Просмотр содержимого документа
«Анализ работы педагога-психолога»
Активизация познавательной деятельности учащихся
Колесникова
Анастасия Александровна
педагог-психолог МОАУ «НОШ №33»
«Нет и не может быть детей, которые не хотели бы учиться» В. Сухомлинский
Цель работы:
- Выявить научное обоснование педагогических условий активизации познавательной деятельности учащихся.
- Изучить дидактические основы, методы и приемы активизации познавательной деятельности .
corowina.ucoz.com
Актуальность проблемы
Я. А. Коменский
К. Д. Ушинский
« Воспитывать в ребенке
- « Ученику следует передавать не только знания, но и познания. »
жажду знаний и пылкое усердие к учению.»
Эффективность обучения находится в прямой зависимости от уровня активности учащихся.
- Требованиями времени объясняется постоянный педагогический поиск.
Активизация ПД – одна из актуальных проблем современного школьного образования.
Познавательная активность
Познавательная активность – это
- качество деятельности ученика, которое проявляется в его отношении к содержанию и процессу обучения, в стремлении к эффективному овладению знаниями.
- Создание такой атмосферы, при которой ученик совместно с учителем активно работает, сознательно размышляет над процессом обучения.
Виды активности
Внутренняя
Внешняя
Уровни познавательной активности
- Воспроизводящая активность
(Характеризуется стремлением понять и воспроизвести знания)
- Интерпретирующая активность
(Характеризуется стремлением выявить смысл и связи между явлениями, найти пути решения проблем)
(Интерес, упорство, настойчивость, желание найти новые способы для решения проблемы)
В зависимости от уровня ПА различают виды обучения:
пассивное
активное
учебной деятельности
учебной деятельности
(участник, вступает в диалог)
Принципы АПД
- Принцип проблемности;
- Принцип взаимообучения;
- Принцип индивидуализации;
- Принцип исследования изучаемых проблем;
- Принцип самообучения;
- Принцип мотивации;
Факторы, побуждающие активность
- Интерес – главный фактор
- Творческий характер – мощный стимул.
Познавательный интерес – это избирательный интерес личности к предмету и явлениям окружающей действительности.
« Интерес к учению появляется только тогда, когда есть вдохновение от успеха»
В. Сухомлинский
Успех обучения определяется в конечном итоге отношением к учению, его стремлением к познанию.
Структура познавательного интереса
Дидактические основы АПД
Способность к саморазвитию должна стать результатом ПД
- Ситуации, активизирующие ПД - ситуации, когда учащиеся должны:
- Отстаивать свое мнение;
- Принимать участие в дискуссии;
- Ставить вопросы, рецензировать ответы;
- Оценивать работы;
- Заниматься с отстающими;
- Самостоятельно выбирать посильное задание;
- Находить варианты решения задач;
- Создавать ситуации самопроверки, анализа;
- Решать познавательные задачи путем комплексного применения известных способов решения;
Пути активизации ПД
Основные пути – разнообразие форм, методов и средств обучения.
- Интерактивные методы обучения
Пути активизации ПД
- Использование ИКТ
- Проектная деятельность
Пути активизации
- Интеграция учебного процесса
- Игровая деятельность
Пути активизации ПД
- Личностно - ориентированное обучение
Нетрадиционные формы уроков
- Интегрированный урок
- Урок – игра
- Урок – соревнование
- Урок взаимообучения
- Урок открытых мыслей
- Урок – зачет
- Урок – путешествие
- Урок -экскурсия
- Урок фантазирования
- Урок – сказка
- Урок – эврика
- Урок творчества
- Урок паззл
- Аукцион знаний и др.
- В НАШЕМ КОЛЛЕКТИВЕ РАБОТАЮТ ПРОФЕССИОНАЛЫ, КОТОРЫЕ НЕМНОГО УСТАЛИ,
- УСТАЛИ НЕ ОТ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ,
- А ОТ ОБЪЕМА БУМАЖНОЙ РАБОТЫ.
- Но мы любим свою работу, любим своих учеников и это дает нам силы снова и снова входить в класс и сеять разумное, доброе, вечное.