовательного стандарта, определённого образовательной программой.
Класс | Кол-во уч-ся | Кол-во писавших | Дата проведения | Форма проведения | 5 | 4 | 3 | 2 | Успеваемость | Качество | СОУ |
5В | 24 | 22 | 27.05.2024 | диктант | 1 | 5 | 16 | 0 | 100 | 27 | 45 |
6Б | 28 | 22 | 30.05.2024 | диктант | 4 | 10 | 8 | 0 | 100 | 64 | 60 |
8Б | 26 | 25 | 22.05.2024 | диктант | 1 | 8 | 16 | 0 | 100 | 36 | 48 |
10 | 12 | 11 | 17.05.2024 | К/р в форме ЕГЭ | 0 | 0 | 11 | 0 | 100 | 0 | 36 |
Анализ результатов аттестации в 5 ,6, 8 классах.
В 5 ,6, 8 классах промежуточная аттестация по русскому языку проводилась в виде диктанта.
Обучающиеся успешно справились с предложенными работами, которые позволили выявить и оценить как уровень сформированности важнейших предметных аспектов обучения, так и компетентность ребёнка в
решении разнообразных проблем.
Все задания контрольных работ составлены с таким расчётом, чтобы каждое из них работало на формирование навыков учебной деятельности, а
именно:
- умение воспринимать словесную или письменную инструкцию;
- умение планировать и действовать по плану;
- умение управлять своим вниманием и осуществлять самоконтроль;
- умение адекватно оценивать свою работу.
Использование итоговых контрольных работ даёт возможность проследить динамику формирования ряда предметных навыков:
овладение основополагающими понятиями и способами действий по изученным разделам курса (фонетика, графика, лексика, морфемика, морфология, синтаксис и пунктуация, орфография, культура речи).
Диктант проверяет у учащихся умение разборчиво и аккуратно писать под диктовку текст с изученными ранее орфограммами и пунктограммами, применять орфографическое чтение (проговаривание) при письме под диктовку.
Выводы и рекомендации:
при составлении тематического планирования включить различные типы проверочных и диагностических заданий, способствующих
формированию самостоятельной оценочной деятельности школьников;
проанализировать сильные и слабые стороны того или иного класса, выявить типичные затруднения и ошибки;
уделять больше внимания на уроках по формированию таких регулятивных универсальных учебных действий, как способность
принимать и сохранять учебную задачу и планировать свои действия в соответствии с ней.
наметить пути коррекции с учащимися, не справившимися с работой.
Анализ результатов аттестации в 10 классе.
В 10 классе промежуточная аттестация по русскому языку проводилась в виде контрольной работы в формате ЕГЭ
Контрольно-измерительные материалы содержали 26 заданий с кратким ответом и 1 задание с развернутым ответом (№27).
С тестовой частью (часть 1) работали все учащиеся.
Анализ тестовой части.
Анализируя результаты выполнения тестовой части, можно утверждать, что обучающиеся испытывали затруднения при выполнении заданий № 3, 4, 6, которые проверяли следующие умения:
Типичные ошибки | Анализ типичных ошибок |
Задание №3 – умение работать с текс текстами различных стилей и жанров. | Учащиеся должны были указать варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Ни один выпускник не справился с данным заданием. Из 5 предложенных вариантов верными были 4 (1 вариант) и 3 (2 вариант), а ученики выписывали по 2-3 варианта ответа. Кроме того, это новое задание ЕГЭ, которое ещё не отработано. |
Задание №4 - умение оценивать речь с точки зрения соблюдения основных орфоэпических норм русского литературного языка. | Особую трудность при определении слов, где допущены ошибки в постановке ударений, вызвали у учащихся слова «сторицей», «бряцать», «черепитчатый». Данные слова не входят в активный словарный запас. |
Задание №6 - умение оценивать речь с точки зрения соблюдения основных лексических норм русского литературного языка. | 100 % учащихся не смогли установить лексические связи между словами и заменить слова. |
II. Анализ выполнения развёрнутого ответа (задание 27).
II часть работы, состоящая из 1 задания (№27), представляла собой сочинение на основе предложенного текста.
К выполнению задания №27 приступили 11 обучающихся.
В целом работы написаны аккуратным почерком, без помарок и грубых исправлений, в соответствии с требованиями. Но в некоторых работах встречаются зачеркивания. У большинства учащихся сочинение соответствует норме (не менее 150 слов).
К1. Формулировка проблемы исходного текста.
Большинство учащихся сумели сформулировать в той или иной форме одну из проблем текста.
Но невнимательное чтение текста и его поверхностный анализ приводит к тому, что не все обучающиеся верно определяют проблему.
Многие учащиеся при формулировке проблемы текста допускали ошибки, обнаруживая непонимание основной мысли текста и останавливаясь на произвольно выхваченных фразах.
К2. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста.
Во всех работах учащихся дается комментарий проблемы. Обучающиеся приводят 2 примера - иллюстрации из текста, но или не дают к ним пояснения, или уходят на пересказ текста. Сложность вызывает необходимость установить смысловую связь между примерами. Почти ни у кого не получается правильно написать комментарий к проблеме исходного текста
К3. Отражение позиции автора исходного текста.
В части работ позиция автора по заявленной проблеме сформулирована, к сожалению, максимальный 1 балл по данному критерию получили не все ученики.
Необходимо отметить следующие недочеты:
- выражают согласие с позицией автора при отсутствии формулировки его позиции;
- сформулированная выпускником позиция автора не полностью соотносится с заявленной учащимся проблемой;
- позиция автора передается слишком поверхностно, отсутствует конкретная формулировка авторской точки зрения;
- при определении авторской позиции часто подменяются понятия «автор» и «герой-рассказчик».
