Анализ работы МО гуманитарного цикла МБОУ АСОШ за 2016-2017 учебный год
Цели анализа: выявить степень реализации поставленных перед членами МО задач; наметить план работы МО на новый учебный год
Предмет анализа: учебная и методическая работа членов МО
Общая оценка работы по выполнению задач, поставленных перед МО
Деятельность МО в 2016-2017 учебном году строилась в соответствии с планом работы МО, общешкольной методической темой, методической темой МО, отражая работу по реализации задач на 2016 – 2017 учебный год. Методическая тема, над которой работало МО в течение прошедшего учебного года: «Создание оптимальных условий для реализации индивидуальных возможностей и потребностей учащихся по предметам гуманитарного цикла».
Основной целью работы МО гуманитарного цикла являлось непрерывное совершенствование педагогического мастерства учителей и повышение результатов их работы.
Задачи:
- повышение качества преподавания предметов гуманитарного
цикла путём совершенствования педагогического мастерства
учителя с учётом требований ФГОС, внедрения передового
педагогического опыта, инновационной деятельности педагогов,
личностно ориентированного обучения;
- совершенствование культуры речи учителя и учащихся на
уроках гуманитарного цикла;
- организация творческой деятельности педагогов;
- повышение активности педагогов по организации научно-
исследовательской работы учащихся;
- реализация воспитывающего потенциала предметов
гуманитарного цикла.
В 2016-2017 учебном году МО учителей гуманитарного цикла работало по плану, утвержденному в начале учебного года. Планирование и работа проводились с учетом тех задач, которые вытекали из анализа работы предыдущего года:
Задачи
Продолжить работу по предупреждению отклонений в освоении учащимися обязательного минимума содержания образования по предметам гуманитарного цикла;
Продолжить работу по формированию и систематизации банка передового педагогического опыта членов ШМО гуманитарного цикла;
Выработка педагогами параметров использования инновационных технологий;
Создание копилки индивидуальных, групповых, коллективных заданий для одарённых учащихся;
Обеспечение педагогам условий для повышения профессиональной квалификации.
Изучить стандарты второго поколения (ФГОС);
Повысить уровень владения педагогами здоровьесберегающими, тестовыми, проектными, исследовательскими, компьютерными технологиями;
Использовать технологию создания презентаций как средства повышения качества образования;
Использовать системно-деятельностный подход в обучении с целью повышения качества знаний обучающихся;
Разработать систему мер по предупреждению неуспеваемости и пробелов в знаниях обучающихся;
Совершенствовать работу с одарёнными детьми;
Подготовить обучающихся к итоговой аттестации в форме ЕГЭ, ГИА;
Продолжить работу по повышению читательского уровня школьников, воспитанию грамотного читателя;
Формировать у обучающихся чувства гражданственности, любви к родному языку, родной стране;
Практиковать внеклассную работу по предметам гуманитарного цикла;
Планировать внеурочную деятельность учителей и обучающихся для качественной подготовки участников олимпиад;
В основном поставленные перед МО задачи были реализованы. Как показала работа, члены МО приложили максимум усилий для реализации поставленных в 2016-2017 учебном году целей и задач. Деятельность учителей и учащихся была достаточно активной, разнообразной и эффективной. Это работа по подготовке к конкурсам, олимпиадам. Для развития способностей учащихся широко использовались в работе внеклассные мероприятия и индивидуальные занятия.
В соответствии с поставленными задачами методическая работа МО гуманитарного цикла была направлена на создание условий для развития педагогического мастерства, повышения уровня профессиональной компетентности учителей, повышение уровня качества знаний учащихся по предмету, организации подготовки к государственной итоговой аттестации.
Учителями апробированы следующие методики использования новых технологий на уроках: защита проектов, подготовка презентации по теме урока, её защита и др. В соответствии с планом учителя-предметники посещают курсы, направленные на повышение профессионального мастерства, повышают свой профессиональный уровень посредством дистанционного образования. Педагогический опыт совершенствуется и в рамках МО. Это выступления на заседаниях МО с докладами по темам самообразования, освоение новых педагогических технологий, инновационная работа по предметам.
