СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Анализ педагогического опыта педагогов-новаторов

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Анализ педагогической деятельности педагогов-новаторов: мировоззрений, идей, начинаний 

Просмотр содержимого документа
«Анализ педагогического опыта педагогов-новаторов»

АНАЛИЗ ПЕРЕДОВОГО ОПЫТА ПЕДАГОГОВ-НОВАТОРОВ



Амонашвили Шалва Александрович, учитель начальных классов, член корреспондент АПН СССР, директор НИИ педагогики



Педагогическая позиция


Цели


Содержание

Методы, формы организации деятельности


Результат


- Сотрудничество педагога и учащегося (личностно-гуманный подход)

- Педагогический процесс – это систе-матическая помощь саморазвитию, все-стороннее усоверше-нствование личности

- Педагог должен строить перспективу развития учащегося

- Обучение должно опережать развитие

-Формировать социально-значимые мотивы на основе об-щей цели коллектива

- Быть надеждой для учащихся

- Дарить себя детям!

- Педагог должен иметь свою позицию, владеть технологией реализации своей позиции, управлять педагогическим процессом без прину-ждения

- Быть терпеливым

- Изучать опыт коллег

- Ошибка детей – ошибка педагога!




- Цели должны соответствовать интересам уча-щихся

- Формировать мотивы учения

- Цели должны ставиться с уче-том актуально-го и ближай-шего развития

- Цели педагога и учащегося до-

лжны совпадать

- Учить учиться значит разви- вать умствен-ные способнос-ти

- Самостоятель-но добывать знания

- Преодолевать трудности в процессе позна-ния

- Право на ошибку (и пе-дагога, и уче-ника)

- Влиять на всю личность уче-ника (мышле-ние, волю, нравственность)



- Содержание должно иметь жизненный смысл для обучаемого

- Обучение на схемах и мо-делях

-Многократ-ное повторе-ние одного содержания в разных ситуа-циях




- Серия пробле-мных ситуаций

- Коллективное обучение

- Методы и формы исходят из целей педагогическо-го воздей-ствия

- Учитель вы-

полняет зада-ние вместе с учащимися


- Жизнерадос-тный, актив-

ный, умеющий преодолевать трудности в по-знании ученик

- Добрый, понимающий

свой общест-

венный долг, имеющий свою позицию

- Умеющий ви-деть себя гла-

зами педагога,

товарищей, ро-

дителей, уча-щихся








Вазина Кима Яковлевна, доктор педагогических наук, педагог взрослых



Педагогическая позиция


Цели


Содержание

Методы, формы организации деятельности


Результат


- Сотрудничество пе-

дагога и обучаемых

- Формирование но-

вого педагогического

мышления (зачем я ученику, что могу, что я делаю, что нуж-но сегодня делать?)

- Рефлексия – основа развития сознания обучаемых

- Формирование пе-дагогической пози-ции (педагогика сот-рудничества, разви-вающее обучение

- Педагог может вли-ть на обучаемого лишь через органи-зацию деятельности – тогда и создаются лучшие условия для саморазвития обуча-емого

- Педагог должен иметь технологию для реализации своей позиции

- Через технологию нужно воспитывать внутренние цели, по-требности, формиро-вать способ деятель-ности обучаемого

-Не занятие, а жизне-деятельность обуча-емых

-Взрослых обучать их деятельности, а не от-дельным предметам


-Развивать у обучаемых потребность в познании миро-

воззренческой, общей, профес-сииональной культуры

- Потребность в

демократичес-

ком общении

- Способы ум-ственной деяте-льности

- Учить учить-ся – это разви-тие умственных

Способностей

- Самостоятель-

но добывать знания

- Самостоятель-но добывать знания

- Преодолевать трудности в процессе позна-ния

- Влиять на всю личность уча-щегося (мышление, во-лю, нравствен-ность)



- Системность (принцип структури-рования)

