Анализ работы районного методического объединения
учителей информатики и ИКТ Кяхтинского района за 2021-2022 учебный год
1. Аналитическая деятельность РМО
Организация деятельности районного методического объединения учителей информатики и ИКТ
В состав районного методического объединения учителей информатики входит 18 учителей. Руководитель – Колодина Наталья Анатольева, учитель информатики и ИКТ МБОУ «Хоронхойская СОШ» - учитель первой квалификационно категории.
Ф.И.О. | Образование | Школа | Пед. стаж | Квалификационная категория (год аттестации) | Тема самообразования |
Колодина Н. А. | Высшее, БГПИ, 1991г. | Хоронхойская СОШ | 29 | Первая, январь 2018 г. | Развитие информационной культуры учащихся |
Пудовкина Н. П. | Высшее, БРИОП | Усть-Кяхтинская СОШ | 22 | Первая, март 2018 г. | Формирование ключевых компетенций школьников при преподавании математики |
Колодина М. Н | Высшее БГУ -1988 | Усть-Киранская СОШ | 32 | Первая, март 2020 г. | Изучение и применение технологий деятельностного обучения. |
Максимов Е. А. | БРИОП «Методика преподавания информатики и ИКТ» | Кударинская СОШ | 13 | Первая, декабрь 2016 г. | Организация индивидуальной деятельности на уроках информатики |
Карпова Е. П. | | Чикойская СОШ | 9 | Соответствие занимаемой должности | Формирование информационной компетентности у обучающихся |
Митрофанов А. В. | Высшее ИРГТУ 2009, ГОУ ДПО БИПКиПРО», 2013 | Кяхтинская СОШ №1 | 24 | Первая апрель, 2022 | Развитие коммуникативных компетенций на уроках информатики |
Аносова М. Ю. | Высшее, ГОУ ДПО БИПКиПРО», 2014 | Кяхтинская СОШ №4 | 21 | Соответствие занимаемой должности | Методика подготовки старшеклассников к ЕГЭ |
Цыдыпова В.С. | Высшее ФГБОУ Бурятская государственная сельскохозяйственная академия | Кяхтинская СОШ №2 | 15 | Соответствие занимаемой должности | Активные формы обучения на уроках информатики |
Цыдыпова Т. С., | БРИОП «Методика преподавания информатики и ИКТ» | Кяхтинская СОШ №3 | | Соответствие занимаемой должности | Практическая работа обучающихся на уроках информатики, как средство формирования и развития информационной культуры учащихся |
Кожевникова Е. В. | Высшее БГУ -2008 | Большекударинская СОШ | 14 | Первая, 2016 г. | Деятельностный подход в обучении физики и информатики |
Очирова С.А. | Диплом о профессиональной переподготовке, ООО "ЦНОИ" Педагогическое образование: учитель математики и информатики, 15.11.2018 - 15.02.2019 | Наушкинская СОШ | 7 | Соответствие занимаемой должности | Совершенствование преподавания информатики с использованием различных методов |
Мункуева Е. Б. | Высшее БГУ -2008 | Мурочинская ООШ | 18 | Соответствие занимаемой должности | Использование информационных технологий в условиях введения ФГОС |
Лумбунов Б.А, | Высшее БГУ -2004 | Алтайская СОШ | 5 | Соответствие занимаемой должности | Формирование познавательного интереса у обучающихся на уроках информатики |
Митрошина Е. А. | Высшее | Шарагольская СОШ | | Первая, 2019 г. | Развитие коммуникативных компетенций на уроках информатики |
Намтаева О. В. | Высшее ВСГТУ, 2016 г. Переподготовка БРИОП | Энхэ-Талинская ООШ | 4 | Первая, 2019 г. | Изучение и применение технологий деятельностного обучения |
Бальчинов С. Б. | Высшее ВСГТУ, 2011 г. РИКУиО, 2013 г. | Субуктуйская ООШ | | Первая, 2019 г. | Формирование информационной компетентности у обучающихся |
Сметанина Т. М. | Высшее | Малокударинская СОШ | 18 | Соответствие занимаемой должности | Формирование познавательного интереса у обучающихся на уроках информатики |
Агафонова В. И. Чойбсонов В.Г. | БГУ заочное отделение | Тамирская СОШ | 11 | Соответствие занимаемой должности | Информационные технологии в преподавании математики и информатики: отбор содержания и методика их использования |
Всего учителей высшей категории – 0
Первой категории – 9 человек
Соответствие занимаемой должности – 9 человек. За прошедший год аттестацию подтвердил 1 человек.
