Колесник Виктория 32-шк
Анализ произведения
Название: Дневник Фокса Микки, Саша Чёрный.
Жанр: повесть.
Краткий пересказ: Фокс Микки – умный пес, он умеет писать и сочинять стихи, его одолевает множество вопросов.
Хозяйка Микки, девочка Зина, уезжает с дачи в Париж, а Микки на неделю остается один и очень скучает по хозяйке, пока его не забирают в Париж.
В Париже Зина учится в школе, а Микки скучает, вместе они посещают кино, а летом отправляются на море, где Микки наблюдает за взрослыми, морем, посещает зоопарк.
Микки потерялся, и его приютила другая девочка, он очень скучал по Зине и был рад, когда нашелся.
Микки побывал в цирке, плавал на пароходе, на котором у него была морская болезнь.
Осенью Микки снова вернулся в Париж, его тетрадь-дневник закончилась, и он мечтал, что однажды этот дневник напечатают с его портретом и автографом, и все бы знали имя Микки.
Тема: мир глазами домашнего фокстерьера.
Главная мысль: собаки- верные друзья, они умные и сообразительные. Они наблюдают за жизнью людей и на всё имеют своё мнение.
Познавательная, развивающая, воспитательная задача, значение произведение: познавательная: уважительно относиться к собакам и другим домашним животным, обращать на них больше внимания, замечать их способности, понимать, что они все очень разные; воспитательная: отзывчивость, сострадание к животным; развивающая: развитие читательского интереса, воображение, читательские навыки и умения. Значение: любить собак, уважительно относится к ним, не бояться высказывать своё мнение.
Художественные особенности произведения: литературная форма дает возможность достигнуть интересного художественного эффекта – изобразить мир глазами «простодушного». Герой Саши Черного и есть блестяще реализованный подобный тип. Он наблюдает и описывает повседневную жизнь изнутри (как рядовой, невзрослый член семьи) и в то же самое время – со стороны (как представитель все-таки иной «расы» – домашних собак).
В повести масса проницательных наблюдений за бытовой жизнью людей как чем-то чуждым, оригинальным, нуждающимся в растолковании: «Когда щенок устроит совсем-совсем маленькую лужицу на полу, – его тычут в нее носом; когда же то же самое сделает Зинин младший братишка, пеленку вешают на веревочку, а его целуют в пятку... Тыкать, так всех!».
Виды работы с детьми: пересказ, выразительное чтение, выделение и их озаглавливание, словесное рисование, сочинение, тест.
Какие вопросы и задания можно предложить детям после чтения произведения: Вопросы: Что по мнению фокса Микки было важнее всего в жизни? Если бы Микки был человеком, что бы он обязательно сделал? С кем общался Микки на даче после отъезда хозяев? Почему фокс сравнивает ветер с собакой?
Задания: работа с толковым словарём, придумать окончание истории от первого лица, написать свой открыток от лица домашнего животного.
Анализ произведения
Название: Кладовая солнца, Михаил Михайлович Пришвин.
Жанр: сказка-быль.
Краткий пересказ: Настя и Митраша стали сиротами. Их мама умерла от болезни, а папа погиб под пулями на войне. Дети остались сами жить в родительском доме. Сразу вести хозяйство помогали соседи, но со временем они стали все делать сами. Однажды Веселкины пошли собирать клюкву. Действие происходит в конце апреля. Когда дети дошли к «Лежачему камню» им нужно было выбрать тропинку, по которой продолжать путь. Единое решение так и не было принято. Настя пошла по обычной тропе, а Митраша по «слабенькой». Путь мальчика завел в трясину. Спасла ему жизнь собака Травка, которая тосковала по умершему хозяину. Теперь она обрела нового друга. Митраша убил ружьем волка, который делал много вреда. Все собранные ягоды Настя отдала эвакуированным детям из Ленинграда.
Тема: трудности жизни деревенских детей в послевоенное время (в произведении есть много сцен, это подтверждающих).
Главная мысль: заключается в проявлении истинных человеческих чувств даже маленькими детьми, в душе которых много тепла, любви, чувства собственного достоинства, понимания природы и родственных отношений.
Познавательная, развивающая, воспитательная задача, значение произведение: познавательная: изучение новых слов; воспитательная: воспитать доброжелательное отношение друг к другу, бережное отношение к природе; развивающая: развитие читательского интереса, воображение, читательские навыки и умения. Значение: заключается в раскрытии понятий «любовь к ближнему» и «любовь к природе». Автор считал, что мы живет в чудесном мире, который таит в себе огромные богатства. Важно только научиться правильно ими пользоваться. Нельзя пренебрегать предупреждающими об опасности знаками природы. Нужно прислушиваться к дуновению ветра, внимательно следить за капельками росы и с уважением относиться к животному миру.
Художественные особенности произведения: рассказа является авторское описание окружающей природы, которая представляется в произведении самостоятельным персонажем, настроенным на жизнь детей.В момент расставания Насти и Митраши на небе появляется серая туча, закрывая солнечные лучи, в сопровождении резкого ветра, завывающего и стонущего. Таким образом, природа предупреждает героев о предстоящем испытании.
Виды работы с детьми: пересказ, выразительное чтение, выделение и их озаглавливание, словесное рисование, сочинение, тест.
Какие вопросы и задания можно предложить детям после чтения произведения: Вопросы: Кто такой Антипыч? Как в произведении называли волка? Название болота, возле которого жили дети? Имена главных героев? Кто спас от смерти мальчика на болоте? От чьего имени ведётся повествование «Кладовой солнца»? Автор произведения? Задания: кроссворд, рисунок, анализ героев, составить план к содержанию.