- «Упаковки»:

закон, свой-ства, показа-тели, методы




- КМД (коллек-тивная жизне-деятельность)

- Форма разви-вающего обу-чения (пробле-мные ситуации)

- Этапы техно-логии КМД:

ввод в пробле-мную ситуа-цию, самостоя-

тельный поиск,

общее обсужде-ние, решение

проблемы, ре-флексия

- Технологичес-

кие (рефлексив-ные) правила

- Творческие

группы для ра-

бочего про-цессса

- Не отдельные занятия, а не-прерывный ра-

бочий процесс

- Методическое

обеспечение те-

хнологии КМД как модели педагогической учебной деяте-льности


- Изменение профессиона-льной позиции, желание пере-страивать свою деятельность в соответствии с современными требованиями, конкретная программа пе-рестройки на

местах





Сухомлинский Василий Александрович – директор школы



Педагогическая позиция


Цели


Содержание

Методы, формы организации деятельности


Результат


- Сущность руковод-ства современной школы – создать луч-ший опыт на основе передовых педагоги-ческих идей

- Познание мира на-чинается с познания человека

- Школа радости

- Учение – частица духовной жизни.
- Учение должно быть трудным

- Воспитание – это постоянное духовное

общение учителя и ученика

- Знать индивидуаль-ные особенности и здоровье ученика

- Прежде чем давать знания, нужно нау-чить думать, воспри-нимать, наблюдать

- Функция отметки – жизнерадостность, оптимизм, вознагра-ждать трудолюбие, а не карать за лень

- Ребенок не должен терять веры в свои силы

- Облагораживать сер-

дце и волю

- Наибольший подъем мысли (интенсифи-кция) – в период эмо-циионального подъема


-Учить видеть явления и их взаимосвязь

- Учить дости-гать цели

- Учить сосре-дотачиваться

- Развитие сен-сорики

- Учить учиться

- Нравственное воспитание мы-сли

-Уметь дать ре-бенку подумать, почувствовать



- Окружаю-щая жизнь, природа

- Взаимоотно-шения и учеб-ные предметы

- Системати-зация, сравне-ние образов



- Многолетнее общение уче-нииков (с 1 по 10 класс)

- Воспитание через природу

- Любование природой, сози-дание природы

- Упражнения

в добрых пос-тупках

- Отсутствие жесткого регла-

мента позна-ния

- Забота о жи-вом и прекрас-ном

- Путешествие

в мир труда

- От мира ве-щей – к общес-тву

- Творить кра-соту и радость для людей

- Педагогичес-кие чтения для родителей

- Музыка и погода

- Уголок мечты



- Нравствен-ный, добрый, думающий,с человеческим достоинством, творческий гра-

жданин своей страны




Иванов И.П. – доктор педагогических наук, профессор Санкт-Петербургского института им. А.И.Герцена



Педагогическая позиция


Цели


Содержание

Методы, формы организации деятельности


Результат


- Сотрудничество педагогов и студентов

- Воспитание в кол-лективе

-Педагог подает гра-жданский пример

- Необходима динамика воспита-тельного процесса

- Должен быть единый воспитатель-ный коллектив

- Закон воспитания:

Забота о благе каж-дого, забота о благе всех



- Воспитание убеждений, черт характера

- Воспитание коллектива и позиция чело-века в коллек-тиве

- Потребность в обучении

- Новое отно-шение друг к другу через об-щее дело

- Учить руководить и выдвигать про-блемы, вопросы




- Взаимодей-ствие по по-воду общего дела



- Общее дело, каждый делает его часть

- Коллективное творческое де-ло

- Центры кол-лективной под-готовки (для контроля, об-мена опытом, оказания помо-щи, совместно-го решения не-отложных дел)

- Разведка дел и друзей по обще-му делу

- Текущая организаторская деятельность


- Коллективи-сты с граждан-ской позицией

- Активные, творческие, от-ветственные