Анализ работы по духовно-нравственному воспитанию
за 2018-2019 учебный год в 3а классе.
Обоснование выбора направления работы.
В настоящее время вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем современного общества.
Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации школьников являются национальные ценности: Россия, многонациональный народ РФ, гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа, человечество.
Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня.
Моя задача, как педагога - нейтрализовать негативное влияние, помочь родителям в воспитании детей, указать пути и условия формирования нравственности ребенка.
Работа по формированию духовно - нравственной культуры младших школьников включает:
внеклассную работу;
развитие творческой деятельности учащихся;
установление взаимодействия с родителями учащихся.
Моя работа, как воспитателя была направлена на повышение уровня воспитанности детей. На начало учебного года мной была проведена диагностика уровня воспитанности. Результаты таковы: уровень воспитанности 1,7 бал.
Уровень воспитанности класса по критериям за 2014-15 учебный год
№п/п | Критерии воспитанности | Начало уч. 2018-19г. Средний балл |
1. | Коллективизм, гуманизм | 1,8 |
2. | Трудолюбие | 1,8 |
3. | Честность | 1,7 |
4. | Самостоятельность и организованность | 1,7 |
5. | Любознательность | 1,6 |
6. | Эмоциональность | 1,7 |
7. | Формирование ЗОЖ | 1,4 |
Итого | 1,7 |
2.Были поставлены следующие цели и задачи.
ЦЕЛИ: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора. Формирование у школьников представления об общепринятых нравственных понятиях, ценностях, которые в дальнейшем станут ориентиром в различных жизненных ситуациях и понимании людей.
ЗАДАЧИ:
1. Выявить уровни сформированности духовно-нравственных качеств у младших школьников.
2. Выявить представления детей младшего школьного возраста о духовно-нравственных ценностях.
3. Способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений.
4. Прививать интерес к историко-культурному наследию страны.
5. Приобщать воспитанников к праздникам, традициям, народно-прикладному искусству, устному народному творчеству, играм своей Родины.
6. Опытно-экспериментальным путем подтвердить эффективность внеклассной работы в духовно-нравственном воспитании младших школьников.
3. Проведенная работа.
Организация духовно-нравственного развития и воспитание учащихся осуществляется по следующим направлениям:
нравственное и духовное воспитание;
трудовое, экологическое воспитание;
гражданско-патриотическое воспитание;
культуротворческое и эстетическое воспитание;
ЗОЖ, ПДД.
Все направления духовно-нравственного развития и воспитания важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций.
Внеклассная работа является логическим продолжением начатой на уроке работы с учителем. Я организую разнообразные формы внеурочной деятельности.
Основные формы работы: сюжетно-ролевая игра, настольная игра, игра-путешествие, игра-эстафета, викторины, КВН, выставка рисунков, заочные путешествия , беседы, конкурсы, праздники, внеклассные мероприятия, чтение художественной литературы, круглые столы, конкурсно-игровая программа, спортивное соревнование и т. д.
В направлении нравственное и духовное воспитание в течение учебного года проводились следующие мероприятия, где класс принимал непосредственное участие: игровое развлечение «Путешествие в страну Добра и Дружбы», праздничное мероприятие ко Дню Победы «Салют, победная весна!», посылка солдату, конкурс «Ученик года», презентация национальных блюд и чаепитие в классе с родителями. Проведены: беседа «Моя малая родина», беседа-дискуссия «Долг и совесть в жизни человека», беседа «Они защищали Родину», этическая беседа «Нехорошие слова, недобрые шутки», беседа «Город, в котором я живу». школа этикета. «Ты и твои одноклассники», показ презентации «Символы Российского государства», беседа «Доброжелательность в общении», дискуссия «Умейте дружбой дорожить», занятие «Обязательность. Дал слово - держи его», литературная викторина « О дружбе, доброте и отзывчивости» и т. д.
В направлении гражданско-патриотическое воспитание были проведены: круглый стол «Мы хотим жить в мире», показ презентации «Юные герои войны», показ видеоролика «Блокада Ленинграда», викторина «Угадай по описанию» (военные профессии), круглый стол «Кем из своих предков я горжусь?», показ видеоролика «Подвигу жить в веках», беседа-дискуссия «С чего начинается Родина», занятие « Права и обязанности детей», разучивание стихотворений и выступление детей на школьном мероприятии ко Дню героев Отечества и т. д.
