СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Анализ работы по духовно-нравственному воспитанию

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Анализ содержит конкретные способы и методы исследования духовно-нравственного развития в школе

Просмотр содержимого документа
«Анализ работы по духовно-нравственному воспитанию»

Диагностика и анализ результатов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

Целью духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени среднего общего образования является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени среднего общего образования исходят из основных направлений, ценностных установок воспитательной деятельности.

  • Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

  • Развитие нравственных чувств и этического сознания.

  •  Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни

  •  Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни

  • Формирование ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание)

  • Формирование ценностного отношения к прекрасному; формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)

Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.

Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов — получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения.

Третий уровень результатов — получение обучающимися начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у школьников социально приемлемых моделей поведения. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.

Результаты духовно – нравственного развития оценить горазда сложнее, чем результаты учебной работы, так как не разработаны единые критерии оценки для анализа данной деятельности. Для оценки первого и второго уровней результативности данного направления мы используем метод наблюдения, который позволяет нам в реальной ситуации оценить приобретённые социальные знания и первичный опыт личного позитивного отношения к базовым ценностям каждого школьника.

Основные мероприятия, проводимые в школе, которые позволяют нам оценить те или иные аспекты духовно – нравственного развития и воспитания.

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека

Учащиеся получают представление о символах Российской Федерации, Свердловской области, Артемовского городского округа в процессе тематических бесед на классных часах, игр, конкурсных заданий, изучения курсов программ по внеурочной деятельности.

Приобретают первоначальный опыт ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры, знакомясь с героическими страницами истории России, истории и культуры родного края.

В процессе подготовки и защиты проектов «Социальное проектирование», «Моя малая родина», «Моя улица», «Мой класс и моя школа», «Моя родословная» ребята показывают приобретённые ими знания об истории и культуре родного края, улицы, школы, семьи и демонстрируют первичные коммуникативные и информационные навыки.

Учащиеся получают начальные представления о фольклоре, особенностях быта народов России через беседы, экскурсии в музей, тематические школьные выставки.

Ценностное отношение к своей малой родине, к образованию складывается у обучающихся во время встреч и бесед с интересными людьми, ветеранами ВОВ и участниками воинов-интернационалистов, явивших собой достойные примеры мужества, гражданственности и патриотизма.

Воспитание нравственных чувств и этического сознания

Школьники имеют начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения в школе, семье, общественности, в процессе бесед, классных часов, просмотра учебных фильмов, подготовки и защиты проектов, наблюдения и обсуждения поступков, поведения разных людей в педагогически организованных ситуациях.

Учащиеся узнают о традициях своей семьи, о необходимости бережного к ним отношения, участвуя в подготовке различных мероприятий.

Ребята овладевают навыками вежливого, приветливого, внимательного отношения к сверстникам, старшим и младшим школьникам, взрослым, через совместное обучение, участие в коллективных делах, взаимную поддержку, освоение опыта совместной деятельности.

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни

 В школьном возрасте дети приобретают начальный опыт участия в различных видах общественно полезной деятельности, умения и навыки самообслуживания через трудовые акции и дежурство в классе.

Дети моего класса имеют представление о различных профессиях, об условиях работы некоторых специалистов, полученные во время встреч с представителями разных профессий, бесед со своими родственниками, экскурсий на предприятия и организации города Клина и Московской области, создания и защиты презентаций «Труд наших родных».

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание)

В ходе экскурсий, прогулок, походов выходного дня учащиеся получают первоначальный опыт эмоционально-чувственного непосредственного взаимодействия с природой, приобретают навыки грамотного поведения в природе.

Участвуя в экологических акциях, десантах, в очистке территорий от мусора, подкармливая птиц и т. д., ребята приобщаются к природоохранительной деятельности.

Опыт самостоятельного общественного действия учащиеся получают, ухаживая за комнатными растениями в классе и дома, работая на пришкольном участке.

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)

Представления детей об эстетических идеалах и художественных ценностях культуры России и её народов формируются посредством познавательных экскурсий, посещения памятников зодчества и объектов современной архитектуры, знакомства с произведениями искусства в музее, на выставках, по репродукциям.

Умение видеть прекрасное в поведении и труде людей закладывается при встречах с местными мастерами прикладного искусства, при наблюдении за их работой. Наблюдения за детьми показали, что они умеют различать добро и зло, отличать красивое от безобразного, плохое от хорошего, созидательное от разрушительного.

Дети получают первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, умение выражать себя в доступных видах и формах художественного творчества, участвуя в различных конкурсах - стихов, рисунков, поделок.

Участие вместе с родителями в подготовке и проведении тематических выставок, мероприятий, в экскурсионно-краеведческой деятельности и многое другое способствует формированию художественного творчества, развитию кругозора.

Воспитание ценностного отношения к здоровью и ЗОЖ

Наблюдения за учениками и беседы с ними показали, что дети имеют первоначальный опыт здоровьесберегающей деятельности, имеют представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, знают о негативном влиянии компьютера, телевизора на здоровье человека.

Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени среднего общего образования осуществляются не только образовательным учреждением, но и семьёй.

Школа использует следующие формы работы с семьёй: общешкольное родительское собрание, реализуется программа «Родительский всеобуч», программа по профилактике безнадзорности», родительский лекторий по параллелям, мастер – классы с участием родителей, мероприятия с участием родителей. Такие мероприятия сближают школу и семью, повышают активность родителей в делах школы, благоприятно влияют на межличностные отношения в семье.

