СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Анализ работы педагога-психолога за 1 четверть

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

На 2018-2019 учебный год педагог-психолог ставит следующие цели:

  • психологическое сопровождение учеников 1 и 2 классов в процессе школьного обучения;
  • сопровождение внедрения ФГОС в 1-2х классах;
  • сохранение психического, соматического и социального благополучия обучающихся в процессе обучения в учреждении;
  • создание и соблюдение психологических условий, обеспечивающих полноценное психическое и личностное развитие каждого ребёнка;
  • создание специальных условий для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении;

Просмотр содержимого документа
«Анализ работы педагога-психолога за 1 четверть»

Анализ работы педагога – психолога Ещенко В.Г. за I четверть 2018-2019 уч. года

 На 2018-2019 учебный год педагог-психолог ставит следующие цели:

  • психологическое сопровождение учеников 1 и 2 классов в процессе школьного обучения;

  • сопровождение внедрения ФГОС в 1-2х классах;

  • сохранение психического, соматического и социального благополучия обучающихся в процессе обучения в учреждении;

  • создание и соблюдение психологических условий, обеспечивающих полноценное психическое и личностное развитие каждого ребёнка;

  • создание специальных условий для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении;

  • формирование психологической культуры учеников, учителей, родителей.

Для решения профессиональных задач и достижения основных целей психологической деятельности в первой четверти работа велась по основным направлениям: диагностическое, коррекционно-развивающее, консультативное, просветительское и методическое, в соответствии с общим планом работы.

Диагностическое направление.

В течение 1-й четверти  диагностическая деятельность была представлена как отдельный вид работы (с целью анализа развития познавательных способностей, анализа проблем личностного развития, дальнейшего формирования групп для коррекционно-развивающей деятельности), а так же как составляющая индивидуальных консультаций. Всего за первую четверть 2018-2019 учебного года групповой диагностикой охвачены 18 учащихся. Из них: 7 учащихся 1 класса и 11 учащихся 2 класса.

В рамках проведения групповой диагностики проводились следующие исследования:

  1. Изучение готовности первоклассников к обучению в школе и их адаптационного потенциала проводилось по следующим методикам: стартовая психолого-педагогическая диагностика для оценки сформированных знаний и умений (I этап), «Рисунок человека», «Графический диктант», «Образец и правило», тест отношений к школе «Домики».

  2. Изучение вербально-логического мышления по методике Замбацявичене в 1-х классах с целью определения уровня развития понятийного мышления и мыслительных операций.

  3. Для определения адаптации проводилось изучение школьной тревожности и школьной адаптации по методике Филипса, а так же школьной мотивации и отношения к школе по модифицированной методике Н. Г. Лускановой. Во 2 классе проводился ГИТ («Групповой интеллектуальный тест») для изучения уровня познавательной деятельности учащихся.

  4. Так же в этих 2х классах проводилось изучение мотивационной сферы личности – выраженность школьной мотивации.

Индивидуальная диагностическая работа проводилась по запросам классных руководителей, социального педагога, администрации школы, родителей и самих учащихся. В ней приняли участие 5 учеников.

  1. Методика Кондаша. Методика разработана по принципу «Шкалы социально-ситуативной тревоги».Особенность шкал такого типа состоит в том, что в них человек оценивает не наличие или отсутствия у себя каких либо переживаний, симптомов, тревожности, а ситуацию с точки зрения того, насколько она может вызвать тревогу. Методика включает ситуации трех типов:

А) Ситуации, связанные со школой. Общением с учителем, воспитателем

Б) Ситуации, актуализирующие представление о себе

В) Ситуации общения.

  1. Методика «Определение мотивов учения»  М.Р. Гинзбурга.

Цель  этой методике сформированность мотивов учения, выявление ведущего мотива. И у нас показано, что ученики выбрали 3 мотива:

А) Учебный – ребенку нравится учиться, нравится посещать школу.

Б) Позиционный – ребенок ходит в школу не для того чтобы овладевать учебной деятельностью, а для того, чтобы почувствовать себя взрослым, повысить свой статус в глазах детей и взрослых.

В) Отметка – ребенок ходит в школу, чтобы зарабатывать пятерки, за которые хвалят родители, воспитатель и учитель.

