Анализ работы педагога-психолога
за первое полугодие 2019-2020 учебного года
ГБОУ прогимназии «Эрудит».
Деятельность педагога-психолога в образовательном учреждении строится в соответствии с «Положением о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации» (Приказ № 636 от 22.10.99 МО РФ) и ведется в соответствии с утвержденным перспективным планом работы, с учётом задач, определённых общешкольным планом учебно-воспитательной работы, а также по запросам администрации школы, касающиеся основных направлений деятельности психологической службы.
Основная цель - психолого - педагогическое сопровождение учащихся на протяжении всего периода обучения и создание благоприятных условий для развития личности учащихся.
Для решения профессиональных задач и достижения основных целей психологической деятельности в первом полугодии 2019-2020 уч.г. работа велась по основным направлениям:
- диагностическое;
- консультативное;
- коррекционно-развивающее;
- просветительское;
- методическое;
Диагностическое направление
Всего за первое полугодие 2019-2020 учебного года индивидуальной диагностикой охвачено 103 учащихся, групповых диагностик проведено 43.
В течении первой четверти осуществлялся мониторинг имеющихся у школьников трудностей. В связи с этим, работа началась с традиционных методов сбора информации. Проведены беседы с учителями, осуществлено наблюдение за детьми в урочное и в неурочное время.
Первый класс школы — один из наиболее важных и трудных периодов в жизни детей. Поступление ребенка в школу приводит к эмоционально-стрессовой ситуации: изменяется привычный стереотип поведения, возрастает психоэмоциональная нагрузка. Школа с первых же дней ставит перед ребенком целый ряд задач, не связанных непосредственно с его предыдущим опытом, но требующих максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил. На ребенка влияет комплекс новых факторов: классный коллектив, личность педагога, изменение режима, непривычно длительное ограничение двигательной активности и, конечно, появление новых, не всегда привлекательных обязанностей.
Поэтому так важно уже с первого класса обеспечить эмоциональное благополучие и адаптацию первоклассников, создавать условия развития детей, связанное с формированием познавательных интересов, умений и навыков мыслительной деятельности, произвольности и самостоятельности, поддержать интерес к обучению.
В рамках проведения групповой диагностики проводились различные исследования:
1. Обследование первоклассников осуществлялось по следующим методикам: «Шифровка» Векслер, «Графический диктант» Д.Б. Эльконина, «Срисуй фигуры», «10 слов» А.Р. Лурия, «Запомни картинки», «Найди закономерности», «4- лишний», «Аналогии» по методике Э.Ф.Замбацявичене, «Дорисуй круг» О.М. Дьяченко, «Закончи предложение», «Самое непохожее» А.Я. Ивановой, рисунок «Что мне нравиться в школе», цветовой тест Люшера, «Лесенка» В.Г.Щур, «Домики» О.А. Ореховой.
Данный комплекс методик, позволил оценить уровень сформированности компонентов учебной деятельности - возможность работать в соответствии с фронтальной инструкцией, умение самостоятельно действовать по образцу, умение переключаться на выполнение нового задания. Кроме того, оценивался уровень работоспособности, уровень развития моторных навыков, внимания, памяти, воображения, словесно-логическое мышления, а также произвольности и волевой регуляции, самооценки и обучаемости; уровень сформированности пространственных представлений, которые также являются неотъемлемой составляющей когнитивного развития ребенка. Так же была дана оценка уровня адаптации первоклассников.
2. Во 2-м классе изучалось вербально-логического мышления по методике Замбацявичене, с целью определения уровня развития понятийного мышления и мыслительных операций. Дополнительно проведено социометрическое исследование «Два домика» Т.Д.Марцинковской для изучения структуры взаимоотношений в классном коллективе.
3. В течении первого полугодия проведена комплексная оценка уровня сформированности УУД учащихся 3-4 классов. Изучалась познавательная сфера, школьная мотивации, регуляторные умения и уровень тревожности.
Были применены следующие методики: тест Мюстерберга «Найди слова в предложениях», «Изучение логической памяти», «Предметная классификации», «Аналогии» по методике Э.Ф.Замбацявичене, «Числовые закономерности» Липпмана, тест на определение уровня произвольной регуляции деятельности,
«Исправь ошибки» проба на внимание П.Я. Гальперин, С.Л.Кабылицкая , «Составь фразу из трех слов», «Существенные признаки», «Тест простых поручений» Э.Р. Ахмеджанов, «Мотивы учебной деятельности» М.Р. Гинзбурга и отношения к школе по модифицированной методике Н. Г. Лускановой.