РМО собирается не реже 3 раз в год в соответствии с планом работы РМО. План работы РМО утверждается на августовском совещании. В план работы РМО в течение учебного года могут быть внесены коррективы.
Для успешной деятельности РМО было необходимо:
изучить и проанализировать результаты работы учителей информатики;
изучить запросы учителей по методическому сопровождению при подготовке к ГИА и оказанию практической помощи молодым специалистам;
создать временную группу экспертов для оценки результатов муниципального тура олимпиады и НПК по информатике;
обсудить и утвердить план работы РМО на новый учебный год.
Организация конкурсов педагогического мастерства
Для того чтобы соответствовать профессиональному стандарту педагога, учителю необходимо постоянно самосовершенствоваться. Большую роль при этом играют конкурсы педагогического мастерства.
Конкурсы педагогического мастерства выявляют оригинальные, нетрадиционные подходы к обучению и воспитанию детей, стимулируют педагогическое творчество, дают возможность представить не только собственный опыт, но и познакомиться с разработками коллег. Ежегодно такой опыт учителя МО получают, выступая на школьных педагогических чтениях, участвуя в очных, заочных конкурсах и конференциях, школьных конкурсах. Основными формами работы по повышению педагогического мастерства стали:
участие в работе РМО, семинарах, конференциях, педагогических чтениях;
работа над индивидуальной методической темой;
участие в дистанционных и очных конкурсах.
ФИО | год | Уровень | Конкурс педагогического мастерства | Результат |
Колодина Н. А | 2020г. 2021 г. | Республиканский | Конкурс методических разработок по проблемам формирования межэтнической толерантности «Формирование межэтнической толерантности во внеурочной деятельности». | Диплом 2 степени. Разработка на печатана в сборнике. Участие |
Пудовкина Н. П. | 2022 | Всероссийский | Всероссийский педагогический конкурс «Методическая разработка» | Диплом 1 степени |
Максимов Е. А. | 2018 | Всероссийский | Дистанционный проект «Инфоурок» | Участие |
Организация районных семинаров.
Одна из форм организации методической работы – это семинары с проведением открытых уроков. Здесь учителя демонстрирует коллегам инновационный опыт, реализацию методической идеи, делятся опытом. На заседаниях РМО для обмена опытом используются доклады, сообщения, обсуждения, мастер-классы, практические занятия, представление методического и дидактического материала в печатном и электронном виде, презентации, открытые уроки. Тематика заседаний отражала основные проблемные вопросы, стоящие перед РМО. Заседания были тщательно продуманы и подготовлены. Выступления и выводы обосновывались на практических результатах.
В течение 2021-2022 учебного года прошло три плановых семинара.
Тема первого семинара «Повышение качества и актуальные задачи преподавания информатики в
бном году», были рассмотрены вопросы:
анализ работы РМО за 2020-2021 учебный год;
анализ ЕГЭ по информатике и ИКТ 2021, структура и изменения ЕГЭ 2022 по информатике;
актуальные вопросы преподавания информатики в 2021-2022 учебном году;
доклад «Коррекция рабочих программ с учетом рабочей программы воспитания»;
внесение предложений по включению тем в РП с учетом рабочей программы воспитания.
Второй семинар состоялся на базе Мурочинской ООШ. Тема семинара «Развитие функциональной грамотности на уроке информатики». Прошёл в формате он-лайн.
