Анализ
поэтического текста
по концентрической схеме.
По книге В.Н Александрова, О.И.Александровой
«Анализ поэтического текста»,
Челябинск, «Взгляд», 2004.
Первый этап - восприятие стихотворения целиком, впечатления, вызванные первым чтением, поверхностные ощущения.
- Жанровая форма (лирическое раздумье, пейзажная зарисовка, на фоне которой даются авторские раздумья и т.д.).
- Модальность (проникнуто грустью, чувством ликования, спокойный тон и т.д.).
Маска неискушенного читателя
- «Возможно, кто-то, прочитав это
стихотворение, недоуменно пожмет
плечами, не найдя в нем ничего, кроме
незатейливого описания осеннего леса:
где же здесь глубокий
художественный смысл, где
жизнь человеческого сердца,
где же тут, наконец, поэзия?»
• «Маска» позволяет мотивировать
исследование стихотворения, искать
весомые аргументы, опровергающие
исходную точку зрения.
Второй этап - вычленение отдельных компонентов художественной системы.
- Метрико-строфическая форма.
- Лексико-морфологическая и иносказательная выразительность.
- Интонационно-синтаксическая выразительность.
Название стихотворения
- представляет основную тему или
проблему произведения.
- задает сюжетную перспективу
произведения: а)весь сюжетный ряд;
б)важнейший с точки зрения
развития действия момент;
- обозначает главных героев;
пространство.
Метрико-строфическая форма
- Рифма: параллельная ( ААВВ ),
перекрестная ( АВАВ ),
опоясывающая ( АВВА ).
- Рифма: мужская- последний слог в строке
ударный ( ), женская – после ударного
есть заударный слог ( ).
хорей( ), ямб( );
дактиль( ),
амфибрахий( ),
анапест( ).
Фоника
- По характеру звука: аллитерация
(повтор согласного), ассонанс
(повтор гласного).
- По количеству звуков: простые (А…А),
сложные (АВС…АВС).
в повторе: анафора
(единоначалие А…А…),
эпифора (повтор в конце …А…А),
стык (…АА…), кольцо(А…-…А).
Лексико-морфологическая и иносказательная выразительность
- Ключевые слова – это слова, которые имеют наибольшее значение для воплощения авторской мысли, определяют смысловой и эмоциональный фон произведения.
выразительность –
экспрессивные возможности
приставок, суффиксов,
намеренное использование слов
определенной части речи.
Лексико-морфологическая и иносказательная выразительность
- Эпитет – художественное определение,
отмечающее существенную для данного
контекста черту в изображаемом явлении.
Чаще- прилагательные в переносном
смысле («очи синие, бездонные»),
нередко- существительные
(«волшебница-зима»), наречия
(«На севере диком стоит одиноко»),
деепричастия («волны несутся,
гремя и сверкая»).
Лексико-морфологическая и иносказательная выразительность
- Сравнение – уподобление какого-либо явления другому. Выражается различными способами:
(«и с каждым днем уходит дымом»);
- формой сравнительной степени прилагательного
или наречия («Душа ее зефира тише/
И зрак прекраснее рая»);
- оборотами с различными союзами
(как, будто, точно, словно);
- лексически (при помощи слов
подобный, похожий, это :
«Глаза твои подобны звездам»).
Лексико-морфологическая и иносказательная выразительность
- Метафора – это слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов. В основу метафоризации м.б. положено сходство по цвету, объему, форме и т.д.
- «В дымных тучках пурпур розы,
отблеск янтаря» (А.Фет).
мглистый» (Ф.Тютчев).
Лексико-морфологическая и иносказательная выразительность
- Метонимия – перенос названия с одного предмета на другой на основании смежности.
Смежность м.б. проявлением связи:
- между содержанием и содержащим:
«Ну, скушай же еще тарелочку !»;
- между автором и произведением: «Ругал Гомера,
Феокрита , зато читал Адама Смита »;
- между действием и орудием этого
действия: «Их села и нивы за буйный
набег/Обрек он мечам и пожарам »;
- между предметом и материалом,
из которого предмет сделан:
« Янтарь в устах его дымился»;
- между местом и людьми, находящимися
в этом месте: «Вся столица молилась ».
Лексико-морфологическая и иносказательная выразительность
- Синекдоха – разновидность метонимии, основанная на перенесении значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними. Обычно в синекдохе употребляется единственное число вместо множественного:
И тигр нейдет…
А.Пушкин
Лексико-морфологическая и иносказательная выразительность
- Перифраз – оборот, состоящий в замене названия предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты:
- «автор «Героя нашего времени»
вместо «М.Ю.Лермонтов»;
- «Колумб российский через воды
Спешит в неведомы народы»
(М.Ломоносов).