Среди учащихся 3–х классов проводилось изучение школьной тревожности по методике Филлипса.
Для определения готовности учащихся 4-х классов к переходу в среднюю школу, так же был проведён тест школьной тревожности Кондоша и личностный тест Р. Кеттелла, направленный на выявление основных черт характера, их влияние на поведение и путей их коррекции.
При исследовании первоклассников, диагностику прошли все учащиеся в количестве 59 ученика, в форме группового и индивидуального тестирования.
В ходе исследования были получены следующие результаты:
Познавательная УУД |
| Внима- ние | Вообра- жение | Память | Мышление | Речь | Общее |
10 слов кр.слуховая | «Запомни картинки» кр. зрит. | наглядно-образное | словесно-логическое | Закончи предло-жение |
Шиф- ровка | дорисуй круги | Объем | Ск-сть | Долг. | Законо- мерости | 4-лиш- ний | анало-гии |
Уровни | 1-а класс |
высокий | 8 | 9 | 7 | 7 | 13 | 7 | 10 | 13 | 9 | 7 | 1 |
средний | 10 | 12 | 23 | 23 | 15 | 10 | 12 | 11 | 12 | 15 | 23 |
низкий | 12 | 9 | 0 | 0 | 2 | 8 | 8 | 6 | 9 | 8 | 6 |
1-б класс |
высокий | 18 | 13 | 14 | 15 | 12 | 11 | 13 | 16 | 18 | 6 | 4 |
средний | 10 | 10 | 13 | 12 | 12 | 11 | 12 | 11 | 8 | 20 | 24 |
низкий | 2 | 6 | 2 | 2 | 5 | 7 | 4 | 2 | 3 | 3 | 1 |
Регуляторные УУД |
| зрительно-моторная регуляция | пространст-венные представления | саморегу-ляция | моторика | работоспо-собность | темп деятельности | Общее |
Уровни | 1-а класс |
высокий | 11 | | 11 | | 8 | | 6 | | 6 | | 7 | | 2 |
средний | 13 | | 2 | | 2 | | 23 | | 11 | | 3 | | 15 |
низкий | 0 | | 17 | | 20 | | 1 | | 13 | | 20 | | 13 |
1-б класс |
высокий | 14 | | 14 | | 13 | | 7 | | 18 | | 19 | | 8 |
средний | 15 | | 5 | | 1 | | 22 | | 9 | | 3 | | 19 |
низкий | 0 | | 10 | | 15 | | 0 | | 2 | | 7 | | 2 |
Для успешного обучение большое значение имеет самооценка, как один из компонентов личностных УУД ученика.
Уровень личностных УУД (самооценка) первоклассников:
1-а класс :
-высокий-14(47%)
-средний- 16(53%)
-низкий- 0
1-а класс :
-высокий-13(45%)
-средний- 15(52%)
-низкий- 1(3%)
52% первоклассников имеют адекватную самооценку. У них сформировано положительное отношение к себе, умеют оценивать себя и свою деятельность. Они уверены в себе, активны, уравновешенны, быстро переключаются с одной деятельности на другую, настойчивы в достижении цели. Стремятся сотрудничать, помогать другим, общительны и дружелюбны.
46% учащихся первых классов демонстрируют завышенную самооценку (что является возрастной нормой для данного возраста).
Учащиеся с заниженной самооценкой -2%.
Вывод:
Общий уровень школьной зрелости и готовности к обучению в школе у большинства первоклассников – средний, что соответствует достаточному уровню развития всех психических процессов. При этом, незначительные проблемы в развитии определенных сфер могут потребовать дополнительной психологической и педагогической поддержки.
У первоклассников ывыделяется низкий уровень сформированности регуляторных умений.
Структура выявленных у детей нарушений следующая:
-незрелость отдельных форм мышления;
-низкая концентрация внимания и памяти;
-нарушена ориентировка в понятиях право-лево;
- недостаточно сформировано умение действовать по инструкции, произвольность деятельности и внимания, самостоятельность школьника, проявление самоорганизации и саморегуляции поведения.
Можно отметить несколько особенностей поведения, характеризующих его незрелость – медлительность, расторможенность, отвлекаемость, низкая работоспособность. Следует учитывать, что нарушение поведения можно объяснить недостаточной регуляторной зрелостью.
Диагностика общего уровня адаптации первоклассников проводилась в декабре 2018г.