К4. Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста.
Выпускники выразили свое отношение к позиции автора текста по проблеме, но не все приводят достаточно аргументированное и убедительное высказывание, выражая согласие с позицией автора, проявляют формальный подход.
Недочёты проявились в следующем:
- выражая свое мнение, учащиеся приводят примеры из жизни и не обосновывают свою позицию;
-собственное мнение выражают поверхностно, что почти всегда сводится к 1-2 предложениям; часто ограничиваются фразой «трудно не согласиться» или «я согласен».
К сожалению, чаще всего в работах выпускников отмечается неточность выражения мысли, однообразие синтаксических конструкций, неуместное употребление штампов деловой и публицистической речи, бедность словаря, отсутствие выразительности.
К5. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения.
Большинство работ соответствует требованиям композиции сочинения-рассуждения
Однако в некоторых работах вступление отсутствует (сочинение начинается с формулировки проблемы) или выражено формально, недостаточно связано с проблемой, встречаются дословные повторы тезиса и вывода, отдельных фрагментов текста.
Следует также отметить ошибки:
- неудачный переход к позиции автора;
- нарушение логики изложения;
- отсутствует связь между композиционными частями, нет перехода от одной части к другой, каждая часть существует сама по себе;
- логические ошибки, допущенные как в пределах одного предложения, суждения, так и на уровне целого текста.
К6. Точность и выразительность речи.
Высший балл по критерию К6 (точность и выразительность) получило небольшое количество экзаменуемых.
Чаще всего в работах отмечается неточность выражения мысли, однообразие синтаксических конструкций, неуместное употребление штампов деловой и публицистической речи, бедность словаря, отсутствие выразительности, а также наличие тавтологии.
К7. Соблюдение орфографических норм.
Орфографических ошибок допущено не так много. Можно отметить достаточно высокую орфографическую грамотность выпускников, большая часть которых допускала не более 1-2 ошибок.
Вместе с тем, частотны ошибки, связанные с правописанием следующих орфограмм:
- неверное написание производных предлогов (НЕ смотря на, в течениИ);
- ТЬСЯ и ТСЯ в глаголах: «не могу не согласиТСЯ»;
- правописание союзов и омонимичных слов (чтобы – что-бы, также – так же);
- правописание наречий (НЕ редко, НА равне);
- правописание слов с непроизносимой согласной (проИШествие)
К8. Соблюдение пунктуационных норм.
К типичным ошибкам можно отнести следующие:
- ошибки в различных конструкциях с союзом И (при однородных членах, в сложносочинённом предложении), в конструкциях с союзом ЧТО (в сложноподчинённых предложениях, а также в придаточных, когда союз стоит не на первом месте);
- обособление определений, выраженных причастным оборотом;
- обособление обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами и одиночными деепричастиями (зачастую отсутствовал один из парных знаков).
- пунктуация в CПП с разорванной структурой: учащиеся выделяют начало придаточного, но забывают его закрывать.
К9. Соблюдение языковых норм.
- нарушение в построении предложений с однородными членами;
- нарушение в построении предложений с деепричастным оборотом;
- нарушение в построении сложноподчиненных предложений;
-нарушение норм управления:
-ошибочное образование форм слов;
- ошибки в построении сложного предложения;
- ошибки в согласовании подлежащего и сказуемого;
- ошибки в употреблении предлогов с существительными
- неоправданная парцелляция;
- нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм;
- нарушение границ предложений;
- чрезмерное употребление личных местоимений.
К10. Соблюдение речевых норм.
Необходимо отметить многочисленные нарушения речевых норм в развёрнутых ответах экзаменуемых. К наиболее частотным относятся следующие:
- неточность словоупотребления;
- употребление лишних слов, речевая избыточность;
- употребление слов иной стилевой окраски;
К11. Соблюдение этических норм.
В подавляющем большинстве работ этические ошибки отсутствуют. Явных, грубых нарушений этических норм нет.
К12. Соблюдение фактической точности в фоновом материале.
Фактические ошибки в работах выпускников отсутствуют.
Выводы и рекомендации:
- организовать коррекционную работу по устранению типичных и индивидуальных ошибок;
- продолжать работу по повторению изученных орфографических и пунктуационных правил;
- продолжить работу по написанию комментария, обращая внимание на логику выстраивания примеров-иллюстраций, нахождение связи между ними и их обоснование в соответствии с поставленной проблемой;
-при отработке навыков комментирования проблемы исходного текста следует обратить больше внимания на образцовые примеры использования текстуального комментария в трудах классиков отечественной науки и публицистики;
- совершенствовать умение вычленять трудности при выполнении заданий КИМов и объяснять причины типичных ошибок;
- продолжить осуществлять текущий контроль в формах, близких к ЕГЭ (тесты с выбором ответов, тестовые задания с открытым ответом, задания с развернутым ответом, предполагающие критериальную оценку), для контроля использовать дидактические материалы, прошедшие экспертизу;
- предлагать для анализа разнообразный материал, включающий конструкции с разными способами выражения синтаксических единиц, требующий определённых навыков узнавания и распознавания, будь то грамматические основы или осложняющие предложение единицы. Вопрос, чем интересно предложение с точки зрения синтаксиса и / или пунктуации, заставляет учащихся осмыслять значимость связи теории и практики;
- на уровне обобщения полезно давать для анализа небольшие тексты, в которых представлены все или почти все единицы, которые подлежат обобщению;
- повторение и обобщение синтаксиса традиционно успешно осуществляется в результате единства разборов – синтаксического и пунктуационного, связывающих теорию и практику.
Учитель: Новикова Л.М.