Третий практико-ориентированный семинар прошёл в Кяхтинской СОШ №1. Тема семинара «Актуальные вопросы преподавания информатики». В рамках семинара прошел открытый урок в 8 классе «Программирование циклов с заданными условиями окончания работы», затем учителем Митрофановым А. В. проведен мастер-класс «Лаборатория робототехники». Завершили работу семинара «круглым столом». Участники семинара с методистом РУО Бурантаровой Е. А. обсудили вопросы, связанные с изменением содержания ФГОС ООО. Рассмотрены такие вопросы как: «Структура и содержательные блоки примерной рабочей программы ООО по информатике. Использование имеющихся УМК» - Колодина Н. А., «Основные подходы к проектированию рабочих программ с помощью конструктора рабочих программ» - Намтаева О. В. Энхэ-Талинская ООШ, «Использование образовательных онлайн ресурсов, онлайн-платформ». Очирова С. А. - учитель Наушкинской СОШ
Информационная деятельность
Изучение новинок в методической литературе в целях совершенствования педагогической деятельности;
Продолжение знакомства с обновлёнными ФГОС ООО и СОО.
Организация методической деятельности
Деятельность методического объединения в 2021-2022 году строилась в соответствии с планом РМО, была направлена на решение методической темы: «Формирование функциональной грамотности на уроках информатики»
Цель работы методического объединения: «Изучение методик развития функциональной грамотности на уроках информатики».
Задачи районного методического объединения:
создать условия для внедрения и распространения положительного педагогического опыта.
стимулировать творческое самовыражение, раскрытие профессионального потенциала педагогов в процессе работы;
оказывать методическую помощь молодым специалистам, учителям информатики не имеющим специального образования;
создавать условия для самореализации, самовыражения обучающихся.
Основные формы работы РМО:
Организация и проведение открытых уроков;
Организация семинаров и круглых столов;
Сетевые формы работы: публикации статей, обмен опытом и пр.
Основные методы работы РМО:
Вербальные;
Поисковые;
Экспериментальные.
Все учителя информатики организовали участие учащихся 8-9 классов в тестировании по функциональной грамотности в разделе «Естественно-научные компетенции», «Глобальные компетенции» на портале «Российская электронная школа». В рамках школьных, предметных недель провели открытые мероприятия: «Час веселой информатики» для десятых классов – в Кяхтинской СОШ №4, «Своя игра» - в Хоронхойской СОШ. Кроме этого учителя выступают на методическом семинаре в школе по электронной среде «Работа на сайте Учи. ру». Учащиеся школ с учителями информатики приняли участие во Всероссийских проектах и акциях «Билет в будущее», Единый урок, Урок цифры, Час кода.
В течение учебного года создаются временные группы в количестве четырех - пяти человек для оценивания исследовательских работ учащихся, участвующих в конкурсах «Шаг в будущее», «Я – исследователь».
Консультативная деятельность
С целью ликвидации затруднений в педагогической деятельности по вопросам разработки рабочих программ учителей был проведён ряд мероприятий: на августовском семинаре прослушали доклад «Коррекция рабочих программ с учетом рабочей программы воспитания», рассмотрели предложения по включению тем в РП с учетом рабочей программы воспитания. В апреле на семинаре в Кяхтинской СОШ №1 провели круглый стол по вопросам перехода на обновлённые ФГОС ООО и СОО, в рамках которого были рассмотрены такие вопросы как: «Структура и содержательные блоки примерной рабочей программы ООО по информатике. Использование имеющихся УМК». «Основные подходы к проектированию рабочих программ с помощью конструктора рабочих программ». Энхэ-Талинская ООШ, «Использование образовательных онлайн ресурсов, онлайн-платформ».
Формы методической работы по повышению профессионального мастерства
5.1. Анализ работы по повышению профессиональной компетентности педагогических кадров
Большую роль в повышении профессионального уровня педагогов играет их самообразование. В 2021-2022 учебном году каждый учитель работал над интересующей его методической темой, связанной с единой методической темой РМО. Учителя методического объединения информатики практически все являются совместителями, поэтому ежегодно проходят курсы повышения квалификации не только по предмету информатика, дают открытые уроки и мастер-классы для учителей района, посещают онлайн вебинары.
