Открытый урок ансамбля ложкарей по теме "Мелодия – душа музыки”
Цели:
воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству; художественного вкуса обучающихся;
развитие образного и ассоциативного мышления и воображения, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
обогащение знаний о музыкальном искусстве; овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности.
Учебные задачи:
эмоционально-образное восприятие и характеристика пьесы Э. Грига “Песня Сольвейг”;
выразительное исполнение «Калинка», «Прялица»
осмысление понятий “звуки шумовые и музыкальные”, “мелодия вокального и инструментального характера”, “мелодии-образы”;
определение по звучанию направления движения мелодии, а также созданного композитором музыкального образа.
Оснащение урока:
презентация “Мелодия – душа музыки”;
презентация “Песня Сольвейг”;
презентация кроссворда “Мелодия”.
Техническое обеспечение:
компьютер;
CD-проигрыватель;
проекционная система;
фортепиано
Ход урока:
Учитель. Здравствуйте, ребята! Сегодня наш урок посвящён мелодии. Именно с неё начинается музыка для каждого человека. Когда мама поёт малышу колыбельную песню, никто не подыгрывает ей на музыкальных инструментах. Но для маленького человека ещё долго не будет лучшей музыки, чем эта мелодия. Тема нашего урока – “Мелодия – душа музыки”. (Учитель демонстрирует презентацию “Мелодия – душа музыки”. Приложение 2.) Эти слова принадлежат великому русскому композитору Петру Ильичу Чайковскому. Что же такое мелодия?
Дети. (Высказывают свои предположения).
Учитель. Греческое слово “melodia” означает пение песни и происходит от двух корней – melos (песнь) и ode (пение) [2]. Мелодия помогает человеку передать свои чувства и создаёт различные образы.
У меня есть старинная рукопись, в которой, судя по всему, говорится о мелодии. Я предлагаю вам её расшифровать. Возможно, тогда мы сможем понять тайну музыки. Итак, предположим, что в центральном пятне рукописи написано слово “мелодия”, на это указывает картинка. Что же написано в розовом пятне? Прислушайтесь и скажите, что вы слышите? (По щелчку воспроизводятся звуки леса с голосами птиц.)
Дети. Птицы поют.
Учитель. А сейчас? (По щелчку звучит мелодия в исполнении гобоя.)
Дети. Это музыка.
Учитель. Да, птицы издают звуки, и музыкальный инструмент тоже издаёт звуки. Но разве эти звуки похожи?
Дети. Нет.
Учитель. Давайте прочитаем стихотворение Е. Королёвой о разных звуках. Обратите внимание на выделенные строчки (После каждой прочитанной строчки по щелчку появляется соответствующая тексту картинка.):
“Все на свете дети знают,
Звуки разные бывают.
Журавлей прощальный клёкот,
Самолёта громкий ропот,
Гул машины во дворе,
Лай собаки в конуре,
Стук колёс и шум станка,
Тихий шелест ветерка.
Это звуки шумовые.
Только есть ещё другие:
Не шуршания, не стуки –
Музыкальные есть звуки”. [1]
Дети. Звуки бывают разные - шумовые и музыкальные.
Учитель. Правильно. Какие звуки нужны для того чтобы мелодия получилась?
Дети. Музыкальные звуки.
Учитель. Верно. (По щелчку в розовом пятне появляется надпись: “Музыкальные звуки”.) Чем музыкальные звуки отличаются от шумовых?
Дети. Шумовые шумят, а музыкальные играют музыку.
Учитель. Верно. Каждый музыкальный звук имеет определённую высоту. “Именно она отличает один музыкальный звук от другого и любой шумовой от музыкального” [1]. Можно сочинить и спеть новую мелодию, поднимая по собственному желанию голос выше или опуская ниже. Это и будут музыкальные звуки. Их можно записать нотами.
Учитель. Пора нам разобраться, что написано в жёлтом пятне. Посмотрите сколько здесь картинок-подсказок. Что вы видите и как можете это объяснить?
Дети. Сверху один человек играет на барабане, а мальчик – на скрипке.
Учитель. Да, судя по всему, и музыка у них получается разная.
Дети. Да, дяденька играет громко, а мальчик – тихо.
Учитель. Хорошо. Не забывайте, что мы разгадываем рукопись о мелодии.
Дети. Значит, мелодия бывает громкой и тихой.
Учитель. Правильно.
