Анализ работы МО учителей гуманитарного цикла 1 полугодие 2019-2020 уч.года
Методическая тема МО
- Повышение качества образования через развитие современной образовательной среды в условиях реализации ФГОС общего образования
- Цель: создание информационно-обучающего пространства для обучающихся с учетом индивидуальных образовательных интересов.
-
Основные задачи:
- Работа над повышением качества преподавания русского языка и литературы, истории и обществознания, внедрение в учебный процесс инновационных технологий. Обеспечение уровня подготовки обучающихся требованиям федеральных образовательных стандартов.
- Главной задачей МО является качественная подготовка выпускника к государственной итоговой аттестации.
- 1. Совершенствование применения современных педагогических технологий
- 2. Повышение ИКТ-компетенции учителей.
- 3. Формирование способностей и компетентностей обучающихся в условия системы работы с одаренными детьми. Развитие творческих способностей учащихся, активизация их участия в конкурсах на различных уровнях.
- 4. Развитие социальных компетентностей учащихся.
- 5. Обсуждение на заседаниях МО новых направлений в методике преподавания.
- 6. Организация аналитической деятельности учителей по обучению разных категорий учащихся.
- 7. Организация элективных занятий и внеклассных мероприятий, олимпиад, конференций и т.д.
В каждом обществе явно или неявно присутствуют представления об идеальном типе личности (М. Вебер), отражающие набор ценностных нормативных характеристик, предъявляемых к человеку обществом в определенную историческую эпоху. Эти характеристики идеального типа личности находят свое выражение в ценностных ориентациях образования как ведущего института социализации личности, направленного на формирование соответствующего этим ориентациям репертуара социальных установок, обеспечивающих формирование личности как идеального представителя гражданского общества .
Организационно-педагогическая деятельность :
проведено 2 заседания МО
участвовали в педагогических советах школы
методических семинарах и вебинарах
Прошли диагностику профессиональных дефицитов
Участвовали в организации и проведении предметных олимпиад разного уровня
оказывали платные образовательные услуги.
Федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя требования к:
1) структуре 2) условиям 3) результатам. Планируемые результаты представляют собой систему обобщенных личностно-ориентированных целей образования. Методологической основой ФГОС является системно-деятельностный подход.
организовывали индивидуальные занятия и консультации для всех групп обучающихся
Кадровый состав МО
9 учителей русского языка и литературы,
4 учителя истории и обществознания.
Педагоги ставят перед собой задачу - развитие универсальных учебных действий обучающихся
МАОУ СОШ №68 – стажировочная площадка ТОГИРРО для учителей русского языка и литературы
- 11 сентября – стажировочная площадка «Интеграция и трансформация урока. Успешные практики»
- Открытые уроки провели все учителя методического объединения.
- Какую бы форму урока ни предложил учитель, цель была одна: такой урок должен способствовать развитию интеллектуальных и творческих способностей учащихся, вызывать интерес к читательской и исследовательской деятельности.
курсы повышения квалификации, диагностика
- Курсы повышения квалификации:
- Антонова И.И., Грязнова О.С., Сухочева М.В., Плужникова О.В., Пузырева И.В.
- Прохождение диагностики профессиональных дефицитов с целью получения индивидуального плана профессионального роста:
- Антонова И.И., Гамзин Ю.В., Сухочева М.В., Квасникова Г.Н., Мартюченко Т.Н., Пузырева И.В.
Авторы стандартов второго поколения рассматривают УУД как обеспечение возможностей учащегося самостоятельно действовать при получении образования.
Всероссийская олимпиада школьников
Результаты муниципального этапа:
1 м. – Тангиев И. (экономика 8 кл., Антонова И.И.)
1 м. – Гранин Д. (экономика 8 кл., Гамзин Ю. В.)
7 м. – Галеева (общест. 7 кл., Антонова И.И.)
14 м. - Николаева У. ( рус.яз. 9 кл. Чумакова И.А.)
