СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Анализ работы логопеда - дефектолога 2019-2020 гг

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Анализ работы учителя-логопеда по основным направлениям работы

Просмотр содержимого документа
«Анализ работы логопеда - дефектолога 2019-2020 гг»

Годовой отчёт

о проделанной работе за 2019-2020 учебный год

учителя-логопеда Захваткиной Ольги Викторовны



Обязательной частью внеурочной деятельности, поддерживающей процесс освоения содержания АООП НОО, является коррекционно-развивающая область. Содержание коррекционно-развивающей области определяется с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ и на основе рекомендаций ПМПК и ИПРА (при наличии инвалидности). Исходя из этого, были определены и реализованы в течение учебного года основные направления деятельности учителя-логопеда (диагностическая, коррекционно-развивающая, организационно - методическая, консультативно-просветительская и профилактическая работа) в рамках психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ, обучающихся в образовательной организации.



Цель логопедической работы – коррекция нарушений устной и письменной речи, оказание помощи в освоении адаптированной основной образовательной программы начального общего образования.

Задачи:

  1. формирование правильного звукопроизношения, обогащение и развитие словаря, развитие лексико-грамматического строя речи, связности высказывания;

  2. коррекция недостатков чтения и письма;

  3. формирование навыка ведения диалога, умения работать в коллективе;

  4. пропаганда логопедических знаний среди сотрудников образовательной организации;

  5. оказание родителям (законным представителям) обучающихся консультативной и методической помощи.


Диагностическое направление работы

В рамках этого направления проводилось углубленное изучение обучающихся с ОВЗ. В ходе обследования выявлялись индивидуальные особенностей речевого развития и причины возникновения проблем в развитии, определялись коррекционные методики воспитания, обучения и социализации учеников с ОВЗ. Логопедическое обследование проводилось в первые две недели сентября (со 2 по 16 сентября). Первичное логопедическое обследование позволило судить об уровне речевого развития детей, о том на каком уровне сформированы коммуникативные и регулятивные универсальные действия. По результатам логопедического обследования были определены основные направления, содержание и методы коррекционно-логопедической работы. В процессе осуществления логопедической помощи учащимся с нарушениями речи проводилось промежуточное логопедическое обследование, позволяющее скорректировать имеющуюся индивидуально-ориентированную программу коррекционно-логопедического воздействия и акцентировать внимание на наиболее стойких проблемах речевого развития детей (как в устной, так и в письменной речи).



Результаты обследования учащихся начальных классов.

В период со 2 по 15 сентября 2019 г. было проведено первичное и вторичное логопедическое обследование детей, поступивших в 1 классы - «А», «Б» и продолжающих обучение во 2-4 классах (14 детей в возрасте 7-10 лет). Обследование проводилось по тестовой методике

Т.А. Фотековой «Диагностика устной речи младших школьников», использовался альбом для логопеда О.Б. Иншаковой. По итогам обследования у 14 обучающихся способность анализировать явления языка была снижена, нарушено звукопроизношение, недостаточно развиты фонематические процессы, выявлена бедность словарного запаса и синтаксических конструкций, у некоторых детей наблюдались аграмматизмы в самостоятельной речи.

В логопедический пункт в первую очередь были зачислены дети с ОВЗ (по рекомендации ПМПК), и обучающиеся у которых нарушение речи может затруднить усвоение общеобразовательной программы. Первоклассники и остальные обучающиеся, имеющие нарушения произношения отдельных звуков, были взяты на учет.

Сведения о наличии детей в первых классах с нарушениями звуковой и смысловой сторон речи представлены в таблице.

Класс

Кол-во учащихся

в классе (всего)

Нормальное речевое развитие

Недостатки устной речи

1 «В»

28

26

2

1 «Б»

29

28

1

1 «А»

