Самоанализ педагогической деятельности
2010 году закончила ВСГАКИ г. Улан-Удэ по специальности ВСГАКИ Народное Художественное Творчество, присвоена квалификация «Художественный руководитель хореографического коллектива, ПРЕПОДАВАТЕЛЬ».
Хореография - искусство синтетическое, в ней музыка живёт в движении, приобретает осязательную форму, а движения как бы становятся слышимыми. В «век гиподинамики», когда дети проводят большое количество времени сидя за партой, за компьютером или просто у телеэкрана, занятия хореографией становится особенно актуальными.
Во-первых, танец-это движение, которое развивает физическую силу, выносливость, ловкость, формирует фигуру.
Во-вторых - искусство, развивающее художественное воображение, ассоциативную память, творческие способности. Хореография является дополнительным резервом двигательной активности детей, источником их здоровья, радости, повышения работоспособности, разрядки умственного и психического напряжения, а следовательно, одним из условий их успешной подготовки к учебной и трудовой деятельности
Профессия учителя, которую я выбрала, одна из самых важных и трудных. Это именно то, что приносит мне радость и удовлетворение, особенно, когда видишь глаза детей, добрые и наивные, которые смотрят с любовью и безграничным уважением. Хочется отдать им всё.
Принципиальная основа моего педагогического кредо:
Доброта, доверие, внимание, терпение, труд.
Педагогическое кредо: «Танец – это не призвание, а стиль жизни».
Педагогическая позиция: Каждый ребенок уникален, и к каждому ребенку необходим свой подход: помочь ему увидеть свои возможности и развить их в себе. Не бывает плохих учеников, бывает неправильно выбранный подход к ним. Ребенок должен быть увлечен, иначе не добиться успехов отдельно взятого ученика и коллектива в целом. Учить, развивать, воспитывать так, чтобы захотел заниматься другой. Позиция педагога к ребенку – это позиция друга, помощника, наставника.
Профессиональное кредо: «Делать то, что можешь, с тем, что имеешь, там, где живешь». Пополнять свои знания и совершенствовать их, соответствовать времени, в котором живешь, месту, которое занимаешь
Во время обучения ребенка в школе важно не упустить момент, раскрыть и максимально использовать природные данные каждого ребенка.
И я, как преподаватель, должна создать благоприятный психологический климат, способствующий раскрытию индивидуальных природных особенностей детей разного возраста, сформировать механизм обратной связи между мной и детьми.
Целью моей педагогической деятельности является:
приобщение учащихся к богатству танцевального искусства;
развитие творческих способностей учеников;
воспитание полноценной и здоровой личности;
воспитание нравственных качеств человека;
приобщение детей к общественным ценностям
Для достижения поставленной цели в образовательном процессе создаю все условия для развития творческой личности ребёнка, использую различные методы и формы обучения с учётом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.
Для достижения нового качества образования мной используются современные образовательные технологии:
личностно – ориентировочные технологии. Ставят в центр образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных условий для его развития, реализацию его природных потенциалов (автор Якиманская И.С.). Развитие индивидуальных способностей на пути социального и профессионального самоопределения учащихся (Селевко Г. К.). Личностно – ориентировочное обучение позволяет: конструирование дидактического материала;
определение цели, места и времени урока;
продумывание возможностей для самостоятельного проявления учеников (вопросы, идеи);
продуманное чередование видов работ, типов заданий;
организация обмена мнениями.
технология проблемно - развивающего обучения (авторы Махмутов М. М., Мошкина Н. Т.) предполагает вопросно–ответное взаимодействие преподавателя и ученика, которое основано на системе вопросов (проблемных, информационных). Вовлечение в различные виды деятельности, ориентацию на творческие качества. Специфическими функциями этой технологии являются: формирование критического мышления учащихся, умений и навыков активного и речевого общения, организация деятельности по построению диалогов и их реализации в обучении.
Здоровье сберегающие технологии: Джозеф. Хавшер. Тело танцора, медицинский взгляд на танцы и тренировки.
Бардина. Р.А. «здоровье и физическая культура»,
Ахутина Т.В. Здоровье сберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход.
Кочеткова Т.И Комплекс упражнений лечебной гимнастики для школьник 2005г.
Коллективный способ обучения. Обучение осуществляется в парах, группах. Преобладает дифференцированный подход.
Технологии обучения на основе решения основных задач. Это зачетные уроки, участие в конкурсах, фестивалях, в массовых городских мероприятиях.
Педагогическая технология на основе системы эффективных уроков сказки, сочинения, задания на тему игровой танцевальной импровизацию
Одной из самой современной педагогической технологии в танцевальном искусстве является – игровая технология, которую я применяю на своих уроках.
Уроки с учащимися младшего школьного возраста проводятся в форме игры, театрализации, развивающей беседы. Благодаря игровым технологиям индивидуальность ребенка находит выражение в коллективном творчестве. Игры, которые провожу с детьми и на практических занятиях, пробуждают у детей нравственные чувства, формирующие культуру личности, вырабатывают правила поведения в различных ситуациях. Игра развивает фантазию, воображение ребенка, помогает самореализоваться. Форма урока через игровые технологии позволяет быстрее добиться запоминания необходимых понятий и знаний.
Большое внимание уделяю театрализации на практических занятиях. Для работы беру массовые танцы преимущественно игрового и сюжетного характера, соответствующие возрасту исполнителей. Инсценировки детских песенок и сказок, танцы на сюжеты детских игр, на школьную тематику. Основная задача игровой технологии – дать ребенку раскрепоститься, побывать актером, обрести уверенность в себе. Так же использую этюдную форму работы, основой которой являются уже задачи творческого характера. Сюда входит: работа над образом посредством танцевальной лексики и пластики, этюд на заданную тему (праздник, зима, художник, мода и т. д.), ролевые игры, сюжеты для самостоятельного сочинения комбинаций и мини-танцев – все это работа по формированию творческого мышления через игровые технологии.
Для создания условий раскрытия и развития творческого потенциала ребят, формирование у них устойчивой мотивации к занятиям хореографией и достижение ими высокого творческого результата мною используются различные методы работы. Особое значение приобретает взаимодействие традиционных и инновационных педагогических подходов на занятиях, и с хореографическим коллективом.
Мои инновационные методы включают в себя следующие компоненты:
Современные педагогические технологии развития лидерских и диалогических способностей;
педагогические аспекты творческой деятельности;
методы развития межличностного общения в коллективе;
интеграцию в процессе создания коллективного творческого продукта танцевального коллектива;
методы создания художественной среды средствами хореографии.
Мой инновационный опыт представляет собой применение комплексного способа разучивания танцевальных комбинаций на основе приема «от простого к сложному» для развития танцевальных способностей учащихся.
Данный способ включает:
•визуальный компонент (наглядная подача материала самим педагогом, знакомство с новыми танцевальными движениями на основе видеоматериала, просмотр идеальных образцов танцевальной культуры)
•теоретический компонент (объяснение правил выполнения движений с учетом возрастных особенностей учащихся)
•практический компонент (разучивание и проработка элементов танцевальной комбинации, закрепление путем многократного повторения, тренировка мышечной памяти; на практических занятиях использую видеосъемку, для работы на следующем этапе)
•рефлексивный компонент (предполагает обращение к видеозаписи практических занятий для анализа и сравнения, что позволяет оценить достоинства и недостатки работы; также дается установка на домашнее задание, мысленный повтор разученных комбинаций)