Опыт и разработки учителей нашли отражение в темах самообразования. На заседаниях МО каждый учитель согласно плану занятости отчитывался за проделанную работу.
В формулировках проблем, решаемых учителями гуманитарного цикла, видятся новые подходы к образовательной деятельности. Главным в работе учителя считают заинтересовать ребят предметом, помочь им раскрыться, проявить себя творчески, дать ученикам свободно развиваться.
Каждый учитель в течение 3 лет самостоятельно работает над своей темой самообразования, которая созвучна теме МО и школы. Выбор учителем школы методической темы по самообразованию определяется потребностью учителя в повышении своей научно-теоретической подготовки, в совершенствовании практических умений и навыков, необходимых в педагогической деятельности, дальнейшем изучении вопросов дидактики, психологии, теории воспитания, в овладении анализом и синтезом научно-практической деятельности.
Выбранные учителями темы актуальны:
Темы самообразования учителей на 2016- 2017 учебный год
№ п.п | Ф .И.О учителя | Тема самообразования учителя | Формы реализации | Сроки |
1 | Фазилова Наталья Анатольевна | Создание условий для обучения учащихся иностранным языкам как средству общения | Выступление на заседании ШМО, открытый урок | Декабрь, 2016 |
2 | Погорелова Анна Николаевна | Сложные вопросы подготовки выпускников к сдаче ЕГЭ и ОГЭ по русскому языку | Выступление на заседании ШМО, открытый урок | Март, 2017 |
3 | Болгова Ирина Федоровна | Использование приемов мнемотехники при изучении орфоэпических норм | Выступление на заседании ШМО, открытый урок | Март, 2017 |
4 | Фролова Елена Владимировна | «Формирование художественной культуры учащихся, развитие изобразительных способностей, творческого воображения, художественного вкуса и понимания прекрасного» | Выступление на заседании ШМО, открытый урок | Март, 2017 |
5. | Матвеева Елена Николаевна | Развитие коммуникативных компетенций на уроках английского языка | Выступление на заседании ШМО, открытый урок | Ноябрь, 2016 |
6. | Павлов Алексей Анатольевич
| «Алгоритмы как способ целостного восприятия учащимися исторического процесса» | Выступление на заседании ШМО, открытый урок | Декабрь,2016 |
7 | Толочко Сергей Валентинович | «Особенности преподавания истории и обществознания в условиях ФГОС». | Выступление на заседании ШМО, открытый урок | Май 2017 |
8 | Калюжнов Сергей Васильевич | «Укрепление здоровья и развитие двигательных навыков на уроках физической культуры». | Выступление на заседании ШМО, открытый урок | Май, 2017 |
Роль методической работы возрастает в современных условиях в связи с необходимостью перехода на федеральные стандарты образования второго поколения, что требует использовать новые методики, приемы, технологии обучения. Поставленные перед педагогами задачи решались через совершенствование методики проведения уроков, индивидуальной и групповой работы со слабоуспевающими и одаренными учащимися, коррекции знаний учащихся на основе диагностической деятельности учителя, развития способностей и природных задатков учащихся, ознакомления учителей с новой педагогической и методической литературой.
Одним из важных аспектов в деятельности МО является изучение и анализ новых форм итоговой аттестации выпускников по русскому языку и литературе, иностранному языку, истории и обществознанию.
2. Состояние работы с педагогическими кадрами, ее результативность
1. Анализ педагогических кадров
Выполнению поставленных задач способствовала активная работа всех членов МО гуманитарного цикла.
В 2016 – 2017 учебном году в состав МО гуманитарного цикла входило 8 педагогов. В течение года количественный состав не изменился..
Кол-во учителей | 8 | 100% |
Высшее образование | 8 | 100% |
Высшая категория | 3 | 36% |
1 категория | 4 | 50% |
Без категории | 1 | 12% |
Таким образом, в школе сложился коллектив опытных педагогов гуманитарного цикла, способных успешно реализовать поставленные задачи.
2. Анализ работы по учебно-методическому обеспечению образовательного процесса по предмету.
