Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение « Детский сад « Солнышко »» Октябрьского района Курской области
Педсовет «Анализ работы ДОУ по речевому развитию детей» 2017г.
www.themegallery.com
« Речевое развитие - актуальная образовательная область в ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО »
Ст. 64 ФЗ «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29.12.2012г.
www.themegallery.com
Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических, личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение укрепление здоровья детей.
ФГОС ДО
www.themegallery.com
ФГОС ориентирует нас на формирование личности ребенка через собственную деятельность, познавательную активность, творчество детей, развитие личности через различные виды деятельности, через системно-деятельностный подход, индивидуальный подход
Актуальность проблемы речевого развития
Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким.
- Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве.
- В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей.
- Речь – это инструмент развития высших отделов психики.
- С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и во всех основных психических процессов.
- Обучение дошкольников родному языку должно стать одной из главных задач в подготовке детей к школе.
- Главной задачей развития связной речи ребёнка в дошкольном возрасте является совершенствование монологической речи.
Все вышеназванные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей.
Целевые ориентиры
www.themegallery.com
Целевые ориентиры, подробно даны в п. 4.6 ФГОС и выступают основами преемственности дошкольного и начального образования, обеспечения равных возможностей для развития каждого ребенка, предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.
ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ В ДОУ п.4.6 ФГОС ДО.
www.themegallery.com
Ранний возраст: владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек.
Для детей на этапе завершения дошкольного образования - 6 – 8 лет: ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств, желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ (УУД)
www.themegallery.com
Важной задачей современного дошкольного образования является формирование ПРЕДПОСЫЛОК УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ (УУД)
УУД - это умение учиться, то есть способность человека к самосовершенствованию через усвоение нового социального опыта (Википедия).
УУД - это способность ребенка к саморазвитию путем активного усвоения и получения знаний через практическую деятельность,
« умение учиться » .
Выделяют 4 блока ПРЕДПОСЫЛК ФОРМИРОВАНИЯ УУД:
www.themegallery.com
Это касается всех 5 ОО ФГОС ДО:
познавательные (умение строить высказывание, формулировка проблемы, рефлексия деятельности, структурирование знаний, поиск информации, смысловое чтение, моделирование);
регулятивные (цель-план-прогноз-контроль-коррекция-оценка);
личностные (самоопределение, смыслообразование, нравственно-эстетическое оценивание);
коммуникативные (постановка вопросов, разрешение конфликтов, умение выражать свои мысли, управление поведением партнера, планирование учебного сотрудничества).
ФГОС ДО
www.themegallery.com
В ФГОС говорится о том, что РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ПРЕОБЛАДАЕТ В ОСНОВНЫХ ВИДАХ ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ таких как:
коммуникативная; игровая; познавательно-исследовательская; восприятие художественной литературы и фольклора, духовно-нравственное воспитание
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ – « РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ » (ФГОС ДО)
www.themegallery.com
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ – « РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ »
(ФГОС ДО)
ВКЛЮЧАЕТ в себя:
- владение речью как средством общения и культуры;
- обогащения активного словаря, развития связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, развитие речевого творчества;
- развития звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
- знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
- формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте П. 2.6 ФГОС ДО.
КОМПОНЕНТЫ ОБЩЕГО РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ
www.themegallery.com
Связная речь; фонетика, звукопроизношение; фонематические процессы, восприятие, анализ и синтез, представления; лексика; грамматика; интонационная выразительность речи.
ОСНОВНЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ (современного) ПЕДАГОГА
www.themegallery.com
В ФГОС названы ОСНОВНЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ (современного) ПЕДАГОГА необходимые для создания социальной ситуации развития воспитанников:
СПЕЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ (ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ) -наличие высокого профессионального уровня, результативности творческой деятельности.
СОЦИАЛЬНАЯ - способность брать ответственность и принимать решения, взаимодействовать с коллегами, окружающими людьми.
ЛИЧНОСТНАЯ - наличие качеств организованности, работоспособности, психологической совместимости со всеми участниками образовательных отношений.
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ - наличие индивидуального стиля профессиональной деятельности, неповторимости, самобытности педагога в профессиональном поведении и деятельности.
Условия успешного речевого развития.
1.Создание условий для развития речи детей в общении со взрослыми и сверстниками.
2. Владение педагогом правильной литературной речью.
3. Обеспечение развития звуковой культуры речи со стороны детей в соответствии с их возрастными особенностями.
4. Обеспечивают детям условий для обогащения их словаря с учетом возрастных особенностей.
5. Создание условий для овладения детьми грамматическим строем речи.
6. Развитие у детей связной речи с учетом их возрастных особенностей.
7. Развитие у детей понимания речи, упражняя детей в выполнении словесной инструкции.
8. Создание условий для развития планирующей и регулирующей функции речи детей в соответствии с их возрастными особенностями.
9. Приобщение детей к культуре чтения художественной литературы.
10. Поощрение детского словотворчества.
1.В дошкольном учреждении должны быть созданы условия для развития речи детей в общении со взрослыми и сверстниками:
- сотрудники побуждают детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями, высказываниями;
- сотрудники побуждают детей к речевому общению между собой.