29

28

1

Всего детей

86

82

4



Большинство детей с нарушениями речи, поступивших в 1 классы 02.09.2019 года, были слабо подготовлены к обучению в школе. Первоклассники с нарушениями речи испытывали затруднения при составлении самостоятельного связного рассказа. Высказывания детей были нелогичны и непоследовательны. Дети нуждались в помощи учителя. Речь детей имела в основном форму диалога. Многие стремились к односложным ответам. У детей с нарушениями речи снижена способность к анализу языковых явлений, страдает речеслуховая память и внимание. Все вышеперечисленное осложняло коррекционную работу по преодолению недостатков речи, и привело к увеличению времени коррекционной работы с некоторыми детьми. Родителям первоклассников, которые нуждались в более тщательном обследовании, было рекомендовано обратиться за консультацией к педагогу - психологу школы, посетить с ребенком узких специалистов поликлиники. Родителям, дети которых не усваивали образовательную программу, было рекомендовано пройти с детьми психолого-медико-педагогическую комиссию (ТПМПК) с целью уточнения речевого заключения и программы дальнейшего обучения. Нарушения речи, необходимо обязательно корректировать, потому что, они в дальнейшем, влекут за собой нарушения письма и чтения.


В письменной речи учащихся 2-4 классов выявлены недостатки:

- опора на неправильное проговаривание,

- замены букв, соответствующие фонетически близким звукам,

- искаженное воспроизведение букв на письме,

- замены и смешения графически сходных букв,

- неправильное деление предложений на слова, что проявляется на письме в искажениях структуры слова и предложения.


Общие сведения о количестве зачисленных обучающихся из 2-4 классов, по структуре речевых нарушений за 2019 -2020 учебный год.


Класс





Кол-во

учащихся

Виды нарушений

Системное недоразвитие речи, обусловленное ЗПР

ОНР

(общее недоразвитие речи)

Адаптированная образовательная программа для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)

Адаптированная общеобразовательная программа начального общего образования для слабовидящих обучающихся (вариант 4.1.)



2 А

2 В

3 Б

4 А










3

2

2



2

1








3

1

2



1



1



-

-

-



-



-




-

-

-



1

-



-

1

-



-



-

Всего выявленных детей



10



8



1



1



-


На конец учебного года (май 2020г) была запланирована итоговая фронтальная диагностика для контроля эффективности коррекционно-логопедической работы и для коррекции планов работы на следующий учебный год.

Также в начале учебного года была проведена диагностика речевого развития обучающихся 5-9 классов со статусом ОВЗ. По итогам диагностики, а также учитывая рекомендации ПМПК, были сформированы группы детей, зачисленных на логопедические занятия. Родители (законные представители), классные руководители были ознакомлены со списком детей, зачисленных на логопедические занятия, расписанием занятий. Коррекционная работа проводилась в соответствии с календарно-тематическим планированием на текущий учебный год.

По результатам логопедического обследования с учетом рекомендаций ПМПК было выявлено 16 учащихся средней школы.


Всего на логопедические было зачислено 30 учащихся, из них:

1 класс – 4 человека

2 класс- 5 человек

3 класс- 2 человека

4 класс – 3 человека

5 класс- 3 человека

6 класс – 4 человека

7 класс – 5 человек

9 класс- 4 человека

По основному диагнозу распределение следующее:

Дети с УО (умственной отсталостью или интеллектуальной недостаточностью) – 8 чел.

Дети с ЗПР – 18 учащихся, ЗПР ОДА -1 учащийся

Дети с ТНР – 2 человека,

Слабовидящий учащийся (вариант 4.1) – 1 человек

По уровню сформированности речи, зачисленные на логопедические занятия, обучающиеся имеют следующие нарушения речи:

Нарушения устной речи выявлены у 23 обучающихся и представлены следующей речевой патологией:

Дизартрия –4 чел., стертая дизартрия – 1 чел.

Нарушения письменной речи (дислексия и дисграфия) – 14 чел., дисграфия сложная – 4 чел.


В процессе коррекционной работы за год были достигнуты следующие результаты:

- С хорошей исправленной речью выпущены 3 учащихся. Звукопроизношение у данной детей нормализовалось, достаточно обогатился словарный запас, уровень связной речи стал соответствовать возрастным нормам.

- У 12 учащихся прослеживается положительная динамика в формировании грамматического строя речи; значительно повысился уровень развития связной речи и обогащения словаря.

- 15 учащихся получили свое развитие все стороны речевой функциональной системы. Но в силу различных причин (пропуски логопедических занятий по болезни, нерегулярное выполнение рекомендаций логопеда родителями, проблемы воспитания ребенка в семье) недостатки речи у ребенка не исправились полностью.

Динамика проявляется в повышении школьной успеваемости обучающихся.