Каждый учитель-предметник в соответствии с выбранными УМК,
рекомендованными Министерством образования РФ, составил рабочие программы образовательной области «Филология». Все программы соответствуют обязательному минимуму содержания образования, промежуточный и итоговый контроль знаний учащихся, уроки развития речи (русский язык и литература), уроки внеклассного чтении (литература). Таким образом, все рабочие программы соответствовали всем нормам и требованиям. Все программы были пройдены в полном объеме.
Работа по созданию методической базы кабинетов
В 2016-2017 г. учителя МО работали над совершенствованием кабинетной системы. Широко использовались ИКТ на уроках, продолжалось накопление и систематизация наглядного, дидактического материалов.
Создано огромное количество печатного материала по предметам в форме контрольных, самостоятельных, тестовых работ, большинство из них выполнены с использованием ИКТ. Создано большое количество презентаций к урокам. Во всех учебных кабинетах имеется необходимый материал для работы: дидактический материал, различные словари, иллюстративный материал, карточки для индивидуальной работы, словари (толковые, орфографические, лингвистические, фразеологические и др.), хрестоматии, справочники. Созданы базы данных поурочного планирования и мультимедиа материалов к урокам и внеурочной деятельности.
В 2017-2018 учебном году необходимо продолжить активную работу по развитию учебно-методической базы кабинетов. Снижает уровень применения ИКТ-технологий отсутствие современной компьютерной техники в кабинетах и подключения к интернету.
3. Анализ работы по повышению квалификации педагогов
Модернизация образования требует от каждого усилий и активного повышения квалификации.
Все учителя МО повышают свой педагогический уровень через курсовую подготовку, а также семинары, конференции и др. Все педагоги, работающие в среднем звене, прошли курсовую переподготовку для работы по ФГОС второго поколения.
Обобщение опыта
1. В истекшем году учителя представляли работы по самообразованию на заседаниях МО, педсоветах и в методической печати. Методические разработки учителей-предметников находят отражение также на страницах школьного сайта, интернет-сайтах, связанных с образованием ПроШколу ру, nsportal и др. ).
2. В течение учебного года учителя-предметники повышали свою квалификацию также и через организацию взаимопосещений уроков. Результативность посещений: повышение профессионального и методического мастерства членов МО, пополнение банка методических идей, стимул для дальнейшего профессионального роста, повышение рейтинга учителя.
По результатам взаимопосещений были выработаны рекомендации для членов МО:
- тщательнее продумывать формы опроса учащихся, приемы и методы работы со всем классным коллективом (с сильными уч-ся, низкомотивированными уч-ся);
- разнообразить формы уроков;
- активно использовать инновационные технологии (в том числе ИКТ-технологии).
Вывод: таким образом, анализируя итоги работы текущего года, можно сделать выводы, что учителя МО имели возможность для реализации подготовки и переподготовки педагогических кадров..
4. Анализ тематики заседаний МО.
За отчетный период было проведено 5 плановых заседаний.
На заседаниях МО, как правило, обсуждались современные технологии, обобщались опыты педагогов, что играет положительную роль в повышении педагогического мастерства учителя. На методических объединениях поднимались следующие вопросы:
1. Обсуждение и утверждение плана работы МО на новый учебный год; утверждение рабочих программ учителей
2. Рассмотрение УМК по предметам гуманитарного цикла, по элективным курсам, внеклассной работе и кружковой деятельности;
3. Проведение предметной недели, проведение внеклассной работы по предмету.
4. Система работы с одаренными учащимися: подготовка к проведению школьного и муниципального туров олимпиад, участие в областных олимпиадах, интеллектуальных играх и марафонах.
5. Подготовка к предстоящему ГИА и ЕГЭ, анализ результатов итоговой аттестации;
6. Изучение нормативных документов МОРФ. Концептуальные основа стандарта второго поколения. Нормативно-правовое обеспечение введение ФГОС
7. Методика создания систематизации дидактического материала уровнего контроля (тесты).
8. Система мер по предупреждению неуспеваемости и пробелов в знаниях учащихся, организация работы с отстающими учащимися.
9. Использование новых технологий на уроках. Изучение современных тенденций и возможность внедрения. Содержание и технологии реализации ФГОС. Конструктор урока в соответствии с ФГОС
10. Обсуждение требований к ведению тетрадей, прочей документации
11. Анализ МО за год.