27 м. – Федотова Е. (литер. 7 кл., Пузырева И.В.)
Призер – Калугина П. (10 кл.)
Призеры – команда 11 кл. из 5 чел.
(Избирательное право и избирательный процесс, Гамзин Ю.В.)
Функция универсальных учебных действий – обеспечить ключевую компетенцию учащегося – умение учиться, т.е. учить себя, а также применение полученных в школе знаний в жизни. ниверсальных учебных действий – обеспечить ключевую компетенцию учащегося – умение учиться, т.е. учить себя, а также применение полученных в школе знаний в жизни.
Что дают универсальные учебные действия?
- обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты; создают условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность; обеспечивают успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.
- обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты;
- создают условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность;
- обеспечивают успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.
Всероссийский конкурс сочинений
Участники:
учащиеся 5 «А» класса (Мусина В. Ф.),
учащиеся 9 «В» класса (Грязнова О.С.)
Областной конкурс сочинений «Герои живут вечно»
2 м. – Десятов С. ( 11 кл., Сухочева М.В.)
Проблема в том, что в условиях эксперимента по введению ФГОС в основной школе, ученики не всегда владеют УУД уровня начальной ступени.
Открытая международная олимпиада по скорочтению
- Учащиеся 5-7 классов
- Цель: популяризация чтения, обучения, мотивация детей к учебе.
Формирование универсальных учебных действий как цель образовательного процесса определяет его содержание и организацию.
Формирование универсальных учебных действий происходит в контексте усвоения разных предметных дисциплин .
Универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса , в частности усвоение знаний и умений; формирование образа мира и основных видов компетенций учащегося, в том числе социальной и личностной компетентности.
- Международная игра-конкурс «Русский медвежонок – языкознание для всех»
- Участники: 364 ученика, задействованы были все учителя русского языка, 100% участие было у Мусиной В.Ф. и Чумаковой И.А., организатор - Квасникова Г.Н.
Личностные УУД позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, людей, самого себя и своего будущего.
В сфере развития личностных универсальных учебных действий у выпускников будут сформированы основы гражданской идентичности личности, готовность к выбору предпрофильного и профильного образования; готовность к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации
МОТИВАЦИЯ Установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом - определение того «какое значение, смысл имеет для меня учение».
НРАВСТВЕННО-ЭТИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА
- Выделение морально-этического содержания событий и действий. Построение системы нравственных ценностей как основания морального выбора. Нравственно-этическое оценивание событий и действий с точки зрения моральных норм. Ориентировка в моральной дилемме и осуществление личностного морального выбора.
- Выделение морально-этического содержания событий и действий.
- Построение системы нравственных ценностей как основания морального выбора.
- Нравственно-этическое оценивание событий и действий с точки зрения моральных норм.
- Ориентировка в моральной дилемме и осуществление личностного морального выбора.
Профориентационное мероприятие – Парад профессий
- Учащиеся 5-11 классов смогли примерить на себя понравившуюся профессию будущего.
- Представляли профессии будущего учителя: Мартюченко Т.Н., Маслякова- Васильченко Н.Н., Грязнова О.С., Плужникова О.В., Пузырева И.В., Гамзин Ю.В., Антонова И.И.
Репетиционное итоговое собеседование по русскому языку обучающихся 9-х классов
- Результаты собеседования по русскому языку дают возможность выявить круг проблем в преподавании русского языка, решение которых требует особого внимания в процессе подготовки учащихся к ОГЭ по русскому языку.
- В первую очередь, сюда относится задание 2:
- - допускаются фактические ошибки при пересказе,
- - ключевая фраза зачастую остается забытой,
- - допускаются ошибки при цитировании,
- - при пересказе допускаются речевые ошибки,
- - речь школьников изобилует грамматическими ошибками.