Для общей оценки уровня адаптации проведена следующая работа:
- проанализированы данные о заболеваемости первоклассников и их обращение за медицинской помощью в школе за прошедший период;
- опрос родителей с помощью анкет;
- экспертная оценка учителя на выявления проблем в учебной деятельности учащихся;
- групповое обследование первоклассников с помощью проективной методики личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций «Домики» О.А.Ореховой.
Общий результат:
Уровень адаптации | Количество учащихся | Процентное выражение |
Достаточный (высокий) | | 30 | 51% |
Частичный (средний) | | 29 | 49% |
Недостаточный (низкий) | | 0 | 0 |
Дети с высоким и средним уровнем адаптации разделились почти поровну.
В целом, адаптация прошла достаточно хорошо, но у некоторых детей наблюдаются нарушения в различных сочетаниях. Особенно характерно следующее сочетание факторов:
Недостаточная произвольность психических функций;
Чрезмерная расторможенность;
Низкая учебная мотивация;
Низкая интеллектуальная деятельность.
При этом, у 10 учащихся преобладают отрицательные эмоции, доминирует плохое настроение и неприятные переживания.
На каждый конкретный случай было обращено внимание учителя совместно с родителями, даны необходимые рекомендации по преодолению выявленного психологического неблагополучия.
В результате были определены 11учеников с изким уровнем развития регуляторных умений для включения их в программу коррекционно-развивающих занятий.
В ноябре 2018г. среди учащихся 2-х классов определялся уровень интеллектуального развития.
Всего было обследовано 27 ученика.
Результаты обследования:
Уровни успешности | ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД |
Интеллектуальное развитие |
Субтест 1 | Субтест 2 | Субтест 3 | Субтест 4 | Общее |
2-а |
высокий | 10 | 9 | 2 | 2 | 2 |
средний | 13 | 18 | 4 | 17 | 16 |
низкий | 4 | 0 | 21 | 8 | 9 |
При анализе результатов отдельно по субтестам у большинства учащихся затруднения вызвал субтест № 3 на словесно-логическое мышление. Выявлен низкий уровень сформированности логического действия на умение делать умозаключения по аналогии. Не сформированы, в полной мере, умения анализировать и обобщать выделенные признаки. При этом, испытуемым характерны способность классифицировать.
Диагностика межличностных отношений, определение круга
значимого общения при помощи методики «Два домика» Т.Д.Марцинковской.
В результате изучения коммуникативной сферы в 2-а классе выявлено:
«Социальные звезды» - 7(27%)
Популярные «Предпочитаемые» - 16(62%)
Пренебрегаемые-2 (8%)
Изолированные- 1(3%)
Опираясь на данные исследования с учетом взаимных положительные и отрицательные выборов а для 2-а класса характерен средний уровень благополучия взаимоотношений в классе.
Классным учителям рекомендовано способствовать сплочению членов класса, выработка более дружеских и гуманных взаимоотношений.
С сентября по декабрь 2018г. в 3-х и 4-х классах оценивался уровень сформированности УУД.
Результаты диагностического обследования:
класс/количество учащ. | Познавательные УУД | Личностные УУД | Регуляторные УУД |
высокий уровень | средний уровень | низкий уровень | высокий уровень | средний уровень | низкий уровень | высокий уровень | средний уровень | низкий уровень |
кол-во | % | кол-во | % | кол-во | % | кол-во | % | кол-во | % | кол-во | % | кол-во | % | кол-во | % | кол-во | % |
3-а (27) | 4 | 15 | 19 | 70 | 4 | 15 | 17 | 63 | 3 | 11 | 7 | 26 | 5 | 19 | 20 | 74 | 2 | 7 |
3-б (30) | 6 | 20 | 21 | 70 | 3 | 10 | 19 | 63 | 5 | 17 | 6 | 20 | 13 | 43 | 16 | 53 | 1 | 4 |
4-а (17) | 13 | 76 | 3 | 18 | 1 | 6 | 3 | 18 | 14 | 82 | 0 | 0 | 8 | 47 | 9 | 53 | 0 | 0 |
4-б (21) | 0 | 0 | 19 | 90 | 0 | 10 | 5 | 24 | 16 | 76 | 0 | 0 | 6 | 29 | 12 | 57 | 3 | 14 |
Уровень школьной тревожности:
Выявлены дети:
3-а класс:
- с высокой тревожностью - 2 (7%) человек, с повышенной тревожностью - 11(40%) человека;
3-б класс:
– с высокой тревожностью – 10(35%) человек, с повышенной тревожностью – 6(20%) человек;
Наибольшую тревожность среди учащихся вызывают факторы - «страх ситуации проверки знаний», « страх самовыражения» и «страх не соответствовать ожиданиям окружающих».