Вывод: вынесенные вопросы на заседаниях МО соответствовали цели и позволили в полном объёме решить поставленные задачи.
5. Анализ внеклассной работы по предметам.
Внеклассная работа прошла по нескольким направлениям.
С целью повышения интереса учащихся к предметам, повышения статуса одаренных детей в школе, диагностирования учебных возможностей ребят были проведены школьные олимпиады по предметам гуманитарного цикла. Учащиеся школы принимали участие в предметных олимпиадах на муниципальном уровне. Результаты, показанные в предметных олимпиадах муниципального уровня: Поварницын Алексей 11 класс -2 место в конкурсе экосочинений, Рындя Владислав 3 место в предметных олимпиадах на муниципальном уровне по физическому воспитанию. Призеров олимпиад может быть и больше, поэтому небходимо усилить работу с сильными учащимися по подготовке к олимпиадам.
Обучающиеся школы также принимали участие в дистанционных олимпиадах, предлагаемых на различных образовательных сайтах.
В течение 2016-2017 учебного года в школе проводились предметные недели.
Цели предметных недель:
l. Закрепление и углубление знаний, полученных на уроках;
2. Выявление «одаренных детей»;
3.Развитие логического мышления, внимания, памяти, речи учащихся;
4. Развитие интереса к изучению данного предмета.
Вывод: таким образом, внеклассная работа по предметам гуманитарного цикла способствовала развитию у учащихся интереса к изучаемому предмету, повышению образовательного уровня учащихся, развитию у детей самостоятельности и творчества, навыков научно-исследовательской деятельности, повышению уровня мотивации изучения предметов.
В будущем учебном году внеклассная работа среди учащихся будет продолжена. В 2017-2018 году всем учителям-предметникам следует обратить пристальное внимание на подготовку учащихся к олимпиадам и вести целенаправленную работу с конкретными учениками.
Общие выводы:
Анализ итогов работы показал, что поставленные задачи в основном выполнены. Но в работе МО гуманитарного цикла существуют недостатки. Так выявлено, что не все учителя готовы пока к внедрению новых технологий, созданию индивидуальных образовательных маршрутов нуждающихся в помощи учителя школьников; не налажена система работы со способными детьми.
Рекомендации по работе в следующем учебном году:
- конкретно планировать работу по изучению, освоению и внедрению в практику передового опыта;
- планировать проектную и исследовательскую деятельность индивидуально или совместно с учащимися;
- уделять особое внимание внеклассной работе по предмету;
- анализировать и обобщать опыт педагогов района;
- участвовать в подготовке и проведении семинаров с целью обмена опытом;
- осуществлять мониторинг, практикуя рейтинговые опросы педагогов и учащихся об уровне проведения различных мероприятий.
Показателями успешной работы членов МО гуманитарного цикла можно считать:
Увеличение числа учащихся – участников олимпиад.
Сохранение положительной мотивации учащихся.
Системный подход к анализу и планированию своей деятельности.
Использование различных видов проверочных работ на уроках как средство ликвидации пробелов учащихся.
Методические умения педагогов по применению инновационных технологий в условиях перехода на ФГОС второго поколения.
Проведение систематической работы по повышению квалификации педагогов. Педагоги МО повышают свою квалификацию с целью включиться в процесс внедрения ФГОС второго поколения.
Активная работа над темами самообразования.
Члены МО понимают значимость методической работы, принимают активное участие в жизни школы.
Все заседания МО проведены согласно плану работы. Выполнение решений заседаний контролируется, систематически проводится мониторинг качества знаний учащихся.
Работу учителей в 2016-2017 учебном году признать удовлетворительной.
Проблемы, над которыми предстоит работать членам МО в следующем учебном году:
Организация работы с «сильными учениками»;
Продолжить процесс самообразования;
Активное использование инновационных технологий необходимых для работы по новым ФГОС;
Пополнение методической «копилки» школы;
Повышение качества знаний обучающихся.
Руководитель МО гуманитарного цикла _____________ Кузнецова В.И.