Урок литературы в 9 классе.
Тема: Роль художественной детали в раскрытии авторского замысла. Онегин и автор.
(по первой главе романа «Евгений Онегин»)
Цели урока:
Предметные УУД:
-анализировать литературное произведение; выявить художественные детали, помогающие уч-ся представить жизнь молодых дворян начала 19 века;
-показать важность, значимость художественной детали для воссоздания колорита эпохи, понимания поведения героев и идеи автора;
-формулировать собственное отношение к героям произведения: Онегину и автору;
-давать собственную интерпретацию 1 главы романа «Евгений Онегин».
Метапредметные УУД:
-понимать проблему, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, формулировать выводы;
-самостоятельно организовывать деятельность в группе, брать на себя инициативу в организации совместной работы; участвовать в коллективном обсуждении проблем; владеть монологической и диалогической формами речи; научиться основам реализации исследовательской деятельности.
Личностные УУД: совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание уважительного отношения к русской литературе.
Оборудование:
-портрет А.С.Пушкина,
- Презентации: портреты современников Пушкина: Фонвизин, Княжнин, Озеров, Шаховской, Катенин, Дидло , презентация направлений моды начала 19 века.
-словарь литературных терминов
Ход урока.
I.(Мотивация. Цель: сконцентрировать внимание и вызвать интерес к теме и роману вцелом. 2мин)
- Вспомните, что мы с вами изучали на прошлых уроках?
У. Я вам предлагаю строки из стихотворений А.С. Пушкина. Вы определяете стихотворение, делаете вывод: чему мы учимся у Пушкина.
Вступление.
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен… («!9 октября 1825 года)
-----Кто нас учит, как нужно относиться к дружбе? Пушкин.
Я вас любил: любовь еще, быть может,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем.
--------Кто учит нас, как надо любить? Пушкин
Бедный поп подставил лоб:
С первого щелка прыгнул поп до потолка;
Со второго щелка лишился поп языка,
А с третьего щелка вышибло ум у старика.
А Балда приговаривал с укоризной:
Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной»
- Аэто чья сказка? Пушкина
-Итак, чему мы учились у Пушкина.
Ответы учащихся: ( Примерно. Он просто и понятно учит нас различать добро и зло, любить, дружить, быть патриотом, Гражданином)
Ответ на любой вопрос вы найдете у Пушкина. Ему до всего есть дело.
Сегодня – он тоже наш учитель.
2 часть урока. 2 мин.
2.1.(Выяснение темы, цели, задач. Цель: обеспечить понимание уч-ся их деятельности, чего они должны достигнуть , какие учебные действия должны выполнить.2 мин)
Учитель:
-Хотите знать, как жила дворянская молодежь начала 19 века, как проводил время Евгений Онегин? Вы прочитали первую главу. В течение какого времени знакомит нас Пушкин с жизнью Онегина?
- Сформулируйте тему нашего урока? (Один день Евгения Онегина. Вносится на слайд )
- Через какой художественный приём мы узнаем о жизни молодых дворян? (через художественную деталь)
-Какие задачи для исследования содержания 1 главы мы поставим? Что нам нужно выяснить?
Ставим задачи исследования: (выясняем в ходе обсуждения)
1.Почему Пушкин изображает один день из жизни Онегина?
1 Какова роль художественной детали в изображении жизни молодых дворян начала 19 века.
2.2.(Получение необходимой информации. Цель: инструктаж для выполнения задания.)
Учитель.
Обычное и простое – это вещи. Они характеризует человека, его социальное положение, его натуру, пристрастия, образ жизни.
В литературоведении такую вещь обычно называют …как? ( художественной деталью )
- Прочитайте по словарю литературных терминов, что такое «художественная деталь» – (подробность, подчеркивающая смысловую достоверность произведения достоверностью вещественной, конкретизируя тот или иной образ.)
Таким деталям авторы всегда уделяют большое внимание. У Пушкина мир вещей очень разнообразен. Поэт покажет нам, как соотносится вещь с художественным словом.
Итак, вы работаете по группам Выполняете исследовательские задания по тексту 1 главы.. Ответы вносите в технологическую карту. Кратко. После выполнения – защита и обсуждение ваших ответов.
Слайд .Принципы работы на интерактивном занятии:
Урок – не лекция, а общая работа.
каждый участник имеет право на собственное мнение по любому вопросу.