Вывод: Большинство учащихся имеют средний уровень развития познавательной сферы.
При анализе результатов отдельно по субтестам в 3-а и в 4-б классах наибольшие затруднения вызвали тесты на внимание и словесно-логического мышления ( действие по «аналогии» и «умозаключения»). Не сформированы в полной мере умения сравнивать, анализировать и обобщать выделенные признаки.
Учебная мотивация в 3-х классах у большинства соответствует высокому уровню, а в 4-х классах – средний уровень учебной мотивации.
Уровни | Тревожность |
школьная | самооценочная | межличностная | общая |
кол-во | % | кол-во | % | кол-во | % | кол-во | % |
| 4-а класс |
высокий | 6 | 35 | 5 | 29 | 4 | 23 | 3 | 18 |
средний | 8 | 47 | 5 | 29 | 10 | 59 | 11 | 64 |
низкий | 3 | 18 | 7 | 42 | 3 | 18 | 3 | 18 |
| | 4-б класс |
высокий | 9 | 43 | 5 | 24 | 7 | 33 | 7 | 33 |
средний | 11 | 52 | 12 | 57 | 12 | 57 | 14 | 67 |
низкий | 1 | 5 | 4 | 19 | 2 | 10 | 0 | 0 |
По результатам всех исследований составлена справочная документация. С учителями проводилось обсуждение полученных результатов. Были определены уровни подготовленности первоклассников к обучению, выявлены дети с угрозой риска школьной дезадаптации и индивидуальными особенностями, с низкой познавательной сферой. Проведены углублённые обследования учащихся, на основании которого составлялись рекомендации по дальнейшему психолого-педагогическому сопровождению.
Оценивая проведенную диагностическую работу, можно сделать вывод о том, что имеющиеся в распоряжении методики и собственные профессиональные знания позволяют достаточно точно и полно определять различные проблемы и нарушения, имеющиеся у учеников.
2. Профилактическое и коррекционно-развивающее направление
С сентября 2019г. проводились профилактические занятия по предупреждению дезадаптации у первоклассников. В дальнейшем, опираясь на результаты проведенных диагностик, а также по запросам учителей и родителей, осуществлялось проектирование и реализация индивидуальных и групповых коррекционно - развивающих занятий, направленных на развитие у учащихся необходимых качеств для более успешной адаптации и преодоления трудностей в когнитивной, эмоционально-поведенческой и коммуникативной сферах.
Основная тематика профилактических и коррекционно-развивающих занятий, проведенных за первое полугодие 2019-2020 учебного года:
1. Программа «Введение в школьную жизнь» - 10 занятий.
Цель: профилактика и коррекция дезадаптации у первоклассников.
2. Сказкотерапия. Сказки для школьной адаптации.
Цель: Профилактика дезадаптации первоклассников в школе – 20 занятий.
3. Проведение тематических классных часов для учащихся.
Цель данных мероприятий: познакомить учащихся с актуальными для их возраста проблемами в интерактивной форме, дать возможность учащимся путем рефлексивного анализа расширить представления о себе и сформировать активную позицию в отношении возможности преодоления имеющихся трудностей.
Цикл занятий:
Игра-занятие «Выработка школьных правил».
Цель: формирование правильного поведения на уроке.
Профилактическое развивающее занятие «Какой Я».
4. Программа занятий по коррекции регуляторных умений.
Цель: создание предпосылок для успешного овладения учебной деятельностью, формирование произвольности и саморегуляции.
5. Индивидуальные коррекционные занятия для развития УУД учащихся.
Цель: коррекция и развитие недостаточного и низкого уровня развития УУД
у учащихся 1-4 классов.
6. Программа тренинговых занятий «Профилактика дезадаптации учащихся при переходе из начальной школы в среднее звено»- 10 занятий.
Цель: Предупреждение дезадаптации учащихся при переходе из начальной школы в среднее звено. Формирование навыков адекватного общения со сверстниками в окружающем социуме, снижение ситуативной тревожности.
7. Программа коррекционно-развивающих занятий для детей с низким уровнем учебной мотивации.
Цель: повышение школьной мотивации.
В работе с учащимися использовались разнообразные формы и методы работы: групповые и индивидуальные занятия, применялись элементы сказкотерапии, арт-терапии, песочная терапия, релаксационные техники при посещении сенсорной комнате.