В направлении трудового и экологического воспитания в течении года проводились: генеральные уборки в классе в конце каждой четверти, дежурство в живом уголке (уход за комнатными растениями), показ презентации «Наша планета Земля», устный журнал «Наши друзья птицы в русском народном творчестве», беседа-рассуждение «Что значит быть бережливым?», показ презентации «Природа и я - одна семья», беседа-практикум «Культура приветствия, обращения, знакомства», викторина «Всё о нашей матушке – Земле», книжная мастерская «Береги книгу!», показ презентации «Растительный мир родного края» и т. д.
В направлении культуротворческое и эстетическое воспитанипе проведены: беседа + презентация «Что такое хорошо и что такое плохо» в пословицах русского народа, чтение « Сказки народов севера», презентация «Зима в творчестве русских художников», чтение и обсуждение народной русской сказки «Доброе слово», показ видеоролика посвященного художнику Григорию Журавлеву «Калека?!!» и т.д.
В направлении ЗОЖ и ПДД проводились: КВН « Наше здоровье», беседа «Зачем нужно заниматься спортом?», изготовление плаката «Мы за ЗОЖ, д/игры «Собери дорожный знак», «Четвёртый лишний», показ презентации «Азбука юного пешехода», подвижные игры и т. д.
А так же принимали участие на выставках рисунков и в конкурсах детских работ: «Бабушка рядышком с дедушкой», «День учителя», «Национальные костюмы», «День матери», «День инвалидов», «Творческая Деда Мороза».
Взаимодействие с родителями класса: беседы, консультации, выступление на родительских собраниях на тему о поведении учащихся, их нравственности, воспитанности, взаимоотношениях с окружающими; привлечение родителей к участию в выставках рисунков, школьных мероприятиях.
Таким образом, систематическая работа по воспитанию духовно-нравственных качеств позволяет создать условия для осмысления детьми значимости для себя норм и правил поведения, развития ценностного отношения к себе, людям, окружающему миру.
Результативность.
Организовывая воспитательный процесс, я создавала атмосферу доброжелательности, понимания, ценности каждого ученика. Стремилась, чтобы каждый воспитанник чувствовал себя комфортно.
В результате выполнении намеченных действий, реализации воспитательных целей и задач по духовно-нравственному воспитанию, можно констатировать следующее: в уровне воспитанности наблюдается
положительная динамика. Уровень воспитанности вырос на + 0,2.
На начало учебного года уровень воспитанности: 1,7 бал.
На конец учебного года уровень воспитанности: 1,9 бал.
Общий средний балл за 2018-19 учебный год: 3,6
Уровень воспитанности класса по критериям за 2018-19 учебный год
№п/п | Критерии воспитанности | Начало уч. 2018-19г. Средний балл | Конец уч. 2018-19г. средний балл | Общий средний балл за учебный год | Повышение (понижение) |
1. | Коллективизм, гуманизм | 1,8 | 2,0 | 3,8 | + 0,2 |
2. | Трудолюбие | 1,8 | 1,9 | 3,7 | + 0,1 |
3. | Честность | 1,7 | 1,8 | 3,5 | + 0,1 |
4. | Самостоятельность и организованность | 1,7 | 1,8 | 3,5 | + 0,1 |
5. | Любознательность | 1,6 | 1,8 | 3,4 | + 0,2 |
6. | Эмоциональность | 1,7 | 1,8 | 3,5 | + 0,1 |
7. | Формирование ЗОЖ | 1,4 | 1,9 | 3,3 | + 0,5 |
Итого | 1,7 | 1,9 | 3,6 | 0,2 |
Анализ динамики результата воспитанности учащихся свидетельствуют о благоприятных изменениях, положительной динамике в воспитании. Эффективность собственной деятельности я определила, как достаточную.
Но несмотря на это, в процессе работы было выявлено следующее противоречие: между наличием знаний и умений, полученных детьми в процессе целенаправленной внеурочной деятельности и способами применения их в реальной жизни.
Данное противоречие позволяет сформулировать проблему: неумение воспитанниками применять приобретенные знания, умения и навыки, модели поведения в активной деятельности в социуме.
Поэтому в следующем учебном году планирую продолжить работу по духовно–нравственному воспитанию учащихся группы через различные виды деятельности, используя здоровьесберегающие, развивающие технологии, проектную деятельность.
Воспитатель ГПД: Головатая С.В.