Коррекционно-развивающее направление

В содержание данного направления входят следующие аспекты:

- выбор оптимальных для развития ребенка с нарушениями речи коррекционных программ, методик и приемов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями;

- организация и проведение индивидуальных и групповых (подгрупповых) занятия по коррекции нарушений устной и письменной речи, а также развитию коммуникативных навыков детей.

В рамках этого направления работы выполнялись коррекционно-развивающие программы, составленные с учетом возраста и особенностей развития обучающихся, структуры дефекта, а также оказание помощи педагогическому коллективу в индивидуализации развития, обучения и воспитания детей с ОВЗ.

Дети были укомплектованы в подгруппы в соответствии с их речевым нарушением и разработаны перспективные планы работы, а также проведены индивидуальные консультации с родителями. Групповые занятия проводились 2 раза в неделю длительностью 20 минут.

После распределения детей по группам составлено расписание логопедических занятий, заверенное директором школы и согласованное с зам. директора по УВР. Заведена и ведется необходимая документация. Контроль посещения занятий осуществляли учитель-логопед, классный руководитель и родители.


На индивидуальные занятия по коррекции звукопроизношения выделено 8 человек. Индивидуальные занятия проводились дважды в неделю по 20 минут.



Все занятия проводились в соответствии с разработанными перспективными коррекционными планами, рабочей программой учителя-логопеда и расписанием занятий в логопедическом кабинете.



Коррекционная работа включает в себя:

1. Развитие устной речи:

- коррекция звукопроизношения;

- развитие фонематических процессов;

- коррекция недостатков лексико-грамматического строя речи;

- обогащение словаря;

- формирование связной речи, навыков построения связного высказывания.

2. Совершенствование навыков чтения и письма.

3. Развитие мелкой моторики и графомоторных навыков.

4.Развитие психических процессов: (внимания, памяти, мышления).

5.Здоровьесбережение (гимнастика для глаз, проведение дыхательной, артикуляционной и пальчиковой гимнастики).

6. Коррекцию отдельных сторон психической деятельности:

- развитие зрительного восприятия и узнавания;

- развитие пространственно - временных представлений и ориентации;

- развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа.



Организационно-методическое направление работы

В рамках этого направления осуществлялись следующие виды деятельности:

- разработка индивидуально-ориентированных коррекционно-развивающих программ;

- оказание помощи учителям коррекционных классов в составлении адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ, подборе дидактических и методических материалов к коррекционным занятиям;

- ведение документации.

На протяжении учебного года были оформлены следующие документы:

- Годовой план работы учителя-логопеда,

- Рабочие программы учителя-логопеда,

- журнал учёта посещаемости логопедических занятий,

- речевые карты на каждого ребенка с речевыми нарушениями,

- журнал консультаций для родителей, педагогов,


- годовой отчет о результатах коррекционного обучения.


Учитель-логопед принимал участие в школьных методических объединениях учителей начальных классов, педсоветах, пополнял логопедический кабинет новинками методической и дидактической литературы, изучал информацию о системе инклюзивного образования в целях создании необходимых условий для детей с ОВЗ (в частности, с тяжелыми нарушениями речи) на базе общеобразовательной организации, изучал предлагаемые новые нормативно-правовые документы.


Консультативно-просветительское направление работы

В рамках этого направления в течение учебного года проводились:

- индивидуальные и групповые консультации для педагогов и родителей по вопросам речевого развития и коммуникации детей. Родители, по мере обращения, были ознакомлены с результатами обследования и динамикой речевого развития в процессе коррекционной работы, им давались рекомендации по выполнению домашней работы;

- индивидуальное консультирование по вопросам формирования психолого-педагогической компетентности родителей детей с ОВЗ, задействованных в инклюзивном процессе, по вопросам онтогенеза устной и письменной речи, проявлений нарушений речевой системы, подбора простейших приемов логопедической работы по коррекции речевых нарушений у детей;

- консультирование педагогов и других участников образовательного процесса по вопросам речевого онтогенеза и дизонтогенеза, создания речевой развивающей среды, по возникающим проблемам, связанным с развитием обучением и воспитанием детей с ОВЗ (с нарушениями речи) в процессе реализации инклюзивной практики.