все сказанное на занятии – не руководство к действию, а информация к размышлению.
3 часть урока. Самостоятельная работа. Время до 10 мин.
Работа в группах по тексту 1 главы.
Ответ строим по образцу: формула ПОПС
П- позиция Я считаю…
О – объяснение ПОТОМУ ЧТО
П – пример Я могу это доказать на примере…
С – следствие Исходя из этого я делаю вывод
4. Защита и обсуждение выступлений групп. Можете задавать вопросы, дополнять, исправлять.
1 группа.
1) Рассказать о моде в начале 19 века. Представить иллюстрации или презентацию.
(фрак, жилет, шляпа- БОЛИВАР)
2) Как Пушкин называет молодых людей, одевающихся по последней моде?
2)Подобрать цитаты, дающие представление о гардеробе Онегина.(1 глава. Строфы 4,25)
4)Сделайте вывод, о чем говорят эти слова по отношению к Евгению Онегину?
(1.Слайд 2.
Эти детали костюма относились в начале 19 века к новым видам одежды.
Фрак являлся первоначально одеждой для верховой езды. Превращение его в одежду для салона связывалось с модной наглостью английских денди.
Длинные штаны получили свое название от костюма комического персонажа итальянской сцены Панталоне.
Слайд 3. Жилеты. В сезон 1819-1820 годов в моде жилеты были в моде.
Слайд 3. Еще одна важная деталь туалета дворянина – шляпа. Она называлась БОЛИВАР
Слайд 4. И Онегин, и Пушкин носили такие шляпы
2.А.С. Пушкин называет молодых дворян, одевающихся по последней моде так:
Денди- щёголь, франт.
Педант - человек, отличающийся чрезмерной, преувеличенной аккуратностью, приверженный к порядку до мелочей.
Франт - Тот, кто любит нарядно, модно одеваться; щёголь.
3.Я считаю, что внешний вид Онегина соответствует моде 19 века.
Я могу это доказать на примере. Обратимся к тексту:
Пушкин пишет, строфа 4.
Онегин «Как денди лондонский одет»
В строфе 25
Боясь ревнивых осуждений
В своей одежде был педант
И то, что мы назвали франт.
Исходя из этого, я делаю вывод: А.С. Пущкин показывает нам, как одевалась дворянская молодёжь начала 19 века. Значит, для них самым главным было то, чтобы красиво одеться.
4. Дополнение.«Денди, педант, франт» - эти слова-определения говорят о том, что Онегин был чрезвычайно щепетилен в одежде. Он и другие молодые люди уделяли большое внимание своему виду и тратили около 3-4 часов на одевание. Пушкин пишет:
Он три часа по крайней мере
За зеркалами проводил. (35 строфа)
5. Таким образом, мы пришли к выводу, что через художественную деталь Пушкин показал нам, что было самым важным для Онегина и дворянской молодёжи: одеваться по последней моде. )
- Какой вывод мы пишем в технологическую карту?
Вывод. Мы увидели Онегина франтом. Через его образ, художественные детали Пушкин показал нам черты быта, традиций и образа жизни всего дворянского сословия.)
Запись вывода в технологическую карту
Защита 2 группы.
1)Выписать из текста 1 главы названия блюд, упоминаемых в 1 главе, объяснить.
2) Определить, о каких вещах (худ.деталях) пишет Пушкин, рассказывая об одном дне Е.Онегина?
3). Как об этих вещах говорит автор? (смотри текст. ХVI, ХХIV). Выразительно прочитать и дать пояснения.
4) Объяснить, что стоит за этими предметами? Зачем о них упоминает Пушкин?
5) Способствовало такое времяпрепровождение глубокому развитию ума, души нашего героя?
6) Сделайте вывод: каким вы увидели Онегина?
(1.Я выписала следующие названия блюд, о которых упоминает Пушкин. Страсбургский пирог и вино кометы. Страсбургский пирог – паштет из гусиной печени, который привозился в консервированном виде что было в то время модной новинкой (консервы изобрели во время наполеоновских войн).
Вино кометы – шампанское урожая 1811 года, года кометы.
Ростбиф – блюдо английской кухни, модная новинка в меню конца 1810-1820годов. Это художественные детали. С их помощью автор рассказывает нам о модных блюдах того времени.
2. Я приведу вам пример из текста. (глава1, строфа ХVI).Зачитать.