Дети. Посередине – одна мордочка улыбается, а другая – грустит. Мелодия тоже бывает весёлая и грустная.
Учитель. Молодцы!
Дети. Внизу улитка ползёт медленно, а акула плывёт быстро. Мелодия бывает быстрая и медленная.
Учитель. Верно. Мелодия – одно из выразительных средств музыки. Она тесно связана с другими выразительными средствами: ладом, темпом. Мелодия бывает громкой и тихой, бывает весёлой и грустной, бывает быстрой и медленной, бывает, бывает, бывает… Так что же написано в жёлтом пятне старинной рукописи?
Дети. Что мелодия бывает разной.
Учитель. Правильно. (По щелчку в жёлтом пятне появляется надпись: “Мелодия бывает разной”.) Следующее пятно – зелёное. Что же мы видим?
Дети. Карточки со стрелочками, ступеньками, волнами.
Учитель. Послушайте внимательно мелодию и подумайте, на что она похожа: на волны, на ступеньки вверх или вниз, на стрелочки вверх или вниз? (По щелчку звучит мелодия вальса из балета П.И. Чайковского “Спящая красавица”.)
Дети. На волны.
Учитель. Правильно. Слушаем ещё одну мелодию. (По щелчку звучит “Избушка на курьих ножках” М.П. Мусоргского.)
Дети. На стрелочку вниз.
Учитель. Верно. Слушаем третью мелодию. (По щелчку звучит “Июнь. Баркарола” П.И. Чайковского.)
Дети. На ступеньки вверх.
Учитель. Молодцы! Итак, что же написано в зелёном круге?
Дети. Может быть, “Куда идёт мелодия?”
Учитель. Хорошо. (По щелчку в зелёном круге появляется надпись “Мелодия двигается по-разному”.)
Попробуем расшифровать надпись в голубом круге. (По щелчку появляется картинка “пианист играет на рояле” и звучит музыка моторного характера. По второму щелчку появляется картинка “поющая женщина” и звучит песня “Чунга-чанга”. По щелчку звучание прекращается.) Что скажете об этих двух мелодиях?
Дети. Мужчина играет музыку на рояле, а женщина поёт песню “Чунга-чанга”.
Учитель. Значит, одну мелодию сочинили, для того чтобы её спели, а другую…
Дети. Чтобы сыграли.
Учитель. Правильно. Мелодия, которая удобна для пения, называется “вокальной”. Мелодия, которую исполняют на музыкальных инструментах и которая не предназначена для пения, называется “инструментальной”. Так какие две мелодии мы сейчас услышали?
Дети. Вокальную и инструментальную.
Учитель. Что же написано в голубом круге?
Дети. Вокальная и инструментальная мелодия.
Учитель. Молодцы! (По щелчку в голубом круге появляется надпись “Вокальная и инструментальная
Осталось нам разгадать, что написано в фиолетовом круге. О чём рассказывают нам эти две картинки?
Дети. Два художника рисуют картины.
Учитель. Да, и похоже, что картины у них разные. (Автоматически воспроизводится видеофрагмент “Танец лебедей” П.И. Чайковского. По щелчку звучание останавливается и автоматически появляется надпись “Мелодия-портрет”.) Чей портрет рисует нам мелодия?
Дети. Портрет лебедей.
Учитель. Верно. Слушаем дальше. (Автоматически звучит музыка речитативного склада. На слайде картинка - выступление древнегреческого оратора.) Не правда ли, эта мелодия как будто “разговаривает” с нами. (По щелчку появляется картинка - выступление современного человека за трибуной.) Это ещё один образ - “речь человека”. (По щелчку появляется надпись “Мелодия-речь человека”.)
Мы послушали разные мелодии, которые о чём-то или о ком-то нам рассказали: “Мелодия-портрет”, “Мелодия-речь человека”. Что же зашифровано в фиолетовом круге?
Дети. ?..
Учитель. Это мелодии-образы. Как художники рисуют разные образы на своих картинах, так и композиторы с помощью мелодий рисуют разные музыкальные образы. (По щелчку в фиолетовом круге появляется надпись “Мелодии-образы”.)
Итак, мы с вами полностью расшифровали старинную рукопись и разгадали некоторые тайны мелодии. Вы молодцы! Давайте вместе исполним музыкальное произведение «Калинку» на ложках и создадим сказочный образ.
Дети. (Исполняют).