2. Сотрудники задают детям образцы правильной литературной речи:
- речь сотрудников четкая, ясная, красочная, полная, грамматически правильная;
- в речь включаются разнообразные образцы речевого этикета.
3. Сотрудники обеспечивают развитие звуковой культуры речи со стороны детей в соответствии с их возрастными особенностями:
- следят за правильным произношением, в случае необходимости поправляют и упражняют детей (организуют звукоподражательные игры, проводят занятия по звуковому анализу слова, используют чистоговорки, скороговорки, загадки, стихотворения);
- наблюдают за темпом и громкостью речи детей, в случае необходимости деликатно поправляют их.
4. Сотрудники обеспечивают детям условия для обогащения их словаря с учетом возрастных особенностей:
- сотрудники обеспечивают детям условия для включения детьми называемых предметов и явлений в игру и предметную деятельность;
- помогают ребенку овладеть названием предметов и явлений, их свойств, рассказывать о них;
- обеспечивают развитие образной стороны речи (переносный смысл слов);
- знакомят детей с синонимами, антонимами, омонимами.
5. Сотрудники создают условия для овладения детьми грамматическим строем речи:
- учат правильно связывать слова в падеже, числе, во времени, роде, пользоваться суффиксами;
- учат формулировать вопросы и отвечать на них, строить предложения.
6. Сотрудники развивают у детей связную речь с учетом их возрастных особенностей:
- поощряют детей к рассказыванию, развернутому изложению определенного содержания;
- организуют диалоги между детьми и со взрослыми.
7. Уделяют специальное внимание развитию у детей понимания речи, упражняя детей в выполнении словесной инструкции.
8. Сотрудники создают условия для развития планирующей и регулирующей функции речи детей в соответствии с их возрастными особенностями:
- стимулируют детей комментировать свою речь;
- упражняют в умении планировать свою деятельность.
9. Приобщают детей к культуре чтения художественной литературы.
10. Сотрудники поощряют детское словотворчество.
Современные образовательные технологии
Метод наглядного
моделирования
Технологии
Игровые
Здоровьесберегающие
технологии
технологии
Мнемотехника
www.themegallery.com
(греч.) – «искусство запоминания» - это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Использование мнемотехники в обучении дошкольников позволяет решить такие задачи как:
1. Развитие связной речи;
2. Преобразование абстрактных символов в образы (перекодирование информации);
3. Развитие мелкой моторики рук;
4. Развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления; помогает овладение приёмами работы с мнемотаблицами и сокращает время обучения.
www.themegallery.com
«Лэпбук – как средство развития познавательно-речевых способностей детей дошкольного возраста»
П РЕИМУЩЕСТВА ЛЭПБУКА
- ребенОК самостоятельно собираЕТ нужную информацию - Побуждает интерес у детей к познавательному развитию - Может разнообразить занятие или совместную деятельность со взрослым - Развивает креативность и творческое мышление, речь - Объединяет людей для увлекательного и полезного занятия
В.А.Сухомлинский .
www.themegallery.com
"Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок»
Ниткография, ниткопись
www.themegallery.com
Что это такое Ниткография (сочетание слов « нитка » и « grafo » — пишу, то есть « пишу ниткой » или « рисую ниткой » ) – это создание картин с помощью ниток.
Ниткография формирует умения подбирать цветовую палитру для раскрытия смысла сюжета рисунка; развивать способность видеть цельный образ по отдельным его элементам; совершенствовать мелкую моторику рук ; воспитывать положительное восприятие процесса творчества.
www.themegallery.com
Бисероплетение
www.themegallery.com
В ходе бисероплетение происходит развитие мелкой моторики рук , усидчивости, умения делать творческий подарок своими руками, что позволяет решить многие задачи в непосредственно образовательной деятельности; способствует подготовке руки к письму, воспитывает усидчивость, внимание.
Задачами образовательной работы с дошкольниками в данном направлении могут выступать следующие:
1. Учить изготавливать несложные украшения из бисера, пользуясь схемой, практическим приемам низания на проволоку (параллельное, объёмное, петельное плетение).
2. Развивать устную и связную речь.
Бисерография
www.themegallery.com
Бисерография - это выкладывание бисера на пластилиновой основе.
Практические действия с бисером помогают обеспечивать разностороннее развитие: развивать умственные способности детей, произвольность и целенаправленность познавательных процессов в целом , развивать мелкую моторику рук , активизировать сенсорное познание окружающей действительности. Совершенствовать психические функции: зрительное восприятие, воображение, память, мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение).
Правила для смелых и упорных педагогов
www.themegallery.com
- Если вы испытываете затруднения в работе по развитию речи, то планируйте этот вид деятельности не иногда, не часто, а очень часто. Через 5 лет станет легче.
- Никогда не отвечайте сами на свой же вопрос. Терпите, и вы дождетесь того, что на него станут отвечать ваши дети. Помогать можно только ещё одним вопросом, или двумя, или десятью… Но знайте: количество вопросов обратно пропорционально уровню мастерства.
- Никогда не задавайте вопрос, на который можно ответить «да», или «нет». Это не имеет смысла.
- После проведения занятия просмотрите конспект еще раз, вспомните все вопросы, которые вы задавали детям, и замените его одним более точным.
- Если рассказ не получился или получился с трудом – улыбнитесь, ведь это здорово, потому что успех впереди.
Спасибо за внимание!