Курсовая подготовка
№ | ФИО | Дата прохождения курсов | Место прохождения курсов | Тема | Количество часов | Школа |
1 | Колодина Н. А. | 16.11.2020 10.12.20.20 г. | АКПРО г. Москва | «Формирование ИКТ –грамотности школьников» | 72 | Хоронхойская СОШ |
02.03.2022-16.03.2022 | Инфоурок г. Смоленск | Современные педтехнологии в деятельности учителя» | 72 |
2 | Кожевникова Е. В. | 25.01.2020-24.12.2021 | ГАУ ДПО «БРИОП» | Формирование предметной компетентности учителя информатики. Постояннодействующий семинар | 72 | Большекударинская СОШ |
3 | Пудовкина Н. П. | 20.04.2022-21.04.2022 | ГАУ ДПО РБ «БРИОП» | «ФГОС НОО и ООО: особенности содержания и требования к его реализации» | 16 | Усть-Кяхтинская СОШ |
05.10.2021-07.10.2021 | ГАУ ДПО РБ «БРИОП» | «Организация образовательного процесса обучающихся с особыми образовательными потребностями» | 24 |
4 | Очирова С. А. | 17.08.2021 – 15.09.2021 | ЦНОиИ г. Санкт-Петербург, | «Обновленные ФГОС 2021» | 24 | Наушкинская СОШ |
5 | Аносова М.Ю. | Постояннодействующий семинар | Г. Улан-Удэ БРИОП | Формирование предметной компетентности учителя информатики | 72 | Кяхтинская СОШ №4 |
ООО «Центр инновационного образования и воспитания» г. Саратов | Цифровая грамотность педагогического работника | 285 ч |
«Подготовка к преподаванию информатики по программе Яндекс.Учебника» | Яндекс Учебник | 8 |
| «Подготовка организатора ППЭ» | ФГБУ «Федеральный центр тестирования» | |
Вебинары
№ | ФИО | Название курсов | Сроки | Место прохождения | Кол-во часов | Реквизиты (№ удостоверения, дата выдачи) |
1 | Пудовкина Н.П. | «От информатики для всех к информатики для каждого: базовый и углубленный уровень изучения информатики в основной школе по обновлённым ФГОС» | 08.10.2021 | Вебинар издательства «Просвещение» | 2ч. | |
2 | Кожевникова Е. В. | Проверочные работы на Якласс. Базовый уровень | 17 апреля 2021 | Якласс | 2ч. | 17044660 |
3 | Аносова М.Ю. | «От информатики для всех к информатики для каждого: базовый и углубленный уровень изучения информатики в основной школе по обновлённым ФГОС | 08.10.2021 | Вебинар издательства «Просвещение» | 2ч. | |
«Из опыта работы учителя: подготовка к ЕГЭ» | | «ООО Просвещение-Союз» | 2ч. |
«Подготовка к ЕГЭ по информатике» | | «ООО Просвещение-Союз» | 2ч. |
«Решение задач ЕГЭ с применением языка Python» | | «ООО Просвещение-Союз» | 2ч. |
«Решение практической части КИМ ОГЭ по информатике» | | «ООО Просвещение-Союз» | 2ч. |
«Подготовка учеников в 9 классе к сдаче ГИА по информатике» | | «ООО Просвещение-Союз» | 2ч. |
4 | Колодина Н. А. | «От информатики для всех к информатики для каждого: базовый и углубленный уровень изучения информатики в основной школе по обновлённым ФГОС. «Особенности разработки и реализации рабочих программ углубленного изучения математики и информатики» | 08.10.2021 24.05.2022 | Вебинар издательства «Просвещение» ИСРО РАО | 2ч. 2ч. | |
5 | Очирова С.А. | «Создание условий для формирования и развития основных общеобразовательных компетенций обучающихся и роль современных образовательных технологий в преподавании математики» | 24.08.2012 | Журнал «Вестник образования России» | 4 ч. | |
«Составление рабочей программы учебного предмета в соответствии с действующими ФГОС общего образования» | 23.11.2021г. | ООО «ЯКласс» | 2 ч. | |
«Виртуальные доски и интерактивные плакаты в коллективной работе и проектной деятельности обучающихся» | 30.11.2021г. | ООО «ЯКласс» | 2ч | |
«Цифровые ресурсы при изучении естественнонаучных предметов» | 20.04.2022г. | АО «Издательство «Просвещение» | 2ч. | |
Всероссийская конференция «Педагогическое мастерство. Pro качества и кейсы» | 31.03.2022г | ООО «ЯКласс» | 6ч. | |
5.2. Анализ уровня организации работы с одаренными детьми.
Каждый из учителей сталкивался с такими учениками, которых не удовлетворяет работа с учебником, им не интересна работа на уроке. Они читают словари энциклопедии, изучают специальную литературу. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется разными областями науки и техники, помочь ребятам наиболее полно раскрыть свои способности.