Вошел: и пробка в потолок,
Вина кометы брызнул ток;
Пред ним rost-beef окровавленный (Ростбиф)
И трюфли, роскошь юных лет,
Французской кухни лучший цвет,
И Страсбурга пирог нетленный.
3 А.С. Пушкин даёт описание кабинета Евгения Онегина.. (глава 1, строфа 24) Приведу пример:
Янтарь на трубках Цареграда,
Фарфор и бронза на столе,
И, чувств изнеженных отрада,
Духи в граненом хрустале;
Гребенки, пилочки стальные,
Прямые ножницы, кривые
И щетки тридцати родов
И для ногтей и для зубов…
Поясняю, Духи в начале века были модной новинкой. Это не только предмет роскошного интерьера кабинета богатого дворянина. Это и своеобразная характеристика человека.
Это примета времени, это худ. деталь – Онегин – щеголь, изнеженный барин.
4.Через внешние художественные детали автор раскрывает образ жизни и характер Онегина.
Все, чем для прихоти обильной (23 строфа)
Торгует Лондон щепетильный
Изобретает для забав…
Для роскоши, для неги модной –
Все украшало кабинет философа в осьмнадцать лет.
5. Я считаю, что по этим предметам мы можем представить жизнь столичного дворянства, «золотой молодежи», которая проводила время в пирах и веселье.
- Запись вывода в технологическую карту.
Защита ответов 3 группы.
1) Куда же дальше помчался Онегин? Найдите строки, зачитайте (1 глава. Строфы 17 и 20). Зачем об этом пишет Пушкин?
2) О каких театральных деятелях говорит Пушкин? Зачитать, показать портреты (Строфа 18)
3) Кого Пушкин назвал первым и почему?
4) Объясните, для чего Пушкин о них упоминает?
1. (Глава 1, сторофа17 и 20
Театра злой законодатель,
Непостоянный обожатель
Очаровательных актрис,
Почетный гражданин кулис,
Онегин полетел к театру…
Театр уж полон; ложи блещут;
Партер и кресла – все кипит;
В райке нетерпеливо плещут,
И, взвившись, занавес шумит.
2. Я дополню. Онегин входит,
Двойной лорнет скосясь наводит
На ложи незнакомых дам..
Раскланялся, потом на сцену
В большом рассеянье взглянул…
И молви: «Всех пора на смену.
Балеты долго я терпел
Но и Дидло мне надоел»
- Как Онегин относится к театру?
Я думаю, что Пушкин предупреждает читателя, что Онегину становится скучно, всё надоело.
3. Выступление подготовленного ученика. Презентация.
Пушкин упоминает в строфе 18 театральных деятелей. Зачитать.
Волшебный край! Там в стары годы
Сатиры смелый властелин,
Блистал Фонвизин, друг свободы,
И переимчивый Княжнин;
Там Озеров невольны дани
Народных слез, рукоплесканий
С младой Семеновой делил;
Там наш Катенин воскресил
Корнеля гений величавый;
Там вывел колкий Шаховской
Своих комедий шумный рой.
Там и Дидло венчался славой…
4. Пушкин называет первым Фонвизина, потому что уважал, ценил его творчество. Также ценил актрису Семёнову, родом из крепостных. С остальными у него были разные отношения.
5. Я думаю, что Пушкин упоминает о них в романе не случайно. Эти люди были знакомы не только Пушкину, но и Онегину. Упоминание их имен в романе расширяет наше представление об эпохе, круге общения нашего героя, его образе жизни.
6.. За всем этим стоит описание жизни, времяпрепровождения не только Онегина, но и всего дворянства.
(- Запись вывода в технологическую карту)
Учитель. Каков итог 8 лет жизни Е.О? Приведите примеры из текста. Вопрос всем.
- На что потратил эти 8 лет Е.О?
- К чему приходит Е.О?
По моему мнению, такое времяпрепровождение не способствовало глубокому развитию ума, души нашего героя? Приведу пример из текста (или Пушкин пишет) строфа 37
Нет, рано чувства в нем остыл;
Ему наскучил света шум;
Красавицы не долго были Предмет его привычных дум;
Измены утомить успели;
Друзья и дружба надоели…
,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,
Балеты долго я терпел, но и Дидло мне надоел.
,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,
Но разлюбил он наконец
И брань, и Саблю, и свинец.
Учитель: Что наступает в жизни Е.Онегина?