Учитель. Продолжая разговор о музыкальных образах, которые способны создать мелодии, Я предлагаю вам послушать музыку Эдварда Грига “Песня Сольвейг”. Женщина по имени Сольвейг всю жизнь ждала, когда к ней вернётся её любимый человек. А он долго путешествовал по разным странам и вернулся к ней уже седым. Послушайте музыку и постарайтесь использовать те сведения, которые вы получили, расшифровывая старинную рукопись. Понаблюдайте, как движется мелодия, каков её характер, какой образ создал норвежский композитор Григ? Какие слова соответствуют характеру мелодии: “насмешливо, спокойно, шутливо, грустно, весело, легко, плавно, протяжно, празднично, торжественно”. (Учитель демонстрирует презентацию “Песня Сольвейг”. Приложение 4.)
Дети. (Слушают музыку ).
Учитель. Хорошо. (На слайде 3. учитель после ответов детей по щелчку высвечивает правильные ответы: “спокойно, грустно, плавно, протяжно”.) Скажите, пожалуйста, в этом произведении мелодия вокального или инструментального характера и почему?
Дети. Вокального, потому что её как бы поёт Сольвейг.
Учитель. Верно. И называется это произведение “Песня Сольвейг”. (Учитель сменяет слайд). Рассмотрите внимательно рисунок Николая Рериха, который называется “Домик Сольвейг” и скажите, на что похоже движение мелодии? Объясните свой ответ.
Дети. Движение мелодии похоже на горы, на реку. Потому что мелодия идёт то вверх, то вниз, волнисто.
Учитель. Я согласна с вами. Какой образ рисует эта мелодия, о чём это произведение?
Дети. О грусти Сольвейг, о том, что она ждёт своего любимого человека.
Учитель. Да. Мелодия песни Сольвейг грустна. В каком ладу она написана?
Дети. В миноре.
Учитель. Правильно. Мелодия песни “Прялица” тоже печальная. Давайте исполним эту песню, создавая образ нежности, ласки, любви.
Дети. (Исполняют песню «Прялица» на ложках и шумовых инструментах).
Учитель. Молодцы. Вы получили необходимые знания о мелодии и умело ими пользуетесь,
вы - настоящие знатоки. И в завершение нашего урока я предлагаю вам разгадать кроссворд
“Мелодия”. (Учитель демонстрирует презентацию кроссворда “Мелодия”. Приложение 7.)
1. Пьеса с чётким, энергичным ритмом, под которую удобно идти в строю.
2. Красивые ритмичные движения под музыку.
3. Спектакль, в котором соединились музыка и танец.
4. Спектакль, в котором все поют и с помощью пения рассказывают историю.
5. Русский народный танец, в котором девушки ходят по кругу, взявшись за руки.
6. Сочинение для оркестра, состоящее из 4 частей.
7. Простое музыкальное произведение, в котором соединились музыка и стихи.
Дети. (Разгадывают кроссворд).
Учитель. (После каждого ответа детей по щелчку в ячейках кроссворда появляется правильный ответ. Можно заполнять кроссворд коллективно по тому же принципу: после ответа детей – правильный ответ на экране. Это позволит учителю сократить время на разгадывание кроссворда.) Все слова кроссворда связаны с мелодией. В трёх из них мелодий очень много. Назовите эти три слова и поясните свой ответ.
Дети. Балет, опера и …
Учитель. Симфония.
Дети. В балете много танцев, и у каждого своя мелодия. В опере поёт много людей, все они поют свои мелодии.
Учитель. В симфонии тоже много мелодий. Среди них могут встретиться мелодии, похожие на марш, на танец, на песню.
Итак, сегодня мы познакомились ближе с мелодией, узнали о ней много нового из старинной рукописи. Вспомните, пожалуйста, что сказал о мелодии русский композитор и назовите его фамилию.
Дети. Мелодия – душа музыки. Композитора зовут Чайковский.
Учитель. Да, Пётр Ильич Чайковский. Из чего состоит мелодия?
Дети. Мелодия состоит из музыкальных звуков.
Учитель. Правильно. Какими бывают мелодии?
Дети. Мелодии бывают разными: весёлыми и грустными, быстрыми и медленными, громкими и тихими.
Учитель. Хорошо. Чем вокальная мелодия отличается от инструментальной?
Дети. Вокальная мелодия подходит для пения, а инструментальная не подходит. Её играют на музыкальных инструментах.
Учитель. Верно. Как вы думаете, мелодия русской народной песни “Во поле береза стояла” движется “по ступенькам” или “скачками”? (Учитель напевает первую фразу песни.)