Учителя районного методического объединения используют различные формы работы с одаренными учащимися:
Факультативы
Предметные кружки
Конкурсы
Олимпиады и др.
Год | Школа | Учитель | Название конкурса | Кол-во учащихся | Уровень | Результат |
2021-2022 г. | Усть-Кяхтинская | Пудовкина Н. П. | «Инфознайка» | 69 | Международный | Сертификаты участия |
Зимняя олимпиада по программированию на платформе Uchi.ru | 41 | Всероссийский | 7 дипломов победителя, грамоты, сертификаты |
НПК «Шаг в будущее» | 1 | Муниципальный | Участие |
Хоронхойская СОШ | Колодина Н. А. | Байкальская перспектива | 3 | Республиканский | Сертификаты участников |
Большекударинская СОШ | Кожевникова Е. В. | Олимпиада «Информационная культура личности» | 3. | Муниципальный | Участие |
Кяхтинская СОШ №4 | Аносова М. Ю. | «Байкальская перспектива» | 4 | Республиканский | Диплом призера отборочного этапа Диплом победителя отборочного этапа Сертификаты участников |
Яндекс Учебник «Олимпиада по информатике для 6-11 кл» | 3 | Всероссийский | Участие |
| Наушкинская СОШ | Очирова С. А. | Всероссийская олимпиада школьников | 6 | Муниципальный | Участие |
В этом учебном году
5.3. Анализ обеспеченности обучающихся и педагогов учебно – методической литературой.
В 2021 – 2022 учебном году преподавание во всех школах велось по учебникам, допущенным и рекомендованным Минобрнауки РФ. 7 -11 классах - УМК Семакина И.Г., УМК Угриновича Н.Д. Босова Л.Л. , Босова А.Ю. Все учителя РМО имеют необходимую учебно – методическую литературу по предмету. Учащиеся 7-х классов (ФГОС) 100% обеспечены учебниками за счёт школы, учащиеся 8-11 классов также полностью обеспечены учебниками.
6. Управленческая и координационная деятельность.
Приоритетные направления деятельности в 2021-2022 году.
1. Прохождение курсов повышения квалификации;
2. Аттестация учителей-предметников;
3. Выявление проблем в работе педагогов по обеспечению качества результатов образования и
оказание методической и консультативной помощи;
4. Активное участие в работе РМО;
5. Организация внеклассной работы по предметам: (предметные недели, открытые мероприятия, конкурсы, олимпиады);
6. Подготовка учащихся к ОГЭ и ЕГЭ в условиях реализации ФГОС.
Вывод:
В 2021-2022 учебном году методическая работа учителей информатики и ИКТ проводилась в следующих направлениях:
• поисковая работа (участие в семинарах, научно-практических конференциях);
• руководство поисковой работой учащихся (участие в организации конференции учащихся);
• разработка методических материалов (разработка сценариев внеклассных мероприятий, подготовка мультимедийных учебных материалов);
• повышение квалификации учителей информатики и ИКТ (семинары, посещение курсов по предмету, работа с методической литературой);
Основная форма работы методического объединения - это проведение методических семинаров для изучения опыта коллег.
Вместе с тем обнаружены недостатки в методической работе МО:
• учителя мало участвуют в профессиональных конкурсах;
• недостаточная подготовка учащихся для участия в НПК;
• слабая подготовка учащихся для участия в предметных муниципальных олимпиадах.
Считаю, что основная проблема нашего МО в том, что практически все учителя информатики – это совместители, информатика для них не основной предмет, а предмет очень сложный, многим не хватает оборудования (компьютеров). Учителя неохотно посещают предметные курсы, не проявляют активности в НПК, может быть из-за большой загруженности. (Урок цифры, Билет в будущее, Уроки финансовой грамотности, Час кода, Профконтур, Навигатор, Школьные сайты, Различные виды тестирования и др.).
Хотелось бы отметить работу учителей Усть-Кяхтинской СОШ Пудовкиной Н. П., Кожевниковой Е. В. – Большеударинской СОШ, Кяхтинской СОШ №4 Аносовой М. Ю. Работу РМО можно признать удовлетворительной.
7