- Им овладела понемногу русская хандра
- Что означает слово хандра?
- Какие синонимы можем подобрать к слову «хандра»? (скука, сплин, тоска, уныние и всё это подавленное, тягостное душевное состояние с отсутствием интереса к чему-нибудь)
Ваш вывод.
Евгений Онегин разочаровался в том образе жизни, какой он вёл.
Обращаемся к задачам, которые ставили в начале урока.
« Проснётся за полдень, и снова
До утра жизнь его готова,
Однообразна и пестра,
И завтра то же, что вчера»
- Почему разочаровался евгений Онегин в такой жизни?
Праздная жизнь быстро утомляет, но не всех, а только умных людей.
Каким образом он хотел избавиться от скуки?
Сел за книги, желая присвоить себе ум чужой, пытался сделаться писателем, уехал в деревню
Он не увидел в книгах правды жизни
Упорный труд ему был тошен
- Существует ли такая проблема в современной нам жизни?
Как выполнили вторую задачу. Какова роль художественной детали?
Онегин и автор.
- Учитель. Скажите, а автора романа мы можем отнести к числу дворянской молодёжи?
- Как Пушкин относится к Онегину? Слушаем представителей 4 группы.
4 группа.
1. Почему Пушкин называет Онегина своим добрым приятелем? Что их сближает? Зачитайте строки, где об этом говорится.
2. Прочтите эпизод «Онегин в театре» (строфы 17, 21-22)
Как Пушкин относится к театру, а как Онегин?
Как Онегин ведёт себя в театре? Найдите детали, характеризующие его.
3.Сравните иллюстрации Пушкина и других художников к 1 главе. Что важно было для Пушкина отразить в иллюстрации и чего не сделали другие художники? Что передают эти иллюстрации?
5. Ваш вывод: Объясните, как Пушкин относится к Онегину?
Особые отношения у автора с Евгением Онегиным. Автор старше Онегина, он «уже давно… не грешит». Они в чём-то похожи. Оба – дворянского сословия. Оба в совершенстве владеют французским языком. Круг чтения Онегина – Байрон, Метьюрин. Но ведь это же самое читал и сам Пушкин!
Условий света свергнув бремя,
Как он, отстав от суеты,
С ним подружился я в то время.
Мне нравились его черты,
Мечтам невольная преданность,
Неподражательная странность
И резкий охлажденный ум, —
С иронией, но нельзя не заметить, что и с нескрываемой симпатией говорит об Онегине и подмечает разность. Хотя…«Всегда я рад заметить разность Между Онегиным и мной».
Сходство героев присутствует в воспитании и образовании. Автор, с иронией замечает:«Мы все учились понемногу
Чему-нибудь и как-нибудь,
Так воспитаньем, слава богу,
У нас немудрено блеснуть».В чём ещё похожи, а в чём разнятся Онегин и автор? Им обоим знакомы берега Невы. Онегин пробовал было взяться за перо, «но труд упорный ему был тошен», автор – не такой. Он принадлежит к «задорному цеху» писателей.
Для Онегина театр и балет – это не храмы искусства, где рождаются красота и эмоции, это место для флирта, романов, воздыханий.
«Театра злой законодатель,
Непостоянный обожатель
Очаровательных актрис,
Почетный гражданин кулис».Для автора театр – совсем другое дело. О театре он пишет восторженно; строки о театре напоены любовью к прекрасному виду искусства.
Этим рисунком, где поэт и Онегин стоят рядом, Пушкин подчёркивает, что Онегин это не Пушкин, а всё лишь его «добрый приятель».
- Подведём итоги исследования.
- Почему Пушкин изображает один день из жизни Онегина?
1.Какие вы выявили причины разочарования в жизни главного героя?
2.Как вы поняли, в чём автор сочувствует Евгению Онегину, в чём противопоставлен?
3. Какова роль художественной детали в создании колорита жизни молодых дворян начала 19 века?
Рефлексия. Приём «Телеграмма»
Кратко написать самое важное, что уяснил с урока. Чему сегодня нас научил Пушкин?
Дома:
1. Монологический ответ на вопрос «Каким я увидел(а) Онегина в первой главе». Составить план рассказа о нём.
2. Читать 2-3 главы. Сопоставить сестёр Лариных. – 1 вариант
Онегин – Ленский -2 вариант
Стр. учебника 221-222