-
- 3. Особого внимания заслуживает развитие устной речи у учащихся, так как речь 66 % участников собеседования отличается бедностью и/ или неточностью словаря, часто в речи используются однотипные синтаксические конструкции.
- Обучающиеся при выполнении пересказа испытывали трудности, которые могут быть связаны с недостаточным словарным запасом и слабо развитой связной речью и памятью. Трудным оказалось для уч-ся и задание включить в пересказ цитату. Некоторые уч-ся никак не включали цитату в свой пересказ, просто зачитывали её.
- С сожалением приходится констатировать, что речь обучающихся бедна и невыразительна, отличается использованием однотипных синтаксических конструкций, чаще всего – простых предложений.
включая когнитивный компонент (знание о принадлежности к данной социальной общности); ценностный компонент (наличие позитивного или негативного отношения к факту принадлежности к данной социальной общности); эмоциональный компонент (принятие или непринятие гражданской общности в качестве группы членства), как результат действия двух первых; и поведенческий компонент (участие в общественно-политической жизни страны; реализация гражданской позиции в деятельности и поведении).
Итоговое (допускное) сочинение по литературе в 11 классе
- Участники итогового сочинения (изложения) в целом продемонстрировали умение подчинять материал теме; аргументировать тему, анализируя литературные произведения; логично выражать свои мысли; использовать в письменной речи разнообразную лексику и различные грамматические конструкции.
- 2. В то же время:
- 2.1. Некоторые учащиеся имеют неглубокие знания текстов литературных произведений, поэтому продолжают использовать в рассуждениях общие фразы, заготовленные клише.
- 2.2. Обращает на себя внимание наличие в работах:
- *речевых ошибок (хотя они и не затрудняют восприятие текста сочинения, но ухудшают качество письменной речи выпускников),
- *фактических ошибок (в основном при использовании материала из классической литературы 19 в.):
- неосмысленный пересказ текста; -неверное указание жанра произведения; -фактические ошибки в трактовке материала произведения;
- *орфографических ошибок, что свидетельствует о неумении пользоваться орфографическим словарём (им можно было пользоваться на экзамене).
- 2.3. Среди пунктуационных ошибок типичными являются: знаки препинания при обособленных членах предложения, знаки препинания в сложном предложении.
Самосознание (Я - концепция) представляет собой совокупность всех представлений о себе, на которых базируется эмоциональное отношение к себе и самооценка.
Процедура контроля и оценки качества образования на уровне основного общего образования
- Участники: учащиеся 6 класса и 5 класса (ВПР).
- Критического уровня сформированности метапредметных умений работать с текстовой информацией не наблюдается.
- Наибольшую трудность вызвали задания, проверяющие метапредметные умения использовать текстовую информацию для различных целей .
Регулятивные УУД обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения.
Целеполагание – постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно.
Планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий
Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний
Контроль – сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона
Коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата
Оценка – выделение и осознание уч-ся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения
Саморегуляция – способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и к преодолению препятствий .
Выводы:
Расширить представление опыта педагогов на разных уровнях
Организация индивидуальной работы с учащимися «группы риска»
Организация индивидуальной работы с одарёнными детьми.
Учителям-предметникам, работающим в 5-11 классах, необходимо скорректировать систему работы над формированием метапредметных навыков:
- овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему;
- умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учётом замысла, адресата и ситуации общения;
- способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; умение совершенствовать и редактировать собственные тексты;
- продолжать работу по развитию навыков монологической и диалогической речи обучающихся 5-9 –х кл. на уроке и во внеурочное время. Продумать использование текстов научно-популярного стиля на уроках русского языка и литературы (обратить внимание на рубрику «Великие ученые», на книги серии «ЖЗЛ» и т.д.).
- анализировать текст с точки зрения его основной мысли, адекватно формулировать основную мысль текста в письменной форме.
- владеть умениями информационно перерабатывать прочитанные и прослушанные тексты и представлять их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов; составление плана текста.