С каждым учеником проводился индивидуальный опрос.    

         В первой четверти провела диагностику развития первоклассников. При проведении диагностики применяла такие задания как:

  1. Знание цветов. Многие не знают цвета, ошибаются или же знают названия цветов, но не могут их определить.

  2. Из частей картинки собрать целую картинку. В основном с помощью взрослых собирали картинку.

  3. Четвертый лишний. Многие справились с этим заданием.

  4. Карточки на знание домашних, диких животных, фруктов, овощей и птиц. Почти все знают и определяют домашних от диких животных, различают домашних птиц, и птиц которые летают, отличают фрукты от овощей.

  5. Память. У многих детей хорошая память, но нужно еще развивать.

  6. Внимание. Найди отличия. При этой диагностике 2 детей только смогли найти отличия.

  7. На знания школьных предметов. Не все дети знают школьные предметы. Знают, как ими пользоваться.

  8. На знание сказок. Каждому из детей были предложены 2 сказки «Колобок» и «Репка». Многие из детей знают сказки и смогли рассказать с помощью наводящих вопросов.

  9. Моторика рук (разукрашивание картинок). 3 человека не умеют держать карандаш и разукрашивать картинки.



Оценивая проведенную диагностическую работу, можно сделать вывод о том, что имеющиеся в распоряжении методики и собственные профессиональные знания позволяют достаточно точно и полно определять различные проблемы и нарушения, имеющиеся у учеников. Однако, в дальнейшем необходимо пополнять и обновлять банк диагностических методов для более эффективной диагностики.

Коррекционно-развивающее направление

За прошедший период проводилась коррекционно-развивающая работа с учащимися следующих классов:

  1. 1, 2: в сентябре-октябре 2018 года еженедельно проводилась работа по программе Хухлаевой О. В. «Тропинка к своему Я», направленная на помощь в школьной адаптации, профилактику дезадаптации и сплочение классного коллектива. В рамках сопровождения внедрения ФГОС еженедельно проводятся занятия по адаптированной рабочей программе «Развитию психомоторики и сенсорных процессов» для обучающихся 1-2 класса на 2018-2019 учебный год, направленной на познавательно- личностное развитие школьников, стремящейся последовательно и планомерно сформи­ровать у учащихся психологическую основу обучения, повысить уровень их общего психологического и умственного, развития.

  2. 1- класс: еженедельно проводится развивающая работа по формированию позитивного отношения к школе, повышению учебной мотивации, снятию эмоционального напряжения, развитию личностного потенциала.

  3. 1-2 классы: с октября проводятся еженедельные занятия, направленные на снижение школьной тревожности, формирование позитивной самооценки.

  4. В сентябре в группе Светлячки провела психологический тренинг «Сплочение коллектива». Целью этого тренинга является: проявление толерантности к мнению, взглядам, поведению других детей группы, развивать умение выражать собственное мнение, воспитывать терпимое отношение к другим, во втором классе проводились тренинги сплочения коллектива, тренинги развития жизненных целей.

Проведенную групповую и индивидуальную коррекционно-развивающую работу с детьми 1-2 класса в целом можно считать достаточно успешной. Во второй четверти необходимо сделать акцент на мотивирование учащихся к участию в групповой работе, проанализировать трудности и их причины, скорректировать программы коррекционно-развивающей работы.

Просветительская деятельность

Данное направление деятельности реализовывалось в следующих формах.

1) Проведение психологических практикумов для учащихся 7-9 классов. Цель данных мероприятий - познакомить учащихся с актуальными для их возраста проблемами в интерактивной форме, дать возможность учащимся путем рефлексивного анализа расширить представления о себе и сформировать активную позицию в отношении возможности преодоления имеющихся трудностей.

Основные темы психологических практикумов:

  • «Стратегии поведения в конфликте»

  • «Карьера и профессия»

  • «Портрет нашего класса»

  • «Девятый класс: что нового?»

В связи с тем, что были получены положительные отзывы (от учащихся) о проведенных занятиях, а после занятий учащиеся проявляли заинтересованность в индивидуальных консультациях и участии в развивающих, данное направление деятельности можно считать очень эффективным.