31.10.2019г. среди педагогического коллектива проводилась деловая игра «Педагогические ситуации».
Цель. Продемонстрировать умения анализировать и решать ситуативные педагогические задачи, ролевое обыгрывание ситуации (в том числе конфликтных).
С 18-22 ноября 2019г. было проведено тематическое мероприятие «Неделя психологии»
Формы проведения: Работа с плакатами, информационные стенды, психологические акции, игры-конкурсы, классные часы, развивающие игры на перемене и просветительские видеоролики с применением интерактивной доски, анкетирование, тренинг, психологическая разгрузка.
Основной целью акций было расширение жизненного пространства участников за счет внесения в их жизнь новых дополнительных смыслов, чувственных красок, культурных значений. развитие интеллектуального и творческого потенциала обучающихся начальных классов, приобщение к психологической культуре, способствующее личностному росту и самоактуализации каждого ребенка, сплочение обучающихся, родителей и педагогов, развитие у учащихся навыков взаимопонимания, терпимости, сотрудничества и дружбы. Важными особенностями акций хотелось бы отметить ненавязчивость и необычность. Акции на время своей жизни создали в школе определенный настрой, доминирующее эмоциональное состояние.
III. Экспертная работа
Посещение занятий, уроков для изучения адаптации обучающихся.
Среди родителей учащихся 3-б класса 24.12.2019г. проводилось анкетирование с целью выявления показателей, характеризующих комфортность условий, в которых осуществляется образовательная деятельность (основание: Приказ №114 от 13 марта 2019г. Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования, основным программам профессионального обучения, дополнительным общеобразовательным программам).
В исследовании приняло участие 17 человек.
Использовалась анкета «Изучение удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения».
Результаты исследования:
Высокий уровень удовлетворенности - 88% (15человек),
Средний уровень удовлетворенности – 12% (2 человека).
Данную работу намечено продолжить во II полугодии.
По запросу администрации среди педагогического коллектива в ноябре 2019г. было проведено исследование вновь принятых молодых педагогов, с целью определения степени удовлетворенности педагогов жизнедеятельностью в школьном сообществе и своим положением в нем.
В исследовании приняло участие 6 человек.
Использовалась анкета для педагогов «Удовлетворенность педагогов жизнедеятельностью в учебном заведении».
По результатам исследования в целом, можно сказать о хорошей степени удовлетворенности молодых педагогов жизнедеятельностью в школьном сообществе и своим положением в нем. Процесс вхождения в коллектив прошел, в основном, безболезненно. Один педагог показал частичную удовлетворенность. С ней планируется проводить дополнительное наблюдение и оказание необходимой поддержку при необходимости.
IV.Просветительская и консультативная деятельность по вопросам, касающихся возрастной психологии, семейного воспитания посредством проведения лекций, бесед, групповых консультаций и т.д.
Данное направление деятельности реализовывалось в следующих формах.
За текущий период было проведено 30 индивидуальных бесед и консультаций со всеми субъектами образовательной среды: учениками, родителями, педагогами. Проблемы, затронутые на консультациях, имели, в основном, следующую направленность:
- эмоционально-поведенческую(агрессивность,тревожность,демонстративность и т.п)
- конфликтологическую;
- диагностическую;
-коммуникативную;
-релаксационную (способы снятия стресса);
Темы выступлений на родительских собраниях:
- « Первый раз в первый класс: адаптация первоклассников к школе»,
- «Первые трудности: как справиться?»,
- «Возрастные особенности второклассников»,
- Результаты диагностики.
Оформление тематического стенда «Уголок психолога».
V. Методическая работа.
Организационно-методическое направление является неотъемлемой частью деятельности каждого педагога-психолога. Подобная работа не всегда видна стороннему наблюдателю, однако, требует больших временных и энергетических затрат специалиста.
В рамках этого направления мною осуществлялось:
- планирование и анализ своей деятельности (составление годового, еженедельного плана работы, годового анализа работы, статистической справки);
- велась текущая документация (заполнение рабочего журнала, составление графика работы, оформление справок, обработка и анализ результатов диагностики, подготовка рекомендаций для учащихся, педагогов и родителей);
- подготовка материалов к консультированию, просвещению, коррекции и т.д. (изучение специализированной литературы, подбор диагностического инструментария, составление коррекционно-развивающих программ, разработка классных часов для учащихся, разработка и написание программ выступлений на родительских собраниях, создание базы диагностических методик, подготовка материалов для выступления на методических объединениях педагогов и оформления тематических стендов);
- подготовка к аттестации