Анализ ЕГЭ по обществознанию 2020 г.
Выполнил: Магомедова Патимат Багаутдиновна, учитель истории и обществознания
Количество участников: 1
Всего заданий – 29; из них по типу заданий: с кратким ответом – 20, с развернутым ответом – 9. Максимальный первичный балл – 64. Общее время выполнения работы – 255 минут.
Результаты:
Магомедарипов Магомед – 76 б (первичный балл - 50)
Средний балл: 60 б
Процент выполнения: 100%
Контролируемые элементы содержания
Человек и общество
1.1 Биологическое и общественное в человеке. (Человек как результат биологической и социокультурной эволюции) 1.2 Мировоззрение, его виды и формы 1.3 Виды знаний 1.4 Понятие истины, её критерии 1.5 Мышление и деятельность 1.6 Потребности и интересы 1.7 Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода и ответственность
1.8 Системное строение общества: элементы и подсистемы 1.9 Основные институты общества 1.10 Понятие культуры. Формы и разновидности культуры 1.11 Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки 1.12 Образование, его значение для личности и общества 1.13 Религия 1.14 Искусство 1.15 Мораль 1.16 Понятие общественного прогресса 1.17 Альтернативность общественного развития (типы обществ) 1.18 Угрозы XXI в. (глобальные проблемы)
Экономика
2.1 Экономика и экономическая наука 2.2 Факторы производства и факторные доходы 2.3 Экономические системы 2.4 Рынок и рыночный механизм. Спрос и предложение 2.5 Постоянные и переменные затраты 2.6 Финансовые институты. Банковская система 2.7 Основные источники финансирования бизнеса 2.8 Ценные бумаги 2.9 Рынок труда. Безработица 2.10 Виды, причины и последствия инфляции 2.11 Экономический рост и развитие. Понятие ВВП 2.12 Роль государства в экономике 2.13 Налоги 2.14 Государственный бюджет 2.15 Мировая экономика 2.16 Рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семьянина, гражданина
Социальные отношения
3.1 Социальная стратификация и мобильность 3.2 Социальные группы 3.3 Молодёжь как социальная группа 3.4 Этнические общности 3.5 Межнациональные отношения, этнические конфликты, пути их разрешения 3.6 Конституционные принципы (основы) национальной политики в Российской Федерации 3.7 Социальный конфликт 3.8 Виды социальных норм 3.9 Социальный контроль 3.10 Семья и брак 3.11 Отклоняющееся поведение и его типы 3.12 Социальная роль 3.13 Социализация индивида
Политика
4.1 Понятие власти 4.2 Государство, его функции 4.3 Политическая система 4.4 Типология политических режимов 4.5 Демократия, её основные ценности и признаки 4.6 Гражданское общество и государство 4.7 Политическая элита 4.8 Политические партии и движения 4.9 Средства массовой информации в политической системе 4.10 Избирательная кампания в Российской Федерации 4.11 Политический процесс 4.12 Политическое участие 4.13 Политическое лидерство 4.14 Органы государственной власти Российской Федерации.
Право
5.1 Право в системе социальных норм 5.2 Система российского права. Законотворческий процесс 5.3 Понятие и виды юридической ответственности 5.4 Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации 5.5 Законодательство Российской Федерации о вы- борах 5.6 Субъекты гражданского права. 5.7 Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности 5.8 Имущественные и неимущественные права 5.9 Порядок приёма на работу. Порядок заключения и расторжения трудового договора 5.10 Правовое регулирование отношений супругов. Порядок и условия заключения и расторжения брака 5.11 Особенности административной юрисдикции 5.12 Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты 5.13 Международное право (международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени) 5.14 Споры, порядок их рассмотрения 5.15 Основные правила и принципы гражданского процесса 5.16 Особенности уголовного процесса 5.17 Гражданство Российской Федерации 5.18 Воинская обязанность, альтернативная гражданская служба 5.19 Права и обязанности налогоплательщика.5.20 Правоохранительные органы. Судебная система.
Требования к уровню подготовки выпускников средней школы
Знать и понимать:
1.1 биосоциальную сущность человека 1.2 основные этапы и факторы социализации личности 1.3 место и роль человека в системе общественных отношений 1.4 закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы 1.5 тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов 1.6 основные социальные институты и процессы 1.7 необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования.
Уметь:
2.1 характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы 2.2 анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями 2.3 объяснять внутренние и внешние связи (причинно- следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека) 2.4 раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук 2.5 осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы 2.6 оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности 2.7 формулировать на основе приобретённых обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определённым проблемам 2.8 подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу 2.9 применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.
Результат экзамена.
Недостаточно сформированы знания и умения по темам:
Характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы.
Осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (таблица, диаграмма).
Объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов. Раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально- экономических и гуманитарных наук.
Подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу (задание на составление плана доклада по определенной теме).
Анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями. Объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов. Раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально- экономических и гуманитарных наук. Оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности.
Выводы:
Результат данного экзамена говорит о том, что необходимо в дальнейшем сделать упор на работу с текстом: развивать умения выявлять и интерпретировать определенным образом информацию в тексте, выработать умение составлять план на различные темы. Развивать умение писать эссе, способность понять тему, оперировать определенными общественными и научными фактами, умением их соотносить и анализировать.
При подготовке, необходимо будет, уделить внимание изучению терминов и понятий, более комплексного изучения сфер общества (особенно экономической и культурной сферы общества). Развивать умение работать с графиками, таблицами и гистограммами и извлекать из них необходимую информацию. Поэтому на основе всего вышеизложенного необходимо:
Обратить внимание на изучение основных элементов содержания, по которым имеются пробелы.
Усилить работу, направленную на: формирование умений по работе с текстом; осуществления поиска, систематизации и интерпретации социальной информации; извлечения и интерпретации информации из текста; составления плана текста, выделения его основных смысловых фрагментов; формулирования и аргументации на основе приобретенных знаний.
Уделить внимание: осуществлению поиска социальной информации; установлению соответствий между экономическими терминами и понятиями; применению правовых знаний в решении задач и проблем; умению использовать обществоведческие понятия и термины в предлагаемом контексте.