2) беседы с родителями:

  • 1 класс: «Семья и школа вместе: помощь родителей в школьной адаптации». «Готовность к переходу в среднюю школу».

Воспитатели и родители   1-2  классов,  в  начале  учебного  года  получили  информацию    об особенностях  психического  развития  первоклассников  пришедших  в  школу, а так же была проведена родительская беседа на тему «Стань примером своему ребенку». Родителям первого класса были розданы памятки в которых говорится о том, почему у ребенка могут возникнуть трудности? Закон трех «А»: АДАПТАЦИЯ, АКТИВНОСТЬ, АВТОРИТЕТ. В конце четверти родителям 1 и 2 классов розданы памятки В чём польза игр с пластилином,  Сенсорные эталоны, Развитие внимания.

В целом  выступления прошли успешно, были получены положительные отзывы от классных руководителей, родителей. Также стоит обратить внимание, что после родительских собраний родители обращались за консультационной помощью.

3) Просветительские беседы в процессе индивидуальных консультаций для педагогов по вопросам особенностей развития детей и взаимодействия с ними. Задачами данного вида просветительской деятельности являются:

  • повышение психологической грамотности;

  • осознание педагогами своей роли в формировании и преодолении трудностей ребенка;

  • побуждение взрослых к личностному росту и изменению форм взаимодействия с ребенком;

  • мотивирование взрослых на более глубокую работу по преодолению трудностей.

В целом реализацию данного вида деятельности можно оценить как эффективную, т.к. педагоги смогли получить необходимую информацию и рекомендации по дальнейшей работе над проблемами.

5) Групповые и индивидуальные просветительские консультации учащихся 7-9 классов по вопросам профессионального самоопределения и подбору учебных заведений.

Консультативная работа

За текущий период было проведено 28 бесед и консультаций со всеми субъектами образовательной среды: учениками, родителями, педагогами. В целом все запросы можно разделить по следующей тематике:

  • трудности в общении со сверстниками;

  • эмоционально-поведенческие трудности (агрессивность, тревожность, демонстративность и т.п.);

  • проблемы в детско-родительских отношениях;

  • трудности в профессиональном самоопределении;

  • трудности обучения;

  • эмоциональная поддержка в сложных ситуациях.

В процессе консультирования решались следующие задачи:

  • прояснение и уточнение запроса;

  • сбор психологического анамнеза для установления возможных причин нарушений;

  • диагностика нарушений;

  • рекомендации учащимся, а также педагогам и родителям по вопросам воспитания и устранения нарушений;

В целом можно считать, что проведенная за истекший период консультативная работа была достаточно эффективной и позволила решить большинство необходимых задач консультативной деятельности. Хочется отметить большую активность в консультативной работе педагогов и учеников школы, тогда как в следующем периоде необходимо активизировать работу с родителями как участниками консультативного процесса.

Методическая работа

Методическая работа осуществлялась по следующим направлениям:

  1. Разработка развивающих, коррекционных и просветительских программ. Результатами методической работы за этот год стали:

а) подбор, анализ и систематизация материалов для написания программ;

б) составление программ для групповой и индивидуальной коррекционно-развивающей работы;

в) разработка тренинговых часов для учащихся;

г) разработка и написание программ выступлений на родительских собраниях;

д) создание базы диагностических методик.

  1. Обработка и анализ результатов диагностики, подготовка рекомендаций для учащихся, педагогов и родителей

  2. Анализ литературы по проблемам развития и воспитания детей

  3. Оформление документации педагога-психолога

  4. Посещение конференций и семинаров в целях самообразования

***

Анализируя всю проведенную за первую четверть 2018 – 2019 учебного года работу, можно сказать о том, что вся деятельность велась в соответствии с перспективным планом работы и по всем направлениям. В следующем  периоде запланировано:

  • групповая диагностическая работа с 1-2, 7-9 классами,

  • проведение углублённой профориентационной диагностики в 9 классе,

  • продолжение групповых коррекционно-развивающих занятий в 1- классе,

  • проведение тренингов, часов, родительских собраний

  • проведение групповых занятий, классных часов и консультаций по запросам классных руководителей.

 

 

Педагог-психолог Ещенко В.Г.