Лексико-морфологическая и иносказательная выразительность
- Гипербола – образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы, значения.
- Литота – непомерное преуменьшение размера, силы, значения какого-либо явления.
в соседних домах стекла
повылетали.
- «Ниже тоненькой былиночки
надо голову клонить» (Н.Некрасов).
Интонационно-синтаксическая выразительность
- Синтаксическая структура предложения : грамматические признаки (простое или сложное, двусоставное или односоставное, полное или неполное), характеристика предложений по цели высказывания.
обороты речи, которые
воспринимаются как
отступления от некоторой
языковой нормы и эмоционально
воздействуют на читателя.
Стилистические фигуры
- Риторический вопрос – вопрос ставится не
с целью получить на него ответ, а чтобы
привлечь внимание читателя к тому или иному
явлению («Быть или не быть?»).
- Риторическое восклицание – восклицание,
усиливающее эмоциональное
восприятие («О, как душа стихает вся до
дна!» А.Фет).
- Риторическое обращение – подчеркнутое
обращение к кому-либо или чему-либо для
усиления выразительности речи
(«Паситесь, мирные народы!/Вас не
разбудит чести клич.» А.Пушкин)
Стилистические фигуры
- Повтор наиболее значимого слова, звука или предложения.
Лениво дышит полдень мглистый.
Лениво катится река.
- Анадиплосис (подхват) – повтор
последнего слова в начале
следующей строки.
О, весна без конца и без краю-
Без конца и без краю мечта!
- Эпифора – повтор в конце строки.
Стилистические фигуры
- Рефрен – повтор самостоятельного
предложения, логически обособленного от
основного текста (припев в песне).
- Градация – нагнетание образов, их нарастание
или убывание. Ночь. Улица. Фонарь. Аптека. (А.Блок)
порядок слов.
Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом.
М.Лермонтов.
Правильный порядок: одинокий парус
белеет в голубом тумане моря.
Стилистические фигуры
- Эллипсис – пропуск подразумеваемого слова.
Ввели и – чарку – стук ему! (А.Твардовский).
- Умолчание – начатая речь прерывается в расчете на догадку читателя.
Хотя страшился он сказать,
Нетрудно было б отгадать,
Когда б… но сердце, чем моложе,
Тем боязливее, тем строже…
М.Лермонтов.
Стилистические фигуры
- Синтаксический параллелизм – одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи.
По небу плывут тощие тучи.
Над рекой висят серые клочья тумана.
В душе затаилась угрюмая боль.
- Антитеза – противопоставление.
Ученье – свет, а неученье – тьма.
- Оксюморон – соединение двух
противоречащих друг другу
понятий, логически исключающих
друг друга («горькая радость»,
«сладкий яд», «горький мед», «звонкая тишина»).
Лирический сюжет
- Анализ лирического сюжета – рассмотрение динамики, процессности, развития лирического чувства, авторской оценки.
- 4 направления развития лирич.сюжета:
- от гармонии человека и мира
к осознанию их дисгармонической
обособленности;
- от дисгармонии к построению
гармонии;
- от гармонии к ощущению еще
большей, более глубокой гармонии;
- от дисгармонии к открытию еще
более страшной дисгармонии.
Лирический сюжет. Вопросы.
- Какой жизненный материал используется в стихотворении?
- Какое противоречие послужило источником для развития лирического сюжета?
- Как соотносятся начало и финал? Тема
возвращается к исходной точке? Сюжет
обрывается в момент наивысшего
развития чувства? Тема остается
нерешенной (открытый конец)?
• Какие типы речи включены
в лирический сюжет? Какова их функция?
• На какие этапы можно разделить
развитие лирического сюжета?
Лирический герой - субъект художественного отражения действительности, тот человек, чьи мысли, чувства изображаются в лирическом произведении. Это своего рода маска, художественный двойник автора, в образе которого выражается отношение к внешнему миру.
- Возможные «маски»: летописец,
оратор, судья, менестрель,
мечтатель, мыслитель.
- Практические задания для отработки
навыков по анализу поэтического текста
вы найдете в книге В.Н Александрова,
О.И.Александровой «Анализ поэтического
текста», Челябинск, «Взгляд», 2004.
- Презентацию целесообразно
использовать на обучающих
уроках по теории литературы ,
дополнив ее своими примерами
и заданиями.