Дети. По ступенькам.
Учитель. Да. Какие музыкальные образы, созданные мелодиями, вам запомнились на сегодняшнем уроке?
Дети. Женщина, которая всю жизнь ждала своего жениха.
Учитель. Сольвейг из пьесы Эдварда Грига “Песня Сольвейг”.Сказочный образ и образ нежности, ласки, любви. Молодцы, ребята! Вы хорошо поработали на уроке. (Учитель оценивает работу наиболее активных обучающихся). Урок окончен. До свидания
Анализ посещенного урока
Учитель – Татаров А.Я.
Предмет: ансамбль ложкарей.
Тема урока: «Ознакомление с понятием о высоте в музыке»
Количество учеников – 15 чел.
Цель урока: повысить у учащихся интерес к предмету ансамбль ложкарей путем применения различных форм музыкальной деятельности.
Прставлены адачи:
Образовательные:
Обеспечить усвоение материала музыкальные и шумовые звуки. Понятия – регистр.
Использовать разные приемы над развитием гармонического слуха.
Развивающие:
Развивать способность воспринимать и различать шумовые и музыкальные звуки.
Развитие метро-ритмического слуха, образного мышления, творческих способностей. Развитие особых качеств слуха: слухового внимания, слуховой остроту, способности запомнить и воспроизводить музыкальный текст.
Воспитательные:
Воспитание устойчивого интереса к занятиям в ансамбле ложкарей, готовность к сотрудничеству, чувство коллективизма.
Тип урока: урок изучения нового.
Использованы средства обучения:
1. Ноутбук.
2. Видеопроектор.
3. Магнитофон.
4. Наглядный материал
Методы:
По способам передачи и усвоения информации: практический, наглядный, словесный.
По способам мыслительной деятельности: репродуктивный, частично-поисковый.
По логике построения учебного материала: индуктивный (от частного в общему).
Использованы следующие методы мотивации:
Эмоциональные методы (создание ярких наглядно-образных представлений, создание ситуации успеха).
Познавательные методы: (творческие задания, опора на жизненный опыт, создание проблемной ситуации).
Социальные методы: (создание ситуации взаимопомощи).
Занятие было апробировано на группе 1 года обучения
Понятия: термин «высота в музыке», регистр
Научатся: проводить образный анализ инструментов и музыкальных произведений.
Универсальные учебные действия:
Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия, постановка и выполнение целей;
Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач, формирование устойчивого интереса к уроку через взаимосвязь учебных предметов, разыгрывание песен, использование дидактических игр;
Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать её с позициями других учеников при выработке общего решения, участвовать в коллективном обсуждении;
Личностные: наличие эмоционального отношения к произведениям разного характера, расширение представлений об опыте человечества, реализация творческого потенциала через индивидуальные и коллективные упражнения.
Урок начался с мотивации к учебной деятельности:
-Почему музыка входит к нам в разноцветном наряде?
-Что надо сделать для изучения высоты в музыке?
-Что необходимо узнать о высоте в музыке?
На уроке музыки представлены разнообразные виды деятельности:
Восприятие музыки, подготовка учащихся к восприятию нового материала.
Хоровое пение.
Игра на музыкальных инструментах. (ложки, треугольники, маракасы, бубны и др.)
Музыкально-ритмические движения.
Творческие задания.
Музыкальный материал урока: актуальный, глубокий по содержанию, соответствует цели урока, возрастным особенностям детей и их музыкальным способностям и несомненно, нравиться детям.
Деятельность учителя и учащихся на уроке:
Александр Яковлевич правильно руководил процессом (отношение учителя к ошибкам детей, соответствие вопросов содержанию учебного материала т.д.)
Ребята активны и заинтересованы, внимательны.
Дифференцированный подход к каждому ученику.
Дисциплина хорошая.
Тон, речь учителя четкая, правильная.
Время урока использовано продуктивно, темп средний.
Результаты урока.
1.Урок достиг цели, поставленные задачи урока решены.
2. В конце урока проведена рефлексия
-С какими музыкальными терминами вы сегодня познакомились?
-Что нового узнали о высоте звука?
-Какие инструменты вам показались более интересные по звучанию?
-Где можно применить знания о высоте в музыке?
Домашнее задание носит творческий характер, учащимся представляется свобода выбора для его выполнения.
Анализ провела Обухова Е.В._____________