Анализ педагогической диагностики.
Методика: Педагогическая диагностика успешности обучения учащихся (УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой). Данная диагностика включает 7 заданий. Оценка выполнения каждого задания устанавливается от 0 до 3 баллов. Максимальное количество баллов за 7 заданий – 21 балл.
Время проведения: 20 сентября 2017г.
Цель: получение начальной информации о готовности первоклассников к обучению в школе с учётом использования данных, собранных в процессе проведения первичного обследования, для осуществления индивидуально-дифференцированного подхода в обучении.
Показатели педагогической диагностики:
- состояние пространственного и зрительного восприятия;
- состояние моторики и зрительно-моторных координаций;
- умение проводить классификацию и выделять признаки, по которым она произведена;
- овладение представлениями, лежащими в основе счета, самим счетом (в пределах 6),
представлениями об операциях сложения и вычитания;
- умение сравнивать два множества по числу элементов;
- развитие фонематического слуха и восприятия;
- сформированность предпосылок к успешному овладению звуковым анализом и синтезом.
Условия: проведение группового обследования первоклассников учителями первых классов, с аналитическим (экспертным) анализом (обработкой) полученных данных.
Критерии оценки уровней готовности к обучению в школе:
21-18 баллов – высокий уровень;
17-11 баллов – средний уровень;
10-0 баллов – низкий уровень.
Анализ.
Количество человек: в классе – 26, выполняли задания – 26.
В результате анализа выполненных заданий выявлен следующий уровень
готовности к школьному обучению, уровень первоначальных знаний:
15 человек (57.7 %) – высокий уровень
9 человек (34,6 %) – средний уровень
2 человека (7,7 %)- низкий уровень
Анализируя данныепоказатели можно сказать, что большинство обучающихся класса имеют высокий и средний уровень готовности к школьному обучению. 4 человека набрали максимальное количество баллов: ………………
2 человека имеют низкий уровень готовности к школьному обучению:……………... Это дети с комплексной низкой готовностью к овладению грамотой. Можно отметить следующие особенности: сниженный фонематический слух, низкая сформированность предпосылок к овладению звуковым анализом и синтезом. Для таких учеников необходимо подготовить специальные коррекционные задания.
Анализ выполнения каждого задания показал, что наибольшую трудность у обучающихся вызвали задания:
задание 1 – направленное на умение передавать форму фигуры (вычерчивать равную или подобную фигуру, соблюдая пропорции между элементами фигуры). Кроме того, задание позволяет судить о твердости руки ребенка, умении рисовать углы, не округляя их, и прямолинейные отрезки.
У 8 человек (30,7%) выявлен низкий уровень. У этих детей не развита мелкая моторика руки и нарушено зрительное восприятия, а значит, велика вероятность возникновения замены элементов, букв при чтении и письме.
задание 4 - направленное на умение сравнивать два множества по числу элементов (вне зависимости от навыка счета). 5 человек (19,2 %) не справились с данным заданием.
В процессе обучения математики, у этих обучающихся могут возникнуть ошибки в письме цифр, затруднения в выполнении операций анализа, синтеза.
задания 6 - направленное на выявление уровня сформированности фонематического слуха, фонематического восприятия в процессе отбора картинок с заданным звуком в их названиях. 5 человек (19,2 %) допустили более 2 ошибок на различение звуков. Наиболее частые ошибки в различении звуков с-ш, с-ц, с-з.
задание 7 - степень овладения звуковым анализом на уровне определения количества звуков в слове. 4 человека (15,4 %) не смогли определить количество звуков в слове и соотнести с количеством «окошек».
У детей, которые не справились с заданием 6 и 7, могут возникнуть трудности в чтении и письме (замена букв при чтении и письме, каллиграфические трудности, ошибки на уровне предложений), что требует внесения корректив в методику обучения. Для таких учеников необходимо подготовить специальные задания.
Выводы:
По результатам педагогической диагностики можно сделать вывод о том, что в классе большинство обучающихся имеет высокий и средний уровень готовности к обучению. Дети в классе способны справиться с большинством заданий самостоятельно либо с незначительной помощью учителя.
Для учащихся с высоким уровнем готовности можно предусмотреть систему более сложных дифференцированных заданий. Для учащихся, которые показали низкий уровень, необходимо подготовить коррекционно - развивающие задания.