В школе с 2018 года организован волонтерский отряд «Данко», участники которого активно участвуют в различных акциях, помогают в проведении мероприятий, в организации свободного отдыха младших школьников.

Учащиеся активно участвуют в проведении благотворительных концертных программ торжественных мероприятий: –День Победы, День матери, Международный женский день; в читательских конференциях, познавательных программах, литературных конкурсах, встречах с интересными людьми на базе Детской библиотеки; в акциях «Зеленые страницы», в праздновании Масленицы, Дня пожилого человека.

Для выявления результатов духовно – нравственного развития и воспитания используются следующие методы:

Тестирование (метод тестов)
Опрос, а конкретно виды опроса:

анкетирование  эмпирический социально-психологический метод получения информации на основании ответов обучающихся на специально подготовленные вопросы анкеты;

  • беседа – специфический метод исследования, заключающийся в проведении тематически направленного диалога между исследователем и учащимися с целью получения сведений об особенностях процесса воспитания и социализации обучающихся.

Психолого-педагогическое наблюдение  описательный психолого-педагогический метод исследования, заключающийся в целенаправленном восприятии и фиксации особенностей, закономерностей развития и воспитания.

Диагностику уровня воспитанности проводится по методике Н.П.Капустина. По этой методике ученик оценивает себя вместе с родителями, а ученика оценивает учитель и выводится итоговая оценка.

В результате реализации направлений по духовно-нравственному развитию и воспитанию, обучающиеся на ступени среднего общего образования достигают определённых воспитательных результатов, т.е. получают знания о себе и окружающем мире, приобретают опыт самостоятельного действия через участие в различных мероприятиях. В итоге происходит развитие обучающегося как личности, формирование его компетентности, идентичности.

Приложение

Анкета «Определение уровня воспитанности учащихся»

Цель: выявить уровень воспитанности ученика в школе.

Задачи: - определить состояние уровня воспитанности учащихся;

  • оценить и выявить тенденции в развитии воспитательного процесса;

  • наметить управленческие решения и составить программу регулирования и коррекции уровня воспитанности учащихся.

Объект исследования: система УВП в школе.

Предмет исследования: условия и факторы, обеспечивающие развитие личности в системе воспитания.

Рабочая гипотеза: постоянное диагностирование по параметрам развития личности создает возможность для своевременной коррекции деятельности по воспитанию личности.

Методы исследования: анкетирование.

Оценка проводиться по трехбалльной системе:

3 – да

2 – не совсем

1 – нет

По каждому качеству (критерию) выводится одна среднеарифметическая оценка.

  1. Любознательность:

  • мне интересно учиться;

  • я люблю читать;

  • мне интересно находить ответы на непонятные вопросы.

2. Я и природа (отношение к природе):

  • я берегу землю;

  • я берегу растения;

  • я берегу животных;

  • я берегу природу.

3. Я и школа:

  • я выполняю правила для учащихся;

  • я участвую в делах класса и школы;

  • я добр по отношению к другим людям.

4. Прекрасное в моей жизни:

  • я аккуратен и опрятен;

  • я соблюдаю культуру поведения;

  • ценю красоту в своих делах;

5. Я (отношение к себе):

  • я самоуправляю собой,

  • умею правильно распределять время учебы и отдыха;

  • у меня нет вредных привычек.


Оценивание общего уровня воспитанности школьника.

3 балла – высокий уровень

Школьник осознает свои учебные, общественные, трудовые и другие обязанности как долг перед обществом, коллективом, переживает свою сопричастность к делам коллектива, общества. Есть интерес, волевое стремление к учению, общественным и другим видам деятельности, самовоспитанию, потребность в трудовом образе жизни, положительных привычках. Учащиеся самостоятельны, активно участвуют в трудовых делах, умело ведут патриотическую, экологическую, культурно – образовательную и другую работу. Нравственные установки соответствуют требованиям и морали общества.

2 балла – средний уровень

Нравственные позиции характеризуются сочетанием убеждений, соответствующих требованиям общества, с эгоистическими, индивидуалистическими устремлениями. Учащиеся не всегда понимают ценности получения образования для собственного развития, если они не намерены учиться в ВУЗе. То среднее образование теряет для них смысл.

Такая позиция порождает ограниченность интересов школьников к учебным предметам, к трудовой, общественной и другим видами деятельности. Нередко – отрицательное отношение к труду при общем стремлении к учению. Многие личные интересы ставит выше общественных, а иногда и вовсе не считаются с последними. Самовоспитание направлено на развитие престижных, с их точки зрения, качеств. Знания учащихся часто поверхностны. Умения ограничены теми видами деятельности, которые для школьника престижны, нужны для его самоутверждения.

1 балл – низкий уровень

Школьники равнодушны к жизни страны, не испытывают сопричастности к делам коллектива, общества, не видят социального смысла в учении, в трудовой и другой деятельности. Необходимости в среднем образовании не осознают, что порождает отрицательное о ношение к труду, учению, стремление лишь к развлечениям, удовольствиям, праздному образу жизни. Знания по большинству предметов отрывочные, не связанные с жизненным опытом. Умения учебной, трудовой и других видов деятельности не достаточно сформированны.

9