Профилактическая работа заключалась в своевременном предупреждении у детей возможных вторичных речевых нарушений, создании условий для их полноценного речевого развития.


Взаимосвязь со всеми участниками образовательного процесса

С учителями начальных классов:

Посещала уроки, проводимые учителями, с целью выработки единых речевых требований к детям с нарушениями речи.

Знакомила учителей с результатами обследования (начало года) и динамикой речевого развития в процессе коррекционной работы.

В течение года велась консультативная работа для учителей и родителей школы.

С педагогом-психологом:

Знакомилась с результатами обследования психологов по готовности первоклассников к школьному обучению;

Знакомила психолога школы с результатами логопедического обследования обучающихся первых классов.

С родителями:

Проводились индивидуальные консультации по запросу родителей;



Повышение квалификации

В течение учебного года систематически повышала самообразование, изучала методическую литературу, работала на сайтах образовательных порталов: «Социальная сеть работников образования» (http://nsportal.ru/user), «Мерсибо», «Логопедам» Современный учительский портал (http://easyen.ru), «Инфоурок», «Прошколу», «МААМ», «Мультиурок», «Говоруша», «ЛОГОэксперт» «ЛОГОПЕД.РУ», «Дефектология ПРО» и других, с целью обмена опытом.

В течение учебного года работала над методической темой: «Использование нетрадиционных методов и технологий по преодолению нарушений письменной речи у учащихся начальных классов».


Прослушала вебинары на портале «Лого-эксперт»: «Развитие лексического запаса у детей с задержкой речевого развития на базе игрового материала», «Новейшие методы ведения документации и использование развивающих интерактивных игр в работе современного специалиста», «Приемы и методы развития грамматических категорий у детей с ТНР», «Традиционные и интерактивные игровые приемы развития связной речи у детей с ОВЗ», «Авторский подход к проблеме заикания и логоритмики» Принимала участие в конкурсе методических разработок с темой: «Нетрадиционные логопедические игры по устранению дисграфических ошибок». Принимала участие в ПМПК при МКОУ СОШ №92.



Некоторые трудности в работе:

  • Речевые нарушения у детей с ОВЗ, зачисленных на занятия, являются вторичным нарушением и носят системный характер, поэтому требуется длительная коррекция и помощь педагога-психолога школы.

  • Низкий контроль со стороны родителей за выполнением домашнего задания /дефекты звукопроизношения/.

Несмотря на это, учителями и родителями отмечаются улучшения речевого развития всех обучающихся, которые посещали логопедические занятия.

Годовой план организационно-методической и коррекционно-развивающей работы выполнен в полном объеме.



Несмотря на трудности, нам удалось показать положительные результаты в коррекционной работе. Вся работа строилась с учетом индивидуальных особенностей детей, учитывалась структура нарушения, подбирался соответствующий речевой материал для каждого ребенка.

Результаты проведенной коррекционно-логопедической работы:

  • у обучающихся повысилась мотивация к логопедическим занятиям,

  • появились навыки самоконтроля,

  • улучшилось звукопроизношение,

  • существенно расширился словарный запас,

  • улучшились навыки письма и чтения, уменьшилось количество специфических ошибок,

  • дети стали более раскрепощенными, общительными, принимают участие в различных конкурсах и творческих мероприятиях.


Таким образом, запланированная коррекционная работа была проведена в полном объеме, что отмечается положительными результатами речевого развития школьников. У детей наблюдается положительная динамика в формировании фонетической системы языка, развитии фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза, формировании связной речи. Работа способствовала обеспечению преемственности семейного и общественного воспитания, созданию равных стартовых возможностей учащихся.

Поставленные перед собой в начале учебного года цель и задачи считаю необходимым продолжить в следующем учебном году.



Задачи на 2020 - 2021 учебный год

  • Продолжать совершенствовать методы и приёмы логопедической коррекции нарушений речи;

  • Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов и детей с ОВЗ

  • Укреплять взаимосвязь с родителями;

  • Использовать индивидуальный и дифференцированный подход в обучении обучающихся-логопатов.

  • Повышать квалификационный уровень через работу на сайтах коррекционной педагогики, через участие в методических объединениях, семинарах, круглых столах и конференциях по проблемам коррекционной педагогики и работе с детьми, имеющими статус ОВЗ